• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

История философии

Статус: Курс адаптационный (Философская антропология)
Направление: 47.04.01. Философия
Кто читает: Школа философии
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Философская антропология
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Адаптивная дисциплина «История философии» читается для магистрантов, не имеющих базового философского образования. Она необходима для получения представлений об исторических изменениях проблем, ставившихся западными философами, решение которых обусловило формирование современной картины мира и форм бытия западноевропейского человечества, а также осмысление его актуальных проблем. Дисциплина помогает магистрантам выбирать и формулировать темы собственных исследований
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения адаптивной дисциплины «История философии» для магистрантов, не имеющих базового философского образования, является формирование общего представления об истории философии, преимущественно, западноевропейской; о ее «поворотных моментах», связанных с изменением форм бытия западноевропейского человечества, и о характере трансформаций исторических способов философствования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Обучаемые имеют представления о специфике философского знания, ключевых вехах истории философии, локальных проявлениях
  • Студенты понимают смысл размышлений и поисков античных философов, уме-ют сравнить созданные ими картины мира
  • Обучаемые понимают принципиальные различия локальных философских традиций и могу их объяснить.
  • Студенты имеют представление об особенностях средневекового способа философствования в Европе и в странах Арабского Халифата
  • Обучаемые понимают значение поворота к человеку в эпоху Возрождения и его влияние на философию
  • Студенты знают о значении философии Нового времени для современной философии, знакомы с идеями ключевых мыслителей эпохи
  • Обучаемые имеют представление об истории появления философской мысли в России, основных ее течениях и влиятельных мыслителях
  • Студенты имеют представление о разных подходах к концепту модерна и спектре философских течений на Западе
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Философия как подсистема культуры и вид знания
    Определение философии. Исторические формы мировосприятия и мирообъяснения: миф, религия, философия. Миф как архаичная форма объяснения бытия человека в мире. Особенности мифа. Возникновение философии как выхода из мировоззренческого кризиса и формы духовно–теоретического отношения к действительности. Особенности религиозного мировоззрения. Соотношение философии и религии. Философия как вид знания. Объект, предмет и методы философии. Различение философии и науки. Наука как особая форма рационального овладения действительностью (предметный, рациональный и «частный» характер научного знания). Исторически сложившаяся структура философского знания: онтология, гносеология (эпистемология), антропология, аксиология, социальная философия, этика, эстетика, логика, философия истории, философия права, философия религии, история философии, и т.д. Функции философии.
  • Тема 2. Античная философия
    Периодизация истории философии. Культурно–исторические условия зарождения философской мысли в Древней Греции. Источники изучения античной философии. Особенности античной философии, ее роль в развитии мировой и европейской культуры: открытие теоретического (абстрактного) мышления, космоцентризм, диалектичность, стремление к систематичности, эвристичность, неразличимость философской и научной истин (отождествление философии и науки). Школы и представители древнегреческой философии. Милетская школа (VII–VI вв. до н.э.): Фалес (ок. 624–547 гг. до н.э.), Анаксимандр (610–540 гг. до н.э.), Анаксимен (ок. 583–526 гг. до н.э.) и их поиски первоначала (архэ). Гераклит из Эфеса (ок. 530–470 гг. до н.э.). Его учение о Логосе как законе мироздания и божественной реальности. Диалектика Гераклита: единство и борьба противоположностей, относительность существования и познания противоположностей. Италийская философия. Пифагор (ок. 580–500 гг. до н. э.) и пифагорейцы. Число как перво-начало и сущность вещей. Учение о мире и «небесной гармонии». Элейская школа. Ксенофан (ок.580–473 гг. до н. э.) и Парменид (род. 540 или 515 гг. до н. э.). Учение элеатов о бытии и познании: отрицание небытия, противопоставление рационального знания «по истине» чувственному знанию «по мнению». Зенон Элейский (ок. 490–430 гг. до н. э.): апология идей Парменида в апориях «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Дихотомия» и др. Левкипп и Демокрит (ок. 460–370 гг. до н. э.), их атомистическая картина мира. Учение о множественности миров. Этика и учение о душе. Теория познания, роль чувств и разума в познании. Философия классического периода Древней Греции. Деятельность софистов. Протагор (ок. 491/481–410 гг. до н. э.): учение об относительности всего сущего. «Человек как мера всех вещей». Значение софистов в истории философии. Сократ (470/469–399 гг. до н. э.). Критика им софистов. Предмет и цель философии Сократа. Сократический метод диалога. Свобода и счастье в этическом рационализме Сократа. Платон (427–347 гг. до н. э.). Учение об идеях – бестелесных сверхчувственных причинах и образцах, сущностях всех вещей. Идеи («бытие»), материя («почти что небытие»), Бог–Демиург – три причины возникновения мира вещей. Пирамида идей. Космология Платона. Учение о душе. Познание как припоминание. Теория идеального государства Платона. Аристотель (384–322 гг. до н. э.), его роль в развитии философии и культуры. Философская проблематика его «Метафизики»: предмет философии; определение науки и научного знания; учение о четырех причинах вещей. Классификация наук и характеристика научного метода Аристотелем. Роль категорий. Учение о познании.
