• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Методы социальных исследований

Статус: Курс обязательный (Управление образованием)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Прогр. обучения: Управление образованием
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 20

Программа дисциплины

Аннотация

Метод сбора данных - необходим, так как позволяет более детально и точно представлять ситуацию. Однако для точного представления, что такое метод анализа данных, необходимо понимать, что такое проект исследования, качественные и количественные и методы анализа данных, данный курс позволит в этом разбираться . В результате освоения дисциплины студент должен быть: cпособен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности, способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию, способен вести профессиональную, в том числе научно-исследовательскую деятельность в международной среде.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать понимание логики и базовых элементов исследования в области социальных наук
  • общее представление о спектре методов, используемых в социальных науках
  • что тот или иной метод может дать, и в чем ограничения его применимости.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные тексты и авторов, занимающихся методологией исследований в социальных науках
  • знать спектр основных проблем, которые могут возникнуть в ходе разработки программы исследования, формирования выборки
  • владеть навыками разработки дизайна исследования (выбор методов, источников данных, выборки и др.)
  • знать основные тексты и авторов
  • выбирать методы исследования.
  • знать основные методы сбора качественных и количественных данных в социальных науках и области их применения
  • уметь анализировать и сравнивать различные методы сбора данных в социальных науках
  • уметь разрабатывать исследовательский вопрос и выбирать адекватные ему методы исследования
  • владеть навыками описания проекта исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Общее представление о том, что такое методология.
    Программа исследования. Источники ошибок измерения. Что такое методология. Как организовать исследование. Теория ошибок: ошибки репрезентации, ошибки измерения. Ошибки репрезентации. Вопрос-ответная коммуникация. Ошибки измерения. Преодоление операционизма.
  • Тема 2. Методы исследований в социальных науках: обзор методов.
    Измерение в социологии. Формализованный опрос. Интервью, наблюдение, эксперимент, экспертный опрос: области применения, основная терминология.
  • Тема 3. Выборка. Основные понятия.
    Простая случайная выборка. Стратифицированная выборка. Кластерная выборка. Кластерная выборка. Общая теория ошибок. Ошибка покрытия. Ошибка неответов. Ошибки редактирования. Невероятностные выборки
  • Тема 4. Анкетный опрос.
    Типы формализованных опросов. Программные и анкетные вопросы. Типы анкетных вопросов по технологии задавания. Типы анкетных вопросов по числу ответов и функции. Содержание анкетных вопросов и проблема сензитивности. Структура анкеты. Источники ошибок измерения: анкета, интервьюер, респондент, технология опроса.
  • Тема 5. Фокус-группа
    Метод фокус-групп. Задачи метода фокус-групп. Разработка гайда. Проведение фокус-группы: организация, модерирование.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий самостоятельные работы аудиторные
    Текущий контроль проводится в форме тестирования по каждой теме. Всего предлагается 5 тестов по 5 вопросов в каждом. Критерии оценивания: за правильный ответ на каждый вопрос можно получить максимум 2 балла, итого максимум 10 баллов за каждый тест. Оценка за текущий контроль вычисляется по следующей формуле (среднее арифметическое оценок за тесты): Отекущий = (Отест 1 + Отест 2 + Отест 3 + Отест 4 + Отест 5)/5
  • неблокирующий проект
    Описание проекта исследования должно включать: 1) формулировку темы и исследовательского вопроса, 2) какие данные планируется собрать, с помощью каких методов и каких индикаторов (операционализация исследовательского вопроса), 3) описание выборки. Описание оценивается по 10- балльной шкале. Формальные требования: объем не более 2 страниц А4 Word, шрифт Times New Roman, кегль 12, интервал 1.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.7 * проект + 0.3 * самостоятельные работы аудиторные
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бастриков, А. В., Бастрикова, Е. М., & Палеха, Е. С. (2017). Верифицируемые Виды Анализа Спорного Текста: Допустимые Методы Лингвистической Экспертизы. Konsumpcja i Rozwój, 159(5), 1358–1368. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=130058112
  • Трегубов, Н., & Поселяющева, И. (2014). Структура Электоральных Предпочтений Студенческой Молодежи: Опыт Социологического Исследования. Вестник Южно-Уральского Государственного Университета. Серия: Социально-Гуманитарные Науки, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15557261

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Simon, K., & Hansson, H. (2019). What are the Implications of Regulation of Acquisition of Agricultural and Forestry Land – Insights from an Analysis of Mental Models of Expert Stakeholders in Sweden using Thematic Analysis. 165th Seminar, April 4-5, 2019, Berlin, Germany. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.ags.eaa165.288445
  • Spillane, A., Matvienko-Sikar, K., Larkin, C., Corcoran, P., & Arensman, E. (2019). How suicide-bereaved family members experience the inquest process: a qualitative study using thematic analysis. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.627CB5A3
  • Митина, О., & Евдокименко, А. (2010). Методы Анализа Текста: Методологические Основания И Программная Реализация. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.43E793EC