• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

История и теория Европейской интеграции

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 41.04.05. Международные отношения
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Международные отношения: европейские и азиатские исследования
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Целью курса является подробное ознакомление слушателей с историей экономической и политической интеграции европейских стран в рамках ЕОУС, ЕЭС и ЕС. Дисциплина знакомит студентов с предпосылками и причинами европейской интеграции, включая историю «Европейской идеи» и трагический опыт двух мировых войн. Рассматриваются интересы и мотивы политиков и обществ в процессе интеграции. Раскрывается история и дизайн европейских институтов и европейского права. Также рассказывается об основных научных теориях, описывающих и объясняющих процесс европейской интеграции. Подробно рассказывается и анализируется история и состояние отношений России и ЕС. Все слушатели готовят письменные рефераты по актуальным темам европейской интеграции и принимают участие в их обсуждении. В результате студенты получают полное и конкретное представление о причинах, мотивах, этапах, особенностях, проблемах процесса европейской интеграции, о теоретических подходах к рассмотрению европейской интеграции. Могут успешно работать как исследователями европейской интеграции, как и в практических областях, связанных с взаимодействием с ЕС.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «История и теория европейской интеграции» являются формирование у студентов знания и понимания истории и основных теорий европейской интеграции и обучение их всестороннему анализу процесса европейской интеграции, исходя из различных теоретических перспектив. Европейская интеграция – базовый предмет магистерской программы «Международные отношения: европейские и азиатские исследования» по специализации «Европейские исследования».
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формулирует основное содержание теоретического подхода- интеграция через право.
  • Дает оценку места ЕС в мировой политике и экономике.
  • Анализирует эволюцию политических, религиозных и географических представлений о Европе и «европейскости»
  • Анализирует основные проекты создания единого государства Франции и Великобритании в годы войны.
  • Оценивает роль внешних угроз в единении проевропейских сил.
  • Формулирует концепции поэтапной практической (функциональной), прежде всего – экономической интеграции.
  • Формулирует ключевые идеи предложения Шумана по созданию единого наднационального управления немецкой и французской угольной и сталелитейной промышленностью.
  • Анализирует процесс создания Европейского оборонительного сообщества (ЕОС), создания ЕЭС и Евратома.
  • Дает оценку по вопросу укрепления институтов ЕЭС.
  • Выделяет факторы глобального противостояния в рамках двух блоков и «холодной войны».
  • Анализирует внешние кризисы (кризис доллара и взлет цен на нефть после арабо-израильской войны 1972 г.).
  • Выделяет основные аспекты саммита (совещания) СБСЕ в Хельсинки.
  • Анализирует основные аспекты проявления кризиса – усиление протекционизма (нетарифного) в странах ЕЭС, угроза деградации и распада общего рынка товаров.
  • Анализирует процесс и результаты первых прямых выборах в Европарламент.
  • Выделяет основные аспекты единого европейского акта 1986 года.
  • Анализирует основы положения договора о Европейском Союзе (ЕС) в Маастрихте – 1992 год.
  • Анализирует кризис и разногласия вокруг событий в Югославии и Косово.
  • Формулирует основные проблемы интеграции и реформы институтов ЕС.
  • Анализирует ход и итоги выполнения СПС, основные международные организации.
  • Выделяет основные положения классической теории интеграции - Метод "Монне -Шумана".
  • Выделяет основные положения классической теории федерализма.
  • Анализирует основные положения экономических теорий региональной интеграции..
  • Формулирует основные положения теорий функционализма и неофункционализма.
  • Формулирует основные положения теории коммуникации.
  • Формулирует основное содержание теории, предпосылки появления и основные этапы развития.
  • Применяет теории для анализа процессов европейской интеграции
  • Анализирует основное содержание теории либерального интерговернментализма.
  • Формулирует основное содержание теоретического подхода- конструктивизм.
  • Анализирует основное содержание теоретического подхода- Европеизация, предпосылки и основные этапы.
