Бакалавриат
2019/2020
Философия искусства
Статус:
Курс обязательный (Философия)
Направление:
47.03.01. Философия
Кто читает:
Школа культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Преподаватели:
Вострова Галина Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Философия искусства» построен по морфологическому принципу: тематически включает разделы, посвященные анализу основных видов искусства. В ходе курса предполагается обращение к философским стратегиям изучения искусства ХХ-ХХI века: феноменологическому анализу искусства, философской герменевтике, концепциям исследования искусства в структурализме и постструктурализме, театральной антропологии, эстетике перформативности. В изучении дисциплины используется MOOC курс "Введение в историю искусства", созданный НИУ ВШЭ на платформе Openedu (https://openedu.ru/course/hse/ART/).
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Философия искусства» являются: • рассмотрение актуальных теоретических проблем современных философско-эстетических учений; • ознакомление с различными типами интерпретаций рассматриваемых художественных произведений; • углубление профессиональной подготовки студентов на основе знакомства с синхроническим и диахроническим многообразием исследовательских стратегий в области философии искусства.
Планируемые результаты обучения
- Знает основные подходы к анализу древнегреческой трагедии
- Владеет базовыми знаниями о стратегиях исследования литературы в структурализме
- Знает основные философские подходы к исследованию живописи
- Знает ключевые принципы исследования трансцендентального стиля в кино
- Знает об основных модернистских концепциях театра
- Владеет базовыми знаниями о теории и практике перформанса
- Знает программные тексты лидеров театральной антропологии
Содержание учебной дисциплины
- Философия трагедии«Поэтика» Аристотеля – первая систематическая теории драмы: шесть частей трагедии, вопрос о трагической вине героя, страх и сострадание, о природе трагического катарсиса. Трактовка древнегреческой трагедии Ф. Ницше. Основные вопросы, вокруг которых развивалось построение работы «Рождение трагедии». Идейные контексты, скрытые интенции сочинения. Своеобразие концепции трагедии Ницше в сравнении с классической теорией Аристотеля. Реакция современников, полемика вокруг книги. Классический психоанализ о древнегреческой трагедии: трактовка «Царя Эдипа» Софокла как один из фрагментов фрейдовских эстетических изысканий. Театроведческие и философские отклики на «эдипацию» искусства и культуры: В. Ярхо о некоторых психоаналитических интерпретациях древнегреческих трагедий; Ж. Рансьер об Эдипе и веренице эдиповских сценариев; П. Рикёр о продуктивности и ограниченности психоаналитических исследований искусства.
- Философские стратегии исследования литературыР. Барт: о техниках структуралистского анализа, о специфике способности воображения структурального человека; концепция языка; связь языка и литературы; подходы к чтению текста; теория изменчивого восприятия «литературного объекта»; «смерть автора» как кульминация критики идеологии института Литературы; уникальность попытки создания нового типа литературно-критической практики.
- . Философские стратегии исследования живописиК. Ясперс: патографический анализ личности художника. Х. Ортега-и-Гассет о Веласкесе: авторские особенности биографического жанра. М. Мерло-Понти: феноменологический анализ живописи П. Сезанна. Фуко vs Фуко: перемещение между двумя типами дискурсов в размышлениях о живописи («Придворные дамы» vs лекция «Живопись Мане»). Ж. Делёз: испытание на художественном материале основных понятий философии, уход с территории слова, оригинальный взгляд на историю живописи («Фрэнсис Бэкон. Логика ощущения»).
- Философские стратегии исследования киноИсследование П. Шрейдера «Трансцендентальный стиль в кино: Одзу, Брессон, Дрейер». Выявление ключевых принципов манифестации трансцендентного: принцип несоответствия, решающее действие, трансформация, стазис. Современные отечественные исследования о значимости опыта трансцендентального искусства: Л. Клюева о расширении значимости концепции трансцендентального для теории кино в целом. Разбор кейсов (текстовый анализ фильма А. Тарковского «Зеркало», мифотектоника фильмов А. Звягинцева «Возвращение» и «Изгнание»).
- Истоки перформативного искусстваИстоки перформативного искусства: сюрреалистическая театральная концепция, футуризм, дада. Модернистские концепции театра: отечественные модификации театрального авангарда (Н. Евреинов, Вяч. Иванов), театральная теория и практика французского авангарда А. Жарри, Ж. Кокто, Ж. Жене, Ж.-П. Сартр). Актуальность споров о театре будущего начала ХХ века в контексте перформативного искусства второй половины ХХ-ХХI века.
- Перформативное искусство в современной художественной культуреО перформативной природе современной культуры. «Перформативный поворот» и новая эстетика Э. Фишер-Лихте, исследование перформанса как самостоятельного художественного события. Теория постдраматического театра Х.-Т. Лемана: предистория, концепт, архитектоника, словарь, панорама. Синтез теории и истории театра с наглядным материалом «полевых исследований». Современный театр и перформанс. Перформер. Творчество М. Абрамович как пример классического искусства перформанса. Тотальная революция Я. Фабра. Статус перформанса как произведения искусства. Философия перформативных искусств.
- Театральная антропологияФилософские традиции интерпретации творчества Антонена Арто. Фридрих Ницше и Арто: идея активной культуры. Бытие и творчество в метафизике Арто. Введение в систему Крюотического театра Арто: метафизика театра, новый язык театральной коммуникации, катарсическая функция Театра Жестокости. Влияние Арто на западную философию. Современные упоминания артодианской Жестокости. Ежи Гротовский – на «пути к активной культуре». Театр-лаборатория Ежи Гротовского. Позиция Гротовского в театральном авангарде ХХ века. Концепция «Бедного театра». Театральные и паратеатральные опыты; «театр участия», «театр истоков» и перформативное искусство. Гротовский и Г. Гурджиев. Гротовский и К. Кастанеда. Международная школа театральной антропологии Эудженио Барбы (ISTA). Значение реформаторов сцены – Арто и Гротовского – для современного перформативного искусства.
Элементы контроля
- Экзамен по онлайн-курсу «Введение в историю искусства»
- Проект
- Тест
- Активность на семинарах
- Устный экзамен
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.5 * Активность на семинарах + 0.15 * Проект + 0.15 * Тест + 0.1 * Устный экзамен + 0.1 * Экзамен по онлайн-курсу «Введение в историю искусства»
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Никитина И. П. - ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 212с. - ISBN: 978-5-534-07898-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-iskusstva-v-2-ch-chast-1-437933
- Никитина И. П. - ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 231с. - ISBN: 978-5-534-07899-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-iskusstva-v-2-ch-chast-2-438422
Рекомендуемая дополнительная литература
- Вёльфлин Г. ; Пер. Франковский А. А. - ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 296с. - ISBN: 978-5-534-05288-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovnye-ponyatiya-istorii-iskusstv-441330
- Каган М. С. - МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 388с. - ISBN: 978-5-534-06170-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/morfologiya-iskusstv-441574