• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Практический курс второго иностранного языка (немецкий язык)

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.02. Лингвистика
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Программа «Практический курс второго иностранного языка» (немецкий язык) призвана обеспечить прозрачность требований к формированию коммуникативных умений на иностранном языке в НИУ-ВШЭ в рамках первой ступени высшего профессионального образования (уровень бакалавриата) согласно общеевропейским требованиям к формированию иноязычной коммуникативной компетенции (Common European Framework of Reference — CEFR). Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Практический курс второго иностранного языка» (немецкий язык), учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра 45.03.02. Лингвистика, обучающихся по образовательной программе "Иностранные языки и межкультурная коммуникация".
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование иноязычной коммуникативной компетенции не ниже уровня B1+ (по Общеевропейской шкале уровней), достаточного для понимания общего содержания сложных текстов на абстрактные и конкретные темы, для быстрого и спонтанного общения с носителями языка без особых затруднений для любой из сторон,для подготовки и изложения четкого и подробного сообщения на различные темы с высказыванием собственной точки зрения с анализом различных мнений, для аргументированного и обоснованного решения конкретных проблем. Успешное освоение курса дает возможность сдать экзамен для международного сертификата, подтверждающего готовность к продолжению обучения на международных программах следующего уровня.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • рассказывает о проблемах пребывания в Германии, чувствах, эмоциях, впечатлениях
  • запрашивает информацию об учебе, университете
  • составляет письменное высказывание по теме «Первое впечатление о пребывании в Германии»
  • отвечает на приглашение в форме письма
  • отвечает на объявления в интернете в виде сообщений
  • общается в интернет-профиле «Freizeitpartner“
  • использует в речи повествовательные / вопросительные предложения, предложения в повелительном наклонении, формы множественного числа существительных
  • общается по проблемам рекламы продуктов
  • высказывает собственную позицию относительно разрешения или запрета рекламы на сладости
  • составляет комментарии по проблеме бездумного потребления продуктов и товаров в современном обществе
  • общается на тему “Покупка и потребление продуктов” в современное время
  • сравнивает правила этикета за столом в Германии и России
  • составляет краткие советы для гостей: правила поведения за столом
  • описывает рецепты русской национальной кухни
  • использует в речи повелительное наклонение, сослагательное наклонение II (совет, пожелание, просьба)
  • общается по проблематике «временное пространство»
  • умеет сделать экскурс в историю родного города
  • описывать жизнь и др. в прошлых веках и в будущем
  • описывает детские воспоминания
  • рассказывает о самом прекрасном времени в своей жизни
  • пишет сочинение на тему «Воспоминание о детстве»
  • составляет ряд советов о том, как бороться с проблемой «непунктуальности»
  • пишет сочинение о самом прекрасном времени из своей жизни
  • пишет сочинение об изменении нашей планеты через 100 лет
  • использует в речи сложное и простое прошедшее время, предпрошедшее время, будущее время, настоящее время
  • умеет описывать ситуации, в которых люди нуждаются в помощи
  • дает советы для оказания помощи в данных ситуациях
  • умеет сообщить о личных переживаниях (опыте)
  • беседует по теме «Egoismus“
  • умеет заполнять формуляр и умеет использовать в речи модальные глаголы, глаголы lassen, hören, sehen, helfen, gehen, lernen, bleiben + Infinitiv
  • описывает различные типы проживания, существующие в современное время
  • рассказывает о доме своей мечты
  • излагает (в письменной форме) собственные рекомендации по поиску квартиры
  • ведет блог по теме „Zuhause-Gefühl"
  • заполняет формуляр „Проживание в гостинице“
  • умеет резервировать комнаты в отеле в форме электронного сообщения
  • умеет использовать в речи склонение прилагательных, страдательный залог, пассив с модальными глаголами
  • общается по темам: «Meine besonderen Erfahrungen / Erlebnisse“
  • говорит об экстремальных видах спорта
  • говорит о повседневной рутине
  • умет давать советы, как преодолеть рутину повседневной жизни
  • умеет письменно высказываться в микроблоге на тему «Отношение к экстремальным видам спорта»
  • сообщает об одном из известных открывателей (биография, предмет открытия и др.)
  • составляет письменное сообщение по теме
  • умеет использовать в речи глаголы и дополнения, отрицание с „nicht“, „kein“
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Пребывание в стране изучаемого языка.
