• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Эстетика и социология

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Мерт Ахмет
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Результаты освоения данного курса предполагают знакомство студентов с основными понятиями эстетической теории и их связью с социологической теорией, теоретическими подходами к изучению социальной природы эстетического восприятия. Студенты должны получить навыки работы с литературой по социологии и эстетике. Эстетика как философская дисциплина обладает богатым концептуальным аппаратом. Эстетический способ мышления во многом стал для социологии образцом для изучения не только сферы искусства, но и социальных вопросов. В этом курсе, с одной стороны, будут рассмотрены центральные понятия эстетики, такие как прекрасное, возвышенное, символ, метафора и т.д. и их связь с социологическими понятиями и логикой социологического теоретизирования. С другой стороны, в курсе акцент будет сделан на социологическом подходе к искусству и эстетическому вкусу, также будут изучены разные способы концептуализации и измерения эстетических представлений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса – познакомить студентов с особенностями эстетики как философской дисциплины, спецификой и методами проведения социологических исследований по эстетическим вопросам, возможностями практического применения полученных знаний, а также сформировать у учащихся представления о предмете, методах и задачах эстетики и социологии, их основных категориях, взаимосвязь между последними.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает проблемное поле и предмет эстетики и умеет рассуждать об основных проблемах эстетики и искусства.
  • Владеет навыками анализа и критики различных подходов к изучению эстетики и умеет рассуждать об их роли в системе философского знания различных философов .
  • Знает основные понятия эстетики. Умеет правильно воспользоваться эстетическими категориями.
  • Понимает культурные различия в эстетических предпочтениях. Анализирует потенциал социологического подхода к изучению эстетических явлений.
  • Знает основные понятия социологии искусства. Владеет навыками анализа искусства в современном обществе.
  • Понимает влияние эстетической теории на социологическое мышление.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Эстетика как философская дисциплина
    Проблемное поле и предмет эстетики. Специфика эстетического знания. Роль эстетики в системе философского знания. Историческое и теоретическое знание об искусстве. Объяснение и понимание искусства. Основные понятия эстетики. Роль эстетики и искусства в обществе
  • Основные понятия эстетики
    Основные понятия эстетической теории. Специфика концептуализации в эстетической теории. Чувственно-воспринимаемое и умопостигаемое. Прекрасное. Прекрасное в природе и прекрасное в искусстве. Прекрасное как связь между понятием и реальностью. Возвышенное. Адекватность выражения. Гений и талант. Духовный труд. Символ и знак. Метафора. Симметрия и правильность. Трагическое и комическое.
  • Социология искусства
    Специфика социологии искусства как исследовательского направления. Искусство как институт. Концепции творчества. Внутренние и внешние факторы, влияющие на искусство. Музей как социальное место. Вкусовые предпочтения и классовая принадлежность. Габитус.
  • Эстетический подход в социологической теории
    Эстетические категории в социологической теории. Теория знака и символа. Тотем как символ. Драматургическое в социологии действия и повседневности. Метафоры в социологической теории. Влияние искусства и эстетики на социологию. Художники как источник метафоры для классиков социологии. Кейс Вебера и Толстого.
  • Обнаружение социальной природы эстетического
    Связь эстетических категорий с онтологическими и эпистемологическими категориями. Прекрасное рядом с истинным и добрым. Культурные различия в эстетических предпочтениях. Прекрасное как не-абсолютное. Социальная природа прекрасного. Социальные элементы в гегелевской системе эстетики. Путь к социологии искусства.
  • Классические эстетические теории
    Критерии отнесения теоретиков эстетики к классикам и их влияние на философию. Каллистика Платона. Аристотель о прекрасном. Поиск общих законов у Юма. Кантовская критика способности суждения. Эстетическое суждение Канта. Связь эстетического суждения с чистым и практическим разумом. Гегелевская система эстетики.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Эссе
    Пересдача эссе для студентов, получивших неудовлетворительную оценку, а также для студентов, которые не смогли вовремя написать эссе по уважительной причине, проводится в форме написания нового эссе.
  • неблокирующий Презентация
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Активность на семинарских занятиях + 0.25 * Презентация + 0.5 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мода и люди : новая теория моды и модного поведения, Гофман А. Б., 2010
  • Эстетическая теория, Адорно Т. В., Дранова А. В., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Социология, Гидденс Э., Бердсолл К., 2005