  • Формулирует основные положения дискурс-анализ с предпосылками возникновения, также этапами развития.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Европейский Союз в современном мире
    Место ЕС в мировой политике и экономике. Экономический, социальный и военно – политический потенциал ЕС на глобальной арене. Основные показатели и тенденции в демографической, экономической, технологической, гуманитарной сферах. Участие ЕС в глобальных делах, гуманитарных программах.
  • История европейской идеи.
    Рождение понятий «Европа» и «европейский», эволюция политических, религиозных и географических представлений о Европе и «европейскости». Европейская идея и идея национального государства. Европеизм и христианство. Реформация и Просвещение, за-рождение идей европейской интеграции. Идеи и попытки объединения Европы в 19 веке, концепция Соединенных Штатов Европы. Кризис европеизма и рост национализма и империализма. Проекты интеграции в межвоенный период 1918 – 1939 годов.
  • Итоги второй мировой войны для Европы (особенно для Западной), первые по-слевоенные интеграционные заявления и инициативы
    Проект создания единого государства Франции и Великобритании в годы войны. Уроки первой половины века. Европейская идея в движении Сопротивления. Роль США и их «плана Маршала». Создание Бенилюкса.
  • Послевоенное Движение за Единую Европу – его мотивы и участники, результаты. Создание Совета Европы.
    Роль внешних угроз в единении проевропейских сил. Речь У. Черчилля в Цюрихском университете. Гаагский конгресс, его итоги – достигнутые и недостигнутые. Создание Совета Европы, его миссия и принципы деятельности.
  • Жан Монне и его стратегия Единой Европы – от экономической интеграции – к политическому союзу.
    Жан Монне и его взаимодействие с Р. Шуманом, К. Аденауэром, стратегия конкретных дел. Концепция поэтапной практической (функциональной), прежде всего – экономиче-ской интеграции. Жизненная и политическая философия Жана Монне.
  • Декларация Робера Шумана – стартовый момент евроинтеграции. Создание и де-ятельность ЕОУС.
    Историческое предложение Шумана о создании единого наднационального управления немецкой и французской угольной и сталелитейной промышленностью. Ключевые идеи и практический план по реализации нового подхода. Парижский договор. Создание и деятельность ЕОУС.
  • Провал планов военной и политической интеграции в 50-е годы.
    Попытка создания Европейского оборонительного сообщества (ЕОС). Провал ратификации договора во Франции. Роль де Голля и голлистского движения в этой неудаче. Попытка создания европейского политического сообщества, также неудачная. Альтернативные проекты евроинтеграции с участием Великобритании и других стран. Конференция в Мессине 1955 года. Римские договоры 1957 года. Создание ЕЭС и Евратома.
  • Развитие европейской интеграции в 60-е годы
    Заявки Греции, Ирландии, Великобритании и Дании об ассоциации и вступлении в ЕЭС. Негативная позиция де Голля по вопросу вступления Великобритании. Ассоциация с Турцией. Инициативы де Голля по укреплению политического сотрудничества. Укрепление институтов ЕЭС. Официальные заявки о вступлении в ЕЭС Великобритании, Ирландии, Дании и Норвегии (1967 год). Первая сессия Европейского парламента во главе с Р. Шуманом.
  • Основные факторы, способствовавшие успеху евроинтеграции в первые 20 лет
    Фактор глобального противостояния в рамках двух блоков и «холодной войны». Фактор послевоенного восстановления и быстрого устойчивого экономического роста. Роль США. Значение успеха «общего рынка» для быстрого развития стран ЕЭС. Значение «германского вопроса». Политические, экономические и социальные реформы в странах ЕЭС. «Европейская модель» экономики и общества.
  • Первая попытка создания экономического и валютного союза. Планы Р. Бара и П. Вернера – 1969 – 1971 годы
    Основная причина неудачи планов более глубокой интеграции – внешние кризисы (кризис доллара и взлет цен на нефть после арабо-израильской войны 1972 г.) 1970 г. – учреждение Европейского политического сотрудничества – первого механизма координации внешней политики государств - членов на уровне министров иностранных дел. Первое расширение ЕЭС, вступление Великобритании – с третьего захода
  • Политика «разрядки», Хельсинкский акт, угасание разрядки
    Саммит (совещание) СБСЕ в Хельсинки, Заключительный акт 1975 года. Переход СССР от политики полного игнорирования ЕЭС к их признанию. История отношения СССР к европейской интеграции. Конец разрядки и возврат Москвы к игнорированию сообществ.
