• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Проблемы взаимодействия культур

Направление: 45.03.02. Лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Жбанкова Елена Васильевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Проблемы взаимодействия культур» предназначен для широкого ознакомления учащихся с проблемами столкновения и взаимовлияния различных культур. Программа данного семинара составлена в соответствии с выбранной главной темой – «Россия в мировом культурном пространстве», раскрывающей проблему взаимодействия культур в сопоставлении, сравнении, взаимообогащении и конфликтах отечественной культуры и мировой, а также на основе ознакомления с общетеоретическими понятиями о культуре и философских категориях с нею связанных. Для плодотворной работы в семинаре студенты должны обладать базовыми познаниями по отечественной и мировой истории, истории культуры, философии и истории православной церкви.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие у студентов навыков научного поиска и исследовательской работы
  • Развитие у студентов навыков исследовательской работы культурологического характера
  • Овладение методикой выбора методологии междисциплинарного исследования
  • Развитие у студентов практических навыков планирования, проведения и презентации самостоятельных научных исследований
  • Развитие навыков академического письма, подготовка текстов реферата и доклада
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать общетеоретические понятия о культуре и философских категориях с нею связанных, проблемы взаимодействия культур в сопоставлении, сравнении, взаимообогащении и конфликтах отечественной культуры и мировой
  • Уметь реферировать и анализировать научную литературу по тематике курса
  • Уметь планировать научное исследование в рамках курса с адекватной постановкой цели и задач, структурированием материала и использованием соответствующих методов анализа
  • Уметь использовать различные методы анализа источников и историографии в собственных исследования
  • Иметь навыки подбора материалов, постановки задач, выполнения и обсуждения исследования
  • Иметь навыки оформления и презентации научного проекта
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Сущность культуры
    Культура как универсальная категория, охватывающая предельно широкий мир разнородных явлений. Культура как предмет изучения различных дисциплин. Многообразие подходов к определению сущности культуры как следствие различий мировоззренческих и методологических позиций авторов. Открытость категории «культура». Культура как надприродное явление, искусственно созданная людьми среда обитания и самоосуществления, механизм регуляции социальных отношений и поведения. Культура как система материальных объектов, идей и образов, технологий их изготовления и оперирования ими, устойчивых связей между людьми и способов их регулирования, оценочных критериев, имеющихся в обществе.
  • Тема 2. Культура и цивилизация
    Соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в истории социальной мысли. Генезис термина и понятия цивилизация. Цивилизация как степень развития личности и межчеловеческих отношений в концепции В. фон Гумбольта. Цивилизация как ступень, уровень развития культуры. Цивилизация как противоположная «варварству» стадия всемирно-исторического процесса, как идеальное общество, основанное на разуме и справедливости в понимании французских просветителей. Вольтер о цивилизационном поведении как о хороших манерах и навыках самоконтроля. Руссо о цивилизации. Цивилизации как стадии развития человечества (Л. Морган). Многообразие подходов к определению сущности цивилизации. Культурологический подход М. Вебера. Противопоставление культуры и цивилизации у О. Шпенглера. Н. Бердяев о культуре и цивилизации; воля к жизни и воля к культуре. Локально-исторический вариант интерпретации понятия «цивилизация» у Н.Я. Данилевского и А. Тойнби.
  • Тема 3. Россия первой половины XIX века глазами иностранцев
    Записки о России баронессы де Сталь. Москва и Петербург в описании де Сталь. Русские, их характер и психологический настрой. Русский люди светского общества, воспитанницы Смольного института, купцы, простолюдины. Самодержавие и русский патриотизм. Астольф де Кюстин и его «Россия в 1839 году». Описание русских городов: Петербург, Москва, Ярославль, Нижний Новгород. Светское общество и дворцовые круги. Проблема самодержавия, русское правительство и деспотия.
  • Тема 4. Славянофилы и западники: спор о судьбе России, ее культуре и просвещении
    Западники (П. Анненков, В. Боткин, К. Кавелин, Т. Грановский и др.) о характере и путях развития России. Россия как составная часть Европы и неотъемлемый составной элемент западной цивилизации. Россия – часть западной цивилизации на основе общих ценностей и социально-психологических установок. Славянофилы (А. Хомяков, И. Киреевский, К. Аксаков, Ю. Самарин) о мессианской роли русского народа, о его культурной и религиозной самобытности и даже исключительности. Решающая роль православия для развития всей мировой цивилизации. Решение проблемы сочетания свободы и необходимости, индивидуального и церковного начала – важнейший методологический принцип для разработки ключевого понятия религиозно-философских воззрений славянофилов – понятия соборности. Принципиальное отличие развития России от всей западной цивилизации. Общинное устройство русской жизни как признак, определяющий особую роль России в историческом развитии.