  • Тема 3. Восточные традиции философствования (индийская и китайская)
    Возникновение философии в Индии. Особенности философствования в Индии. Девять систем (даршан) традиционной индийской философии: астика (санкхья, йога, миманса, веданта, ньяя, вайшешика) и настика (чарвака–локаята, джайнизм и буддизм). Главные проблемы традиционной индийской философии: вечность мира и Атмана, конечность мира в пространстве, отношения души и тела, возможность жизни после смерти, возможность самообусловленности мира и Атмана, вечность переживаний радости и страдания, наличие плода добрых и злых дел. Современная индийская философия: главные направления исследований. Предфилософия древнего Китая в «Пяти канонах» («У цзин»). Философия и мифология. Социально–этическая направленность древнекитайской философии. Главные школы: конфуцианство, моизм, янгизм, школа имен, легизм, даосизм. Учение Конфуция о благородном муже. Концепции дао в конфуцианстве и даосизме.
  • Тема 4. Средневековая философия. Арабо-мусульманская философия
    Изменения историко–культурного контекста и их влияние на формирование средневековой философии. Возникновение христианской философии. Патристика (кон. I–VIII вв.) и схоластика (IX–XIV вв.) – основные этапы в развитии средневековой философии. Роль платонизма в становлении патристики и учения Аристотеля – в формировании схоластики. Восточная (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский и др.) и западная (Тертуллиан, Боэций, Августин Блаженный) патристика. Круг проблем средневековой философии: соотношение разума и веры, добра и зла, богопознания, доказательства бытия Бога, свободы и предопределенности в человеческой деятельности и др. Реализм, концептуализм и номинализм как основные философские подходы в решении проблемы существования общих понятий – фундамента теоретического знания. Аврелий Августин (354–430 гг.) – крупнейший представитель западной патристики. Идея креационизма. Вечность и время. Философско–историческая концепция Августина. Учение о борьбе «двух градов»– земного и божественного. Эсхатология Августина. Фома Аквинский (1225–1274) – крупнейший представитель западной схоластики. Учение о «гармонии веры и разума», «естественная теология» и доказательства бытия Бога. Теократическая теория государства. Идея народного суверенитета. Значение средневековой философии. Арабо–мусульманская философия и этапы ее развития. Значение догматов Корана для формирования парадигмы классической арабской философии. Мутазилизм. Отношение Бога и мира в мутазилизме. Атомистические идеи ал–Ашари. Понимание философии в фальсафе. Учение фальсафы о бытии. Метафизика ишракизма. Учение исмаилитов о Разумах. Суфийский Путь к Богу. Новая наука Ибн Халдуна.