  • Кризис и последующая стагнация евроинтеграции (1972 - 1978 гг.).
    Проявления кризиса – усиление протекционизма (нетарифного) в странах ЕЭС, угроза деградации и распада общего рынка товаров. Предпринятые контрмеры – создание Европейского совета на уровне глав государств и правительств, первый саммит в Париже в 1974 г. Расширение задач и рост бюджета Социального фонда ЕЭС. Создание фонда регионального развития (1974 год). Первые прямые выборы в Европарламент (1979 год). Создание фундамента для будущего углубления интеграции
  • Возобновление интеграции – вширь и вглубь (1979 – 1984 годы).
    1979 год – создание европейской валютной системы и общей расчетной денежной единицы – ЭКЮ. Первые прямые выборы в Европарламент. Начало интеграции в научно-технической области. 1980 год – вступление в ЕЭС Греции, начало переговоров о вступлении Испании и Португалии.
  • Программа завершения строительства единого внутреннего рынка ЕС. Жак Де-лор (1985 – 1992 годы).
    Жак Делор – выдающийся председатель Комиссии Европейских сообществ, инициатор и лидер дальнейшей интеграции. Единый европейский акт 1986 года. 1986 год – вступление в ЕЭС Испании и Португалии. М. С. Горбачев, перестройка в СССР. Коренной перелом в отношениях СССР и ЕЭС, концепция «Общего европейского дома». Распад СССР и провозглашение Российской Федерации, распад «Восточного блока» - СЭВ и Организации Варшавского договора.
  • Договор о Европейском Союзе (ЕС). Программа строительства Экономического и валютного союза
    Договор о Европейском Союзе (ЕС) в Маастрихте – 1992 год. Под руководством Жака Делора принята и осуществляется программа Экономического и валютного союза. 1995 год – вступление в ЕС Австрии, Финляндии и Швеции. 1999 – 2002 годы – учреждение ЭВС, введение коллективной европейской валюты – евро. 1993 – 1994 годы – официальное признание стран Центральной и Восточной Европы в качестве кандидатов на вступление в ЕС. Мотивы этого стратегического решения. «Копенгагенские критерии» для стран – кандидатов. Создание «Шенгенского пространства».
  • Развитие отношений России и ЕС в 1990-е годы
    Подготовка, подписание и ратификация Соглашения о партнерстве и сотрудничестве России и ЕС (СПС). Философия и содержание СПС. Рост торговли и инвестиций России и ЕС. Сотрудничество в международной сфере. Кризис и разногласия вокруг со-бытий в Югославии и Косово
  • Современный этап евроинтеграции (2004 – 2012 годы). Лиссабонский договор о реформе ЕС
    Вхождение в состав ЕС двенадцати стран Центральной и Восточной Европы. Вступление в силу Амстердамского договора. Договор в Ницце. Создание европейского Конвента во главе с Жискар д Эстеном, разработка проекта Европейской конституции. Провал Конституции на референдуме во Франции. Разработка нового, урезанного проекта (Лиссабонский договор) и его провал на референдуме в Ирландии. Ратификация и вступление в силу Лиссабонского договора. Проблемы интеграции и реформы институтов ЕС. Проблема дальнейшего расширения, «турецкий вопрос». Политика соседства и «Восточное партнерство» ЕС.
  • Отношения России и ЕС в 2000-е годы, перспективы ЕС и отношений ЕС с Россией в новом веке
    Ход и итоги выполнения СПС. Калининградская проблема и найденные решения. Концепция «четырех общих пространств» России и ЕС, «дорожные карты». Взаимодействие и разногласия по различным международным вопросам. Россия, ЕС и международные организации – НАТО, ОБСЕ, Совет Европы, ЕСПЧ, СНГ, ОДКБ, ШОС, ООН и др. Проблема разработки нового договора России и ЕС на смену СПС. Энергодиалог Россия – ЕС. Перспективы ЕС и отношений с Россией в новом веке
  • Метод «Монне-Шумана».
