• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Стратегическое развитие сетей распределения компании

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Стратегическое управление логистикой)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Стратегическое управление логистикой
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на формирование у студентов навыков по разработке и развитию сетей распределения торговых и промышленных компаний в условиях изменяющейся конкурентной среды и активного внедрения цифровых инструментов отслеживания деятельности компании. Основополагающим принципом изучения дисциплины является формирование практических навыков построения сетевой структуры компании и оптимизации имеющихся объектов логистической и торговой инфраструктуры с учетом различных факторов (специализации деятельности компании, стратегии ее развития, реализуемой политики обслуживания, национальных особенностей деятельности и т.д.). Дисциплина базируется на основополагающих разработках в области логистики распределения, а также на специализированной литературе, ориентированной на исследование вопросов обслуживания, межфункционального и межорганизационного взаимодействие, построения глобальных сетей распределения. Для усвоения материалов дисциплины применяются различные формы организации занятий – обсуждения и дискуссии, доклады, решение кейсов, разбор практических ситуаций, работа с научно-практической литературой, научными исследованиями и разработками, а также поиск актуальной и применимой информации в открытых источника в сети Интернет. При проведении контрольно-оценочных мероприятий предполагается как индивидуальная, так и командная работа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Углубление у студентов знаний и компетенций в области управления материальными потоками, и сопутствующими им информационными и прочими потоками, в соответствии с потребностями рынка на этапе распределения готовой продукции и сбыта товаров.
  • Развитие у студентов навыков формирования оптимальных сетей распределения компаний различных сфер бизнеса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Аудиторная работа (дискуссии, работа над кейсами в аудитории)
  • Самостоятельная работа в аудитории
  • Письменная контрольная работа
  • Групповой кейс по формированию (реорганизации) сети распределения
  • Письменная экзаменационная работа
  • Доклады по теме дисциплины
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Логистика распределения в интегрированной логистической системе
    Тема 1.1. Место логистики распределения в логистической системе. Место логистики распределения в интегрированной логистической системе. Взаимодействие коммерческой и логистической деятельности при осуществлении задач сбыта и распределения компании. Функционал логистики распределения в оргструктуре управления компании. Тема 1.2. Распределение в модели управления цепями поставок Всемирного форума по цепям поставок. Модель управления цепями поставок Всемирного форума по цепям поставок – модель (Global Supply Сhain Forum – GSCF). Основные бизнес-процессы в модели управления поставок: управление взаимоотношениями с потребителями – CRM, управление обслуживанием потребителей - CSM, управление спросом - DM, выполнение заказов потребителей - FM, управление потоком производства - MFM, управление взаимоотношениями с поставщиками - SRM, управление разработкой и доведением продукции до коммерческого использования - PDC, управление возвратными поставками – RM. Определение задач распределения в бизнес-процессах GSCF. Тема 1.3. Основные направления деятельности логистики при реализации стратегий маркетинговых каналов. Основные стратегии маркетинговых каналов, их характеристики и основные задачи маркетинга при их реализации. Стратегия охвата рынка: интенсивное распределение, выборочное распределение, эксклюзивное распределение. Стратегия охвата потребителей. Стратегии ценообразования: стратегия высоких цен, стратегия низких цен, стратегия цен, ориентированных на спрос, стратегия цен относительно качества товара, стратегия гибких цен и стратегия скидок с цен, стратегия ценовой дискриминации. Основные направления деятельности логистики при реализации стратегий маркетинговых каналов.
