• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Поэтика романа

Статус: Курс обязательный (Литературное мастерство)
Направление: 45.04.01. Филология
Кто читает: Школа филологии
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Blended
Прогр. обучения: Литературное мастерство
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Поэтика романа» у студентов являются: знакомство с основными разновидностями жанра романа, понимание основных компонентов романа и принципов их взаимодействия в тексте, овладение основными принципами анализа поэтики прозаического произведения большой формы, знакомство с основными этапами эволюции жанра романа в русской литературе XIX века, изучение литературной теории, освоение методологий и актуального филологического инструментария. По итогу слушатели курса должны знать основные подходы к определению жанра рассказа, ключевые периоды в развитии жанра в отечественной и зарубежной литературе; уметь выделять характерные черты жанра в тексте и анализировать его с применением методов филологического анализа; владеть навыками анализа и интерпретации письменного литературного текста и устного исполнения литературного с целью создания собственных текстов. Текущий контроль включает в себя участие студентов в дискуссиях. Курс завершается написанием итогового эссе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение представления об эволюции европейского (в частности русского) и американского романа ХХ века.
  • Осмысление взаимосвязи поэтики современного романа с поэтикой русского и европейского романа XIX века, а также прослеживание развития новых идей и новых жанров современной прозы.
  • Углубление знаний о жанре европейского романа, его традициях и эволюции на материале русской романистики ХХ века.
  • Знакомство с ключевыми текстами русского романа ХХ века в их взаимосвязях с мировой романистикой и русской романистикой XIX века.
  • Осмысление своеобразия современной романной и крупной фикциональной прозы в контексте традиций отечественной и мировой романистики.
  • Оттачивание навыков медленного, аналитического чтения крупных эпических форм и интерпретирования прочитанного с опорой на собственный читательский опыт, литературную критику и научные исследования, а также опыт коммуникации на основе опыта прочтения.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • знать важнейшие отечественные романы ХХ века в контексте времени их создания, творчества их авторов и эволюции романной формы
  • знать основные направления и жанры западной романистики ХХ века
  • знать основные типы и жанровые разновидности романов ХХ века, а также причины кризиса жанра в этот период и формы проявления этого кризиса
  • знать важнейшие интерпретации рассматриваемых произведений и полемику вокруг них в критике и литературоведении
  • уметь интерпретировать прочитанные романы с точки зрения эволюции романной формы и традиции, а также литературного процесса ХХ века
  • уметь сопоставлять прочитанные романы как по оси синхронии (литературный контекст), так и диахронии (литературная традиция, литературная эволюция), различая типологические схождения и генетические связи
  • уметь - выражать свою читательскую оценку и излагать интерпретацию в категориях литературной науки и критики, используя соответствующий терминологический аппарат
  • владеть навыком медленного чтения крупных эпических форм, в том числе и «неклассических»
  • владеть навыком наблюдения за собственным читательским восприятием и его динамикой
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • “Западный роман ХХ века”
    Тема 1. Введение: Двадцатый век в романе. Роман как мегажанр и как литературная форма. Основные тенденции в романе: описание сознание и повествование сознания, неомифологизм и создание мифопоэтических пространств); войны ХХ века; научная фантастика, феминистская литература; утопия, антиутопия, гетеротопия; пост/модернизм и чёрный юмор, кризис постмодернизма, “новая искренность”. Критическая литература: Rimon-Kenan S. Narrative fiction. Contemporary poetics (New accents). Routledge; 2 edition, 2003. Cohn, Dorrit. Transparent Minds: Narrative Modes for Presenting Consciousness in Fiction, 1978. Тема 2. Роман Вирджинии Вульф “На маяк”: модернистская психологическая проза. Репрезентация сознания. Реализм и психологически роман. Внутренний монолог, несобственно прямая речь и поток сознания. Ритм повествования. Проза и поэзия в модернизме. Критическая литература: Love J.O. Worlds in consciousness. Mythopoetic thought in the novels of Virginia Woolf. University of California Press, 1970. Sellers S. The Cambridge