  • Теория федерализма
  • Экономические теории региональной интергации
  • Функционализм и неофункционализм
  • Теория коммуникаций
  • Неоинституционализм
    Основное содержание теории. Предпосылки появления и основные этапы развития. Разновидности неоинституционализма. Противоречие и взаимодополняемость неоинституциональных перспектив. Применение неоинституционального анализа в ЕС
  • Управление, многоуровневое управление и теории политических сетей
    Основное содержание теории управления. Предпосылки появления и основные этапы развития. Разновидности: добропорядочное управление, многоуровневое управление. Положи-тельные и отрицательные стороны. Теория политических сетей: содержание, развитие, положительные и отрицательные стороны. Применение теорий для анализа процессов европейской интеграции
  • Либеральный интерговернментализм, многоуровневые теории
    Основное содержание теории либерального интерговернментализма. Предпосылки появления и основные этапы развития. Объяснительная сила. Многоуровневые (синтетические) теории. Разновидности. Положительные и отрицательные стороны.
  • Конструктивизм
    Основное содержание теоретического подхода. Предпосылки появления и основные этапы развития. Применение в области европейской интеграции. Положительные и отрицательные стороны. Проблемы идентичности в исследовании европейской интеграции.
  • Европеизация
    Основное содержание теоретического подхода. Предпосылки появления и основные этапы развития. Применение в области европейской интеграции. Положительные и отрицательные стороны.
  • Интеграция через право
    Основное содержание теоретического подхода. Предпосылки появления и основные этапы развития. Применение в области европейской интеграции. Положительные и отрицательные стороны.
  • Дискурсивный анализ (дискурс-анализ)
    Предпосылки возникновения. Этапы развития. Основные положения методологии и практика ее применения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Письменный тест по современным теориям европейской интеграции
    В тесте 6 вопросов. Оценка выставляется по 10-балльной шкале.
  • блокирующий Устный экзамен
    Экзамен по дисциплине «История и теория Европейской интеграции» проводится в устной форме с использованием синхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Moodle с последующим переходом для устного ответа на платформу ZOOM (ссылка на ZOOM будет размещена в билете на платформе Mooodle). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала, чтобы авторизоваться и пройти проверку компьютера на платформе Экзамус. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям, сформулированные здесь https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf. Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. В билете – два вопроса, время на подготовку к устному ответу – 15 минут. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 3 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. Если на экзамене студент получил меньше 4-х баллов, то все предыдущие результаты текущего контроля знаний не учитываются, и студент в итоге получает неудовлетворительную оценку.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * Активность на семинарских занятиях + 0.15 * Письменный тест по современным теориям европейской интеграции + 0.65 * Устный экзамен + 0.1 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Александров О.Б., Бабынина Л.О., Болгова И.В. - Европейская интеграция - Издательство "Аспект Пресс" - 2017 - 736с. - ISBN: 978-5-7567-0918-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/102837
  • Багаева А. В., Терновая Л. О. - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 266с. - ISBN: 978-5-534-09673-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pravovye-osnovy-evropeyskoy-integracii-445395
  • Пределы европеизации. Россия и Европейский союз 1991-2007 гг. : теория и практика отношений, Бордачев, Т. В., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Donald J. Puchala. (1999). Institutionalism, Intergovernmentalism and European Integration: A Review Article. Journal of Common Market Studies, (2), 317. https://doi.org/10.1111/1468-5965.00165
  • Sweet, A. S. (2010). The European Court of Justice and the judicialization of EU governance. Living Reviews in European Governance, 5, 1–50. https://doi.org/10.12942/lreg-2010-2
  • Vink, M. P., & Graziano, P. (2007). Europeanization : New Research Agendas. Houndmills, Basingstoke, Hampshire [England]: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=266585
  • Богатуров А.Д. - Международно-политический анализ: научное издание - Издательство "Аспект Пресс" - 2019 - 208с. - ISBN: 978–5–7567–0951–3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/123013