• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Управление конфликтами

Статус: Курс обязательный (Политология)
Направление: 41.03.04. Политология
Когда читается: 3-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках данной дисциплины студент знакомится с теоретическим обзором по проблематике и феноменологии политического конфликта, изучает взаимодействие людей в конфликтных ситуациях, осваивает переговорные модели разрешения конфликтов, а также теорию и практику оказания психологической помощи при возникновении и разрешении политических конфликтов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Управление конфликтами» является формирование у студентов представления о конфликтологической проблематике, особенностях работы в данном предметном поле.
  • Кроме того, целями дисциплины также является формирование навыков психологического анализа и управления конфликтами в различных сферах, в том числе в области политических и этнических конфликтов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет основные структурные элементы конфликта – стороны конфликта, условия протекания, возможные действия участников и исходы конфликта. Знает динамику конфликта и стадии развития конфликтной ситуации. Понимает конструктивные и деструктивные функции конфликта
  • Знает классификацию конфликтов по функциям, сфере возникновения и участникам конфликтного взаимодействия. Имеет представление и моделях развития межличностного конфликта и управлении межличностными конфликтами. Понимает специфику конфликта между личностью и группой и межгрупповых конфликтов. Знает экспериментальные исследования конфликта в лабораторных и естественных условиях.
  • Определяет личностные особенности поведения в конфликте. Знает типы конфликтных личностей. Анализирует регуляторы конфликтного взаимодействия – ситуационный контекст, психологические ориентации участников, социально-перцептивные регуляторы. Имеет навыки эффективного общения и рационального поведения в конфликте.
  • Умеет определять формулу конфликта, а также конфликтогены и их характеристику. Знает способы урегулирования конфликтов. Анализирует основные формы разрешения конфликтов с помощью третьей стороны – арбитраж, медиаторство.
  • Знает опорную схему анализа конфликтной ситуации. Знает принципы и имеет навыки конструктивного спора. Определяет стили поведения в конфликтной ситуации. Знает правила и шаги по разрешению конфликтов.
  • Знает особенности этнических и политических конфликтов. Знает причины возникновения этнических конфликтов и конфликтов между большими социальными группами. Определяет структуру политического конфликта. Знает принципы и подходы к урегулированию политических конфликтов. Имеет навыки проведения переговоров как средства решения политических конфликтов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Сущность конфликта и его структура
    Определение основных структурных элементов конфликта. Стороны (участники) конфликта. Условия протекания конфликта. Образы конфликтной ситуации. Возможные действия участников. Исходы конфликтных действий. Динамика конфликта. Выделение стадий конфликта. Стадия возникновения объективной конфликтной ситуации. Стадия осознания объективной конфликтной ситуации. Определение ситуации как конфликтной. Факторы определения ситуации как конфликтной («объективные», «групповые», «индивидуальные»). Обстоятельства, способствующие и снижающие вероятность конфликта. Адекватно и неадекватно понятые конфликты. Понятие «ложного» конфликта. Переход к конфликтному поведению. Частичное или полное разрешение конфликта. Функции конфликта. Деструктивная и конструктивная функции.
  • Тема 2. Типология конфликтов и методы их изучения
    Общая типология конфликтов. Классификация конфликтов по функциям, сфере возникновения и участникам конфликтного взаимодействия. Бытовые, производственные, семейные, политические, этнические, экономические и другие виды конфликтов. Понятие внутриличностного конфликта. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов. Формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов. Понятие межличностного конфликта и его особенности. Сфера проявления межличностных конфликтов. Модели развития межличностного конфликта. Управление межличностными конфликтами. Понятие групповых конфликтов и их классификация. Внутригрупповые конфликты. Конфликт личности и группы. Межгрупповые конфликты. Методы изучения конфликтов. Экспериментальные исследования конфликта в лабораторных и естественных условиях. Опросные методы.