  • Раздел 2. Основные участники системы распределения
    Тема 2.1. Особенности взаимоотношений контрагентов в системе распределения. Основные задачи при формировании сети распределения, ориентированной на региональный охват потребителей. Основные правила построения сети распределения компании. Место розничной сети и сферы услуг в системе распределения производственных и оптовых компаний. Особенности взаимоотношений в системе распределения предприятий розничной сети с поставщиками в интегрированной логистике и при управлении цепями поставок. Тема 2.2. Розничная сеть и сфера услуг в системе распределения. Место розничной сети и сферы услуг в логистической системе. Розничная сеть и сфера услуг как конечный потребитель сети распределения. Особенности функционирования предприятий розничной сети в рамках интегрированной логистики и управления цепями поставок. Особенности развития розничной сети на российском рынке. Основные этапы развития розничной сети в рыночной экономике и ключевые характеристики этих этапов. Основные этапы: Остаточное сохранение форм советской организации розничной торговли; Старт рыночных преобразований в отрасли; Формирование основы современной структуры отрасли; «Бум» сетевой торговли; Региональная экспансия; Консолидация отрасли, замедление темпов роста. Основные тенденции развития розничной сети в настоящее время. Стратегические направления развития розничной сети в России и роль логистики в их реализации. Основные тенденции мировой и российской интернет-торговли. Интернет-торговля и современные технологии продаж. Основными преимуществами интернет-магазинов. Проблемы управления материальными потоками, возникающие при интеграции каналов продаж. Влияние интернет торговли на формирование сетей распределения. Тема 2.3. Развитие оптовой торговли и ее место в современных сетях распределения. Развитие оптовой торговли и ее место в современных сетях распределения. Современный рынок услуг оптовых предприятий и перспективы их развития. Основные направления развития оптовых компаний при выживании на современном рынке. Эволюция оптовой торговли в Российской Федерации: основные этапы, их особенности и их ключевые характеристики. Основные этапы: Зарождение рыночных преобразований в оптовой торговле. Начало продвижения логистики в оптовых компаниях; Укрепление позиций оптовой торговли на рынке, становление системы экономических связей и появление отделов логистики; Развитие хозяйственных отношений с производителями готовой продукции и клиентами. Начало создания собственной логистической инфраструктуры. Появление конкуренции со стороны логистических посредников; Концентрация на организации логистического сервиса с индивидуальным подходом к клиентам. Борьба за место в цепях поставок. Вытеснение оптовых компаний из системы сбыта производителей (деинтермедиации оптовых посредников). Особенности функционирования оптовых предприятий в период экономической рецессии. Основные стратегии, реализуемые предприятиями оптовой торговли в современных условиях. Тема 2. 4. Логистические посредники в логистической сети распределения. Особенности функционирования логистических посредников в современных системах распределения. Организация интегрированного взаимодействия логистических посредников при формировании системы распределения. Кооперация логистических посредников в цепи поставок. Эволюция рынка логистических услуг в России и факторы, способствующие развитию логистических провайдеров. Основные этапы и их ключевые характеристики: Этап зарождения рынка логистических услуг; Укрепление позиций логистических провайдеров. Стремительный рост создания логистической инфраструктуры; Укрепление позиций логистических провайдеров после кризиса. Особенности функционирования рынка логистических услуг в период экономической рецессии. Основные проблемы и пути развития рынка логистических услуг в России.
  • Раздел 3. Управление распределением как стратегическая функция логистики распределения
    Тема 3.1. Анализ и оценка эффективности системы распределения компании. Проведение анализа с целью выявления сильных и слабых сторон функционирования действующей сети распределения. Разработка показателей оценки деятельности системы. Анализ деятельности действующей системы распределения и оценка возможности достижения поставленных целей в рамках существующей сети распределения. Анализ охватывает: существующую структуру логистической системы и организационную структуру управления распределением компании; эффективность основных логистических функций; степень удовлетворенности внутренних потребителей и внешних клиентов компании качеством логистического сервиса системы распределения; степень рациональности использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов; общие затраты на логистику распределения и составляющих логистических издержек по видам деятельности; наличие конфликтных ситуаций между подразделениями компании; эффективность документооборота; состояние и планирование потребности и управления товарными запасами в системе распределения; состояние складского хозяйства, транспорта и других логистических инфраструктурных подразделений, обеспечивающих систему распределения. Оценка эффективности функционирования системы распределения на основе проведенного анализа. Тема 3.2. Реорганизация действующей системы распределения под влиянием внешних и внутренних факторов Процедура реорганизации действующей системы распределения. Определение общих условий функционирования существующей сети распределения (с учетом внешней среды бизнеса, имеющейся структуры потребительского спроса и требований к обслуживанию, а также действующей логистической инфраструктуры компании). Оценка возможности достижения поставленных целей в рамках существующей сети распределения или необходимости реорганизации логистической сети распределения. Оценка полученных показателей деятельности логистической сети распределения, в соответствии с критериями эффективности. Определение отклонений. Определение причин, приведших к изменению эффективности логистической сети распределения. Анализ причин (внешних и внутренних) повлиявших на изменения деятельности системы (снижения эффективности). Определение необходимости реорганизации логистической системы распределения (технико – экономическое обоснование). Проведение внешнего и внутреннего аудита системы распределения компании. Тема 3.3. Проектирование эффективной сети распределения компании. Определение логистической стратегии компании и системных целей (глобальных и локальных) и задач сети распределения. Анализ и оценка использования действующей системы распределения и конкретных цепей поставок в рамках предлагаемых направлений реорганизации. Сегментирование рынков сбыта по регионам обслуживания собственной сетью с учетом установленной компанией политики обслуживания клиентов: определение регионов снабжения, определение уровня товарных запасов у клиентов и частоты поставки. Определение оптимальной структуры системы распределения: локализация системы распределения, разработка общей системы товароснабжения по всем выделенным сегментам сбыта, распределение товарных запасов в системе товароснабжения. Выбор между «инсорсингом» и «аутсорсингом». Формирование оптимальной складской сети системы распределения. Выбор основных участников в каждой локальной цепи поставки. Факторы, учитываемые при выборе партнеров. Межорганизационная интеграция участков сети распределения. Анализ и оценка деятельности каждой логистической цепи поставки и всей сети распределения в целом. Интегральная оценка логистической цепи поставок. Основные затраты в сети распределения. Организация проведения мониторинга и контроля функционирования сети распределения.