  • Тема 5. Понятие культурно-исторических типов и законов их развития в книге Н.Я. Данилевского «Россия и Европа»
    Отношения Европы и России в середине - второй половине XIX века. Почему Европа враждебна России? Культурно-исторический смысл Европы. Россия и европейская цивилизация. Понятие культурно-исторического типа. Этнографическое состояние. Количество культурно-исторических типов в мировой истории. Законы развития культурно-исторического типа. Славянофильство и Данилевский. Идея Славянства – высшая идея для каждого славянина. Возможно ли, по Данилевскому, появление новой (славянской) культуры? Четыре разряда культурной деятельности для определения культурно-исторического типа. Первичные культуры. Одноосновные культурно-исторические типы. Славянство – четырехосновной культурно-исторический тип
  • Тема 6. «Русская идея» В. Соловьева
    Историческое предназначение (органическая функция) той или другой нации. Еврейский вопрос и христианство. Почему Соловьев считает еврейский народ не выполнившим свою историческую миссию. Смысл «русской идеи» по Соловьеву. Что представляют собой факты русского национального самоотречения. Соловьев о трех главных силах исторического прогресса.
  • Тема 7. Три очерка о русской иконе Е. Трубецкого
    Зарождение иконописи в борьбе с «образом звериным». Жизненная правда и смысл мира в творчестве русских иконописцев. Идея мирообъемлющего храма и религиозная надежда в противопоставлении мировой войне. Архитектура иконы и основные правила ее создания («Умозрение в красках») Особенности византийской иконописи и их изменения на русской почве. Значение разных цветов применяемых в древнерусской иконе. Этапы становления русской иконописи по Трубецкому и критерии их выделения. «Радость» иконы XY века и «красота» иконы XYI века. Судьба русской иконы как отражение судьбы русской церкви («Два мира в древнерусской иконописи», «Россия в ее иконе»).
  • Тема 8. Проблема культуры и цивилизации в книге О. Шпенглера «Закат Европы»
    В процессе познания живая интуиция противопоставляется «мертвому» рационализму, а определение культуры определяется не на ее материально-техническую сторону, а на ее органическую природу. В ходе мировой истории историческими субъектами выступают не отдельные народы и государства, а обширные многовековые конгломераты, объединенные общей, прежде всего духовной, культурой. История как чередование культур, каждая из которых представляется в виде некоего «организма», спаянного внутренним единством и обособленного от других, подобных ему «организмов». Проблема общечеловеческой преемственности. Восемь культур в истории человечества. Понятие цивилизации у Шпенглера как вершинной точки развития культуры и начала ее упадка. Переход от творческого порыва к бесплодию, от развития к застою, от «души» к «интеллекту», от героических «деяний» к утилитарной работе. Срок существования культурного «организма». Когда начался «Закат Европы»? Массовая культура, утрата значения художественного и литературного творчества, техницизм и спорт. Таблицы «одновременных» духовных эпох, эпох искусства и политических эпох.
  • Тема 9. Дихотомия Восток-Запад в творчестве Н.А. Бердяева
    Что такое русский народ в общем контексте европейских народов, каковы его культурно-исторические и психологические особенности. Понятие «русской души», ее связь с российскими просторами. Преобладание коллективности в русском социуме в ущерб развитию индивидуального начала. Поиск и определение духовных истоков русских революций и их пагубное воздействие на судьбы национальной культуры. Попытка Бердяева объективно оценить капитализм и социализм и определить насколько и та, и другая формы общественного сознания отвечают религиозному, а следовательно, и культурному идеалу человечества. Разработка проблем: нация и культура, общечеловеческое и национальное в культуре, война и культура.