    Пребывание в стране изучаемого языка. Новые впечатления о стране, людях, учебе в университете и студенческой жизни. Люди и их характерные качества / 1. Ankommen. 2. Willkommen in Deutschland. 3. Neu an der Uni. 4. Der erste Eindruck. 5. Bei anderen ankommen. 6. Endlich angekommen. Устная речь: Cитуации общения по проблемам пребывания в Германии, чувства, эмоции, впечатления. Учеба и ориентирование в университете, установление контактов. Письменная речь: Составление письменного высказывания по теме «Первое впечатление о пребывании в Германии». 2. Ответ на приглашение в форме письма. 3. Ответы на объявления в интернете в виде сообщений; общение в интернет-профиле «Freizeitpartner“. Грамматика: Повествовательные / Вопросительные предложения. Предложения в повелительном наклонении. Формы множественного числа существительных / Aussagesätze / Fragesätze / Imperativsätze / Pluralformen von Nomen Профессионально-ориентированный аспект «Особенности межкультурной коммуникации»: Круглый стол: «Стереотипы о русских и о немцах» / «Typisch Russisch , Typisch Deutsch»
  • Особенности немецкой национальной кухни, рецепты.
    Особенности немецкой национальной кухни, рецепты. Реклама продуктов. Советы для гостей. Проблемы общества потребителей. Профессии, связанные со сферой питания. Продукты вчера и сегодня / Guten Appetit! / Das steht ja lecker aus? / Tipps für den Gast / Der Wegwerfgesellschaft / Berufe rund um Essen / Lebensmittel – Gestern und heute. Устная речь: Ситуации общения по проблемам рекламы продуктов, высказывание собственной позиции относительно разрешения или запрета рекламы на сладости. / Составление комментариев по проблеме бездумного потребления продуктов и товаров в современном обществе. / Интервью по проблеме “Покупка и потребление продуктов” в современное время. Письменная речь: Сравнение правил этикета за столом в Германии и России / Составление кратких советов для гостей: правила поведения за столом. Описание рецептов русской национальной кухни. Грамматика: Повелительное наклонение: формы и значение. Сослагательное наклонение II (совет, пожелание, просьба) / Imperativ: Formen und Bedeutung / Aufforderungssätze / Konjunktiv II (Ratschlag, Wunsch, Bitte). Профессионально-ориентированный аспект «Особенности межкультурной коммуникации»: Презентация «Кухня в Германии и России : вчера и сегодня» / «Essgewohnheiten und Küche in Deutschland und Russland: gestern und heute»
  • Как проходит время.
    Как проходит время. Воспоминание о детстве. Пунктуальность с точностью до минуты. Недостаток времени. Путешествие во времени. Прекрасные времена. / Wie die Zeit vergeht. Kindheitserinnerungen. Pünktlichkeit auf die Minute. Keine Zeit. Zeitreisen. Schöne Zeiten. Устная речь: Ситуации общения по проблематике «временное пространство» - Экскурс в историю родного города / Путешествия в прошлые века и в будущее. / Детские воспоминания / Самое прекрасное время в моей жизни. Письменная речь: Сочинение на тему «Воспоминание о детстве». / Составление ряда советов как бороться с проблемой «непунктуальности». / Письменное сообщение о самом прекрасном времени из своей жизни. / Представление об изменении нашей планеты через 100 лет – Основные моменты. Грамматика: Сложное и простое прошедшее время. Предпрошедшее время. Будущее время. Настоящее время. Образование временных форм и применение. / Perfekt / Präteritum / Plusquamperfekt: Bildung und Verwendung./ FuturI: Bildung und Verwendung. / Präsens und seine Verwendung. Профессионально-ориентированный аспект «Особенности межкультурной коммуникации»: Круглый стол на тему «Понятие «Время» /«Begriff „Zeit“ : Zeitraum, Zeitvertreib, Erlebnisse, Erinnerungen, die schönsten Momente, Erfahrung, Hoff-nungen“
  • Качества сплоченности, долга чести, гражданского мужества
    Качества сплоченности, долга чести, гражданского мужества: Один за всех. Дело (долг) чести / Один проект и много помощников. / Эгоизм / Моя книга, твоя книга? / Einer für alle / Ehrensache / ein Projekt – viele Helfer / Zivilcourage / Ganz schön egoistisch / Mein Buch, Dein Buch? Устная речь: Описание ситуаций, в которых люди нуждаются в помощи. Обдумывание советов для оказания реальной помощи в данных ситуациях. Описание плаката „Zeig Verantwortung“ (Прояви ответственность!) и пояснение значения данного предложения. Сообщения о личных переживаниях (опыте). Беседа по теме «Egoismus“: аргументирование и комментарии. Письменная речь: 1) Сочинение своей версии заключительной истории в „Swimmy“ из книги Leo Lionni 2) Заполнение формуляра «Bookcrossing – Formular“ Грамматика: Модальные глаголы: Формы и значение. Глаголы lassen, hören, sehen, helfen, gehen, lernen, bleiben + Infinitiv Профессионально-ориентированный аспект «Особенности межкультурной коммуникации»: Кейс «Сплоченность или эгоизм» /„Zusammenhalt und Egoismus“
  • Типы жилья. Квартира / дом / другие виды жилья.
