Бакалавриат
2019/2020
Философия
Статус:
Курс обязательный (Востоковедение)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Школа философии
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Преподаватели:
Копылова Анастасия Олеговна,
Максудова-Елисеева Гала Валерьевна,
Чернавин Георгий Игоревич
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс призван дать общее представление как о природе и особенностях философии в ее отличии от других форм общественного сознания, так и об основных философских проблемах. Курс построен по проблемному принципу (с элементами историко-философского принципа организации материала).
Цель освоения дисциплины
- Курс призван дать общее представление как о природе и особенностях философии в ее отличии от других форм общественного сознания, так и об основных философских проблемах. Целями освоения дисциплины «Философия» являются: 1. Ознакомление с ключевыми проблемами философии;
- Уяснение методологической роли философского знания;
- Выработка навыков критического мышления.
Планируемые результаты обучения
- Задачи курса: ознакомление с основными проблемами философии, а также с отдельными этапами и направлениями философской мысли, освоение терминологии и категориального аппарата философии, формирование навыков чтения философских текстов, обучение грамотному философскому мышлению, необходимому для самостоятельного анализа философских проблем как общего, так и прикладного характера (с учетом специфики факультета).
- В результате освоения дисциплины студент должен знать: - ключевые проблемы европейской философии и динамику их разработки;
- В результате освоения дисциплины студент должен знать: - основные методологические подходы, сложившиеся в философской области знания; основные исторические типы философствования;
- В результате освоения дисциплины студент должен знать: - основной корпус базовых философских текстов;
- В результате освоения дисциплины студент должен знать: - принципы исторического развития интеллектуальной культуры во взаимосвязи философии, религии, искусства, науки, политики и экономики;
- В результате освоения дисциплины студент должен знать: - причины зарождения и принципы социального функционирования философских (культурфилософских, религиозно-философских, политико-философских и социальноэкономических) идей в жизни обществ;
- В результате освоения дисциплины студент должен знать: - типологические характеристики основных философских систем;
- В результате освоения дисциплины студент должен знать: - основные направления и тенденции развития философии в условиях современного общества.
- В результате освоения дисциплины студент должен уметь: - распознавать философские проблемы;
- В результате освоения дисциплины студент должен уметь: - распознавать классические и современные стратегии их разработки;
Содержание учебной дисциплины
- Проблема входа в философию (Мотив философского удивления)Философия – не завершённая дисциплина или учение, а открытый проект. Радикальная постановка под вопрос оснований знания. История философии как продолжающийся диалог, философы древности как равномощные собеседники. Роль открытого вопроса в философии. Понятие проблемы. Этимология: проблема – греч. πρόβλημα «брошенное вперёд, поставленное впереди»; от προβάλλω «кидать вперёд, выставлять перед собой; обвинять»; из προ- + βάλλω. Отличие философской проблемы от постановки проблемы в научном знании. Мотив философского удивления. «Пробуждение» к рефлексии, «пробуждение к удивлению». Непонятность само собой разумеющегося. Мотив радикального сомнения. Критическое мышление. Догматическая «мудрость» и философия. Обсуждение на семинаре: Финк О. Вопрос о проблеме философии [фрагмент]
- Что значит «знать»? (Проблема различия истины и мнения)Философия начинается не из успокоенной, «самодовольной» мудрости, а из интеллектуального беспокойства. «Ментальный спазм»: невозможность найти простой вопрос на «элементарные» вопросы. Мы ещё не знаем, что такое «знание». Знание и чувственное восприятие. Знание и мнение. Античная философии начиналась с различения «пути истины» и «пути мнения». Но чем отличается истина от простого мнения? Обоснованием? Объяснением? Что есть истина? «Путь» и «метод» (μέθοδος – из μετά «между; после» + ὁδός «путь», букв. «путь вслед за чем-либо», «способ исследования»), ведущий к истине. Сократический метод, «учёное незнание» как поиск знания. Обсуждение на семинаре: Платон. Теэтет. Знание не есть только правильное мнение [фрагмент]
- На что я могу опереться? (Проблема достоверности)Проблематичность здравого смысла. Философские стратегии взаимодействия с мнениями «здравого рассудка»: защита здравого смысла; провокация здравого смысла; приоста- новка предрассудков «здравого» смысла. Философ должен излечиться от «недугов» рассудка, прежде чем прийти к понятиям здравого человеческого разумения. Аргумент сна. Аргумент безумия. Вера в существование внешнего мира. Достоверность знания. Проблематичность всего принятого на веру «знания». Картезианское сомнение. Точка опоры. То, что не может быть иначе; то чья противоположность немыслима. Что нам дано ясно и отчетливо? Что нам дано непосредственно? Поиск несомненного основания знания. Обсуждение на семинаре: Декарт Р. Размышления о первой философии [фрагмент]
- Что я могу знать? («Реальность» как проблема)«Объективность» (лат. objectum «предмет»; букв. «брошенный вперед», objectus «лежащий впереди»). Предметная «реальность» (лат. res «вещь, дело»). Вопрос о вещи. Вопрос о действительном положении дел. Действительность: действующие причины. Что мы можем назвать реальным? Что значит существовать в действительности? Как помыслить 4 существование, вне зависимости от какого бы то ни было субъекта (лат. subjectum, от subjicere «подвергать», subjectus «лежащий внизу, подчинённый, подданный»)? «Объективная реальность» и действительность. Вопрос о границах возможного знания действительности. Явление и вещь сама по себе. Проект «Критики чистого разума». Преодоление догматической метафизики и скептицизма. «Скандал в философии». Обсуждение на семинаре: Кант И. Критика чистого разума. Введение [фрагмент]
