• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Научно-исследовательский семинар "Основы научно-проектной работы"

Статус: Курс обязательный (Интегрированные коммуникации)
Направление: 42.04.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Интегрированные коммуникации
Язык: русский
Кредиты: 8

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе освоения дисциплины студенты учатся работать с научной литературой, критически анализировать результаты научных исследований, определять проблему исследования, формулировать гипотезу, формировать дизайн исследования. Кроме того, курс направлен на формирование навыков, необходимых для решения различных задач в области маркетинговых исследований.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование навыков проведения научного исследования, необходимых для подготовки курсовой работы и магистерской диссертации
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Руководствуется основными принципами научного исследования
  • Отделяет научное знание от ненаучного
  • Различает два вида исследовательских работ: курсовую работу и курсовой проект
  • Описывает структуру исследовательского процесса
  • Пользуется основными понятиями научного исследования
  • Определяет корректность проблемы исследования, формулирования исследовательского вопроса и гипотезы
  • Руководствуется принципами научного исследования при анализе текстов
  • Последовательно осуществляет все этапы контент-анализа, включая разработку категорий анализа и кодировку сообщений
  • Анализирует и интерпретирует данные
  • Руководствуется академическими нормами при решении соответствующих кейсов
  • Описывает задачи литературного обзора и основные этапы
  • Пользуется электронной библиотекой НИУ ВШЭ при поиске литературы для исследования
  • Определяет ключевые слова для поиска
  • Составляет поисковый запрос
  • Систематизирует результаты поиска
  • Производит критический анализ научной публикации
  • Определяет связь между базовыми понятиями
  • Составляет аннотированную библиографию
  • Производит анализ и синтез информации
  • Делает выводы о состоянии исследовательской дискуссии по теме исследования
  • Определяет роль теории в научном исследовании
  • Руководствуется принципами теоретизирования
  • Осуществляет переход от концептуализации к операционализации
  • Обосновывает выбор дизайна исследования
  • Руководствуется задачами и принципами применения методов исследования
  • Обосновывает выбор методов исследования
  • Представляет промежуточные результаты исследования
  • Обосновывает концепцию и дизайн исследования
  • Анализирует концепцию и дизайн исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в методологию научного исследования
    Понятие научного исследования. Задачи научного исследования. Общие принципы научного исследования. Исследование как способ решения проблемы.Взаимосвязь теоретического и эмпирического уровня исследования. Критерии научного знания. Основные этапы научного исследования. Особенности социального исследования. Академический текст как форма существования научного знания. Различные формы академического текста: отчет об исследовании, эссе, реферат, научная статья, курсовая работа и курсовой проект
  • Технология подготовки курсовой работы и курсового проекта
    Задачи курсовой работы и курсового проекта. Требования к курсовой работе и курсовому проекту. Особенности презентации результатов исследования в рамках курсовой работы и курсового проекта.
  • Структура научного исследования
    Дедуктивная и индуктивная логика научного исследования. Проблема научного исследования и исследовательский вопрос. Цели и задачи научного исследования. Объект и предмет научного исследования. Задачи литературного обзора. Теоретизация и формирование гипотезы научного исследования. Концептуализация и операционализация понятий в научном исследовании. Разработка дизайна эмпирической части исследования. Сбор и анализ данных. Описание результатов исследования. Интерпретация результатов исследования. Ограничения исследования. Выводы.
  • Методы анализа текстовой информации
    Контент – анализ: понятие, область применения, типы. Анализ документов. Контент-анализ текстов: понятие, область применения, типы. Виды документов. Выбор источников данных. Выбор формата контент-анализа в зависимости от задач исследования: интерактивное обсуждение вариантов на примере кейсов. Работа в мини-группах – пилотаж инструментария (просмотр видео-фрагментов, обсуждение)
  • Основные этапы и процедура проведения контент-анализа
    Основные этапы контент-анализа: программа, категории анализа, единицы счета, кодирование, обработка данных, выводы. Принципы формирования выборки. Примеры использования метода контент-анализа для анализа СМИ (Лассуэл, Берельсон и др.). Разбор кейсов – категории анализа и единицы счета. Работа в мини-группах: кодировка фрагментов текста (новостная лента СМИ).
  • Анализ и интерпретация данных
    Возможности и ограничения программ обработки данных, подготовка инструментария для ручной кодировки. Общие принципы аналитического описания. Осмысление результатов. Первичное описание текстовых данных. Категоризация. Выбор единиц анализа текста. Проверка надежности данных. Триангуляция.
