• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню
Магистратура 2019/2020

Методология научных исследований в менеджменте: методология и методы исследований в бизнесе и менеджменте

Статус: Курс обязательный (HR-аналитика)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Кто читает: Кафедра управления человеческими ресурсами
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: HR-аналитика
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины является формирование у магистрантов представления о научно-исследовательской и диагностической работе, формирование понимания и принципов проведения научных исследований в бизнесе и менеджменте, использования различных методов для получения информации, необходимой при решении менеджерами управленческих задач. Использование разных стратегий и методов демонстрируется на примерах российских и зарубежных исследований в бизнесе и менеджменте. В ходе семинарских занятий моделируются основные этапы научно-исследовательской работы, начиная с поиска и постановки исследовательской проблемы, постановки целей и задач исследования, выдвижения гипотез и подбора методов их тестирования, решения диагностических задач. Студенты получают представление о принципах работы с научной литературой, подготовки и презентации исследовательского проекта, изложения результатов исследования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Методология научных исследований в менеджменте: методология и методы исследований в бизнесе и менеджменте» является формирование у студентов представлений об общих понятиях и основных приемах научного исследования и организационной диагностики. Студенты осваивают терминологию методов и методологии исследования, структуру процесса исследования, использования диагностических технологий при подготовке управленческих решений
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные виды организационных исследований; уметь определить тип исследовательской методологии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные проблемы исследований в организациях
    Определение понятия исследований в организациях. Виды организационных ис-следований. Организационная диагностика и исследования. Значение исследований в процессе принятия управленческих решений. Концептуальные основы исследований. Типы исследовательской методологии. Позитивистская методология. Феноменологическая методология. Смешанные типы методологии. Проблемы выбора исследовательской методологии. Диагностика и исследования: сходства и различия. Границы применения. Диагностика как выявление симптомов или причин патологии. Диагностические исследования как разновидность прикладных организационных исследований.
  • Функции и универсальная структура диагностических средств
    Структура диагностических средств. Блок описания реального состояния как базовый блок диагностического средства и его специфика. Основания для типологии блока описания реального состояния. Проблемный и предметный подходы, различие в теоретико-методологических основаниях, методических приемах и решаемых задачах. Блок описания должного состояния как не имеющий аналогов в программе исследования. Постановка вопроса о норме. Представление о должном как необходимый эле-мент подготовки решения. Блок определения рассогласования между реальным и должным состоянием объекта – основание для подготовки решения. Определение границы отклонения. Различия по степени жесткости оценки отклонений. Различия по уровням формализации, стандартизации, технологизации процедур диагностики. Различия в методах проверки на адекватность диагностических задач.
  • Количественные методы сбора данных в организациях
    Особенности «количественных» исследований: понятие переменной, квантификация, шкалирование, статистика как базис генерализации, формализованные методы сбора эмпирической информации, математические методы анализа данных. Общие сведения о выборке исследования. Основные виды выборки. Связь показателей выборки, видов выборки с проблемой, задачами и гипотезами исследования и возможностями исследователя. Малые выборки, их значение для исследования организаций: их особенности, возможности применения. Метод опроса. Разновидности опросов, используемых в исследованиях в органи-зациях. Специфика анкетного опроса в организациях.. Стандартизированное интервью, его специфика, преимущества и недостатки. Основные источники вторичных данных, использование статистических данных в исследовании. Использование Интернета в качестве источника данных: сайты организаций, социальные сети и др. Использование «больших данных» (BigData) Подходы к количественному анализу данных.
  • Характеристика качественных исследований в организации
    Особенности «качественных» исследований: феноменология как методологическая основа, понимающие и прожективные методики, ситуативный анализ как исследователь-ская стратегия. Особенности подготовки программы качественного исследования Интервью как метод качественных исследований. Виды интервью. Общие прави-ла подготовки и проведения интервью. Особенности использования метода фокус-групп. Анализ документов. Выбор документальных источников. Проблема достоверности документальной информации. Первичный и вторичный документ. Жесткие и мягкие методы анализа документов. Контент-анализ. Основные принципы контент-анализа. Наблюдение, мягкие и жесткие формы наблюдения. Преимущества и недостатки включенного наблюдения, его особенности в организационных исследованиях, границы его применения. Методы и стратегия кейс-стади. Эксперимент. Возможности его использования в организации, недостатки и ограничения. Подходы к анализу данных в качественном исследовании
  • Организация и проведение исследований и диагностики в организациях
    Комбинирование качественных и количественных методов в организационных исследованиях. Общее и особенное в подготовке инструментария в зависимости от вы-бранной модели (количественной/качественной) и метода исследования. Научная обоснованность инструментария исследования. Проблема достоверности ответов на исследовательские вопросы в зависимости от метода исследования. Логика построения инструментария. Процедура отработки инструментария. Пилотаж. Полевой исследование. Особенности проведения исследований в организации: возможности и ограничения. Интерпретация данных. Программные установки и гипотезы, их роль в интерпре-тации данных. Варианты анализа и интеграции результатов. Особенности представления результатов, визуализация данных.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий доклад
  • неблокирующий коллоквиум
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • блокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    О =0,25*Одоклад + 0,25*Околлоквиум +0,2*Оактивность+ 0,3 * Оэкзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие, Ядов, В. А., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Smart Industry Research in the Field of HRM: Resetting Job Design as an Example of Upcoming Challenges. (2017). Emerald Group Publishing Limited. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.ris.utwente.nl.publications.19d2ed20.1cdc.49ed.a188.a2fe1307abad
  • Strengths and Limitations of Qualitative and Quantitative Research Methods. (2017). https://doi.org/10.5281/zenodo.887088
  • The Handbook of Social Studies Research, edited by Meghan Manfra, and Cheryl Bolick, John Wiley & Sons, Incorporated, 2017. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=4825480.