  • Тема 5. Философия эпохи Возрождения
    Изменения в общественной жизни, вызвавшие к жизни философию Ренессанса. Особенности философии эпохи Возрождения: антропоцентризм, ориентация на искусство, критика схоластики, натурфилософский пантеизм, разрушение представлений об ограниченности и уникальности мира; возникновение экспериментально–математических методов естествознания. Гуманизм как культурное течение, появление гуманитарных дисциплин. Место философии Возрождения в истории западноевропейской культуры. Многообразие форм гуманистической мысли. Воззрения Данте Алигьери (1265–1321), Франческо Петрарки (1304–1374), Лоренцо Валлы (1407–1457), Марсилио Фичино (1433–1499). Религиозная терпимость, универсальные ценности и миролюбие как принципы «философия Христа» Эразма Роттердамского (1466/69–1536), сформулированные в сочинениях «Похвала глупости» и «Жалоба мира». Развитие натурфилософии. Магико–алхимическое понимание природы у Парацельса (1493–1541). Обоснование Николаем Кузанским (1401–1464) безграничности Вселенной. Гелиоцентрическая картина мира Николая Коперника (1473–1543), идея Джордано Бруно (1548–1600) о бесчисленности миров. Разработка экспериментально–математических методов есте-ствознания Леонардо да Винчи (1452–1519). Социальные и политические идеи Возрождения. Теория «нового государя» Никколо Макиавелли (1469–1527). Коммунистическая утопия Томаса Мора (1478–1535). Религиозная Реформация. Гуманистические идеи Мартина Лютера (1483–1546), Ульриха Цвингли (1484–1531) и Жана Кальвина (1509–1564). Новые формы покаяния (служение богу и людям через выполнение профессиональных обязанностей, через честное и успешное ведение своих дел) и их роль в формировании и утверждении представления о правах человека.
  • Тема 6. Философия Нового времени
    Формирование буржуазного общества. Критика религии, догматизма средневековой схоластики. Научная революция XVII в. Возникновение новой философии как обоснования новой онтологии, методологии познания и науки. Основные черты философии Нового времени и ее историческое значение. Механицизм. Эмпиризм и рационализм. Обоснование опытного познания Ф. Бэконом (1561–1626). Проект «Великого восстановления наук», проблема классификации наук. Учение об «идолах» человеческого разума. Проблема теории и практики в учении о «светоносных» и «плодоносных» опытах. Разработка Ф.Бэконом индуктивного метода. Р. Декарт (1596–1650) как основоположник философии Нового времени. Рационалистический метод Р. Декарта. Универсальное сомнение в качестве предпосылки установления истины. Роль интуиции и дедукции в познании. «Врожденные идеи». Правила декартовского метода. Учение о бытии как о субстанции. Онтологическое обоснование философии и науки. Мыслящая и телесная субстанции, их свойства. Предмет философии. Начало современного понимания предмета науки. Учение о субстанции как фундамент учения о бытии в философии Нового времени, его значение в решении мировоззренческих вопросов. Понятие субстанции и дуализм Декарта. Стремление обоснования онтологической целостности бытия как основной мотив философии Нового времени. Зависимость решения гносеологических проблем от онтологических размыш-лений. Попытка создания монистической онтологии в философии Б. Спинозы (1632–1677). Пантеизм. Учение о единой субстанции, ее атрибутах и модусах. Теория познания и «геометрический метод». Проблема детерминизма, фатализма и свободы в философии Спинозы. Плюралистическая онтология и учение о простых субстанциях – монадах в философии Г. Лейбница (1646–1716). Свойства монад и их иерархия. Учение о предустановленной гармонии. Теория познания Лейбница, концепция Универсальной науки. Монистическая концепция французских материалистов. Ж. Ламетри (1709–1751) и его «Человек машина». Идея улучшения общественной жизни путем просвещения правителей. Материалистический монизм П. Гольбаха (1723–1789). К. А. Гельвеций (1715–1771): природа — со-вокупность материальных тел, образованных из атомов. Сенсуалистическая философия Дж. Локка (1632–1704), ее принципы. Критика учения о «врожденных идеях». Учение о внешнем и внутреннем опыте, видах идей и их происхождении. Теория образования общих понятий. Проблема первичных и вторичных качеств. Непознаваемость материальной и духовной субстанций по Локку. Доктрина либерализма Локка и ее влияние на социально–политическую практику. «Математические начала натуральной философии» И. Ньютона. Философия как теория познания в учении И. Канта (1724–1804). Эволюция философских воззрений Канта, «докритический» и «критический» периоды. Проблема объективности знания и ее разрешение И. Кантом. Трансцендентальный идеализм Канта. Его учение о явлении и «вещи–в–себе», априорных формах чувственности, рассудка и разума в познании. Обоснование им возможности априорных синтетических суждений в теоретическом знании. Критика метафизики. Практическая философия (этика) Канта, ее основные понятия и принципы. Разрушение традиционного понимания субстанции (духовной и материальной), недопустимость анализа, устраняющего границы опыта и преступающего опыт («трансцендентного»). Философская концепция Гегеля (1770–1831). Идеалистическая диалектика и основные разделы его философской системы: логика, философия природы, философия духа. Противоречие между методом и системой.