  • Основные академические нормы
    Этика академического исследования. Подлог. Плагиат. Цитирование. Основные правила библиографического описания. Различные системы ссылок. Российские и международные стандарты.
  • Роль литературного обзора в научном исследовании
    Задачи литературного обзора. Определение проблемы исследование и постановка исследовательского вопроса. Этапы литературного обзора: поиск литературы, аналитическое чтение, написание текста. Структура литературного обзора. Литературный обзор в курсовой работе. Литературный обзор в курсовом проекте. Обзор рынка в курсовом проекте.
  • Поиск релевантных источников
    Особенности составления библиографии. Типы научных источников: научные статьи, диссертации, монографии. Использование библиотечных ресурсов НИУ ВШЭ. Электронные ресурсы НИУ ВШЭ. Базы данных зарубежной периодики. Отечественные газеты и журналы. ProQuest Dissertations & Theses: библиография и полные тексты. Базы данных электронных книг. Factiva. Базы данных научного цитирования. Библиометрические показатели. Список журналов по коммуникативистике. Определение научной области поиска. Определение ключевых слов для поиска. Составление поискового запроса. Систематизация результатов поиска.
  • Технология работы с источниками
    Техника чтения научного текста. Беглое чтение текста. Аналитическое чтение текста. Анализ и синтез как общенаучные методы исследования. Структура научной публикации. Реферирование. Составление заметок и конспектов. Систематизация. Таблицы и интеллектуальные карты. Формулировка научной проблемы, исходя из пробелов или противоречий в проанализированных исследованиях. Критическое мышление. Некорректные обоснования истинности суждений.
  • Написание литературного обзора
    Техника написания литературного обзора. Роль ссылок. Анализ и синтез полученной информации. Критический анализ источников. Нормы академического письма.
  • Теория в научном исследовании
    Теории малого, среднего и высокого уровней. Границы парадигм в науке о коммуникациях. Роль теории в качественных и количественных исследованиях. Использование теорий при формулировке и аргументации гипотез. Типы гипотез: null, alternative: directional, nondirectional, causal. Критерии корректно сформулированной гипотезы. Разбор примеров исследований с использованием разных теорий. Навыки теоретизирования и креативного мышления
  • Концептуализация и операционализация
    Концепт. Процесс концептуализации. Измерения концепта. Эмпирические индикаторы. Операционализация. Переменные. Зависимые и независимые переменные. Уровни измерения: номинальный, порядковый, интервальный, относительный. Надежность и валидность измерения. Внутренняя валидность. Внешняя валидность. Валидность конструкта. Экологическая валидность.
  • Дизайн исследования
    Разведывательное, описательное, аналитическое исследование. Измерение и интерпретация. Исследовательские парадигмы. Количественное, качественное и смешанное исследование. Экспериментальный дизайн, кросс-секционный дизайн, сравнительный дизайн, лонгитюдный дизайн.
  • Введение в маркетинговые исследования
    Определения, этика. Типы маркетинговых исследований. Основные участники исследовательского процесса. История маркетинговых исследований в России и в мире. Этика маркетинговых исследований. Права респондентов по кодексу ESOMAR. Типы исследований: по праву собственности, по периодичности, по объекту, по виду сбора и обработки информации. Обзор количественных и качественных методов маркетинговых исследований
  • Сегментационные исследования
    Различные подходы к сегментации. Применение результатов сегментационных исследований.
  • Исследования покупателей
    Использование современных технологий в исследованиях покупателей- eyetracker, виртуальный магазин. Особенности методологии, анкета, анализа
  • Исследования по выводу нового продукта на рынок
    Тестирование концепции, упаковки, продукта. Ценовые исследования. Особенности методологии, анкета, анализа
  • Исследования в рекламе
    Тестирование рекламы (пре-тесты). Особенности методологии, анкета, анализа. Эффективность рекламы. Трекинги здоровья марки
  • Консалтинговая составляющая в работе исследователя
    Воркшопы, креативные сессии. Роль совместного творчества в создании новых идей. Основные принципы построения клиентского воркшопа и креативных сессий. Функция фасилитатора. Креативные техники и методики для создания инновационных идей.