  • Тема 3. Феноменология конфликтного взаимодействия
    Теория поведения личности в конфликте. Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии. Мотивы и цели участников взаимодействия. Стратегии и тактики взаимодействия. Личностные особенности поведения в конфликте. Типы конфликтных личностей. Регуляторы конфликтного взаимодействия (ситуационный контекст, психологические ориентации участников, социально-перцептивные регуляторы). Нормативные регуляторы (нормативное обоснование позиции и поведения, критерий справедливости-несправедливости, правила взаимодействия в конфликтных ситуациях, культурные и этические нормы поведения в конфликтах). Модели развития конфликта. Техники «борьбы». Эскалация конфликта. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте.
  • Тема 4. Анализ конфликтов и их разрешение, медиация
    Установление причин конфликтов. Обстоятельства, способствующие возникновению конфликта. Конфликтная ситуация и инцидент. Выявление конфликтной ситуации. Правила формулировки конфликтной ситуации.Формулы конфликта. Конфликтогены, их характеристика. Правило эскалации конфликтогенов. Типы конфликтогенов.Технологии управления конфликтами. Процесс управления конфликтом. «Профилактика» конфликтности. Способы урегулирования конфликтов. «Силовые» методы разрешения конфликтов. Участие третьей стороны в разрешении конфликта. Основные формы разрешения конфликтов с помощью третьей стороны – арбитраж, медиаторство. Стратегии и тактики медиаторства. Прогнозирование и предупреждение возникновения конфликтов. «Профилактика» конфликтности. Правила бесконфликтного общения.Разбор конфликтов. Решение ситуационных задач.
  • Тема 5. Обучение навыкам эффективного поведения в конфликтах
    Разрешение конфликтов. Практика разрешения конфликтов, современная позиция. Основные понятия управления конфликтами. Работа с конфликтами. «Силовые» методы. разрешения конфликтов. Практика разрешения конфликтов в различных сферах жизнедеятельности человека.
  • Тема 6. Специфика политических конфликтов
    Особенности этнических и политических конфликтов. Причины возникновения этнических конфликтов и конфликтов между большими социальными группами. Структура политического конфликта. Принципы и подходы к урегулированию политических конфликтов. Переговоры как средства решения политических конфликтов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Домашнее задание
    В случае если домашнее задание не было сдано в установленный срок, за каждый просроченный день предусмотрено снижение оценки на 1 балл.
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
    На первой пересдаче студент выполняет тест по темам учебного курса, аналогичным тем, что были предложены на экзамене. Итоговая оценка рассчитывается по той же формуле с учётом всех остальных ранее полученных оценок. На второй пересдаче студент отвечает на устные вопросы по темам учебного курса в присутствии комиссии из трех человек. Примеры заданий для повторной пересдачи и критерии их оценки хранятся в департаменте. Экзамен проводится в тестовой форме с использованием синхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Moodle (https://et.hse.ru/my/), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: (https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее проверить устойчивость Интернет-соединения, заранее зайти на платформу прокторинга и разобраться в устройстве интерфейса системы, провести тест системы. Непосредственно до начала экзамена студент должен включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: пользоваться любыми вспомогательными материалами в электронной и бумажной форме; пользоваться помощью третьих лиц путем любого доступного канала связи; покидать поле видимости видеокамеры. Во время экзамена студентам разрешено: употреблять воду, шоколад, фрукты. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. При прерывании связи студент должен незамедлительно уведомить об этом преподавателя, если у него есть такая возможность (например, через мобильный интернет). Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Оокончат = 0.2*Оаудиторная + 0.2*домашнее задание + 0.2*Оконтрольная работа + 0.4*Оэкзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Конфликтология : курс лекций, Громова, О. Н., 2001
  • Психология конфликта, Гришина, Н. В., 2006
  • Этнополитическая конфликтология : анализ и менеджмент: учеб. пособие, Аклаев, А. Р., 2005
  • Этнопсихология : учебник для вузов, Стефаненко, Т. Г., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Конфликтология в схемах и комментариях : учеб. пособие для вузов, Анцупов, А. Я., 2006