• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Эффективность интервенций в психологическом консультировании

Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Кисельникова Наталья Владимировна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 26

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин по выбору. В рамках данного практикума будут рассмотрены современные технологии оценки эффективности психологических интервенций. Студенты получат навыки оценки эффективности консультативных интервенций и разработки специальных программ прикладных исследований, направленных на оценку этой эффективности, в рамках различных типов консультативного взаимодействия.Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Общая психология. Основы психологического консультирования Основные подходы к психологическому консультированию Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: знать основы общей психологии; знать основы психологического консультирования; знать про основные подходы к психологическому консультированию; иметь навыки обращения с научной литературой, в том числе - электронными ресурсами НИУ ВШЭ; обладать навыками подготовки презентаций, устных докладов, домашних заданий. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: всех дисциплин специализации «Психологическое консультирование и исследование личности и семьи».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Эффективность интервенций в психологическом консультировании» являются: ознакомление студентов с ключевыми методологическими направлениями и проблемами организации исследования эффективности интервенций в психологическом консультировании и освоение базовых знаний в данной области.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает базовые методологические подходы к организации исследования эффективности интервенций в психологическом консультировании.
  • Имеет представление о преимуществах и ограничениях различных подходов к организации исследования эффективности интервенций в психологическом консультировании.
  • Умеет анализировать проблемы организации таких исследований и планировать организацию собственных исследований.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методологические подходы к исследованию эффективности интервенций в психологическом консультировании
    Понятие доказательной практики. Золотой стандарт исследований – рандомизированные контролируемые исследования (РКИ). Основные требования к организации РКИ. Ограничения и критика РКИ в психологическом консультировании. Натуралистические исследования эффективности интервенций в психологическом консультировании. Возможности и ограничения натуралистических исследований. Факторы эффективности психологического консультирования.
  • Исследования эффективности интервенций в разных школах психологического консультирования
    Сравнительные исследования эффективности интервенций в ведущих школах психологического консультирования: психоанализ, когнитивно-бихевиоральная терапия, семейная терапия, ориентированная на решение терапия, нарративная практика, экспириентальный подход, гештальт-терапия, стратегическая терапия, телесно-ориентированная терапия, психодрама, арттерапия, экзистенциальная терапия. Проблемы сравнительных исследований и сопоставимости результатов.
  • Планирование рандомизированных контролируемых исследований эффективности интервенций в психологическом консультировании
    Этапы реализации РКИ: постановка цели исследования, формулировка гипотез, формирование выборки, реализация консультативных интервенций, оценка их эффективности. Анализ факторов, затрудняющих получение достоверных результатов.
  • Методологические проблемы исследования эффективности интервенций в психологическом консультировании; проблемы применения результатов исследований с точки зрения индивидуальной практики и образования психологов-консультантов
    Рассмотрение исследований эффективности интервенций с точки зрения психолога-консультанта, ученого-исследователя, клиента, политика и менеджера в области здравоохранения: анализ и сравнение целей и ценностей, дискурс-анализ. Влияние контекста на определение эффективности интервенций в психологическом консультировании.
  • Личность клиента и терапевтических отношений и их влияние на эффективность интервенций в психологическом консультировании
    Исследование фактора личности клиента в контексте изучения эффективности интервенций в психологическом консультировании. Методологические проблемы в рамках количественной и качественной парадигмы исследований фактора влияния клиента на эффективность интервенций. Феноменология клиентского опыта в наиболее часто встречающихся контекстах оказания психологической помощи (медицина, частная практика, телефон доверия и др.). Инструменты.
  • Личность терапевта и его влияние на эффективность интервенций в психологическом консультировании
    Исследование фактора личности клиента в контексте изучения эффективности интервенций в психологическом консультировании. Таксономии психотерапевтических интервенций. Качественный и количественный подход к исследованию эффективности психолога- консультанта. Отслеживание эффективности интервенций самим психологом-консультантом в частной практике психологического консультирования: с целью получения супервизии, развития и повышения квалификации, развития школы, контакта с научным сообществом и др. Инструментарий для анализа случая и работы с протоколом терапевтической сессии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Орезультирующий = 0,4·Оэкзамен + 0,6·(0,6Отекущий+0,4Оауд.)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Индивидуальное психологическое консультирование: основы теории и практики: Учебное пособие/Р.М.Айсина - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 148 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование) (Обложка) ISBN 978-5-369-01467-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/508186

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Chambless, D. L., & Ollendick, T. H. (2001). EMPIRICALLY SUPPORTED PSYCHOLOGICAL INTERVENTIONS: Controversies and Evidence. Annual Review of Psychology, 52(1), 685. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.52.1.685
  • Гулина, М.А., Зинченко, Ю.П. Консультативная психология : учебник / М.А. Гулина, Ю.П. Зинченко. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 336 с. — (СУчебник для вузов). - ISBN 978-5-496-01134-1. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055266
  • Индивидуальное и семейное психологичекое консультирование, Алешина, Ю. Е., 2004