• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Международные организации

Статус: Курс по выбору (Международные отношения)
Направление: 41.03.05. Международные отношения
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина "Международные организации" посвящена изучению видов, типов и структуры наиболее влиятельных международных организаций как универсального, так и регионального формата, способов ведения деятельности и принятия решений. Кроме того, особый упор в освещении курса делается на роли и месте России в различных международных структурах. Студенты познакомятся с основными инструментами переговорного процесса внутри международных организаций. Ставится цель совместно выработать способность к пониманию и анализу взаимоотношений и перспектив усиления позиций Российской Федерации в международных организациях различного типа. Курс содержит лекционную и практическую часть, предусмотрена работа в формате ролевых игр и групповых мозговых штурмов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • получение студентом целостного представления и понимания о роли и месте России в различных организациях международного уровня, перспектив развития отношений с ними
  • усвоение структуры международных организаций, способов ведения деятельности и принятия решений
  • изучение основных инструментов переговорного процесса внутри международных организаций
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Объясняет классификацию международных организаций. Владеет основным понятийным аппаратом. Имеет представление о праве международных организаций.
  • Называет роль международных организаций в современной системе МО. Владеет представлением о методах и практиках деятельности.
  • Определяет место и роль России в современной системе международных отношений.
  • Называет основные органы ООН. Имеет представление о роли и месте России в системе ООН, о ее взаимодействии с органами ООН. Выделяет достоинства и недостатки России в системе ООН.
  • Определяет позицию и деятельность России в СБ ООН относительно ряда международных конфликтов. Называет форматы их урегулирования.
  • Называет ключевые понятия об ОБСЕ и ситуацию вокруг этой организации. Объясняет взаимоотношения России и ОБСЕ.
  • Называет причины создания, полномочия, структуру и итоги деятельности НАТО. Определяет взаимоотношения между НАТО и Россией
  • Называет полномочия, структуру институтов и органов, итоги деятельности ЕС. Определяет шаги, предпринятые ЕС по выходу из кризисов. Называет политику России в отношении ЕС
  • Называет роль и место Совета Европы в европейской архитектуре
  • Называет причины возникновения и историю становления ШОС, БРИКС, азиатских банков. Определяет порядок их функционирования и характер влияния на развитие МО. Выделяет политику РФ в их отношении.
  • Показывает разработанную Россией концепции многополярного/полицентричного мира и налаживания сотрудничества через БРИКС. Распознает деятельность и функционирование данной организации, формы взаимодействия, перспективы.
  • Формулирует представления о G20. Отличает соотношения между G20 и G7, между G20 и ООН.
  • Называет тихоокеанские форумы и новые международные и интеграционные проекты в Азии, Африке и ЛА. Определяет позицию России в их отношении.
  • Показывает устройство системы международных организаций на постсоветском пространстве (СНГ, ОДКБ, ЕАЭС).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в предметную область дисциплины. Становление современной системы международных организаций. Их классификация. Право международных организаций.
    Категориальный аппарат теории международных организаций. Слагаемые и наиболее существенные характеристики международных межправительственных и неправительственных организаций. Уставные документы, руководящие органы, компетенция ММПО. Наличие политической воли, независимой от воли учредителей. Отличие ММПО от МНПО. Отличие ММПО от форумов различного типа, институализированного переговорного процесса, целевых международных механизмов, временных союзов государств. Цели, задачи, принципы функционирования ММПО. Правосубъектность и финансовая самостоятельность ММПО в теории и на практике. ММПО как продукт эволюции и усложнения международных отношений. Первое поколение ММПО. Универсальные ММПО конца XIX - начала XX века. Лига наций. Стремительный рост и диверсификация ММПО. Место ММПО в структуре современных международных отношений. Конкуренция между ММПО, МНПО, государствами и субгосударственными образованиями. Работа государств внутри ММПО и извне. ММПО и МНПО как фактор влияния. Классификация ММПО. По охвату: универсальные, региональные, субрегиональные. Критерии членства: открытые, полуоткрытые, закрытые. Сфере деятельности: общей компетенции, смешанные, специализированные. Типу компетенции: межправительственные и наднациональные. Степени институализации: классические и неформальные. Первичное право международных организаций: регламентация порядка их учреждения, внутренней организации и функционирования. Внутренне право ММПО. Механизмы принятия и реализации решений. Типы решений: обязательные и рекомендательные. Технические стандарты. ММПО как вторичные субъекты международного права. Концепции делегирования полномочий. Подразумеваемые полномочия. Вклад ММПО в эволюцию современного международного права. Внутренняя структура ММПО и распределение полномочий между их органами. Договоры с участием ММПО и между ними. Привилегии и иммунитеты.
