• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

История философии

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Философия)
Направление: 47.03.01. Философия
Кто читает: Школа философии
Когда читается: 4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 7
Контактные часы: 100

Программа дисциплины

Аннотация

Курс рассчитан на 3 модуля. В рамках курса рассматриваются философские учения и школы 19 в. и первой половины 20 в. Задачей курса является формирование у студентов целостного и систематичного взгляда на историко-философский процесс в данный период, причём историко-философский процесс представлен не как чистая «филиация идей», но рассматривается в широком историко-культурном контексте, включающем политические и экономические составляющие. Анализируется специфика Западной цивилизации и ментальности, периоды ее развития, отличие от других культур. Рассмотрена специфика современной западной философии, ей отношение к классической философии, преемственность и отличия; изменения в прежних оппозициях: рационализм-эмпиризм, рационализм-иррационализм, материализм-идеализм, субъект-объект, и др.; трансформация основных философских проблем в ХХ веке и проблема «модернизации». В курсе анализируются два основных направления современной западной философии: сциентистское (1-ый, 2-ой и 3-ий позитивизм, прагматизм, неокантианство, аналитическая философия, философия науки) и персоналистическое («философия жизни», феноменология, экзистенциализм), их взаимное влияние и оппозиции. Настоящая дисциплина относится к базовой части профессионального цикла дисциплин в образовательной программе «Философия» по направлению подготовки 47.03.01 Философия, квалификация: бакалавр
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Углубленное изучение основных направлений западной философской мысли ХIХ века и первой половины ХХ века
  • Формирование целостного представления об историко-философском процессе в западном мире ХIХ века и первой половины ХХ века
  • Обучение критическому осмыслению и анализу ключевых идей и учений западной философии ХIХ века и первой половины ХХ века в широком историко-культурном контексте
  • Ознакомление со спецификой философии ХIХ века и первой половины ХХ века в сравнении с предшествующими философскими традициями
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты определяют ключевые проблемы в философии европейской 19-20 века, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в романтизме, позитивизме, марксизме, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в философии Ф. Ницше, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в философии жизни, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в психоанализе, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в неокантианстве, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в феноменологии, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в экзистенциализме, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студент определяет ключевые проблемы в таких направлениях современной западной философии, как прагматизм, неогегельянство, неореализм и критический реализм, эмпириокритицизм, философия логического анализа и логический позитивизм, критически анализирует и оценивает предлагаемые решения, проводит их сравнительный анализ
  • Студент определяет ключевые проблемы в философии Брентано, критически анализирует и оценивает предлагаемые им решения
  • Студент определяет ключевые проблемы в философии позднего Витгенштейна, критически анализирует и оценивает предлагаемые им решения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Общая характеристика европейской и американской философии 19-20 вв. в социально-историческом контексте.
    Западная цивилизация, периоды ее развития, отличие от других культур, проблема «модернизации». Основные черты экономического, политического и культурного развития. Особенности двух периодов: с 1815 по 1914 гг. и с Первой мировой войны по 60-70-е гг. ХХ в. Промышленная революция и становление новых политических институтов. Формирование европейских наций и национализм. Экономико-техническая рациональность, система коммуникации, образование. Проблемы легитимизации политической власти, прав человека, демократических институтов в капиталистическом и позднекапиталистическом обществах. Консервативная, либеральная и социалистическая традиции в политической и экономической мысли. Марксизм: социал-демократическая и коммунистическая интерпретации. Мифы ХХ века, их современные формы. «Первый» позитивизм. Отношение философии и «положительной» науки в учении О. Конта. Классификация наук. «Основной закон развития человеческого духа» в философии истории Конта. Позитивизм в Англии. Г. Спенсер об отношении науки и религии. Учение об эволюции. Дж. Милль: учение о психологических основаниях логики, об индукции. Милль о свободе. Философия О. Конта, Д.С. Милля и Г. Спенсера (первый позитивизм).