  • Тема 7. Русская философия
    Зарождение русской философии. Языческие и христианские влияния в философской культуре Киевской и Московской Руси. Своеобразие первых философских учений. Самобытность и специфические черты русской философской мысли: практическая направленность, онтологизм, патриотизм, историософичность, духовность, предпочтение художественных форм изложения теоретическим. Основные этапы развития русской философии. Оригинальные темы размышлений русской философии: образ Софии–Премудрости; доктрина Филофея Псковского (ок. 1520–1530) «Москва – Третий Рим»; идея соборности. «Философические письма» П. Я. Чаадаева (1794–1856) как манифест славянофильства и западничества. Проблема оригинальности и заимствований в отечественной философской мысли ХIХ в. Славянофильство и западничество: дискуссии об историко–культурной миссии России и Европы. Взгляды И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова. Идеи В.Г. Белинского. Критика А.И. Герценом ценностей европейского мира. Православие как судьба русского народа в философии Ф.М. Достоевского (1821–881) и Л.Н. Толстого (1928–1910). «Легенда о Великом Инквизиторе». Русская религиозная философия, ее проблемы и смыслы. Синтез западного и восточного мировоззрений в философских идеях В. С. Соловьева (1853–1900). Смысл любви как спасение индивидуальности. Религиозный натурализм В. В. Розанова (1856–1919). «Русская идея»: патриотические и нравственные идеалы русской жизни. Отечественная историософия. Истоки русского космизма ХIХ – ХХ столетий. Учение Н.Ф. Федорова (1829–1903). Проблема совершенствования человеческого рода и освоение космического простран-ства. Мировоззрение К.Э. Циолковского (1857–1935), В.И. Вернадского (1863–1945), А.Л. Чижевского (1897–1964). Особенности философских взглядов Н.А. Умова (1846–1915). Противостояние человека энтропии.
  • Тема 8. Философия модерна
    Понятие современной философии (философии модерна). Существенная черта современного философского знания: многообразие философских направлений, школ и традиций. Разрушение целостности философии. Сциентизм и антисциентизм как основные ориентации современных течений в философии. Возникновение неклассической онтологии. Онтологическое значение так называемых глобальных проблем: угрозы термоядерной и экологической катастрофы и нарастания кризисных явлений в культуре. Решение онтологических проблем как необходимое условие выживания человечества. Мировоззренческий кризис и кризис традиционных ценностей. Новый поворот к человеку и дифференциация философской, социальной и культурной антропологии. Кросс-культурные философские исследования и проект трансверсальной философии.
  • Джайнский субстанциализм против буддийского антисубстанциализма
    Происхождение и источники изучения джайнизма. Биография Джины Махавиры. Особенности джайнизма как религии «без Бога». Каноны шветамбаров и дигамбаров. Источники изучения джайнской философии: сочинения Кундакунды (I в.), «Таттвартха-адхигама-сутра» Умасвати (I—II вв.) и комментарии на нее. Основные догматы джайнизма: «три драгоценности» и «пять великих обетов». Четыре принципа джайнской философии: двойственность дживы и пудгалы, необходимость совершенствоваться, необходимость контроля над материальной оболочкой, достижимость освобождения от кармы. Учение о субстанциях, атрибутах и модусах. Джайнское истолкование кармы, сансары и мокши. Система из семи этико-космогонических категорий: джива, аджива, асрава (притекание кармы), бандха (связь дживы с кармой), самвара (остановка притекания кармы), нирджара (уничтожение кармы) и мокша. Учение джайнов об обычных и «необычных» источниках познания, о трех праманах (пратьякша, анумана, шабда), об относительности обычного познания (сьяд-вада) и множественности точек зрения (анеканта-вада). Десятичленный силлогизм (даша-аваява-вакья) джайнов и семичастный паралогизм (саптабханга). Возникновение буддизма. Жизнеописания Будды. Три основных направления в буддизме: тхеравада (хинаяна), махаяна