  • Роль международных организаций в современной системе международных отношений. Методы и практика деятельности международных организаций
    ММПО как становой хребет современной системы международных отношений. Неспособность государств, включая крупнейшие и наиболее влиятельные, самостоятельно решать проблемы глобального характера. Наднациональная, транснациональная, глобальная природа современного политического процесса. Тенденции к свободному движению знаний, информации, капиталов, услуг, товаров и рабочей силы. Ограничение и растворение национального суверенитета. ММПО как фактор компенсации слабости национального государства и ограниченности ресурсов, находящихся в его распоряжении, сотрудничества, умножения возможностей, получения синергетического эффекта, сглаживания и разрешения противоречий. ММПО как фактор сдерживания индивидуальных амбиций государств и субгосударственных образований, их деструктивного поведения, предотвращения хаотизации международных отношений. Ограниченность возможностей ММПО и МНПО. Понятие и формы многосторонней дипломатии. Совместный поиск устраивающих всех решений. Вклад отдельных участников в их достижение. Культура взаимных уступок и компромиссов. Возможность торга в результате одновременной игры на множестве "шахматных досок" как условие игры с позитивной суммой. Понятие и формы коллективной принудительной дипломатии. Превентивные и принудительные меры. Вопросы использования мягкой, экономической и жесткой силы в практике деятельности ММПО. Инклюзивные и эксклюзивные методы деятельности. Методики оценки эффективности применения ММПО различных подходов к решению текущих и перспективных проблем международного сотрудничества. Возможности наращивания эффективности их деятельности.
  • ООН. Политика России в отношении всемирной организации безопасности.
    Участие России в деятельности международных организаций системы ООН. Роль России в создании ООН и согласовании ее Устава. Учет Россией недостатков в организации и функционировании Лиги Наций при работе над Уставом ООН. Приверженность целям и принципам ООН в проводимой ею практической политике. Оценки значения ООН для современной системы международных отношений, ее вклада в поддержание международного мира, безопасности и стабильности. Борьба против подрыва ООН, ее структурной перестройки и использования в односторонних интересах. Оценка паллиативных концепций подмены ООН и ее обхода. Предложения по повышению эффективности деятельности ООН. Организация своей работы в ней. Взаимодействие с другими государства для решения задач, стоящих перед ООН. Организация поддержки деятельности ООН со стороны гражданского общества. Российские кадры в структурах ООН. Достоинства и недостатки деятельности России в универсальных международных организациях системы ООН на примере некоторых из них. Международной организации труда (МОТ). Всемирной метеорологической организации (ВМО). Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Всемирном почтовом союзе (ВПС). Международном союзе электросвязи (МСЭ). Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО). Организации объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО). Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Международном агентстве по атомной энергии (МАГАТЭ). Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Вступление России в структуры Бреттон-Вудской системы и усилия по реформированию Международного валютного фонда (МВФ) и группы Всемирного Банка. Итоги переговорного марафона по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) и участия в ней. Кризис ВТО. Подмена ВТО соглашениями о зонах свободной торговли. Инструментарий подрыва и, напротив, сохранения и соблюдения правил ГАТТ/ВТО.
