Магистратура
2019/2020
Методы социальных исследований
Статус:
Курс обязательный (Управление образованием)
Направление:
38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Институт образования
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Прогр. обучения:
Управление образованием
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
20
Программа дисциплины
Аннотация
Метод сбора данных - необходим, так как позволяет более детально и точно представлять ситуацию. Однако для точного представления, что такое метод анализа данных, необходимо понимать, что такое проект исследования, качественные и количественные и методы анализа данных, данный курс позволит в этом разбираться . В результате освоения дисциплины студент должен быть: cпособен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности, способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию, способен вести профессиональную, в том числе научно-исследовательскую деятельность в международной среде.
Цель освоения дисциплины
- сформировать понимание логики и базовых элементов исследования в области социальных наук
- общее представление о спектре методов, используемых в социальных науках
- что тот или иной метод может дать, и в чем ограничения его применимости.
Планируемые результаты обучения
- знать основные тексты и авторов, занимающихся методологией исследований в социальных науках
- знать спектр основных проблем, которые могут возникнуть в ходе разработки программы исследования, формирования выборки
- владеть навыками разработки дизайна исследования (выбор методов, источников данных, выборки и др.)
- знать основные тексты и авторов
- выбирать методы исследования.
- знать основные методы сбора качественных и количественных данных в социальных науках и области их применения
- уметь анализировать и сравнивать различные методы сбора данных в социальных науках
- уметь разрабатывать исследовательский вопрос и выбирать адекватные ему методы исследования
- владеть навыками описания проекта исследования
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Общее представление о том, что такое методология.Программа исследования. Источники ошибок измерения. Что такое методология. Как организовать исследование. Теория ошибок: ошибки репрезентации, ошибки измерения. Ошибки репрезентации. Вопрос-ответная коммуникация. Ошибки измерения. Преодоление операционизма.
- Тема 2. Методы исследований в социальных науках: обзор методов.Измерение в социологии. Формализованный опрос. Интервью, наблюдение, эксперимент, экспертный опрос: области применения, основная терминология.
- Тема 3. Выборка. Основные понятия.Простая случайная выборка. Стратифицированная выборка. Кластерная выборка. Кластерная выборка. Общая теория ошибок. Ошибка покрытия. Ошибка неответов. Ошибки редактирования. Невероятностные выборки
- Тема 4. Анкетный опрос.Типы формализованных опросов. Программные и анкетные вопросы. Типы анкетных вопросов по технологии задавания. Типы анкетных вопросов по числу ответов и функции. Содержание анкетных вопросов и проблема сензитивности. Структура анкеты. Источники ошибок измерения: анкета, интервьюер, респондент, технология опроса.
- Тема 5. Фокус-группаМетод фокус-групп. Задачи метода фокус-групп. Разработка гайда. Проведение фокус-группы: организация, модерирование.
Элементы контроля
- самостоятельные работы аудиторныеТекущий контроль проводится в форме тестирования по каждой теме. Всего предлагается 5 тестов по 5 вопросов в каждом. Критерии оценивания: за правильный ответ на каждый вопрос можно получить максимум 2 балла, итого максимум 10 баллов за каждый тест. Оценка за текущий контроль вычисляется по следующей формуле (среднее арифметическое оценок за тесты): Отекущий = (Отест 1 + Отест 2 + Отест 3 + Отест 4 + Отест 5)/5
- проектОписание проекта исследования должно включать: 1) формулировку темы и исследовательского вопроса, 2) какие данные планируется собрать, с помощью каких методов и каких индикаторов (операционализация исследовательского вопроса), 3) описание выборки. Описание оценивается по 10- балльной шкале. Формальные требования: объем не более 2 страниц А4 Word, шрифт Times New Roman, кегль 12, интервал 1.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.7 * проект + 0.3 * самостоятельные работы аудиторные
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Бастриков, А. В., Бастрикова, Е. М., & Палеха, Е. С. (2017). Верифицируемые Виды Анализа Спорного Текста: Допустимые Методы Лингвистической Экспертизы. Konsumpcja i Rozwój, 159(5), 1358–1368. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=130058112
- Трегубов, Н., & Поселяющева, И. (2014). Структура Электоральных Предпочтений Студенческой Молодежи: Опыт Социологического Исследования. Вестник Южно-Уральского Государственного Университета. Серия: Социально-Гуманитарные Науки, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15557261
Рекомендуемая дополнительная литература
- Simon, K., & Hansson, H. (2019). What are the Implications of Regulation of Acquisition of Agricultural and Forestry Land – Insights from an Analysis of Mental Models of Expert Stakeholders in Sweden using Thematic Analysis. 165th Seminar, April 4-5, 2019, Berlin, Germany. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.ags.eaa165.288445
- Spillane, A., Matvienko-Sikar, K., Larkin, C., Corcoran, P., & Arensman, E. (2019). How suicide-bereaved family members experience the inquest process: a qualitative study using thematic analysis. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.627CB5A3
- Митина, О., & Евдокименко, А. (2010). Методы Анализа Текста: Методологические Основания И Программная Реализация. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.43E793EC