и ваджраяна, различия между ними. Буддийские школы вайбхашиков, саутрантиков, сарвастивадинов, мадхьямиков и йогачаров. Источники изучения буддизма. Палийский канон тхеравадинов. Абхидхармическая и праджняпарамитская литература. Сочинения мадхьямика Нагарджуны (ок. 150—250), «Абхидхармакоша» Васубандху (V в.), труды Дигнаги (VI в.), «Ньяя-бинду» Дхармакирти (VII в.), сочинения тантрика Индрабхути (ок. 717), «Ньяя-бинду-тика» Дхармоттары (IX в.). Буддологическая литература на русском языке: переводы первоисточников и исследования. Основные категории буддийской онтологии и сотериологии. Представления о Будде: Будда как проявление татхаты (буддовости); как обладатель трех тел (трикая); как один из мириад будд; будда Майтрея. Этические идеалы буддизма: архат и бодхисаттва. Четыре благородные истины и восьмеричный путь. Отрицание духовной и телесной субстанций (найратмья-вада), учение о дхармах как психофизических элементах, вспыхивающих на один момент (кшаника-вада). Буддийская концепция освобождения как достижения нирваны. Различия в концепциях нирваны у разных школ хинаяны и махаяны. Буддийская эпистемология и логика. Разделение реальности на два уровня: высшую (парамартха-сат) и низшую (самвритти-сат); признание соответствующих им двух видов истины: низшей (самвритти-сатья) и высшей (парамартха-сатья). Учение о праманах как инструментах постижения чувственной реальности. Восприятие и вывод. Механизм восприятия чувственных объектов. Концепция получения рационального знания посредством вывода. Разделение вывода на «для себя» и «для другого», правило трехаспектности среднего термина. Апоха-вада как учение об относительном или отрицательном значении слов.
  • Особенности индийской философской традиции. Дофилософия и предфилософия Индии.
    Проблема наличия философии в Индии. Различия смыслов терминов философия и даршана. История изучения индийской философии в Европе. Обзор учебников по индийской философии. Особенности историко-культурного контекста появления философской мысли в Индии. Периоды истории зарождения и развития индийской философии. Краткая характеристика периодов с точки зрения формирования мировоззренческих идей и принципов. Идеи и принципы ведийско-брахманистского мировоззрения (дофилософии), закрепившиеся в традиционной философии. Предфилософия в шрути и смрити: главные концепты и принципы. Влияние космогонических гимнов «Ригведы» («Пурушасукта» и «Насадиясукта») на концепцию Атмана-Брахмана в упанишадах. Отражение процесса формирования философии в философских текстах «Махабхараты» – «Бгахавадгите» и «Мокшадхарме».
  • Дуализм брахманистских мировоззренческих систем: вайшешики и ньяи.
    Материальное и нематериальное в системе категорий (падартха) вайшешики (согласно «Вайшешика-сутрам» Канады и комментарию к ним «Падартха-дхарма-санграха» Прашастапады). Дхарма как главная цель философствования вайшешиков. Содержание категорий: субстанция (дравья), качество (гуна), действие (карма), общее (саманья) и особенное (вишеша), присущность (самавая), небытие (абхава). Три вида субстанциальных производных: тела (шарира), органы чувств (индрия) и объекты (вишая); их виды. Особенности атомизма вайшешиков. Космогония. Функции кармы, сансары и мокши в едином космогоническом процессе. Учение об атмане (душе) и манасе (уме). Логические категории: общее, особенное, присущность. Теория познания. Учение о четырех праманах: восприятии (пратьякша), выводе (лаингика), памяти (смрити) и интуитивном познании (аршаджняна). Система ньяя и ее связь с вайшешикой. «Ньяя-сутры» Готамы и ньяя-даршана. Навья-ньяя как вершина прамана-вады найяиков. Специфика реалистической позиции ньяи в эпистемологии и логике. Ньяя о познаваемости мира. Достоверное и недостоверное познание. Формы недостоверного познания. Праманы: восприятие, вывод, сравнение, свидетельство авторитета. Пятичленный силлогизм найяиков. Специфика индийской логической теории. Вьяпти (отношение проникновения) как главное логическое отношение.
