• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Экономика гостиничного и туристического бизнеса

Направление: 38.04.02. Менеджмент
Кто читает: Школа финансов
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Экономика гостиничного и туристического бизнеса» рассчитан на студентов 1-го года обучения по магистерской программе «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» по специализации «Менеджмент в туризме и гостиничной индустрии» (факультет бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ), относится к циклу специальных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку, служит основой для профессиональной ориентации студентов при выборе направления научного исследования в рамках подготовки магистерской диссертации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов системы теоретических знаний и практических навыков в области экономики компаний индустрии гостеприимства и туризма с учетом современных достижений науки и практики экономического анализа фирм и элементов финансового менеджмента;
  • формирование у будущих отраслевых специалистов понимания специфики и особенностей экономики в сфере услуг в ракурсе выбранной отрасли;
  • овладение практическими навыками учета доходов и расходов, классификации затрат, калькулирования себестоимости услуги, разработки стратегии ценообразования, оценки финансовых результатов за период на базе финансовой отчетности с учетом отраслевых особенностей.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать особенности бухгалтерского, управленческого, налогового учета в индустрии гостеприимства и туризме
  • • формулировать цели и задачи экономического развития, формировать целевые экономические и финансовые показатели компании
  • Уметь анализировать специфические показатели деятельности компаний индустрии ГиТ, проводить сравнительный анализ и выбирать наиболее эффективные управленческие решения
  • Иметь навыки • поиска, сбора, обработки и анализа информации о финансово-хозяйственной деятельности компаний индустрии ГиТ с использованием современных информационно-поисковых ресурсов, компьютерных баз данных
  • Уметь анализировать структуру капитала и обосновывать варианты управленческих решений по выбору источников финансирования активов и изменению структуры капитала
  • Уметь • формировать оптимальную структуру оборотного капитала и источники финансирования оборотного капитала. Иметь навыки • оценки динамики денежного потока и управления им, работы с дебиторской и кредиторской задолженностью.
  • Иметь навыки • расчета цены с учетом позиции компании в конкурентной среде и стратегии собственников
  • Уметь • классифицировать затраты, обосновывать базы распределения косвенных затрат.
  • Иметь навыки • калькулирования себестоимости по видам услуг, расчета точки безубыточности, маржинального анализа
  • Знать • особенности управления экономикой и экономического анализа компании индустрии гостеприимства и туризма
  • Уметь • рассчитывать экономические и финансовые показатели деятельности компаний индустрии гостеприимства и туризма
  • Иметь навыки • оценки финансового результата в формате бухгалтерской и экономической прибыли
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Особенности системы хозяйственного учета в индустрии ГиТ. Лекция 1. Система хозяйственного учета и его виды.
    Бухгалтерский, управленческий, налоговый учет, нормативная база системы учета для индустрии гостеприимства и туризма. Особенности бухгалтерского учета основных и дополнительных услуг в индустрии гостеприимства и туризме. Стандарты USALI - единая система отчетов и показателей для аналитики и управления отелем.
  • Тема 1. Особенности системы хозяйственного учета в индустрии ГиТ. Лекция 2. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности гостиниц, службы питания в отеле и туристического бизнеса.
    Процент загрузки номерного фонда (Occupancy rate), средняя фактическая стоимость номера (Average Achieved Room Rate - AARR), средняя дневная цена (Average Daily Rate- ADR), доход на номер от проживания (Revenue per Available Room per Day – RevPAR), валовая операционная прибыль на один номер (Gross operating profit per available room – GOPPAR) как индикатор финансового потенциала гостиницы. F&B служба как дополнительная услуга: проходимость и средний чек, товарооборот, выручка и операционная прибыль по видам услуг на квадратный метр / единицу оборудования / единицу персонала / точку, коэффициент корреляции и др. Объемные показатели в туристическом бизнесе, валовый доход, прочие доходы, издержки обращения, прибыль и рентабельность.
  • Тема 2. Внеоборотные и оборотные активы. Капитал и обязательства. Лекция 1. Источники формирования финансовых ресурсов предприятий гостеприимства и туризма. Капитал и обязательства.
    Капитал как источник формирования финансовых ресурсов. Собственный капитал: уставный капитал, амортизационные отчисления, прибыль, эмиссия акций. Заемный капитал и способы его привлечения: банковский и коммерческий кредит, лизинг, бюджетное финансирование. Соотношение собственного и заемного капитала – обоснование стратегических решений и управление структурой капитала.
  • Тема 2. Внеоборотные и оборотные активы. Капитал и обязательства. Лекция 2. Внеоборотные и оборотные активы..
    Материальные внеоборотные активы – экономическая сущность, особенности в гостиничном, ресторанном и туристическом бизнесе и классификация, показатели оценки состояния и эффективности использования. Определение стоимости, износ и амортизационная политика. Использование рентинга, хайринга и лизинга в гостиничном, ресторанном и туристическом бизнесе. Нематериальные внеоборотные активы, их специфика, роль и значение для гостиничного, ресторанного и туристического бизнеса. Подходы к определению стоимости деловой репутации и интеллектуального капитала. Специфика франчайзинга. Оборотные активы – сущность, состав и структура, факторы, определяющие величину оборотных средств. Источники формирования оборотных активов, классификация по степени ликвидности. Виды материально-производственных запасов. Формирование денежного потока и управление денежными средствами. Определение оптимального объема денежных средств. Специфика образования дебиторской задолженности в индустрии ГиТ и методы управления ею. Показатели оборачиваемости и эффективности управления оборотными активами.
