• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

История философии

Статус: Курс обязательный
Направление: 46.04.01. История
Кто читает: Школа философии
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Современная историческая наука в преподавании истории в школе
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

При преподавании в школе дисциплин «История» и «Обществознание» учителю с необходимостью приходится обращаться к тем или иным фигурам или идеям из истории философии. Однако в базовых знаниях, полученных в годы учебы в вузе, у большинства школьных педагогов историко-философская информация либо крайне скудна, либо отсутствует напрочь. Курс «История философии» призван закрыть эту лакуну, «дать в руки» учителю материал, позволяющий лучше понимать исторические эпохи, изменения в идеологиях и в мировоззрении людей разных эпох, более эффективно и результативно объяснять школьникам целый ряд обществоведческих проблем и теорий. При изучении истории философской мысли сделан упор прежде всего на те разделы философского знания, которые в наибольшей степени присутствуют в курсе «Обществознание» (т. е. проблемы гносеологии, социальной и политической философии), а также идеи тех мыслителей, которые оказали существенное влияние на формирование мировоззрения целых эпох.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «История философии» являются создание теоретической базы для формирования гуманистически ориентированного современного мировоззрения, уяснение методологической роли историко-философского знания в преподавании дисциплин «История» и «Обществознание», ознакомление с основными вехами в истории философских доктрин, уяснение исторической изменчивости философских систем, ознакомление с историческими истоками мировоззренческих установок современных обществ.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать особенности философского знания, его сходства и отличия от знания науки. Понимать, что такое мировоззрение. Владеть понятиями, описывающими основные разделы философии.
  • Знать основные идеи представителей ранней ионийской и эгейской философии. Понимать значение терминов диалектика, пантеизм, протонаучное и научное знание.
  • Знать основные отличия классического периода античной философии от его раннего этапа. Понимать особенности таких разделов философии как: антропология, гносеология, социальная и политическая философия. Уметь видеть в социальных и политических концепциях софистов, Сократа, Платона, Аристотеля, Полибия и Цицерона истоки и основные идеи современных социальных и политических теорий.
  • Знать основные учения эллинистического периода. Понимать взаимосвязь между процессами социального развития и изменениями в мировоззрении людей.
  • Понимать специфику религиозной философии. Знать основные идеи религиозной философии, Понимать влияние религиозных идей на пути развития социума и национальных культур.,
  • Знать, как из религиозной культуры и философии вырастает научный способ постижения мира. Понимать специфику взаимодействия религии и науки, особенностей рационалистической и эмпиристской моделей развития науки. Знать основные социальные и политические теории нового времени.
  • Знать основные идеи немецкой классической философии. Понимать значимость идей Канта в области гносеологии и в области практической философии. Понимать эволюцию идей диалектики от Канта к Гегелю. Знать основные идеи гегелевской политической философии.
  • Знать основные учения в философии XIX века и их основные идеи. Понимать, как философские идеи этого периода повлияли на социальные процессы XX века.
  • Знать основные идеи философии науки XX века, понимать, в чем специфика развития научного знания на современном этапе. Знать основные идеи философии человека XX века, понимать их социальные экспликации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Возникновение и специфика философии
    Мировоззренческие функции философии. Базовые разделы философии: онтология, гносеология, антропология, этика, эстетика, аксиология. Этимология слова «философия». Философия как непрекращающийся поиск истины и любовь к мудрости. Проблема генезиса философии: Восток или Запад? Исторические и культурные условия зарождения «любомудрия» в Греции, «греческое чудо». Роль философии в процессе перехода от мифа к логосу. Гомер и Гесиод о возникновении мира и богов. Боги народной религии и переосмысление роли богов первыми философами. Спор семи мудрецов и его исход.