  • Вклад России в деятельность СБ ООН по урегулированию конкретных международных конфликтов
    Участие России в Ближневосточном "квартете". Основные элементы подхода к БВУ, дорожной карте достижения урегулирования, концепциям двух государств и мира в обмен на территорию и безопасность, принятию Палестинского государства в ООН и структуры ООН, переноса Вашингтоном своего посольства в Иерусалим, предложенной США новейшей формуле урегулирования «мир в обмен на деньги». Проблема возвращения палестинских беженцев, пресечения террористической активности в регионе, обеспечения безопасности Израиля и в целом безопасности в регионе и создания там зоны, свободной от ядерного оружия. Роль России в сдерживании иностранного вмешательства в конфликт в Сирии и его интернационализации, созыве Женевы-I, Женевы-II и подталкивании правительственных сил и оппозиции к запуску процесса национального примирения. Астанинский формат. Сотрудничество и противоречия в треугольнике Россия-Иран-Турция. Российские оценки эволюции происходящих в Сирии событий. Ее вклад в решение задачи уничтожения сирийского химического оружия. "Иранская шестерка". Опыт сотрудничества в таком формате. Суть российских предложений по иранскому ядерному досье и вкладу в нахождение пакетного решения. Односторонний выход США из ядерной сделки с Ираном в нарушение резолюции СБ ООН. Новое поколение американских санкций против Тегерана, их экстерриториальный характер. Позиции России по Египту, Ливии, Афганистану, Йемену, Судану, урегулированию конфликтов к югу от Сахары, Венесуэле, Кашмиру.
  • Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Вероятность и актуальность ее возрождения или, напротив, роспуска
    Значение Хельсинского процесса для утверждения нормальных цивилизованных отношений в евроатлантическом пространстве. Противоречивые оценки Хельсинского процесса как начала реализации прерванного в дальнейшем проекта конвергенции социалистической и капиталистической систем или могильщика социалистического лагеря. Попытки молодого Российского государства превратить ОБСЕ в центральную, ключевую, зонтичную структуру в евроатлантическом пространстве, легитимирующую деятельность всех остальных, и их провал. Его причины. Постепенное перерождение ОБСЕ в организацию, стремящуюся заниматься лишь контролем за политическими процессами на территории бывших Югославии и СССР. Частичная изоляция России в ОБСЕ. Усилия, предпринимавшиеся ею с тем, чтобы этому противостоять. Разочарование в ОБСЕ. Кризис ОБСЕ. Российские предложения по принятию Устава ОБСЕ. Российская инициатива разработки и заключения Договора о европейской безопасности. Корфуский процесс. Развал системы ДОВСЕ. Судьба Договора по Открытому небу. Подключение ОБСЕ к урегулированию конфликта на Украине и вокруг нее. Его неоднозначные итоги. Проблема введения в регион миротворческих сил ООН. Создание комитета мудрецов. Перспективы созыва Хельсинки-III. «За» и «против» выхода России из ОБСЕ или ее роспуска. Относительная обоснованность аргументов о бессмысленности и контрпродуктивности участия в ней. Перспективы использования ОБСЕ для восстановления доверия на континенте.
  • Причины создания, полномочия, структура и итоги деятельности НАТО. Перманентный кризис в отношениях между Россией и НАТО
    НАТО как результат и инструмент холодной войны и ее реактивации. Географические пределы деятельности НАТО и их условность. Задачи, поставленные перед НАТО. Их современное прочтение. Итоги 70-летней деятельности. Решение Североатлантического альянса об экспансии на восток и попытки России помешать этому. Упущенные возможности альтернативного развития. Волны расширения. Приглашение России в G7 и ее превращение в G8 в качестве компенсации за наносимый ущерб. Сотрудничество и конкуренция на Балканах. Бомбардировки Сербии силами Альянса и замораживание Россией отношений с НАТО. Попытки придать отношениям России-НАТО второе дыхание: Основополагающий акт. Создание Совета Россия-НАТО и различных вспомогательных диалоговых структур. Фиаско СРН во время пятидневной войны в Закавказье. Стремление Брюсселя сохранить прагматическое партнерство по ограниченному кругу тем. Прежде всего по Афганистану. Полное отсутствие взаимопонимания по строительству США и НАТО противоракетного щита. Фактический разрыв отношений между Россией и НАТО вследствие конфликта на Украине и вокруг нее. Квалификация России в качестве потенциального противника. Усиление военного присутствия и возможностей НАТО по периметру российских границ. Информационная война. Поддержка НАТО системы обвинений в нарушении Россией международного права и своих международных обязательств, а также решений США о выходе из соглашений по ограничению вооружений. Попытки восстановить деятельность СРН. Логика рассуждений, стоящая за предложениями о полной ликвидации СРН в качестве ширмы для безответственных действий НАТО по нагнетанию напряженности в Европе и предложениями по регулированию конфронтации. Перспективы, возможности и целесообразность восстановления/нормализации отношений между Россией и НАТО. Условия, выдвигаемые Москвой и Брюсселем.