  • Опрос
    Особенности массового опроса как метода исследования. Выборка. Типы выборки. Особенности конструирования опросника. Типология вопросов в анкете. Качество измерения. Типология шкал. Особенности онлайн опроса.
  • Глубинные интервью
    Особенности глубинного интервью как исследовательского метода. Процедура проведения глубинного интервью: подготовка, проведение, обработка результатов. Практические аспекты проведения интервью. Особенности структуры гайда как исследовательского инструмента: основные блоки в структуре гайда. Основные принципы составления правильного гайда. Онлайн интервью. Интерпретация результатов интервью
  • Фокус-группы
    Задачи фокус-группы. Процедура проведения фокус-группы. Типология фокус групп. Понятие групповой динамики, основные этапы группы (знакомство, разогрев, получение основной информации, завершение). Роль модератора: что должен знать и уметь модератор. Типология модераторов. Умение правильно задавать вопросы и слушать респондентов. Возможные сложности в управлении группой и пути их преодоления. Типология респондентов. Умение работать с трудными респондентами. Онлайн фокус-группы. Интерпретация результатов фокус-группы
  • Проективные методики и техники в проведении групповой дискуссии/интервью
    Задачи и назначение проективных методик и техник в качественном исследовании. Типология проективных методик. Основные принципы проведения и интерпретации проективных методик. Основные проективные методики, используемые в качественном исследовании: направленные ассоциации, коллаж, персонификация, типичный потребитель, планета марок, рисуночные техники и т.д.
  • Этнографические исследования
    Понятие этнографического исследования, основные преимущества и сферы использования этнографических исследований. Особенности проведения этнографических исследований. Роль наблюдателя. Примеры данных, получаемых в ходе этнографического исследования, и особенности их интерпретации. Онлайн этнография.
  • Кейс-стади
    Методология кейс-стади. Подходы в понимании кейс-стади. Типы кейс-стади. Критерии оценки качества кейс-стади.
  • Обоснованная теория
    Обоснованная теория как способ теоретизирования и стратегия анализа качественных данных. Теоретическая чувствительность. Процесс и виды кодирования. Теоретическая выборка.
  • Презентация курсовых работ и курсовых проектов
    Семинарские занятия в 4-м модуле состоят из презентаций и группового обсуждения индивидуальных курсовых работ и курсовых проектов. После презентации каждый студент получает обратную связь от преподавателя.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Оценка за 1 модуль
  • неблокирующий Оценка за 2 модуль
  • неблокирующий Оценка за 3 модуль
  • неблокирующий Оценка за 4 модуль
  • неблокирующий презентация (2 модуль)
    Презентация результатов критического анализа научной публикации. Студент самостоятельно выбирает публикацию для анализа, предварительно согласовав свой выбор с преподавателем.
  • неблокирующий активность на семинаре (2 модуль)
  • неблокирующий домашние задания (2 модуль)
  • неблокирующий аннотированная библиография (2 модуль)
    аннотированная библиография по теме исследования студента
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.15 * активность на семинаре (2 модуль) + 0.5 * аннотированная библиография (2 модуль) + 0.2 * домашние задания (2 модуль) + 0.15 * презентация (2 модуль)
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Оценка за 1 модуль + 0.3 * Оценка за 2 модуль + 0.2 * Оценка за 3 модуль + 0.3 * Оценка за 4 модуль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bikner-Ahsbahs, A., Knipping, C., & Presmeg, N. C. (2015). Approaches to Qualitative Research in Mathematics Education : Examples of Methodology and Methods. Dordrecht: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=920486
  • Carson, D. (2001). Qualitative Marketing Research. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=593394
  • Croucher, S. M., & Cronn-Mills, D. (2015). Understanding Communication Research Methods : A Theoretical and Practical Approach. New York, N.Y.: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=873087
  • Стратегия социологического исследования : Описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов В. А., Семенова В. В., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Franses, P. H., & Paap,Richard. (2001). Quantitative Models in Marketing Research. Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.cup.cbooks.9780521801669
  • Martin, W. E., & Bridgmon, K. D. (2012). Quantitative and Statistical Research Methods : From Hypothesis to Results (Vol. First edition). San Francisco: Jossey-Bass. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=467257
  • Punch, K. (2003). Survey Research : The Basics. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=595741
  • Seale, C. (2007). Qualitative Research Practice : Concise Paperback Edition. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=595739
  • Seale, C. (2007). Qualitative Research Practice. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=775811