  • Первые философы Индии: адживики и чарваки-локаятики.
    Шраманский период в интеллектуальной истории Индии. Духовные деятели нового типа: тапасины, паривраджаки (Сабхия, Ясадатта, Поттхапада, Ваччхаготта, Уггахамана, Джамбукхадака), адживики (Пурана Кассапа, Пакудха Каччаяна, Аджита Кесакамбали, Макхали Госала, Санджая Белаттхипутта), джайны (основатель джайнизма Нигантха Натапутта), буддисты (Сиддхартха Гаутама). Брахманы-локаятики. Брахманы-догматики (этерналисты-протосанкхьяики, полуэтерналисты, полуфинитисты и окказионалисты). Брахманы-скептики — «скользкие угри». Скептицизм Санджаи Белаттхипутты. Алара Калама как представитель доклассической санкхьи. Загадки системы (даршаны) чарвака-локаята. Учение о четырех физических первоэлементах (бхутах): земле, воде, огне и воздухе. Объяснение происхождение живого из неживых элементов. Отрицание жизни души после смерти тела. Критика религии. Взгляды на познание: признание чувственного восприятия (пратьякша) в качестве единственного источника достоверного знания. Отношение чарваков к индийскому скептицизму.
  • Основные идеи санкхьи и йоги
    Контроверсии между духовной субстанцией (пурушей) и материальной субстанцией (пракрити) в «Санкхья-карике» Ишваракришны (V в.) и комментариях на нее. Концепция развития; гуны саттва, раджас и тамас как определяющие силы развития. Учение о тонком (линга-шарира) и плотном (стхула-шарира) телах. Учение об освобождении. Интерпретация отношений духовной и материальной субстанций в «Йога-сутрах» Патанджали (III в. до н. э.) и комментари «Вьяса-бхашья» (IV в.) Психология йоги, учение о модификациях ума (читта-вритти) и об основных ступенях духовной жизни (читта-бхуми). Освобождение в интерпретации йоги. Роль Творца (Ишвары) в личном освобождении. Восьмеричный путь йоги: 1) обуздание (яма), 2) соблюдение правил (нияма), 3) положения тела (асана), 4) регуляция дыхания (пранаяма), 5) отключение чувств (пратьяхара), 6) концентрация внимания (дхарана), 7) медитация (дхьяна), 8) транс (самадхи). Что дает йогину санъяма? Роль йогической практики в других религиозно-философских системах Индии. Йога сегодня — хатхайога и кундалини йога.
  • Понимание человеческого бытия в мимансе и веданте
    Ритуалистская картина мира «Миманса-сутры» (между 25 г. и IV в. н. э.) и комментариев на сутры. Обоснование достоверности этой картины посредством концепции «вечного слова вед». Учение о душе, карме и мокше в свете восьми онтологических категорий Прабхакары и восьми категорий Кумарилы. Отношения человека с богами. Обоснование смысла человеческой жизни через объяснение отношений индивидуальной души с Абсолютом (Атманом-Брахманом) в веданте (уттара-мимансе). Тройственная основа (прастхана-трайя) веданты: упанишады, Бхагавадгита и «Брахма-сутры» Бадараяны (примерно между II в. до н. э. и II в. н. э.). Истолкование отношений Брахмана и мира Бадараяной. Смещение акцентов в объяснении отношений Брахмана и мира в адвайта-веданте Шанкары (VII – нач. VIII вв.). Иллюзионизм Шанкары. Учение о высшем и низшем знании. Ниргуна Брахман как объект высшего знания. Концепция майи и учение об иллюзорном возникновении мира (брахма-виварта-вада). Отношения брахмана и индивидуальной души. Путь знания (джняна-марга) как основа этики Шанкары. Возвращение миру реальности в вишишта-адвайте Рамануджи (ХII в.). Его сочинения «Шрибхашья» (комментарий на «Брахма-сутры»), «Ведантадипа» и «Ведантасара». Критика им майя-вады Шанкары и его семь аргументов «против». Учение о тождестве и различии как центральный пункт его учения. Доктрина соотношения трех сущностей (таттва): Бога (Ишвары), духовного (чит) и материального (ачит). Этическое завершение системы – бхакти-йога (йога любви к Богу). Учение о совечности Брахмана-Вишну, души и материи в двайта-веданте Мадхвы (1238-1317). Сведение достижений традиционной индийской философии в единой системе мировоззренческих категорий Мадхвы в трактате «Таттвасамкхьяна» (перечисление сущностей). Бог Вишну как действующая нематериальная причина мира. Иерархия душ и богов у Мадхвы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий посещаемость занятий
  • неблокирующий качество и количество подготовленных выступлений