  • Европейский Союз: полномочия, структура институтов и органов, итоги деятельности. Меры ЕС по выходу из сменяющих друг друга кризисов. Постепенное переосмысление политики России в отношении Европейского Союза
    История создания Европейских Сообществ и их превращения в Европейский Союз. Его дальнейшая эволюция. Планы его достройки бюджетным, банковским, финансовым, фискальным, энергетическим, цифровым, политическим и военным союзом и меры по их реализации. Исключительные, совместные и поддерживающие полномочия ЕС. Порядок принятия и осуществления решений. Нормотворческий процесс. Система институтов ЕС. Характер взаимодействия между ними и между ними и государствами-членами. Политика жесткой экономии и пакеты помощи Португалии, Испании, Ирландии, Греции в целях преодоления разрушительных последствий первого мирового финансово-экономического кризиса ЕС, кризиса евро и кризиса суверенной задолженности. Миграционный кризис ЕС и кризис солидарности, планы и возможности консолидации интеграционного объединения, предания ему большей устойчивости и конкурентоспособности в мировой политике и экономике. Объективная заинтересованность России и ЕС в стратегическом партнерстве. Культурная и географическая близость. Взаимодополняемость экономик. Потенциал сотрудничества в решении общих проблем и противостоянии общим вызовам. Отражение этой заинтересованности в масштабах взаимной торговли. Больших совместных экономических проектах. Дорожных картах построения четырех общих пространств: в области экономики, внутренней и внешней безопасности и в сфере науки и образования. Создание и функционирование разветвленной системы политических и отраслевых диалогов. Идеи формирования общего экономического сообщества от Атлантики до Тихого океана. Неровный характер двусторонних отношений. Постоянные кризисы. Выбор ЕС в пользу экспансии на восток и его последствия. Политика соседства. Запуск проекта Восточного партнерства в ответ на войну в Закавказье. Усиление конкуренции и конфронтации на пространстве бывшего СССР. Характеристика соглашений об углубленной зоне свободной торговли, подписанной ЕС с фокусными государствами. Конфронтация из-за Украины. Замораживание работы всех диалоговых структур. Введение далеко идущих ограничений на взаимодействие в сфере финансов и экономики.
  • Роль и место Совета Европы в европейской архитектуре. Причины конфликта России с СЕ. Отдача от членства России в СЕ и субрегиональных организациях сотрудничества
    Совет Европы как первая попытка создания интеграционного объединения в послевоенной Европе. Компетенция СЕ. Институциональная структура. Специфика нормотворчества: конвенции и рекомендации Комитета министров СЕ. Результаты деятельности. Специфические обстоятельства и предпосылки вступления России в Совет Европы. Условиях, на которых она была приглашена в СЕ. Правовые последствия членства. Стратегия деятельности России в СЕ. Отказ от наступательной деятельности, переформатирования организации в соответствии со своими собственными потребностями и внесения изменений в принятые ею правила игры. Сложный, противоречивый процесс приведения государственно-правового строительства, внутреннего законодательства и правоприменительной практики в соответствие с требованиями организации. Карт-бланш на переориентацию СЕ в значительной степени с разработки новых перспективных конвенций в ключевых областях деятельности европейского социума на оказание технического содействия новым демократиям в основном по лекалам Европейского Союза. Трудная борьба за сохранение СЕ в качестве организации общей компетенции и диверсификацию его деятельности. Сложные отношения с Парламентской Ассамблеей СЕ. Кризис в отношениях с СЕ и формула урегулирования на условиях, лоббируемых Москвой. Значение участия в Конвенции по правам человека Совета Европы и выполнения постановлений Страсбургского суда и межгосударственного механизма контроля за их соблюдением. Возможности коренного переформатирования деятельности СЕ в целях обслуживания потребностей строительства Всеобъемлющего Большого Евразийского Партнерства. Прагматические результаты членства России в европейских субрегиональных организациях.
