Бакалавриат
2019/2020
Изучение единичных случаев в психологическом исследовании
Статус:
Курс по выбору (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Кургинян Сергей Сергеевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
26
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 37.03.01 Психология. Учебная дисциплина относится к психологическому практикуму блока Б.ПД "Практики, проектная и/или научно-исследовательская работа". Программа ориентирована на формирование у студентов практических навыков в разработке методики исследования, основанной на изучении частных случаев. Она предназначена для студентов, интересующихся методологией экспериментально-психологического исследования в клинической практике и практиках индивидуального психологического консультирования и семейного психологического консультирования. Содержание дисциплины включает в себя базовые сведения по методологии психологии, количественным и качественным методам исследования в современной психологии личности, соотношению номотетического и идиографического подходов к исследованию единичного объекта. Для освоения дисциплины студент должен знать основы психологии в объеме, предусмотренном содержанием учебных дисциплин "Экспериментальная психология", "Психология личности и индивидуальных различий", "Качественные методы исследования в психологии" и психологических практикумов «Беседа» и «Наблюдение». В результате освоения дисциплины студент должен овладеть технологией организации психологического исследования методом единичного случая.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство с технологией организации психологического исследования методом единичного случая.
- Формирование практических навыков в разработке методики исследования, основанной на изучении частных случаев.
Планируемые результаты обучения
- способен осуществить выбор плана исследования, ориентированного на изучение частных случаев
- имеет представление о методологии качественного исследования частных случаев
- способен разработать концептуальную модель изучения частных случаев и организовать ее апробацию в психологическом исследовании
- владеет навыками сбора качественных данных и выбора приемлемых методов их обработки при анализе единичного/множественного случая
- имеет представление об основных требованиях, предъявляемых к презентации выводов из анализа случая
- имеет представление о требованиях к исследованиям методом изучения частных случаев в консультативной психологии
- способен описать исследование конкретного случая для консультирования
Содержание учебной дисциплины
- Введение в методологию изучения частных случаев (case study)Предпосылки возникновения метода изучения единичного случая (case study method) и одноименного подхода к изучению частных случаев (case study approach). Классические примеры идиографического и номотетического исследования с единичным объектом анализа. Типология случаев и их характеристика. Планы исследования, ориентированные на изучение единичного случая (single case study research) и множественного случая (multiple case study research).
- Планирование и проведение исследования частных случаевФормулирование целей и исследовательских вопросов. Принципы исследования, роль исследователя и качество собираемых данных. Методологическая триангуляция. Методы выбора случаев для их анализа. Концептуальная основа и разработка концептуальной модели единичного/множественного случая. Сбор данных. Интервьюирование и наблюдение при анализе частных случаев. Транскрибирование и кодирование данных. Виды анализа данных: тематический (категориальный) анализ, анализ соответствия паттернов (pattern-matching analysis) и анализ временных серий. Выводы по результатам анализа случая. Структура протокола случая: разделы и их функциональная значимость. Способы описания случая в протоколе исследования. Оценка качества описания протокола.
- Написание кейса для консультированияВыбор клиента. Психологический профиль клиента и краткое изложение обстоятельств случая (исходные данные). Описание представленной проблемы. Определение проблемы (диагноз). Интервенция. Решение проблемы. Следствия и заключение.
Элементы контроля
- Активность на занятияхДанный вид работы оценивается преподавателем с учетом всех критериев. Ее результатом является отметка в рабочей ведомости преподавателя в 1 балл. Итоговая оценка по аудиторной работе студента рассчитывается исходя из пропорции: 100% семинарских занятий, на которых предусмотрена оценка аудиторной работы, равно максимальному количеству баллов по шкале от 0 до 10. Так, например, если у студента из 11 семинарских занятий, аудиторная работа отмечена на всех 11-и, то итоговая оценка равна 10 баллам, если аудиторная работа отмечена только на 10-и семинарских занятиях, то оценка равна 9.1 балла и т.д. Итоговый балл за аудиторную работу в формуле расчета оценки за дисциплину включается без округления.
- Домашнее задание 1Работа сдается преподавателю по завершении занятия.
- Домашнее задание 2Работа сдается преподавателю по завершении занятия.
- Практическое заданиеЗадания и упражнения, выполненные в письменной форме сдаются в конце практического занятия преподавателю. Оценка практического задания осуществляется по его письменным материалам и их устному обсуждению на семинаре. Данный вид работы оценивается преподавателем с учетом всех критериев. Ее результатом является отметка в рабочей ведомости преподавателя в 1 балл. Итоговая оценка за практические занятия студента рассчитывается исходя из пропорции: 100% практических занятий, на которых предусмотрена оценка практической работы студента, равно максимальному количеству баллов по шкале от 0 до 10. Так, например, если у студента из 3 занятий, практическая работа отмечена на всех 3-х, то итоговая оценка равна 10 баллам, если практическая работа отмечена только на 2-х занятиях, то оценка равна 6.7 балла и, наконец, если практическая работа отмечена только на 1-м занятии, то оценка равна 3.3 балла. Итоговый балл за аудиторную работу в формуле расчета оценки за дисциплину включается без округления.
- Самостоятельная работаЗадание выполняется в письменной форме, обсуждается и сдается на практическом занятии.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.15 * Активность на занятиях + 0.25 * Домашнее задание 1 + 0.15 * Домашнее задание 2 + 0.2 * Практическое задание + 0.25 * Самостоятельная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Gerring, J. (2007). Case Study Research : Principles and Practices. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=185849
- Qualitative psychology : a practical guide to research methods, Smith, J. A., 2008
- Seawright, J., & Gerring, J. (2008). Case Selection Techniques in Case Study Research: A Menu of Qualitative and Quantitative Options. Political Research Quarterly, 61(2), 294–308. https://doi.org/10.1177/1065912907313077
- Yin, R. K. . (DE-588)136005616, (DE-576)163641544. (2014). Case study research : design and methods / Robert K. Yin. Los Angeles, Calif. [u.a.]: Sage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.380931494
Рекомендуемая дополнительная литература
- John Gerring. (2004). What is a case study and what is it good for. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4391DAED
- Levy, J. S. (2008). Case Studies: Types, Designs, and Logics of Inference. Conflict Management & Peace Science, 25(1), 1–18. https://doi.org/10.1080/07388940701860318
- Woodside, A. G. (2010). Case Study Research : Theory, Methods and Practice (Vol. 1st ed). Bingley: Emerald Group Publishing Limited. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=329086