    Типы жилья. Квартира / дом / другие виды жилья. Обмен /аренда жилья. Современные тренды проживания в раз-личных странах. / Ein Dach über dem Kopf / Tausche Wohnung / Wohntrends / Mein Zuhause / Anders wohnen – anders leben / Übernachten mal ganz anders. Устная речь: Описание различных типов проживания, существующих в современное время. / Представление (презентация) дома своей мечты. Письменная речь: Представление (в письменной форме) собственных рекомендаций по поиску квартиры. / Ведение блога по теме „Zu-hause-Gefühl“ („Ощущение домашнего уюта / комфорта“). / Заполнение формуляров „Проживание в гостинице“. / Резервирование комнаты в отеле в форме электронного сообщения. Грамматика: Склонение прилагательных. Страдательный залог. Пассив с модальными глаголами. / Adjektivdeklination / Passiv / Passiv mit Modalverben (Präsens und Präteritum). Профессионально-ориентированный аспект «Особенности межкультурной коммуникации»: Круглый стол на тему «Эко-Деревня в Германии и России» / „Ein Ökodorf in Deutschland und Russland: Mythos oder Realität?“
  • Новые открытия и опыт.
    Новые открытия и опыт. Захватывающий экстремальный спорт. Повседневная рутина. Жажда знаний. Открытие мира литературы. Мои открытия / Neues entdecken und erfahren / Faszination Extremsport / Mit Routinen brechen / Wissensdurst / Literatur entdecken / meine Entdeckungen. Устная речь: Общение по темам: «Meine besonderen Erfahrungen / Erlebnisse“ («Мои самые яркие впечатления / опыт»); «Отношение к экстремальным видам спорта»; «Путешествия и открытия» / Интервью по теме «Routinen brechen“. Дискуссия по результатам психологического теста по проблеме «Wissensdurst“. Письменная речь: Высказывания в микроблоге на тему «Отношение к экстремальным видам спорта». Сбор информации об одном из известных открывателей (биография, предмет открытия и др.) и составления письменного сообщения. Грамматика: Глаголы и дополнения. Употребление дополнений в винительном и дательном падежах в предложении. Отрицание с „nicht“, „kein“. / Verben und Ihre Ergänzungen. Wortstellung von Akkusativ- und Dativergänzungen. Negation mit „nicht“ und „kein“. Профессионально-ориентированный аспект «Особенности межкультурной коммуникации»: Презентация«Мои открытия и горизонты» / «Entdeckungen und Horizont erweiterung“
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проверочные работы 1-2 модуль
    Проверочные работы могут быть представлены в следующих видах: словарный диктант, пересказ текста, анализ проблемного текста, письмо личного и делового характера, презентация, дискуссия, сообщение на форуме, контрольная письменная работа, монолог на заданную тему, диалог на заданную тему. Проверочные работы проводятся в течение каждой темы курса. Результирующая оценка за проверочные работы (общая) рассчитывается как среднее арифметическое, т.е. сумма всех оценок (за каждую тему), делимая на их количество.
  • неблокирующий Проверочные работы 3-4 модуль
    Проверочные работы могут быть представлены в следующих видах: словарный диктант, пересказ текста, анализ проблемного текста, письмо личного и делового характера, презентация, дискуссия, сообщение на форуме, контрольная письменная работа, монолог на заданную тему, диалог на заданную тему. Проверочные работы проводятся в течение каждой темы курса. Результирующая оценка за проверочные работы (общая) рассчитывается как среднее арифметическое, т.е. сумма всех оценок (за каждую тему), делимая на их количество.
  • неблокирующий Итоговые письменные контрольные работы по темам 1-2 модуль
    Пишется 40 – 60 минут. Пишется в конце каждой темы, оценка выставляется согласно шкале оценивания. Результирующая оценка (общая) рассчитывается как среднее арифметическое, т.е. сумма всех оценок (за каждую тему), делимая на их количество.
  • неблокирующий Итоговые письменные контрольные работы по темам 3-4 модуль
    Пишется 40 – 60 минут. Пишется в конце каждой темы, оценка выставляется согласно шкале оценивания. Результирующая оценка (общая) рассчитывается как среднее арифметическое, т.е. сумма всех оценок (за каждую тему), делимая на их количество.