- Как возможно понимание? (Понимание как проблема)Как возможно понимание? Другие сознания и их «непрозрачность». Другой как тема философии. «Интер-субъективность» и живая телесность. Как я могу быть уверен, что понимаю и понят? Обманчивость понимания и примеры мнимого понимания. Герменевтика фактичности. Истолкование фактической ситуации. Здесь и теперь как отправная точка истолкования. Понимание самого себя и собственного способа быть. Повседневность и практический горизонт понимания. Понимание и событие. Философская герменевтика. «Пред-понимание» и предрассудок. Дискредитация предрассудка Просвещением. Проблема истины в познании искусства. Проблема истины в гуманитарных науках. Понимание истории. Обсуждение на семинаре: Руднев В.П. Ко мне подошёл человек [фрагмент]
- Почему слова что-то значат? (Проблема смысла и значения)Как возможно, что слово обладает значением? Сходство между именем и вещью. Как возможны общие понятия? «Где» находится смысл? Знак и символ. Звук и образ. Идеальное значение понятия. Частное и общее. Слово как ярлык. Смысл и значение. Семантический треугольник: знак, предмет, смысл. Означающее (денотат) и означаемое (десигнат). Смысл пропозиции и значение истинности. Смысл как следование правилу языковой игры. «Три способа пролить чернила»: ситуация высказывания и его эффект. Перформативы. Обещание, признание, заявление, приказ. Идентичность, выстроенная как набор перформативов. Действия, которые мы совершаем при помощи слов. Обсуждение на семинаре: Витгенштейн Л. Голубая и Коричневая книги [фрагмент]
- Свободно ли мое действие? (Проблема свободы воли)Как возможно помыслить свободу воли? Как она вообще может быть возможна если каждое состояние сознания предопределено? Как соотносятся детерминизм и свобода воли? Их (не- /)совместимость и (не-/)сочетаемость. Свобода воли и предопределение. Теологический контекст. Свобода как иллюзия или эпифеномен. Контекст наук о мозге. Стратегии «спасения» свободы или отказа от неё. Свобода и непредсказуемость. Свобода как регулятивная идея. Имеет ли смысл этическое действие при отсутствии свободы выбора? Свобода как условие возможности этического отношения к Другому. Поступать так, как если бы в мире имела место свобода. Обсуждение на семинаре: Смаллиан Р. Даоист ли Бог? [фрагмент]
- Что я должен делать? (Проблема этического выбора)В чем я могу найти опору при решении моральных вопросов? Неизбежность поступка. Этический выбор как выбор жизненного проекта, как проект жизненного мира для себя и для других. Добродетель как средство достижения счастья. Высшее благо. «Счастье – деятельность души в полноте добродетели». Добродетель: способность поступать наилучшим образом. Добродетели воли (этические) и ума (дианоэтические). Этика добродетели. Категорический императив. Формализм в этике. Царство целей. Максима моей воли как основа всеобщего законодательства. Моральная автономия и гетерономная мотивация. Как я могу знать, что поступаю этично? Другой не только как средство, но и как цель. Этика долга. Обсуждение на семинаре: Кант И. О мнимом праве лгать из человеколюбия [фрагмент]
- Что справедливо? (Справедливость как проблема)Неравенство как одна из составляющих фактичности в которую мы заброшены. Вопрос в том, как мы воспринимаем это неравенство. Является ли неравенство основанием несправедливости? 5 «Равенство шансов» как идеологема. Проблема социальной справедливости. Виды справедливости: распределительная и уравнивающая. Справедливость, собственность и основание государства. Власть как условие возможности справедливости и несправедливости. Справедливость как честность. Чувство справедливости. Институты, обеспечивающие равную свободу и долевое распределение. Естественные обязанности и естественные обязательства. Благо как рациональность. Теория справедливости. Обсуждение на семинаре: Платон. Государство [фрагмент]
- Что такое человек? (Проблема человека в философии)Вопросы «Что я могу знать?» и «Что я должен делать?» (как и вопрос «На что я могу надеяться?») складываются в вопрос «Что такое человек?» Антропологические концепции не нейтральны, опираются на метафизические предпосылки, представляют собой «набросок мира». Философская антропология. Положение человека в космосе. Открытость миру. Биологическая неприспособленность человека. «Эксцентрическая позиция»: человек должен сам себя сделать тем, что он есть; он обладает дистанцией к миру; не укоренён в бытии (не-алиби в бытии). Человек как проект, как постоянно возобновляемый выбор себя. Символические структуры. Воображение. Утопические антропологические проекты. Несмотря на антропологические константы, человек – это открытий проект. Обсуждение на семинаре: Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм [фрагмент]
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)Опромежуточная = 0,2·Оконтр/работа1 + 0,2·Оконтр/работа2 +0,2·Оонлайн-курс + 0,4·Оработа на семинарах и посещение. Оитоговая = 0,5·Опромежуточная + 0,5·Оэкзамен.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Философия : учебник для гуманитарных и социально - экономических специальностей, Губин, В. Д., 2012
- Философия, учебник, под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина, 688 с., , 2007
- Шестов Л.И. - Философия и теория познания - Издательство "Лань" - 2013 - 17с. - ISBN: 978-5-507-10812-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/6576
Рекомендуемая дополнительная литература
- Философия, учебник, 816 с., Спиркин, А. Г., 2000
- Харре, Р. (2007). Философия сознания как проблема философии и науки. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.95201F4B