  • ШОС. БРИКС. Азиатские банки. Причины возникновения и история становления. Компетенция. Порядок функционирования. Характер влияния на развитие международных отношений. Политика России в их отношении.
    Роль России и Китая в создании Шанхайской Организации Сотрудничества. Баланс между сотрудничеством и конкуренцией за влияние. Хартия ШОС. Специфика подхода государств-участников к характеру и основным направлениям деятельности ШОС, Приоритеты действующего председательства. Консолидация организации, укрепление ее международной роли, вклад в решение задач безопасности, стимулирование сотрудничества в экономической сфере в первую очередь крупных проектов, совместная работа в гуманитарной области. Саммиты ШОС, встречи профильных министров, форумы по линии гражданского общества, бизнеса, молодежных организаций, экспертного сообщества. Стратегией развития ШОС до 2025 г. Уставной принцип открытости. Его конкретизация в Положении 2010 г. о порядке приема новых членов. Прием в ШОС Индии и Пакистана. Возникшие в связи с этим проблемы и появившиеся возможности. Реакция ШОС на усиление напряженности в отношениях между Дели и Исламабадом. Заявки на членство от Ирана и других стран. Статус государств-наблюдателей. Заявка на него от Армении, Азербайджана, Бангладеш, Непала, Сирии. Исключение превращения ШОС в военно-политический альянс или сугубо экономическую организацию, ее участия в вооруженных операциях. Акцент на решение проблем укрепления международного сотрудничества в борьбе с международным терроризмом и наркотрафиком. Содействие урегулированию в Афганистане (при координирующей роли ООН) - оптимальная региональная площадка для внутринационального диалога. Невоенное противодействие распространению влияния Исламского государства в регионе. Ставка на придание деятельности ШОС универсального характера.
  • БРИКС
    Разработка Россией концепций многополярного/полицентричного мира и налаживания сотрудничества в треугольнике Россия-Китай-Индия с последующим подключением к нему Бразилии и ЮАР. Усилия российского руководства и российской дипломатии, направленные на становление и консолидацию БРИКС. Близость подходов и интересов стран БРИКС по широкому кругу вопросов международной повестки в качестве объективной основы укрепления сотрудничества и взаимодействия между ними. Путь от неформального политического форума к разветвленной системе взаимодействия на всех уровнях и в разнообразных форматах. Саммиты. Министерские встречи. Совместные декларации. Нахождение консенсуса по острым политическим вопросам, вопросам глобального развития, совместному ответу на глобальные вызовы. Разработка Россией стратегии развития БРИКС. Новые направления сотрудничества - создание банка развития и пула условных валютных резервов БРИКС как средства стабилизации национального рынка капиталов в условиях кризиса мировой экономики суммарным объемом в 200 млрд долл. Перспективы превращения Банка развития в инструмент кредитования национальных экономик. Повышение эффективности сотрудничества в области промышленного производства и освоения новейших технологий. Совместные проекты в энергетике, добыче и переработке полезных ископаемых, агроиндустрии, сфере хай-тека. Проекты нового Шелкового пути, другие масштабные инфраструктурные проекты. Противоречия внутри БРИКС. Влияние на деятельность ШОС смены политического режима в Бразилии, экономических неурядиц в ЮАР и России, конкуренции между Индией и Китаем. Жизнеспособность БРИКС. Итоги Бразильского председательства.
  • G20. Соотношение между G20 и G7, между G20 и ООН
    Превращение G20 в кризисного управляющего в период первого глобального финансово-экономического кризиса. Переход к G20 ряда функций, которые в предшествующий период пытались взять на себя G7 и G8, затем снова G7. Ослабление влияния G20 по мере наращивания противоречий в мировой политике и экономике, усиления конфронтации и соперничества между основными группами государств. Роль сменяющегося председательства. Приоритеты Японии как действующего председателя. Итоги и специфика саммита в Осаке. Вклад G20 в стимулирование экономического роста, поиск новых источников развития, расширение занятости, создание качественных рабочих мест, реализацию повестки устойчивого развития и климатической нейтральности. Традиционная тематика: реализация Рамочного соглашения по обеспечению уверенного, устойчивого и сбалансированного роста, финансовое регулирование, реформа международной финансовой архитектуры. Новая: инвестиции как источник роста, обеспечение долговой устойчивости, совершенствование управления госдолгом, борьба с уклонением от уплаты налогов, продовольственная безопасность, доступ к финансовым услугам, развитие человеческого капитала и мобилизация внутренних ресурсов. Обзор обязательств по основным направлениям деятельности G20, важнейшие решения саммитов, планы действий.
