• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Философия

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Мода)
Направление: 54.03.01. Дизайн
Кто читает: Школа философии
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 42

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом НИУ-ВШЭ и Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки «Философия» для бакалавров факультета коммуникаций, медиа и дизайна. Программа предназначена для направлений Б 54.03.01 2014 «Дизайн» и Б 54.03.01 2017 «Мода» и соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) высшего профессионального образования. Преподавание учебной дисциплины «Философия» осуществляется в объеме требований ФГОС. Формат изучения дисциплины: blended с использованием он-лайн курса «Философия» https://openedu.ru/course/hse/FIL/. Лекции он-лайн – на Национальной платформе открытого образования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие критического мышления и базовых теоретических навыков.
  • Осознание роли философии в научной и художественной культуре.
  • Ознакомление с классическими и современными философскими проблемами.
  • Осмысление философской эстетики в связи с особенностями дизайн-мышления.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание этимологии и смыслового содержания понятия «философия». Понимание терминов: мировоззрение, универсум, онтология, социальная философия, антропология, праксиология, аксиология, культурология, этика, эстетика, гносеология. Понимание отношения философии к религии, искусству и науке.
  • Знание предпосылок возникновения философии. Знание отличий философии от мифологии. Понимание общности и особенностей западной и восточной мысли. Понимание концепции "осевого времени" К. Ясперса. Понимание смысла понятий: Дао, благородный муж, совершенномудрый, Брахман, атман, аджива, джива, дхарма, йога, карма, махаяна, недеяние, низкий человек, палийский канон, пудгала, четыре благородные истины, восьмеричный путь.
  • Знание основных философских понятий, проблем, направлений мысли.
  • Умение исследовать социальные и культурные явления с точки зрения их философского содержания.
  • Навыки построения аргументации, критического анализа разных концепций, ведения споров по философской и общетеоретической проблематике.
  • Знание основных философских понятий, проблем, школ и направлений мысли.
  • Ознакомление с ключевыми философскими проблемами Средневековья.
  • Знать основные философские понятия, проблемы.
  • Навыки построения аргументации, критического анализа концепций философов Нового времени.
  • Знание основных понятий и проблем трансцендентальной философии.
  • Навыки построения аргументации, критического анализа концепций немецкого классического идеализма.
  • Знание основных понятий и проблем русской философии.
  • Навыки построения аргументации, критического анализа концепций.
  • Знание основных проблем и трудностей классической метафизики.
  • Навыки сравнительного и критического анализа позитивистских и антипозитивистских концепций.
  • Знание основных понятий и проблем современной философии.
  • Умение исследовать современные социальные и культурные явления с точки зрения их философского содержания.
  • Умение критически анализировать различные современные концепции.
  • Знание основных теоретико-познавательных понятий.
  • Понимание сути гносеологических проблем и основных направлений их решения.
  • Навыки ведения дискуссий по гносеологической проблематике.
  • Знание основных этических понятий и проблем.
  • Умение анализировать различные этические концепции.
  • Знание основных понятий и проблем эстетики как философской дисциплины.
  • Умение исследовать культурные явления с точки зрения их философского содержания.
  • Знание основных понятий и проблем философии истории.
  • Умение анализировать основные подходы к осмыслению истории.
  • Знание основных понятий и проблем политической философии.
  • Умение критически анализировать различные философские подходы к осмыслению политических явлений.
  • Знание основных понятий и проблем философской антропологии.
  • Навыки критического анализа и ведения дискуссий по проблемам философской антропологии.
  • Знание основных понятий и проблем философии науки.
  • Навыки критического анализа различных концепций философии науки и техники. Навыки ведения дискуссии по данной проблематике.
  • Знание основных понятий и проблем философии религии.
  • Навыки сравнительного и критического анализа религиозно-философских концепций.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое философия?
    Предмет философии. Философия как любовь к мудрости. Философское знание, религия, наука, искусство. Сомнение и критическое мышление. Что такое философская проблема? Формы философского мышления. Понятие истины. Личность и философия.
  • От мифа к логосу: рождение философской рациональности.
    Человек и мир в мысли Востока. Философские школы Древней Индии: от Вед до буддизма и далее. Философские школы Древнего Китая: конфуцианство и даосизм. Особенности европейской цивилизации. Осевое время. Философия и миф. Проблема первоначала. Досократическая философия и новый образ мира. Милетская школа. Парадоксы элеатов.
  • Философская культура Античности.
    Натурфилософия и проблема первоначала. Софисты и Сократ. Проблема понятий. Майевтика и диалектика. Платон и теория идей. «Государство». Аристотель и учение о категориях. Критика теории идей. Учение о четырех причинах. Потенциальное и актуальное.
  • Средневековая философия. Спор об универсалиях и доказательства бытия Бога.
    Сверхразумные истины. Проблема сотворения мира. Всемогущество Бога. Истины веры и истины разума. Патристика. Тертуллиан (верую, ибо абсурдно). Схоластика. Спор об универсалиях: реализм, номинализм, концептуализм. Ансельм Кентерберийский и онтологическое доказательство бытия Бога. Фома Аквинский и пять доказательств бытия Бога. Теодицея.