  • Тема 3. Доходы. Специфика услуг и ценообразование. Учет и анализ выручки. Лекция 1. Отраслевые особенности в формировании доходной составляющей, подходы к ценообразованию
    Специфика услуг гостиничного и туристического бизнеса: основные и вспомогательные (дополнительные) услуги. Схемы ценообразования и виды тарифов, статичные (Rack Rate) и динамичные (гибкие) тарифы (Best Flexible/Available rate), торговая наценка ресторана. Варианты стратегии ценообразования в туристическом бизнесе. Формирование цены по этапам движения туристической услуги (продукта) на рынке. Методы управления доходами в гостиничном и туристическом бизнесе. Бухгалтерский и управленческий учет и анализ доходов.
  • Тема 4. Затраты и себестоимость. Особенности бухгалтерского и управленческого учета в индустрии ГиТ. Лекция 1. Структура и классификация затрат. основные составляющие себестоимости, понятие и способы достижения точки безубыточности
    Классификация затрат. Варианты группировки затрат в гостиничном бизнесе: по местам возникновения (подразделения по работе с клиентами, вспомогательные и обслуживающие подразделения), видам услуг, видам затрат и статьям калькуляции. Издержки производства и обращения F&B подразделения и подразделений, оказывающих дополнительные услуги, и их классификация. Предельные издержки и их особое значение для туристического бизнеса.
  • Тема 4. Затраты и себестоимость. Особенности бухгалтерского и управленческого учета в индустрии ГиТ. Лекция 2. Основные составляющие себестоимости, понятие и способы достижения точки безубыточности.
    Специфика формирования (калькулирования) себестоимости услуг, факторы, влияющие на себестоимость. Применение системы «директ-костинг». Маржинальный подход и расчет точки безубыточности, эффект операционного рычага. Расчет порога рентабельности и запаса финансовой прочности. Отражение затрат и формирование себестоимости в бухгалтерском и управленческом учете. Понятие раздельного учета и его применение в индустрии ГиТ.
  • Тема 5. Финансовая отчетность и финансовые результаты Лекция 1. Финансовая отчетность и финансовые результаты. Прибыль и рентабельность.
    Основополагающие финансовые отчеты: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств. Определение финансовой устойчивости компаний ГиТ в конкурентной среде: оценка динамики и структуры статей бухгалтерского баланса, анализ взаимосвязи актива и пассива баланса, оценка финансовой устойчивости, абсолютные и относительные показатели финансовой устойчивости, анализ платежеспособности, кредитоспособности и ликвидности, диагностика вероятности банкротства. Специфические показатели экономической эффективности деятельности компаний в гостиничном, ресторанном и туристическом бизнесе. Методы максимизации прибыли и рентабельности. Экономическая прибыль и формирование отчетности для расчета и анализа экономической прибыли
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Кейс 1 Анализ структуры капитала и структуры активов
    Кейс выполняется после изучения темы 1 и темы 2. Анализ структуры капитала отелей и туристических компаний. Анализ структуры оборотных и внеоборотных активов отелей / туристических компаний. Обоснование источников финансирования оборотных и внеоборотных активов.
  • неблокирующий Кейс 2 Структура доходов отеля / туроператора, стратегия ценообразования
    Кейс выполняется после изучения темы 3. Задание выполняется в формате Excel, далее файл дополняется следующими заданиями.
  • неблокирующий Кейс 3 Классификация затрат, расчет себестоимости услуг
    Кейс выполняется после изучения темы 4, Лекция 1. Задание выполняется в формате Excel.
  • неблокирующий Кейс 4 Расчет точки безубыточности, маржинальный анализ
    Кейс выполняется после изучения темы 4, Лекция 2, в формате Excel дополняются материалы (результаты) предыдущих заданий.
  • неблокирующий Кейс 5 Анализ финансового состояния и финансовой устойчивости
    Кейс выполняется после изучения темы 5, является результирующим по курсу. Анализ финансового состояния, оценка финансовой устойчивости, контроль вероятности банкротства. выполняется в формате Excel, пояснительная записка с выводами по расчету - в формате MS Word.
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен является письменным, студенты отвечают на два теоретических вопроса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.16 * Кейс 1 Анализ структуры капитала и структуры активов + 0.16 * Кейс 2 Структура доходов отеля / туроператора, стратегия ценообразования + 0.16 * Кейс 3 Классификация затрат, расчет себестоимости услуг + 0.16 * Кейс 4 Расчет точки безубыточности, маржинальный анализ + 0.16 * Кейс 5 Анализ финансового состояния и финансовой устойчивости + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Экономика гостиничного предприятия: Учебное пособие / Н.И. Малых, Н.Г. Можаева. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-91134-745-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/406086
  • Экономика отрасли туризм: Учебник / Е.И. Богданов, Е.С. Богомолова, В.П. Орловская; Под ред. проф. Е.И. Богданова. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 318 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-004712-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/362895
  • Экономика отрасли: туризм : учеб. пособие / Е.А. Замедлина, О.Н. Козырева. — М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2017. — 204 с. — (ПРОФИль). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/917757

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гостиничный сервис и туризм: Учебное пособие / Д.Г. Брашнов. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. - 224 с.: 60x90 1/16. - (ПРОФИль). (переплет) ISBN 978-5-98281-234-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/223577
  • Экономика предприятия туризма: Учебник / С.А. Степанова, А.В. Крыга. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 346 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-005445-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/339110