  • Тихоокеанские форумы. Новые международные и интеграционные проекты в Азии, Африке и Латинской Америке. Позиция России в их отношении
    Тенденции углубления регионального, трансрегионального и межрегионального сотрудничества. Конкуренция между различными геополитическими проектами на межрегиональном уровне. Соотношение между проектами жесткой и мягкой интеграции. Новый регионализм. Интеграционные проекты в Азии, Африке и Латинской Америке: общее и особенное. Усиление многовекторности российской политики в отношении международных организаций на примере активизации участия в международных организациях, созданных в ЮВА и АТР в последние годы: членство в форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) и АСЕМ. Регулярное участие в ежегодных саммитах. Меморандумы о взаимопонимании между ЕАЭС и региональными организациями мягкой интеграции.
  • Система международных организаций на постсоветском пространстве. СНГ. ОДКБ. ЕАЭС
    Первоначальная миссия Содружества Независимых Государств (СНГ). Организация Договора о коллективной безопасности. Разноскоростная интеграция на пространстве бывшего СССР. Зона свободной торговли. Формирование ЕврАзЭС. Таможенного Союза. Единого экономического пространства. Их трансформация в ЕАЭС. Основные характеристики ЕАЭС. Членство. Структура главных органов в составе Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета, Евразийской экономической комиссии (постоянно действующего регулирующего органа Союза) и Суда ЕАЭС. Полномочия. Цели и принципы. Возможности их достижения и обеспечения. Свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Механизмы принятия и реализации решений. Правосубъектность. Смешанная наднациональная и межгосударственная природа ЕАЭС. Первые шаги интеграционного объединения. Сопоставление с ЕС. ЕАЭС как политический и экономический проект.
  • Россия в современной системе международных организаций
    Специфика участия СССР в международных организациях. Биполярный мир. Два лагеря. Противостояние по линии НАТО/ЕС - Варшавский договор/СЭВ. Игнорирование Советским Союзом организаций Бреттон-Вудской системы. Конкуренция между просоветскими и прозападными МНПО. Членство России в ММПО как продолжателя СССР. Отличие статуса государства-продолжателя и правопреемника. Общая линия России в отношении ММПО и МНПО и работы в них в 1990-ые и 2000-2010-ые годы. Проблемы интеграции России в мировую политику и мировую экономику в новых для нее условиях. Вступление в организации Бреттон-Вудской системы и ВТО. Попытки установления инклюзивных отношений с трансатлантическими организациями. Специальные структуры сотрудничества с ними и их поэтапный развал в 2008-2015 годах. Его причины. Попытки сохранить на плаву их рудименты в 2016-2018 годах. Трудности в отношениях с западными МНПО. Создание Россией конкурирующей системы международных организаций. Ответ на санкционные и торговые войны Дональда Трампа в 2018-2019 годах и развал Соединенными Штатами договорной системы сдерживания гонки вооружений. Перспективы дальнейшей эволюции.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Итоговый письменный тест
    Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля арифметический в пользу студента. На экзамене студент может получить дополнительный̆ вопрос, ответ на который̆ оценивается в 1 балл.
  • неблокирующий Работа на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Домашние задания + 0.4 * Итоговый письменный тест + 0.3 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Никитина Ю.А. — Введение в международные отношения и мировую политику: учебное пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2017 - ISBN: 978-5-7567-0861-5 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/97259
  • Международные организации : учеб. пособие, Скопин А. Ю., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hurd, I. (DE-588)1054792968, (DE-576)265458161. (2011). International organizations : politics, law, practice / Ian Hurd. Cambridge [u.a.]: Cambridge Univ. Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.329819380
  • Под ред. Сильвестрова С.Н.-МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ. Учебник для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-246-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-9916-9314-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/mezhdunarodnye-ekonomicheskie-organizacii-432856