  • Тема 2. Формирование основных направлений (романтизм, позитивизм, марксизм)
    «Материалистические учения середины 19 в. Исторический материализм К. Маркса, экономический детерминизм. Дарвинизм и «социал-дарвинизм». Натурализм и психологизм в гносеологии и логике. Развитие позитивизма в конце 19 в. в связи с «кризисом физики». Эмпириокритицизм Э.Маха. Европейская культура второй половины 19 – начала 20 вв. «Расколдование мира». Просвещение, его позитивистская рецепция и романтическая критика. «Классическая» и современная философия: преемственность и отличия. Религиозная и светская философская мысль. Изменения в прежних оппозициях: рационализм-эмпиризм, рационализм-иррационализм, материализм- идеализм и др. Трансформация основных философских проблем в ХХ в. Немецкий романтизм и консерватизм. Спиритуализм Мен де Бирана, Равессона, Розмини. Учение Лотце о ценностях. Философия А. Шопенгауэра. Религиозная философия С. Кьеркегора
  • Тема 3. Философия Ф. Ницше
    Эволюция воззрений Ф.Ницше, три этапа его творчества, основные произведения. «Аполлоновское» и «дионисийское» в «Рождении трагедии из духа музыки». Интерпретация древнегреческой философии и культуры. Критика рационализма и «культурнабожности». Перспективизм в гносеологии Ницше, критика логики, онтологии и морали. «Воля к власти» - плюралистическая онтология, психология, политика. Учение о «пассивном» и «активном» нигилизме. «Вечное возвращение» как антитезис христианству. «Европейский буддизм» и декаданс: критика Шопенгауэра, Вагнера. Переоценка всех ценностей. Генеалогия морали. Ressentiment как источник морали. Ницше о демократии, прогрессе, социализме и анархизме. «Последний человек» и «сверхчеловек». «Смерть Бога». Фальсификация наследия Ницше, современные интерпретации его философии. Ницше в России.
  • Тема 4. Философия жизни
    Центральные понятия и главные черты «философии жизни». Витализм и психологизм. Бытие-становление, причинность-судьба, интеллект-интуиция, жизнь культура и др. оппозиции в «философии жизни». Описательная психология и герменевтика В.Дильтея. Противопоставление «наук о природе» и «наук о культуре». Философия и социология Г.Зиммеля. Морфология культуры О.Шпенглера. Аполлоновская, фаустовская и магическая душа в «Закате Европы». Учение о технике как «тактике жизни». «Пруссачество и социализм». «Работник» Э.Юнгера и идеология «консервативной революции». «Миф ХХ века» А.Розенберга. Учение А.Бергсона о времени. Теория памяти. Инстинкт, интеллект, интуиция в «Творческой эволюции». Критика интеллектуализма. Два источника морали и религии. Влияние «философии жизни» на другие направления западной мысли. «Философия жизни» и историцизм.
  • Тема 5. Психоанализ
    Проблема бессознательного психического в европейской философии и психологии. Становление психоанализа. Метапсихология З.Фрейда. «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Принцип удовольствия» и «принцип реальности». Учение Фрейда о человеке. Социальная философия и культурология Фрейда. Критика религии и современной цивилизации. Генеалогия морали и социальных институтов. Эрос и Танатос. Различные школы в рамках психоанализа. Аналитическая психология К.Г.Юнга, его учение об архетипах коллективного бессознательного. Фрейдо-марксизм В.Рейха, неофрейдизм К.Хорни и Э.Фромма. «Психо-история» Э.Эриксона.
  • Тема 6. Неокантианство
    Теоретическое естествознание и математика конца 19 в. Кризис материалистической и позитивистской методологии. Основные школы и представители неокантианства в Германии. Неокритицизм во Франции. Ориентация на математическое естествознание в Марбургской школе неокантианства. Критика кантовской «вещи в себе» и трансцендентальный метод. Критика эмпиризма и метафизики. Понятия субстанции и функции в учении Э. Кассирера. Эволюция школы: этический социализм, «философия символических форм». Баденская школа неокантианства. В. Виндельбанд об истории и естествознании. Противопоставление наук о природе и наук о культуре в философии Г. Риккерта. Границы естественнонаучного образования понятий. Специфика исторического познания. Метод «отнесения к ценностям». Неокантианство и социология М. Вебера
  • Тема 7. Феноменология
    Критика психологизма, релятивизма и историцизма в трудах Э.Гуссерля. Метод феноменологической редукции, ее ступени. Интенциональность сознания, конститутивные акты, ноэзис и ноэма. Трансцендентальный идеализм Гуссерля. Интутитивное усмотрение сущностей. Эволюция воззрений Гуссерля. «Картезианские размышления». Критика физикализма и объективизма науки в работе «Кризис европейских наук». Монадология и учение о «жизненном разуме». Интуитивное усмотрение сущностей и этика М.Шелера. Онтология Н.Гартмана. Влияние феноменологии на экзистенциализм. Феноменология М.Мерло-Понти. Феноменологическая социология, психология и психиатрия.