  • Раздел 4. Эффективное выполнение логистической составляющей цикла заказа
    Тема 4.1. Функциональный подход к управлению заказами клиентов «Управление заказами» как основная функция логистики распределения, ее задачи, основные этапы реализации и роль в обслуживании клиентов. Межфункциональная и межорганизационная координация при реализации управления заказами. Логистическая составляющая в управление заказов клиентов. Конкуренция, основанная на управлении временем выполнения заказа. Время полного цикла заказа и его составляющие. Основные показатели оценки эффективности выполнения заказа. Типичные проблемы основных этапов управления заказами. Тема 4.2. Процессный подход к выполнению заказами клиентов. Процессный подход на основе использования модели всемирного форума по цепям поставок (модель GSCF). «Выполнение заказами клиентов», как ключевой бизнес-процесс модели GSCF. Применение модель GSCF в российской практике. Межфункциональная координация в процессе выполнения заказами клиентов. Стратегический и операционный уровни выполнения заказов клиентов. Распределение ответственности между звеньями цепи поставок на стратегическом и операционном уровне процесса выполнения заказов клиентов. Оценка эффективности выполнения заказа и всего цикла заказа. Сравнительный анализ различных подходов к оценке эффективности логистической деятельности при выполнении заказа. Тема 4.3. Основные пути сокращения цикла выполнения заказа. Основные этапы управления заказами и время полного цикла заказа. Факторы, влияющие на время цикла заказа. Зависимость цикла заказа от длины цепи поставок и количества операций логистики. Время полного цикла заказа: время приема, обработки, комплектации заказа и партии отправки, время доставки заказов. Основные проблемы, возникающие при выполнении и доставки заказов клиентам и возможные пути их решения. Эффективное выполнение логистической составляющей цикла заказа. Основные подходы к сокращению времени цикла заказа.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа (дискуссии, работа над кейсами в аудитории)
  • неблокирующий Групповой кейс по формированию (реорганизации) сети распределения
  • неблокирующий Доклады по теме дисциплины
    При доведении до аудитории сообщения / доклада запрещается использование электронных средств для чтения материала (телефоны, смартфоны, электронные часы и т.д.), в том числе запрещается зачитывать текст с экрана компьютера или с проецируемого изображения. Допускается использование небольших «карточек» с тезисным изложением логики доклада. По требованию преподавателя данные карточки могут пройти предварительную оценку возможности их использования в процессе выступления. В случае отказа в возможности использования студент обязан предпринять все усилия по следованию указаний преподавателя.
  • неблокирующий Письменная контрольная работа
    На контрольной работе запрещается пользоваться любыми вспомогательными средствами, в том числе и электронными.
  • неблокирующий Самостоятельная работа в аудитории
  • блокирующий Письменная экзаменационная работа
    На экзамене запрещается пользоваться любыми вспомогательными средствами, в том числе и электронными.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Аудиторная работа (дискуссии, работа над кейсами в аудитории) + 0.1 * Групповой кейс по формированию (реорганизации) сети распределения + 0.05 * Доклады по теме дисциплины + 0.1 * Письменная контрольная работа + 0.6 * Письменная экзаменационная работа + 0.05 * Самостоятельная работа в аудитории
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Логистика : интеграция и оптимизация логистических бизнес - процессов в цепях поставок: учебник, Дыбская, В. В., Зайцев, Е. И., 2008
  • Проектирование системы распределения в логистике : монография / В.В. Дыбская. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 235 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/24760. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/780510
  • Проектирование системы распределения в логистике : монография / В.В. Дыбская. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 235 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/24760. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/944826
  • Проектирование системы распределения в логистике : монография / В.В. Дыбская. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 235 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/24760. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1024005
  • Проектирование системы распределения в логистике : монография, Дыбская, В. В., 2017
  • Хвостовицкая Т.Т. - Продукты и каналы его распределения. Product and Channels of its Distribution: учеб. пособие по английскому языку - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 65с. - ISBN: 978-5-9765-3996-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/113212

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Логистика в сфере распределения, учебное пособие, 160 с., Николайчук, В. Е., 2001
  • Логистика для практиков : эффективные решения в складировании и грузопереработке, Дыбская, В. В., 2002
  • Логистика: интегрированная цепь поставок, Бауэрсокс, Д. Дж., Клосс, Д. Дж., 2006
  • Стратегическое управление логистикой : учебник, Сток, Дж. Р., Ламберт, Д. М., 2005