  • Проблема человеческой свободы и теории предопределения.
    Христианство и проблема свободы. Августин и Пелагий: полемика о свободе. Средневековое августинианство. Мартин Лютер и Жан Кальвин.
  • Рационализм и эмпиризм в философии Нового Времени.
    Агностицизм, скептицизм, эмпиризм, рационализм. «Новый органон» и учение об идолах Ф. Бэкона. Индукция; наблюдение и эксперимент. «Рассуждения о методе» Р. Декарта и правила метода. Критерии объективности для чувственного опыта: Т. Гоббс, Дж. Локк, У. Молине, Дж. Беркли. Поиск первых понятий: Б. Спиноза и Г. В. Лейбниц. Затруднения эмпиризма и рационализма.
  • Трансцендентализм и диалектическая концепция познания
    Скептицизм против рационализма и эмпиризма. «Критика чистого разума» И. Канта. Априорное и апостериорное знание. Трансцендентальный аргумент и познавательные способности человека. Трансцендентальное единство апперцепции. Антиномии. «Вещь сама по себе» и проблема первого основоположения. Наукоучение Фихте. «Феноменология Духа» Г. В. Ф. Гегеля. Изменение принципов познания.
  • Русская философская традиция.
    Проблема свободы человека в творчестве Достоевского. «Исповедь» Толстого: критика позитивизма, вера и знание, проблема смысла жизни. Русский Религиозны Ренессанс: В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков. Проблема философии советского периода. М. Мамардашвили о сущности философии.
  • Критика основ классической метафизики.
    Ранний позитивизм: Огюст Конт и закон трех стадий. Логический позитивизм. Р. Карнап и К. Поппер. «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна. Принципы неклассической рациональности. Школа подозрения (Рикёр): Ф. Ницше, З. Фрейд, К. Маркс. Феноменология Гуссерля. Мартин Хайдеггер: не Субъект, но Dasein. Критика субъекто-центризма у К. Леви- Стросса и Ж. Делеза. М. Фуко: Смерть субъекта.
  • Современные проблемы философии.
    Логический атомизм Б. Рассела. Венский кружок и Львовско-Варшавская школа. Философия обыденного языка. «Философские исследования» Л. Витгенштейна. У. Куайн как критики позитивизма. Аналитическая философия сознания: Г. Райл, Дж. Серл, Д. Деннет, Д. Чалмерс. Анри Бергсон и его понимание эволюции. Ф. Ницше о человеке. М. Хайдеггер: онтико-онтологическое различие и забвение бытия. Экзистенциализм как критика идеализма. Особенности человеческой экзистенции, по Ж.-П. Сартру. Структурализм о первичности структур. Постструктурализм. Проблема метаязыка у Ж. Деррида и Ж.-Ф. Лиотара.
  • Онтология и гносеология.
    Сущность, бытие и ничто. Мнение и знание. Метафизика как первая философия. Проблема познаваемости мира. Проблема идеального. Душа, сознание и тело в философии. Критика метафизики. Пространство и время в философии. Понятие бесконечности. Субъект, объект, деятельность. Язык и мышление. Критика субъект-объектной оппозиции.
  • Этика и вопрос об источниках морали.
    Метафизические, натуралистические и рационалистические теории в этике. Формы консеквенционализма: гедонизм, эвдемонизм, разумный эгоизм, утилитаризм. Теория морального чувства. Этика долга И. Канта. Автономная этика. Золотое правило морали и категорический императив. Критика формализма в этике. К. Лоренц о происхождении морали.
  • Эстетика как философская дисциплина.
    Природа прекрасного и философские основания искусства. Понятие «мимесиса». Философские проблемы кинематографа. Фотография, театр, перформанс. Этическая и политическая проблематика в современном искусстве.
  • Смысл истории и направленность исторического процесса.
    Основные модели исторического процесса. Циклический взгляд на историю. Идея прогресса в работах Н. Кондорсе. Критика идеи прогресса у Ж.-Ж. Руссо. И. Кант, И. Гердер и Г. Гегель об историческом развитии. Материалистическое понимание истории в работах К. Маркса. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Культурная морфология О. Шпенглера.
  • Человек как существо политическое. Понятие справедливости.
    Проблема справедливости. Справедливость у досократиков и софистов. Платон: справедливость как гармония. Аристотель справедливость и добродетель. Полис: различные трактовки. Полис и государство. Res-publica — римская концепция народа. Уравнивающая и распределяющая справедливости. Справедливость и естественное право. Человек как существо политическое. Равенство и неравенство. Проблема общественного договора. Революция как предмет философского анализа.
  • Философская антропология и проблема человеческого существования.
    Человек как биологическое, социальное и культурное существо. Образ человека в Античности и Средневековье. Антропология И. Канта. Критика европейской культуры и образ сверхчеловека у Ф. Ницше. Экзистенциализм как тип философствования. Понятие вины и ответственности у Х. Арендт. Смерть и смысл жизни.
  • Философия науки и техники. Критерии научности.
