• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Философия

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Кто читает: Школа философии
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Преподаватели: Астахов Сергей Сергеевич, Марей Мария Дмитриевна, Селиверстов Владимир Валерьевич
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс предназначен для студентов непрофильных специальностей и призван ознакомить их с ключевыми философскими теориями и основными инструментами философского анализа в сфере культуры, науки, политики и права.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Создание теоретической базы для формирования гуманистически ориентированного современного мировоззрения;
  • Развитие критического мышления и базовых теоретических навыков
  • Осознание роли философии в научной и художественной культуре
  • Ознакомление с классическими и современными философскими проблемами
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные онтологические концепции
  • Сравнивает различные концепции познания
  • Понимает связь между философией и естественной наукой
  • знает основные теории научного метода
  • Знает основные концепции философии языка
  • Знает основные концепции философии сознания
  • Знает основные подходы к концептуализации исторического процесса, выделяет их при анализе конкретных теорий
  • Знает основные этические концепции
  • Знает основные антропологические концепции
  • знает основные проблемы, связанные с определением понятия «знание»
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Проблема бытия. Бытие, небытие, становление
    Что значит быть? Акт жизни как способ бытия. Идея иного мира. Беспредельное Пифагора. Гераклит, Парменид. Бытие и становление. Древнегреческие апории (Зенон). Феномен древнегреческого театра. Театр и мистерии. Театр и теория.
  • Проблема познания. Знание, мнение, обоснование.
    Проблема формирования и обоснования убеждений. «Трилемма Мюнхгаузена». Проблема Гетье. «Парадокс Менона». Познание и узнавание, припоминание. Априорное знание. Бесконечное и конечное как проблема возможности познания. Понятие естественного места. Понятие топоса.
  • Проблема научного метода
    Движение к науке (философия - теология - опытная наука). Проблема научного метода (Галилей, Бэкон, Гоббс, Декарт). Наука как проект. Формирование языка науки. Понятие закона природы и естественное право.
  • Философия языка
    Логический атомизм Б. Рассела. Венский кружок и Львовско-Варшавская школа. Философия обыденного языка. «Философские исследования» Л. Витгенштейна. Гипотеза Сепира-Уорфа. Теория порождающей грамматики. У. Куайн как критики позитивизма.
  • Философия сознания
    Аналитическая философия сознания: Г. Райл, Дж. Серл, Д. Деннет, Д. Чалмерс. «Трудная проблема сознания». Китайская комната и ИИ. Свобода воли. Другие сознания. Тождество личности.
  • Человек как существо политическое. Понятие справедливости.
    Проблема справедливости. Справедливость у досократиков и софистов. Платон: справедливость как гармония. Аристотель справедливость и добродетель. Полис: различные трактовки. Полис и государство. Respublica — римская концепция народа. Уравнивающая и распределяющая справедливости. Справедливость и естественное право. Человек как существо политическое. Равенство и неравенство. Проблема общественного договора. Революция как предмет философского анализа.
  • Смысл истории и направленность исторического процесса.
    Основные модели исторического процесса. Циклический взгляд на историю. Идея прогресса в работах Н. Кондорсе. Критика идеи прогресса у Ж.-Ж. Руссо. И. Кант, И. Гердер и Г. Гегель об историческом развитии. Материалистическое понимание истории в работах К. Маркса. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Культурная морфология О. Шпенглера.
  • Этика и вопрос об источниках морали.
    Метафизические, натуралистические и рационалистические теории в этике. Формы консеквенционализма: гедонизм, эвдемонизм, разумный эгоизм, утилитаризм. Теория морального чувства. Этика долга И. Канта. Автономная этика. Золотое правило морали и категорический императив. Критика формализма в этике. К. Лоренц о происхождении морали.
  • Философская антропология и проблема человеческого существования.
    Человек как биологическое, социальное и культурное существо. Образ человека в Античности и Средневековье. Антропология И. Канта. Критика европейской культуры и образ сверхчеловека у Ф. Ницше. Экзистенциализм как тип философствования. Понятие вины и ответственности у Х. Арендт. Смерть и смысл жизни.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная
    Преподаватель оценивает активность студентов на семинарских занятиях: их уча- стие в обсуждении, их ответы на вопросы преподавателя, выполнение ими домаш- ней работы и дополнительных заданий. Текущую оценку за активность преподава- тель заносит в ведомость. Окончательная оценка за работу на семинарах выставля- ется после последнего занятия.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная проходит на одном из семинарских занятий. Ее основная задача — познакомить студентов с форматом будущего экзамена. Студенты получают философский текст и несколько вопросов на его интерпретацию. Контрольная представляет собой сокращенную версию экзамена.
  • неблокирующий Эссе
    Индивидуальная письменная работа в одном из двух форматов: рецензия или анализ кейса. Если студенты выбирают рецензирование, им нужно будет составить философский отзыв на предложенную книгу или фильм. Если они выбирают анализ кейса, от них требуется самостоятельный разбор философского парадокса. Студенты рассматривают в своей работе некоторый философский вопрос, мотив или проблему. Философских проблемы носят предельный характер. Вот несколько примеров: бессмертие, существование Бога, перенос сознания на электронный носитель, смысл жизни, допустимость лжи во спасение. Важно избегать чисто литературоведческого или культурологического анализа. Иногда, в виде исключения, студент может сам предложить произведение или кейс для анализа. Тогда необходимо согласование с преподавателем, ведущим семинары. 1. Объем: 10-20 тыс. печ. зн. (с пробелами), не включая титульный лист и список литературы. 2. Оформление: титульный лист по стандарту ВШЭ, шрифт 12, интервал 1.5, поля 2 см. 3. Эссе является одной из форм научной работы и требует соблюдения ос- новных требований, предъявляемых к письменной научной работе. Одно из таких обязательных базовых требований – ссылки на цитируемое издание. Сноски на произведения (книги, статьи, электронные ресурсы и т.д.) должны быть оформлены в соответствии со стандартами цитирования. Правила оформления ссылок и сносок по ГОСТам см. http://mass-pr.ru/2011/05/16/gost/
  • неблокирующий Письменный экзамен
    Письменный экзамен включает философский текст и задания на его интерпретацию. Он проверяет навыки аналитического чтения и философской аргументации.
  • неблокирующий Онлайн-курс
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Аудиторная + 0.1 * Контрольная работа + 0.2 * Онлайн-курс + 0.3 * Письменный экзамен + 0.1 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Грядовой, Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1: учебник для студентов вузов / Д.И. Грядовой. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 463 с. — (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-01592-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028491