  • Тема 8. Экзистенциализм
    Социально-исторические и духовные предпосылки экзистенциализма. Человеческое существование как философская проблема. Критика рационализма и объективизма. Проблема экзистенциального выбора. Экзистенциализм в Германии. Историко-культурный контекст, немецкая философия и литература 1920-х гг. Основные темы «Бытия и времени» М.Хайдеггера. Феноменологическая онтология. Бытие и сущее. Забота. Конечность и историчность существования. Учение Хайдеггера о языке и технике. Философия Хайдеггера после «поворота». Философия К.Ясперса. Свобода и пограничная ситуация. Экзистенция и трансценденция. Проблема истины. Экзистенциальная коммуникация, Философская вера. Философия истории Ясперса. «Осевая» и «прометеевская» эпохи. Философия техники. Понимающая психология и психиатрия. Экзистенциализм во Франции. Феноменологическая онтология Ж.-П.Сартра. «Всебе» и «для-себя-бытие». Сущность и существование. Экзистенциальный психоанализ. «Экзистенциализм – это гуманизм». Эволюция воззрений Сартра, его истолкование марксизма в «Критике диалектического разума». А.Камю об абсурде и бунте. Религиозный экзистенциализм Г.Марселя. Экзистенциализм в других странах. Религиозный экзистенциализм Л.Шестова, Н.Бердяева, М. де Унамуно. Историцизм Х.Ортеги-и-Гассета. «Восстание масс». Экзистенциальная психология и социология. Фундаментальная онтология Хайдеггера и психоанализ. Влияние экзистенциализма на протестантскую теологию, на литературу и искусство ХХ в.
  • Тема 9. Прагматизм
    Философская мысль американских колоний и США в XVII-XIX вв. (кальвинистский протестантизм, пуританизм Дж. Эдвардса, социально-политическая философия Т. Джефферсона и Т. Пейна, трансцендентализм) Прагматизм как специфически американская философия. Метафизический клуб. Чарльз Сандерс Пирс как основоположник прагматизма. Мышление, исследование и привычка. Мышление как знаковый интерпретационный процесс. Критика Пирсом декартовского сомнения и учение о методах закрепления верований. Теория сомнения-веры. «Принцип Пирса» и теория значения. Учение Пирса о категориях. Учение У. Джеймса о «воле к вере» и прагматистское обоснование религии. Трактовка У. Джеймсом принципа прагматизма. Прагматизм как метод «улаживания философских споров». Прагматистское понимание истины как полезности идеи. Радикальный эмпиризм У.Джеймса. Инструментализм Д.Дьюи. Проблематичная ситуация, исследование и его этапы. Логика как теория исследования. Понимание истины как обоснованной утверждаемости. Концепция опыта Дж. Дьюи. Опыт и природа. Философия и «проблемы человека». Прагматизм и социальная психология Дж.Г.Мида. Концептуальный прагматизм К.И. Льюиса. Тексты для обсуждения на семинаре: 1. Пирс Ч.С. Закрепление верований [фрагменты] 2. Пирс Ч.С. Как сделать наши идеи ясными [фрагменты] 3. Джеймс У. Воля к вере [фрагменты] 4. Джеймс У. Прагматизм [фрагменты] 5. Дьюи Дж. Реконструкция в философии [фрагменты]
  • Тема 10. Неогегельянство
    Особенности англосаксонской философии, ее отличия от континентальной философии. Неогегельянство и абсолютный идеализм в Великобритании. Критика английского эмпиризма Т. Грином, проблема единства в многообразии человеческого опыта. Понятие Абсолюта. Концепция опыта и реальности Ф. Брэдли. Внутренние и внешние отношения. Умеренный персонализм Б. Бозанкета и радикальный персонализм Дж. Мактаггарта. Абсолют как «духовное сообщество» личностей. Неогегельянство и персонализм в США. «Идея истории» Р.Дж. Коллингвуда. Неогегельянство в Италии. Абсолютный историцизм Б. Кроче. Философия действия Джентиле.