  • Тема 10. Россия и мир по книге «Европа и душа Востока» В. Шубарта
    Последовательность мировой истории. Противоречие между Востоком и Западом как проблема культуры. Противоречие между Востоком и Западом как политическая проблема. Основные тенденции развития западной культуры. Основные тенденции развития русской культуры. Достоевский как выразитель проблемы Восток-Запад. Русская национальная идея. Русские и немцы, англосаксы, французы, испанцы. Россия между Азией и Европой. Крушение Запада. Наследие Запада в культуре будущего.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устные ответы
    Накопленная оценка складывается из совокупной оценки за домашнюю работу и подготовки и написания реферата и его защиты. Преподаватель оценивает посещение студентами занятий и их активность на занятиях, участие в дискуссиях, подготовленные дома задания в рамках семинаров и их последующее обсуждение. Максимальный балл за работу на семинарах, за подготовку и защиту научно-исследовательского проекта и при итоговом контроле – 10 баллов.Если студент отказывается от выполнения задания в предварительно обозначенный преподавателем срок или отсутствует на занятии без уважительной причины, то он/она получает 0 баллов. Преподаватель не принимает работы, сданные с нарушением сроков, установленных заранее. То есть в данном случае не предусмотрена сдача работы с опозданием. Работа, сданная не в срок оценивается в 0 баллов. При обнаружении факта списывания или подлога, промежуточных и итоговых, работа аннулируется (ставится ноль баллов) и дальнейшей пересдаче не подлежит. Исключения составляют случаи болезни, подтвержденные официальными медицинскими документами, и особые обстоятельства, о которых преподаватель проинформирован заранее. В каждом конкретном случае возможность переноса сроков выполнения задания решается в индивидуальном порядке преподавателем. При необходимости в решении участвует Академический руководитель программы или/и Начальник учебного отдела. После предоставлении справки в учебный офис студент извещает об этом преподавателя и договаривается о сдаче задолженностей в течение двухнедельного срока с момента окончания действия справки. Если обнаруживается, что справка не является действительной, то преподаватель имеет право не разрешить пересдачу задолженности или аннулировать уже проведенную работу.
  • неблокирующий Рефераты
    Если студент отказывается от выполнения задания в предварительно обозначенный преподавателем срок или отсутствует на занятии без уважительной причины, то он/она получает 0 баллов. Преподаватель не принимает работы, сданные с нарушением сроков, установленных заранее. То есть в данном случае не предусмотрена сдача работы с опозданием. Работа, сданная не в срок оценивается в 0 баллов. При обнаружении факта списывания или подлога, промежуточных и итоговых, работа аннулируется (ставится ноль баллов) и дальнейшей пересдаче не подлежит. Исключения составляют случаи болезни, подтвержденные официальными медицинскими документами, и особые обстоятельства, о которых преподаватель проинформирован заранее. В каждом конкретном случае возможность переноса сроков выполнения задания решается в индивидуальном порядке преподавателем. При необходимости в решении участвует Академический руководитель программы или/и Начальник учебного отдела. После предоставлении справки в учебный офис студент извещает об этом преподавателя и договаривается о сдаче задолженностей в течение двухнедельного срока с момента окончания действия справки. Если обнаруживается, что справка не является действительной, то преподаватель имеет право не разрешить пересдачу задолженности или аннулировать уже проведенную работу.
  • неблокирующий Доклады
    Если студент отказывается от выполнения задания в предварительно обозначенный преподавателем срок или отсутствует на занятии без уважительной причины, то он/она получает 0 баллов. Преподаватель не принимает работы, сданные с нарушением сроков, установленных заранее. То есть в данном случае не предусмотрена сдача работы с опозданием. Работа, сданная не в срок оценивается в 0 баллов. При обнаружении факта списывания или подлога, промежуточных и итоговых, работа аннулируется (ставится ноль баллов) и дальнейшей пересдаче не подлежит. Исключения составляют случаи болезни, подтвержденные официальными медицинскими документами, и особые обстоятельства, о которых преподаватель проинформирован заранее. В каждом конкретном случае возможность переноса сроков выполнения задания решается в индивидуальном порядке преподавателем. При необходимости в решении участвует Академический руководитель программы или/и Начальник учебного отдела. После предоставлении справки в учебный офис студент извещает об этом преподавателя и договаривается о сдаче задолженностей в течение двухнедельного срока с момента окончания действия справки. Если обнаруживается, что справка не является действительной, то преподаватель имеет право не разрешить пересдачу задолженности или аннулировать уже проведенную работу.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе MS Teams (teams.microsoft.com). Студенты должны зайти на платформу своего семинара. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее двух минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение две минуты и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Доклады + 0.2 * Рефераты + 0.2 * Устные ответы + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Культурология: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Драча. - Москва : Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. - 413 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-98281-003-8 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/229130

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Культурология: Учебное пособие / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. - 448 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-98281-256-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/227028