• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Психология здоровья

Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Бельченкова Антонина Вячеславовна, Лебедева Анна Александровна
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Психология здоровья» ставит своей задачей познакомить студента с многообразием взглядов на здоровье, что позволит поместить знания, полученные ранее в более широкий контекст, задаваемый многочисленными связями психологии с другими науками. Поскольку психология здоровья – это область знания, которая на сегодня является актуальной в современных междисциплинарных исследованиях, ее освоение будет ценно для выпускника, готовящегося начать работу в сфере исследований здоровья и качества жизни. Кроме того, обсуждение более узкой проблематики психологии здоровья позволит получить подготовку в области практики психологии здоровья, а также ближе изучить конкретные исследования и понятийный аппарат психологии здоровья как науки о поведении.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование основных представлений о здоровье человека и психологии здоровья.
  • Ознакомление с историей развития подходов к здоровью в психологии, основными понятиями, теориями и направлениями исследований в этих областях.
  • Формирование навыков психологического анализа психологического здоровья личности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ориентируется в существующих подходах к изучению здоровья (в том числе на междисциплинарном уровне).
  • Понимает суть биопсихосоциального подхода, его достоинства и недостатки. Знает основные контексты, в которых изучается качество жизни в науках о человеке.
  • Понимает особенности психологии здоровья как науки о поведении. Рассуждает о практических задачах психологии здоровья.
  • Ориентируется в междисциплинарном поле исследований здоровья и имеет представление о биомаркерах и нейромаркерах здоровья, используемых в крупных исследованиях. Рассуждает об основных вопросах психологии здоровья, связанных с проблемой психологической травмы и психологического роста.
  • Знаком с историей развития взглядов на духовное здоровье. Знаком с основными традициями и методами изучения духовных феноменов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Методологические подходы к здоровью. Общее представление о психологическом здоровье.
    1. Введение в психологию здоровья. Исторические корни современного понимания здоровья в психологии. 2. Подходы к здоровью. Определение психологического здоровья.
  • Современное понимание и подходы к изучению качества жизни.
    1. Проблема качества жизни в науках о человеке. 2. Субъективное качество жизни. Психологическое благополучие.
  • Психологическое и физиологическое здоровье.
    1. Междисциплинарный подход к здоровью. 2. Проблема иммунитета.. 3. Психосоматика.
  • Стресс и психологическая травма. Феномены посттравматического роста.
    1. Психологическое здоровье и психологическая травма. Понятие психологической резилентности. 2. Парадоксальный рост как реакция на травму.
  • Духовное здоровье и способы его изучения.
    1. История развития взглядов на духовное здоровье. Духовность и ее связь с психологическим и физическим здоровьем. 2. Духовное здоровье, духовные феномены и способы их изучения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Выступление на семинарах; доклады; работа в группах на семинаре и др.
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.4 * Выступление на семинарах; доклады; работа в группах на семинаре и др. + 0.2 * Контрольная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ryff, C., & Krueger, R. (Eds.) (2019). The Oxford Handbook of Integrative Health Science. Oxford University Press. Retrieved 19 Aug. 2019. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780190676384.001.0001.
  • Singer, B., & Ryff, C. D. (2001). New Horizons in Health : An Integrative Approach. Washington, D.C.: National Academies Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=87069

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Gruenewald, T. L., Seeman, T. E., Ryff, C. D., Karlamangla, A. S., & Singer, B. H. (2007). Combinations of Biomarkers Predictive of Later Life Mortality. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edssch&AN=edssch.oai%3aescholarship.org%2fark%3a%2f13030%2fqt2365n5d3