  • неблокирующий Итоговый устный контроль по теме 1-2 модуль
    Итоговый устный контроль по теме, включает монологи и диалог на заданную тему. Результирующая оценка выставляется по формуле 0,5 (монолог) + 0,5 (диалог)
  • неблокирующий Итоговый устный контроль по теме 3-4 модуль
    Итоговый устный контроль по теме, включает монологи и диалог на заданную тему. Результирующая оценка выставляется по формуле 0,5 (монолог) + 0,5 (диалог)
  • неблокирующий Экзамен 2 модуль
    3 год обучения состоит из заданий в формате сертификата уровня В1. Письменная часть экзамена включает: 1. Лексико-грамматический тест или блок лексико-грамматических заданий. 2. прослушивание текстов и выполнение заданий к ним. 3. чтение текстов и выполнение заданий к ним. 4. написание писем делового и личного характера (от 120 до 200 слов), написание сообщения на форуме (100-200 слов). Устная часть экзамена включает: 1. Анализ содержания текста по тематике года обучения с выражением собственного мнения. Критерии: полное раскрытие всех обозначенных в тексте проблем, вопросов, логичность и связность речи, лексико-грамматическая грамотность, произношение и интонация. 2. Презентация темы с выражением собственного мнения. Критерии: чёткость речи, правильно интонирование. Объём и полнота высказывания, адекватность произносимого текста, логичность, лексико-грамматическая грамотность. Адекватность ответов на запрашиваемую информацию. Лексико-грамматическая ошибка: – 0,5 балла. Прочие ошибки: – 1 балл. 3. Диалог с целью поиска пути решения какой-то проблемы / задачи (в ситуациях повседневной жизни). Критерии: чёткость речи, правильно интонирование. Объём и полнота высказывания, адекватность произносимого текста, логичность, лексико-грамматическая грамотность. Адекватность ответов на запрашиваемую информацию. Лексико-грамматическая ошибка – 0,5 балла. Прочие ошибки – 1 балл. Образцы экзаменов Уровень В 1 https://www.goethe.de/ins/ru/ru/sta/mos/prf/gzb1.cfm
  • неблокирующий Экзамен 4 модуль
    3 год обучения состоит из заданий в формате сертификата уровня В1. Письменная часть экзамена включает: 1. Лексико-грамматический тест или блок лексико-грамматических заданий. 2. прослушивание текстов и выполнение заданий к ним. 3. чтение текстов и выполнение заданий к ним. 4. написание писем делового и личного характера (от 120 до 200 слов), написание сообщения на форуме (100-200 слов). Устная часть экзамена включает: 1. Анализ содержания текста по тематике года обучения с выражением собственного мнения. Критерии: полное раскрытие всех обозначенных в тексте проблем, вопросов, логичность и связность речи, лексико-грамматическая грамотность, произношение и интонация. 2. Презентация темы с выражением собственного мнения. Критерии: чёткость речи, правильно интонирование. Объём и полнота высказывания, адекватность произносимого текста, логичность, лексико-грамматическая грамотность. Адекватность ответов на запрашиваемую информацию. Лексико-грамматическая ошибка: – 0,5 балла. Прочие ошибки: – 1 балл. 3. Диалог с целью поиска пути решения какой-то проблемы / задачи (в ситуациях повседневной жизни). Критерии: чёткость речи, правильно интонирование. Объём и полнота высказывания, адекватность произносимого текста, логичность, лексико-грамматическая грамотность. Адекватность ответов на запрашиваемую информацию. Лексико-грамматическая ошибка – 0,5 балла. Прочие ошибки – 1 балл. Образцы экзаменов Уровень В 1 https://www.goethe.de/ins/ru/ru/sta/mos/prf/gzb1.cfm
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Итоговые письменные контрольные работы по темам 1-2 модуль + 0.15 * Итоговый устный контроль по теме 1-2 модуль + 0.25 * Проверочные работы 1-2 модуль + 0.4 * Экзамен 2 модуль
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Итоговые письменные контрольные работы по темам 3-4 модуль + 0.15 * Итоговый устный контроль по теме 3-4 модуль + 0.25 * Проверочные работы 3-4 модуль + 0.4 * Экзамен 4 модуль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Themen neu 1 : Kursbuch, Aufderstrasse H., Bock H., 2001
  • Themen neu 2 : Kursbuch, Aufderstrasse H., Bock H., 1997
  • Themen neu 3 : Arbeitsbuch, Bock H., Muller J., 1997
  • Themen neu 3 : Kursbuch, Aufderstrasse H., Bonzli W., 1998

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Schritte international 1 : Kursbuch + Arbeitsbuch, Niebisch D., Penning-Hiemstra S., 2006
  • Schritte international 2 : Kursbuch + Arbeitsbuch, Niebisch D., Penning-Hiemstra S., 2006
  • Schritte international 3 : Kursbuch + Arbeitsbuch, Hilpert S., Niebisch D., 2006