  • Ранняя греческая философия
    «Досократики». Италийская и ионийская натурфилософия. Милетская школа и поиски первоосновы мира. Гераклит Эфесский. Гераклитовский «Логос» как «Речь», «Слово» и «Мировой закон». Космология Гераклита: огонь и взаимопереход стихий друг в друга. Борьба и скрытая гармония. Психология Гераклита. Элейская школа. Ксенофан Колофонский. Критика антропоморфизма богов народной религии. Парменид и его поэма «О природе». «Путь Истины» и «Путь мнения». Основные предикаты бытия. Тождество бытия и мышления. Зенон Элейский как апологет учения Парменида. Смысл термина «апория» и виды апорий. Апории Зенона против движения (Дихотомия», «Ахилл», «Летящая стрела», «Стадий»). Атомизм Левкиппа и Демокрита. Устройство космоса с точки зрения атомистов. Виды атомов и их характеристики. Жесткий детерминизм Демокрита.
  • Греческая философия в классический период
    Софисты как специалисты по мудрости в Афинах V в. до н.э. Софисты и Афинская демократия. Софизмы и содержащиеся в них логические ошибки. Метод «двойных речей». «Антропологический поворот». Антитеза природы и закона в философии софистов. Сократ и образ его жизни. Сократ и софисты: различия и сходства. Утверждение Сократа о собственном «незнании» и его майевтический метод. «Даймонион» Сократа. Этическое учение Сократа. Сократические школы: мегарская, элидская, киренская и киническая. Платон и его жизнь. Проблема эволюции идей Платона от ранних диалогов к поздним. Антропология Платона. Онтология Платона: теория идей. Политическая философия Платона. Идеальное государство. Космология Платона. Демиург и процесс сотворения им мира. Аристотель и его сочинения. Метафизика Аристотеля. Форма и материя у Аристотеля. Этика Аристотеля. Добродетели этические и дианоэтические. Политическая философия Аристотеля.
  • Греческая философия в эллинистический период
    Эллинизм. Общее для всех школ трехчастное деление философии. Эпикуреизм. Каноника и ее критерии. Атомизм Эпикура и его сравнение с атомизмом Демокрита. Антропология Эпикура. Эпикурейская этика. Стоицизм и его основатель Зенон из Китиона. Физика и космология стоиков. Стоики и Гераклит: сходства и различия. Пантеизм стоиков. Этика стоиков. Скептицизм. Основатель скептицизма Пиррон. Скептики против догматиков. Тропы (tropoi) как способы воздержания от суждений (epoche). Этический идеал скептиков: атараксия. Неоплатонизм. Личность Плотина и его «Эннеады». Неоплатоническая триада: Единое – Ум – Душа. Понятие «эманации». Экстаз как способ слияния с Единым. Решение проблемы зла в неоплатонизме.
  • Средневековая философия
    Основные черты и хронологические рамки средневековой философии. Латинская и греческая патристика. Деятельность апологетов и каппадокийский кружок. Споры вокруг личности Псевдо-Дионисия Ареопагита. Катафатическое и апофатическое богословие. Августин о проблеме времени и вечности. Антропология Августина: учение о свободе воли и божественном предопределении. Философия истории Августина: два града. Схоластика: основные представители и идеи. Спор об универсалиях. Доказательства бытия Божия. Онтологический аргумент Ансельма Кентерберийского (argumentum Anselmi) и его развитие в истории философии. Пять доводов Фомы Аквинского в пользу бытия Бога в «Сумме теологии». Влияние Аристотеля на Фому Аквинского. Истины разума и истины откровения в томизме. Теория «двойственной истины» в средневековой философии. Методологический принцип «бритва Оккама».
  • Философия эпохи Возрождения и Нового времени
    Гуманистический и антропоцентрический характер философии эпохи Возрождения. Ник-коло Макиавелли и его труд «Новый государь». Значение социально-политических идей Макиавелли. Эмпиризм Френсиса Бэкона. «Новый органон» Бэкона и его учение об идолах. Рационализм Рене Декарта. Радикальное сомнение и его методологическая роль. Тезис «cogito ergo sum» как отправная точка философских построений Декарта. Виды врождённых идеи. Онтологическое доказательство бытия Бога. Психофизический дуализм. Бенедикт Спиноза и его трактат «Этика». Субстанция как causa sui. Атрибуты и модусы субстанции. Проблема свободы воли в спинозизме. Онтологический плюрализм Готфрида Лейбница. Учение о монадах и предустановленной гармонии. Позиция Лейбница в споре о врожденных идеях: метафора «глыбы мрамора». Попытка оправдать Бога, несмотря на наличие зла в мире в работе «Теодицея». Социально-политические идеи Томаса Гоббса и Джона Локка. Понятия естественного состояния и общественного договора. Локк о первичных и вторичных качествах. Субъективный идеализм Джорджа Беркли и его тезис «esse est percipi». Скептицизм Дэвида Юма. Философия Просвещения: основные идеи и представители.