  • неблокирующий дискуссионная активность на семинаре
  • неблокирующий 2 контрольные работы по терминам
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Оценка за текущий контроль рассчитывается по следующей формуле: Отекущ.контр. = 0,4•Одокл + 0,2•Одискус +0,2•Оконтр + 0,2•Опосещ. Формула расчета оценки за промежуточную аттестацию: Опромежут.аттест. = 0,6∙Отекущ.контр + 0,4•Оэкз
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гегель Г. ; Пер. Столпнер Б. Г. - НАУКА ЛОГИКИ В 3 Ч. ЧАСТЬ 1. УЧЕНИЕ О БЫТИИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 317с. - ISBN: 978-5-534-06738-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nauka-logiki-v-3-ch-chast-1-uchenie-o-bytii-412328
  • Гегель Г. ; Пер. Столпнер Б. Г. - НАУКА ЛОГИКИ В 3 Ч. ЧАСТЬ 2. УЧЕНИЕ О СУЩНОСТИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 169с. - ISBN: 978-5-534-06740-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nauka-logiki-v-3-ch-chast-2-uchenie-o-suschnosti-412329
  • Гегель Г. ; Пер. Столпнер Б. Г. - НАУКА ЛОГИКИ В 3 Ч. ЧАСТЬ 3. УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 246с. - ISBN: 978-5-534-06741-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/nauka-logiki-v-3-ch-chast-3-uchenie-o-ponyatii-412330
  • Декарт Р. ; Пер. Пиков В. И. - ПРАВИЛА ДЛЯ РУКОВОДСТВА УМА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 97с. - ISBN: 978-5-534-07153-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pravila-dlya-rukovodstva-uma-422145
  • Диалоги, Платон, ., 1998
  • Емельянов Б. В. - РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 446с. - ISBN: 978-5-534-00162-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-filosofiya-xix-veka-v-2-ch-chast-1-434268
  • Емельянов Б. В. - РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 344с. - ISBN: 978-5-534-00166-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-filosofiya-xx-veka-v-2-ch-chast-2-437990
  • Звиревич В. Т. ; под науч. ред. Пургина С.П. - ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 322с. - ISBN: 978-5-534-02817-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/drevnyaya-i-srednevekovaya-filosofiya-438052
  • Индийская философия древности и средневековья : учеб. пособие, Канаева, Н. А., 2008
  • История восточной философии: Учебное пособие. – М., 1998. – 123 с. ISBN 5-201-01993-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/345336
  • Канаева Н.А. Индийская философия древности и средневековья [Текст] / Н.А. Канаева; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – Москва : ИФРАН, 2008. – 256 с. – ISBN 978-5-9540-0097-9. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/345573
  • Лавриненко В. Н., Чернышова Л. И., Кафтан В. В. ; Под ред. Лавриненко В.Н. - ФИЛОСОФИЯ В 2 Т. ТОМ 2 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 7-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 283с. - ISBN: 978-5-534-10184-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-v-2-t-tom-2-osnovy-filosofii-socialnaya-filosofiya-filosofskaya-antropologiya-442435
  • Метафизика : переводы, комментарии, толкования, Аристотель, ., 2002
  • Современная западная философия : Учебник, Зотов, А.Ф., 2001
  • Средневековая философия : учеб. пособие, Соколов, В. В., 2001
  • Фейербах Л. ; Пер. Антоновский Ю. М. - СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 307с. - ISBN: 978-5-534-05977-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/suschnost-hristianstva-441831

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гегель Г. ; Пер. Воден А. М. - ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 378с. - ISBN: 978-5-534-09834-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-istorii-428758
  • Гиренок, Ф. И. Русская философия XXI века. Максимы [Электронный ресурс] / Ф. И. Гиренок, В. Ю. Кузнецов, М. Ермолаев. - М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2016. - 322 с. - ISBN 978-5-94193-824-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018063 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1018063
  • Гоббс Т. - LEVIATHAN IN 2 VOLUMES. V 1. ЛЕВИАФАН В 2 Т. ТОМ 1 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 284с. - ISBN: 978-5-534-06074-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/leviathan-in-2-volumes-v-1-leviafan-v-2-t-tom-1-441701