    Проблема научного метода. Науки о природе и науки о духе. Структура научных революций: Т. Кун, К. Поппер, И. Лакатос. Верификация и фальсификация как критерии научности. Техника как нейтральный инструмент и как способ овладения природой. Х. Ортега- и-Гассет, М. Хайдеггер и Э. Юнгер о технике.
  • Философия религии.
    Философия и религия. Божественное в античной философии. Доказательства бытия бога в средневековой мысли. Проблема теодицеи. Ф. Достоевский и Л. Толстой о вере и знании. Основные подходы к трактовке божественного (теизм, деизм, пантеизм, агностицизм, атеизм).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Онлайн-курс
    Оценка за онлайн-курс переводится из стобалльной шкалы в десятибалльную шкалу.
  • неблокирующий Семинары
    Оценки за активность на каждом занятии преподаватель заносит в ведомость. Итоговая оценка за работу на семинарах выставляется на последнем семинарском занятии.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен является устным. Студент отвечает по билету. Каждый билет включает два вопроса из списка, заранее известного студентам. После получения билета студенту отводится 40 минут на подготовку ответов на вопросы. При необходимости будет организован дистанционный устный экзамен через Zoom. Процедура экзамена в любом случае остается без изменений, однако дистанционный формат предполагает следующие особенности проведения экзамена. Период проведения экзамена определяется расписанием. Время начала экзамена для конкретного студента указывается в списках, рассылаемых преподавателем по корпоративной почте (или в LMS). Экзамен проводится в устной форме дистанционно через Zoom. Ваш компьютер и интернет-соединение должны обеспечивать возможность подключения к конференции в Zoom. Проверить работу оборудования можно, участвуя в семинарских занятиях. Необходимо наличие исправной и включенной веб-камеры, наличие исправного и включенного микрофона. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, включить камеру и микрофон. Перед началом экзамена студент показывает на камеру свой паспорт. Во время сдачи экзамена в Zoom конференции включение видео и аудио связи является обязательным в течение всего времени подготовки, ожидания ответа и самого ответа. Во время экзамена может производиться аудио и видео запись. Студент подключается к Zoom конференции, называет номер билета, и преподаватель отправляет ему в чат два вопроса, входящие в этот билет. Время на подготовку – 30 минут. При желании студент может записывать тезисы своего ответа в электронный документ или на бумаге. Разрешается пользоваться конспектами. Оценивается устный ответ с опорой на письменные тезисы. Сами тезисы не оцениваются и не отправляются преподавателю. Возможные сложности: 1. Студент обязан заранее обеспечить и проверить технические средства видео и аудио связи. Если у студента отсутствует техническая возможность для участия в экзамене, он не позднее, чем за неделю до экзамена уведомляет об этом менеджера учебного офиса. Все вопросы по дальнейшим действиям студент решает с менеджером учебного офиса. 2. Если во время любого этапа экзамена студент намеренно отключил видео или аудио связь, вышел из поля видимости камеры, разговаривает, другим способом общается с посторонними или другим способом нарушает правила проведения экзамена, это является основанием для прекращения проведения экзамена для студента и проставления оценки «0». 3. Если во время любого этапа экзамена у студента произошло нарушение связи, студент обязан сообщить об этом преподавателю с указанием периода и причин отключения - по электронной почте и после восстановления подключения в чате Zoom конференции. 4. В случае кратковременного (не более 10 минут) нарушения связи, преподаватель может предоставить возможность продолжить подготовку по тому же вопросу или начать подготовку ответа на другой вопрос. В случае долговременного (более 10 минут) нарушения связи, преподаватель может предоставить возможность сдать экзамен по другому вопросу в этот же день. Если связь не была восстановлена в период сдачи экзамена по расписанию, студент должен сообщить об этом преподавателю и в учебный офис с указанием периода и причин отключения, а также предоставить в учебный офис подтверждающие документы (ответ от провайдера, скриншот проблемы, объяснительная студента и т.д.). Если причина признана учебным офисом уважительной, студенту может быть предоставлена возможность пересдачи экзамена в другую дату. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Онлайн-курс + 0.4 * Семинары + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в философию религии / В.К. Шохин. - М.: Альфа-М, 2010. - 288 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-98281-215-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/190818
  • История русской философии: Учебник / Под общ. ред. М.А. Маслина. - 3-e изд., перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 640 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-006923-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/414693
  • Канаева Н.А. Индийская философия древности и средневековья [Текст] / Н.А. Канаева; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – Москва : ИФРАН, 2008. – 256 с. – ISBN 978-5-9540-0097-9. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/345573
  • Карнап Рудольф. (2009). Преодоление метафизики логическим анализом языка. Исследователь/Researcher, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16899261
  • Философия и история науки : учеб. пособие / А.Л. Никифоров. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 176 с. — (Высшее образование: Аспирантура). — www.dx.doi.org/10.12737/854. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1008980
  • Этика : учебник / А.В. Разин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 415 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа: http://new.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/984076
  • Ясперс К. Великие философы. Будда, Конфуций, Лао-цзы, Нагарджуна (Текст)/ К. Ясперс; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М.: ИФРАН, 2007. - 240 с. - ISBN 978-5-9540-0081-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/345502