  • Тема 11. Философия Ф. Брентано
    Франц Брентано как предшественник феноменологии, неореализма и аналитической философии. Понимание психологии как фундаментальной философской науки. Учение Брентано о феноменах. Различение физических и психических феноменов. Интенциональность как отличительное свойство психических феноменов. Внешнее и внутренне восприятие. Виды психических феноменов и отношения между ними. Проблема направленности сознания на «несуществующий» предмет. Теория предметов А. Майнонга. Тексты для обсуждения на семинаре: Брентано Ф. Психология с эмпирической точки зрения [фрагменты]
  • Тема 12. Реалистические течения конца XIX – начала ХХ века
    Неореализм, его основные представители и идеи. Теория чувственных данных. Американские неореалисты об “освобождении метафизики от эпистемологии”, теория независимости имманентного. Критика теории внутренних отношений, “эгоцентрическое затруднение”. Развитие идей неореализма С. Александером. Философия организма А. Уайтхеда. Критический реализм, его основные представители и идеи. Американский критический реализм и его гносеологическая платформа. Защита эпистемологического дуализма А. Лавджоем. Учение Дж. Сантаяны о животной вере. «Царства бытия» Сантаяны. Тексты для обсуждения на семинаре: Мур Дж.Э. Опровержение идеализма
  • Тема 13. Философия логического анализа
    Развитие математической логики и естествознания. Готлоб Фреге как «предтеча» аналитической философии. Философия математики, логицизм и логическая семантика Фреге. Учение Фреге о «трех мирах». Логицизм Рассела. Теория познания Рассела. Знание-знакомство и знание по описанию. Философская логика и теория дескрипций Рассела. Основные идеи концепции логического атомизма. Нейтральный монизм Рассела. «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна. Идея философии как анализа языка. Различия между концепциями логического атомизма Рассела и Витгенштейна. Образная трактовка языка. Трансцендентальность логики. Этическое и мистическое в понимании Витгенштейна. Тексты для обсуждения на семинаре: 1. Рассел Б. Проблемы философии [фрагменты] 2. Рассел Б. Философия логического атомизма [фрагменты] 3. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат [фрагменты]
  • Тема 14. Позитивизм
    Эмпириокритицизм как «вторая волна» позитивизма. Программа «очищения опыта». Проблема обоснования физики в трудах Э. Маха. Принцип экономии мышления. Теория «нейтральных элементов опыта». Теория «интроекции» и «принципиальной координации» Р. Авенариуса. Логический позитивизм Венского кружка. Предмет и задачи философии в логическом эмпиризме. Аналитические и синтетические суждения, принцип верификации. Критика метафизики, критерий демаркации научного и ненанучного знания. Дискуссия о «протокольных предложениях». Физикализм, редукционизм и конвенционализм. Принцип редукции теории к опыту. Сциентизм и идея единой науки. Синтаксис, семантика и прагматика. Эволюция логического позитивизма. Принцип верификации в трактовке А. Айера. Критика Карлом Поппером верификационизма и учения о протокольных предложениях. Фальсификация как критерий демаркации научного и ненаучного знания. Критический рационализм Поппера. Рост научного знания и концепция «третьего мира». Тексты для обсуждения на семинаре: 1. Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому [фрагменты] 2. Шлик М. Поворот философии 3. Карнап Р. Физикалистский язык как универсальный язык науки 4. Айер А. Язык, истина и логика [фрагменты] 5. Поппер К. Логика научного исследования [фрагменты]
  • Тема 15. Философия позднего Л. Витгенштейна
    «Философские исследования» Л. Витгенштейна. От языка как «картины» мира к языку как деятельность. Идеи «семейные сходства», «языковых игр» и «форм жизни». Значение как употребление. Аргумент о невозможности «индивидуального» языка. Проблема следования правилу. Программа «философской терапии». Тексты для обсуждения на семинаре: Витгенштейн Л. Философские исследования [фрагменты]
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Эссе
    К концу второго модуля студент должен подготовить эссе объемом 15-20 тыс. знаков по одной из тем, указанных в примерном перечне тем рефератов, который приводится в настоящей программе, или по теме, согласованной с преподавателем.
  • блокирует часть оценки/расчета Письменный экзамен
    Письменный экзамен предполагает ответ на два вопроса из списка экзаменационных вопросов (первый вопрос по теоретической части курса, второй -- по первоисточникам), приведенном в настоящей программе, и длится 90 минут. Студент может быть освобожден преподавателем от прохождения элемента контроля «письменный экзамен», если каждая из полученных им оценок за элементы текущего контроля не ниже 8 баллов по 10-тибалльной шкале. По желанию студент может отказаться от выставления оценки без проведения экзамена и сдать экзамен в установленном порядке.
  • неблокирующий активность на семинарских занятиях (3 модуль)
  • неблокирующий реферат (3 модуль)
    К концу третьего модуля студент должен подготовить реферат объемом 15-20 тыс. знаков по одной из тем, указанных в примерном перечне тем рефератов, который приводится в настоящей программе, или по теме, согласованной с преподавателем.
  • блокирующий письменный экзамен (3 модуль)
    Письменный экзамен предполагает ответ на два вопроса из списка экзаменационных вопросов, приведенном в настоящей программе, и длится 90 минут. Студент может быть освобожден преподавателем от прохождения элемента контроля «письменный экзамен», если каждая из полученных им оценок за элементы текущего контроля не ниже 8 баллов по 10-тибалльной шкале. По желанию студент может отказаться от выставления оценки без проведения экзамена и сдать экзамен в установленном порядке.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Активность на семинарских занятиях + 0.4 * Письменный экзамен + 0.2 * Эссе
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Опромежут.аттест.2 = 0.5*Опромежут.аттест.1 + 0.5*(0.3*Оактивн.3 + 0.3*Ореферат3 +0.4*Описьм.экз.3)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Shook, J. R., & Margolis, J. (2006). A Companion to Pragmatism. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=147345
  • Под ред. Колесникова А.С. - ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА. СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 384с. - ISBN: 978-5-534-02454-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-filosofii-xx-veka-sovremennaya-zarubezhnaya-filosofiya-433231