Companion to Virginia Woolf. Тема 3. “На маяк” Вирджинии Вульф и проза “потерянного поколения” Война как катастрофа и как фон. Проза “потерянного поколения” и новое сюжетосложение: поэтика Чехова, диалог, минимальная событийность. Гертруда Стайн, Хемингуэй, Сэлинджер. Критическая литература: Childs P. Modernism (3rd edition). Routledge, 2016. Аствацатуров А. И не только Сэлинджер. Десять опытов прочтения английской и американской литературы. Тема 4. “Свет в августе” Уильяма Фолкнера - неомифологизм и мифопоэтика Неомифологизм в европейской и американской литературы: от Фрэзера до Джозефа Кэмбелла. Миф в основе сюжета как интертекстуальное насыщение текста, создание нового мифа, магический реализм. Американская готика, понятие расы и расизм в творчестве Уильяма Фолкнера. мифопоэтическое пространство: Йокнапатофа, Комала, Макондо. Критическая литература: Lockyer, J. Ordered by words: language and narration in the novels of William Faulkner. Southern Illinois University Press 1984 Faulkner and the Southern Renaissance. Davis D.A. World War I and Southern Modernism. University Press of Mississippi, 2017 Тема 5. Научная фантастика и феминистская проза: “Левая рука тьмы” Урсулы Ле Гуин От мифопоэтики к созданию миров. Фантастика в ХХ веке. Жанровая литература как очаг новых литературных горизонтов. Неомифологизм и феминизм в прозе Урсулы Ле Гуин, антропология и новое представление о гендере и о расе. Женщина в фантастике: Урсула Ле Гуин и Маргарет Этвуд. Эко-нарратив: Урсула Ле Гуин и Фрэнк Герберт. Тексты для разбора: Ле Гуин У. Левая рука тьмы. Критическая литература: Bernardo, Susan M.; Murphy, Graham J. (2006). Ursula K. Le Guin: A Critical Companion (1st ed.). Westport, Connecticut, United States: Greenwood Press. Тема 6. Пост/модернизм и кризис постмодернизма: “Бесконечная шутка” Дэвида Фостера Уоллеса. От непостижимости истины к отсутствию истины, постструктурализм и разрушение идеологического дискурса. Ирония в модернизме и ирония в постмодернизме - Кальвино, Эко, чёрный юмор. Кино и попкультура: Кубрик и Линч, реклама. Утопия и антиутопия в ХХ веке - глобальные и локальные угрозы, от тоталитаризма к обществу потребления: "О дивный новый мир", Хайнский цикл. Основной текст, сноски и комментарии в художественной литературе. Фантастическое и реалистическое в прозе Дэвида Фостера Уоллеса. Тексты на разбор: Уоллес Д.Ф. Бесконечная шутка Walles D.F. Infinite Jest. Pynchon T. The crying of lot 49. Harper Perennial, 2006 (отрывок). Критическая литература: Holland, M. K. "'The Art's Heart's Purpose': Braving the Jacobs, T. "The Brothers Incandenza: Translating Ideology in Fyodor Dostoevsky's The Brothers Karamazov and David Foster Wallace's Infinite Jest." Texas Studies in Literature and Language 49.3 (2007): 265–292. Bresnan, M. "The Work of Play in David Foster Wallace's Infinite Jest". Critique: Studies in Contemporary Fiction 50:1 (2008), 51–68.
  • “Русский роман ХХ века”
    Тема 1. Введение: Жизнь и судьба романного жанра в ХХ веке. Классическая – неклассическая – постклассическая парадигма: смена антропологических моделей и проблема крупной эпической формы. «Конец романа» (О.Мандельштам). Типологии романной формы: роман «орнаментальный» vs «нарративный», «экстенсивный vs интенсивный» (Достоевский vs Толстой); Литература к курсу 1. Осип Мандельштам «Конец романа». Научная литература Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. Лейдерман Н.Л. Теория жанра. Екб: УрО РАО, 2010. Тема 2. Символистский роман Ф. Сологуба «Мелкий бес» Проблема реалистического мимесиса и его имитации в модернистской прозе конца XIX – начала ХХ века. Декадентство как мироощущение, антропология декаданса. Роман «Мелкий бес» в контексте биографического мифа Ф.Сологуба. «Передоновщина» как художественная модель социально-психологического явления. Передонов и Беликов Литература к курсу Ф. Сологуб. Роман «Мелкий бес»; А. Чехов «Человек в футляре» Научная литература: Гиппиус З. «Слезинка Передонова» // О Федоре Сологубе. Критика. Статьи и заметки. СПб.: Навьи Чары, 2002.; Тема 3. М. Шолохов «Тихий Дон»: исторический роман-эпопея в литературе ХХ века Проблема жанра «роман-эпопея» в ХХ веке: «вершинная эпическая форма» или идеологический конструкт литературоведения? Черты модернизма и социалистического реализма в романе. Судьба донского казачества в «Тихом Доне». Литература: М. Шолохов. Роман «Тихий Дон»; рассказ «Судьба человека». Научная литература: 3. Хватов А. Художественный мир Шолохова. М., 1970 (3-е изд. - 1978; 2-е изд. под заголовком: На стрежне Тихого Дона). Тема 4. В .