  • Гоббс Т. - LEVIATHAN IN 2 VOLUMES. V 2. ЛЕВИАФАН В 2 Т. ТОМ 2 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 266с. - ISBN: 978-5-534-06076-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/leviathan-in-2-volumes-v-2-leviafan-v-2-t-tom-2-441782
  • Гриненко Г. В. - СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 181с. - ISBN: 978-5-534-02414-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennaya-zarubezhnaya-filosofiya-433749
  • Гриненко Г. В. - ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 145с. - ISBN: 978-5-534-10156-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-drevnego-mira-antichnaya-filosofiya-429449
  • Гуревич П. С. - ФИЛОСОФИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 457с. - ISBN: 978-5-534-10200-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-442455
  • Данте, А. Божественная комедия : книга для чтения на итальянском языке : художественная литература / А. Данте. — Санкт-Петербург : КАРО, 2018. - 480 с. - (Lettura classica). - ISBN 978-5-9925-1285-4. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1047916
  • Добролюбов Н.А. - Буддизм, его догматы, история и литература. Сочинение В. Васильева. Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири - Издательство "Лань" - 2013 - 9с. - ISBN: 978-5-507-11557-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/8280
  • Индийская философия : энциклопедия, , 2009
  • Индийская философия. Шраманский период (середина I тысячелетия до н. э.) : учеб. пособие, Шохин, В. К., 2007
  • Индуизм. Джайнизм. Сикхизм : словарь, Алаев, Л. Б., 1996
  • Кант И. ; Пер. Фохт Б. А. - ГРЁЗЫ ДУХОВИДЦА. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 220с. - ISBN: 978-5-534-07259-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/grezy-duhovidca-izbrannye-trudy-422786
  • Кант И. ; Пер. Фохт Б. А. - ЕДИНСТВЕННО ВОЗМОЖНОЕ ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 256с. - ISBN: 978-5-534-07258-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/edinstvenno-vozmozhnoe-osnovanie-dlya-dokazatelstva-bytiya-boga-izbrannye-trudy-422784
  • Колесников А. С. [и др.] ; отв. ред. Колесников А. С. - СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОСОФИЯ: ФИЛОСОФСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА 3-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 341с. - ISBN: 978-5-534-08908-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennaya-zarubezhnaya-filosofiya-filosofskaya-komparativistika-426689
  • Колесников А.С. - Философия. (Бакалавриат) - КноРус - 2019 - 403с. - ISBN: 978-5-406-06853-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/931308
  • Критика чистого разума, Кант, И., 2007
  • Лейбниц Г. ; пер. Истомин К. - ТЕОДИЦЕЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 350с. - ISBN: 978-5-534-06852-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teodiceya-418558
  • Лысенко В.Г. Ранний буддизм: религия и философия: Учебное пособие. - М., 2003. - 247 с. ISBN 5-201-02123-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346589
  • МАСЛИН МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ, МЕДЕНИЦА ВЛАДИМИР, СЕРБИНЕНКО ВЯЧЕСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ, & СИНЕОКАЯ ЮЛИЯ ВАДИМОВНА. (2016). Русская Философия В России И За Рубежом. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A73A166A
  • Опыт введения в буддизм : ранняя буддийская философия : учеб. пособие для вузов, Лысенко, В. Г., 1994
  • Путешествие вслед за Совой Минервы: Античная философия / Орехов А.М. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 196 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль) (Обложка. КБС) ISBN 978-5-16-011403-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/608712
  • Философия Древнего мира : учебник для вузов, Чанышев, А. Н., 2003
  • Хрестоматия по истории философии. Ч.3: Русская философия : зарождение философской мысли на Руси, философская мысль в послепетровской России, религиозно-идеалистическая мысль в отечественной философии, философия и социология, философия марксизма в России, философские идеи отечественных ученых, , 2001