• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Образование и рынок труда

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Экономика и управление образованием
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс Образование и Рынок труда посвящён изучению взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда. Курс включает в себя основные темы экономики труда (labor economics). При этом особое внимание уделяется темам отдачи от образования (теория человеческого капитала, теория сигналов), эмпирическим методам оценки отдачи от образования, в том числе по уровням, качеству и специальности, проблемам дифференциации заработной платы и механизмам стимулирующей оплаты труда, рынку труда выпускников вузов, теориям компенсирующей оплаты труда и дискриминации. В курсе присутствуют элементы прикладной микроэкономики и эконометрики начального уровня.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов глубинного понимания о том, как функционирует рынок труда и как он связан с рынком высшего образования
  • Знакомство студентов с основными теоретическими подходами, статистическими источниками и эмпирическими методами анализа взаимосвязи между рынками образования и рынком труда
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате освоения учебной дисциплины студенты должен знать: - Основы функционирования рынка труда
  • Студент должность знать основные теории и концепции, объясняющие взаимосвязь между рынками образования и труда, уметь применять статистический и эконометрический инструментарий для анализа взаимосвязи образования и рынка труда
  • Знать основные источники данных и уметь работать с образовательной статистикой
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение экономику труда
    Экономика труда как раздел прикладной экономики. Понятия занятости и безработицы. Спрос на труд. Предложения труда. Равновесие на рынке труда. Функционирование рынка труда. «Российская» модель рынка труда. Взаимосвязь рынка образования и рынка труда
  • Теория человеческого капитала и теория сигналов на рынке труда
    Понятие человеческого капитала. Модель индивидуальной отдачи от инвестиций в человеческий капитал. Общий и специфический человеческий капитал. Инвестиции в человеческий капитал фирмы и работника. Отдача от инвестиций в человеческий капитал. Отдача от высшего образования в России и в мире. Модель сигналов на рынке труда. Разделяющие равновесия. Гипотеза скрининга.
  • Формирование заработной платы
    Причины различий в заработной плате. Неоднородность работников. Компенсационные различия в заработной плате. Причины дифференциации заработной платы. Неравенство. Стимулирующая оплата труда.
  • Измерение экономической отдачи от инвестиций в образование
    Как измерить экономическую отдачу от инвестиций в образование? Дизайн и результаты эмпирических исследований по теме. Эконометрические проблемы, возникающие при оценке отдачи от высшего образования
  • Рынок труда выпускников в России
    Положение молодёжи на рынке труда в России. Заработная плата молодёжи в зависимости от уровня образования. Экономическая отдача от качества вуза, академической успеваемости и наличия опыта работы. Совмещение учёбы и работы как сигнал на рынке труда
  • Проблема мэтчинга образования работника и рабочего места
    Проблема горизонтального несоответствия (job-education mismatch). Проблема избыточного и недостаточного уровня образования (overeducation и undereducation).
  • Дискриминация и гендерные различия в заработной плате
    Теории дискриминации на рынке труда. Гендерные различия в оплате труда и в доступе к образованию. Причины гендерного разрыва в оплате труда. Гендерные различия в экономической отдаче от образования.
  • Статистические данные для исследования взаимосвязи образования и рынка труда
    Основные источники данных для анализа системы образования. Мониторинг экономики образования, РМЭЗ, данные ОЭСР, Росстат, Мониторинг трудоустройства выпускников. Международные организации в сфере образования и рынка труда.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация научной статьи на семинаре
    В случае болезни, пропуска занятия и т.д по уважительной причине, студент может заранее поменяться с другим студентом. Если студент не является на презентацию и не меняется с другим студентом – оценка за презентацию – 0 баллов
  • неблокирующий Аудиторная работа на семинаре и тесты
  • неблокирующий Исследовательский проект
  • неблокирующий Контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа на семинаре и тесты + 0.3 * Исследовательский проект + 0.3 * Контрольная работа + 0.2 * Презентация научной статьи на семинаре
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Labor economics, Borjas, G. J., 2015
  • Экономика труда : учеб. пособие для вузов, Колосницына, М. Г., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Rosen, S. (1987). The theory of equalizing differences. Handbook of Labor Economics, 641. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.h.eee.labchp.1.12
  • Rudakov, V., Figueiredo, H., Teixeira, P. N., & Roshchin, S. (2019). The Impact of Horizontal Job-Education Mismatches on the Earnings of Recent University Graduates in Russia. IZA Discussion Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.iza.izadps.dp12407
  • Отдача от образования : что показывает метаанализ. Препринт WP3/2010/03, Лукьянова, А. Л., 2010