Набоков «Приглашение на казнь»: роман-метафора Художественная философия индивидуализма и «объективации»; проблема восприятия в творчестве Набокова. Игра как мотив и как конструктивный прием в произведениях писателя. Жанр романа-антиутопии, его рецепция в «Приглашении на казнь». Литература: В. Набоков «Приглашение на казнь»; Ф.Кафка «Процесс». Научная литература: Ерофеев В. Русская проза Владимира Набокова // Набоков В. Собр.соч.: В 4 т. Т.1.- М.: Правда, 1990. С. 3-32. (или: В поисках потерянного рая (Русский метароман В.Набокова) – в кн.: В лабиринте проклятых вопросов. М., Сов. писатель, 1990, С.162-205); Тема 5. Б. Пастернак «Доктор Живаго» как «роман итогов». Роман «Доктор Живаго» как «итоговое произведение» в центре полемики о «гениальной неудаче» Пастернака. Поликодовость романа: «Доктор Живаго» на пересечении романных традиций (реалистический, модернистский, соцреалистический роман); Литература Б. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Научная литература Гаспаров Б. Временной контрапункт как формообразующий принцип романа Пастернака «Доктор Живаго». // Дружба народов. 1990. № 3. С.223- 241.; ; Поливанов К.М. «Доктор Живаго» как исторический роман. Вып. 33. Тарту, 2015. Смирнов И.П. Роман тайн «Доктор Живаго». М.: НЛО. 1996. Тема 6. В. Ерофеев “Москва - Петушки” Жанр произведения. Источники произведения: “библейский текст”, Радищев, русская классическая литература, социалистический реализм, сов. идеология и др. Герой-повествователь произведения: традиция, своеобразие, соотнесенность с реальным автором. Хронотоп произведения. Литература. В. Ерофеев “Москва - Петушки” Научная литература. Липовецкий. М. “Москва - Петушки” Венидикта Ерофеева. // Липовецкий М. Русский постмодернизм., Екатеринбург, 1997., С. 156-175 и Тема 7. С. Соколов “Школа для дураков” Своеобразие образа героя-повествователя в контексте традиции и современного литературного процесса, отношений. героя повести и автора-повествователя. Организация пространства и времени , их связь с раздвоением сознания героя повести. Литература: С. Соколов “Школа для дураков” Научная литература. Грасс Г. “Жестяной барабан”. Роман (люб. изд.); Фолкнер У. “Шум и ярость” Роман. (люб. изд.);
Элементы контроля

Элементы контроля

  • коллоквиум (неблокирующий)
  • эссе 1 (неблокирующий)
  • практикум по анализу фрагмента текста (неблокирующий)
  • эссе 2 (неблокирующий)
  • активность на семинарах (неблокирующий)
    Как лекции-беседы, так и семинары предполагают интерактивные формы взаимодействия с аудиторией, с использованием средств мультимедиа и презентаций, а также организации дискуссий по отдельным вопросам, и отличаются только тем, что на семинарских занятиях преподаватель выступает больше как организатор учебной беседы, чем как ее главный участник-спикер
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * активность на семинарах + 0.15 * коллоквиум + 0.15 * практикум по анализу фрагмента текста + 0.3 * эссе 1 + 0.3 * эссе 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • A. C. (2010). The Cambridge Companion to Virginia Woolf. Contemporary Review, 292(1698), 405. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=54625287
  • Hutcheon, L. (1988). A Poetics of Postmodernism : History, Theory, Fiction. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=96731
  • Rimmon-Kenan, S. (2002). Narrative Fiction : Contemporary Poetics (Vol. 2nd ed). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=102885
  • Sergeant, D. (2012). SUSAN SELLERS (ed.), The Cambridge Companion to Virginia Woolf. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F79871D4
  • Агеносов В. В. ; Отв. ред. Агеносов В. В.-ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-795-Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-3491-5: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-xx-veka-v-2-ch-chast-1-425564
  • Гиленсон Б. А.-ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-274-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-02564-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-zarubezhnoy-literatury-vtoroy-poloviny-xx-nachala-xxi-veka-433030
  • Отв. ред. Агеносов В. В.-ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-687-Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-3579-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-xx-veka-v-2-ch-chast-2-425565

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Современная русская литература 1950-1990-е годы. Т.1: 1953-1968, Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н., 2003
  • Современная русская литература 1950-1990-е годы. Т.2: 1968-1990, Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н., 2003