  • Немецкая классическая философия
    «Коперниканский переворот» Иммануила Канта. 4 вопроса Канта: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек? Структура «Критики чистого разума». Трансцендентальная эстетика и априорные формы чувственности. Трансцендентальная аналитика и категории рассудка. Феномен и ноумен. Трансцендентальная диалектика и антиномии чистого разума. Практическая философия Канта. Две формулировки категорического императива. Основные законы диалектики по Гегелю. Гегелевская триада: тезис, антитезис, синтез. Философия духа Гегеля. Панлогизм Гегеля. Абсолютная идея и история человечества.
  • Основные философские течения XIX века
    Пессимизм Артура Шопенгауэра. Мир как воля и как представление, проблема «вещи в себе». Эстетика Шопенгауэра: иерархия искусств. Этика сострадания Шопенгауэра. Сёрен Кьеркегор как предтеча экзистенциализма. Эстетическая, этическая и религиозная стадии. Авраам и его подвиг веры. «Первый» позитивизм. Классификация наук Огюста Конта. «Великий основной закон» развития общества. Исторический материализм Карла Маркса. Маркс об идеологии и прибавочной стоимости. «Философия жизни» Фридриха Ницше. Учение Ницше о сверхчеловеке. Критика Ницше христианской морали. Понятие «злопамятства» (ressentiment). Воля к власти.
  • Философия в XX веке
    Философия науки. «Онтологизация» научных знаний. Проблема понимания научной деятельности. Проблема истины: классическая, когерентная, прагматистская, марксистская и конвенциональная теория истины. Протонаука, «аристотелевская» и «галилеевская» науки. Гипотетико-дедуктивная модель научного знания. Проблема демаркации науки. Томас Кун и его работа «Структура научных революций». Понятия «парадигма», «нормальная наука» и «научная революция». Имре Лакатош и концепция научно-исследовательских программ. Третий позитивизм и принцип верификации. Методологический фальсификационизм Карла Поппера. Критика науки и ее роли в жизни человека в философии человека XX века. Прагматизм: основные положения и представители. Чарльз Сандерс Пирс о закреплении верований. «Принцип Пирса». Феноменология Эдмунда Гуссерля. Интенциональность сознания. Феноменологическая редукция. Концепция жизненного мира Гуссерля. Фундаментальная онтология Мартина Хайдеггера. Понятия Dasein и Das Man. Проблема подлинного и неподлинного существования. Понятие заботы и ее модусы. Религиозный экзистенциализм Карла Ясперса. Понятия «трансценденции» и «экзистенции». Ясперс о пограничных ситуациях. Жан-Поль Сартр как идеолог свободы. Понятия «бытие-в-себе», «бытие-для-себя», «ничто». Болезненные отношения с другими людьми и «тошнота» от соприкосновения с миром.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Подготовка презентации урока со школьниками по тематике курса
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Подготовка презентации урока со школьниками по тематике курса + 0.5 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 1: Философия древности и Средневековья, Гайденко, В. П., 2012
  • История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 2: Философия XV - XIX вв., Баллаев, А. Б., 2012
  • История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 3: Философия XIX - XX вв., Грязнов, А. Ф., 2012
  • История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 4: Философия XX в., Вдовина, И. С., 2012
  • История философии: Запад - Россия - Восток. Кн.1: Философия древности и средневековья, Шичалин, Ю. А., 1995
  • История философии: Запад - Россия - Восток. Кн.2: Философия XV - XIX вв., Шичалин, Ю. А., 1996
  • История философии: Запад - Россия - Восток. Кн.4: Философия XX в., Мотрошилова, Н. В., 1999
  • Философия как история философии : учеб.-науч. пособие, Соколов, В. В., 2012
  • Философия как история философии, Соколов, В. В., 2010