• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Философия

Статус: Курс обязательный (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Кто читает: Школа философии
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Преподаватели: Астахов Сергей Сергеевич, Лечич Никола Добривоевич, Лифинцева Татьяна Петровна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс адресован студентам 1 курса отделения «Искусствоведение» и входит в общегуманитарный цикл дисциплин, читаемых в НИУ-ВШЭ. Курс является Введением в философию; для его освоения необходимы знакомство со школьным курсом обществознания и самостоятельная работа с рекомендуемой литературой. Самое важное – с текстами. Курс имеет своей целью ввести слушателей в мир проблем современной философии, в первую очередь тех, которые связаны с философскими и общекультурными проблемами общества: философия истории, философия культуры, теория познания, проблема соотношения сознания и бессознательного психического в истории западной и восточной философии и культуры в целом, проблема личности, проблематика философской антропологии, этики и т.д. Задачей курса является подготовка студентов к восприятию современных принципов философской тематизации и ознакомление с проблематикой и соответствующей философской аргументацией в основных областях философского знания. Тематика курса составлена так, что изучаются прежде всего те области философии, которые непосредственно связаны с социальными и гуманитарными науками. В ходе освоения курса студенты должны усвоить центральные идеи наиболее важных областей философского знания, овладеть навыками самостоятельного анализа дискуссий по философской проблематике, научиться анализировать то или иное явление с точки зрения его философского смысла. Программа предусматривает проведение семинарских занятий с целью приобщения студентов к самостоятельному анализу философских проблем. Внеаудиторная работа студентов включает в себя изучение первоисточников, чтение учебных пособий и исследовательских монографий, подготовку докладов, написание рефератов и эссе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Создание теоретической базы для формирования гуманистически ориентированного современного мировоззрения. Ознакомление с основными философскими проблемами, как традиционными, так и современными. Повышение логической культуры студентов, развитие у них навыков критического мышления.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты определяют ключевые проблемы в интерпретации философского мировосприятия как теоретического мировоззрения, критически оценивают и анализируют предлагаемые решения.
  • Студенты знают ключевые школы и понятия древнеиндийской и древнекитайской философии в области онтологии, гносеологии, этики. Понимают проблему философского и религиозного мировоззрений в этих культурах.
  • Студенты знают основные фигуры древнегреческой философии и суть их учений, знают основные школы, понятия и проблемы. Студенты знакомы с фрагментами текстов.
  • Студенты знают основные течения и выдающихся мыслителей средневековой философии, ее преемственность с античной и новаторство по отношению к античности, понимают ключевые проблемы логики в схоластической философии, роль христианства в её формировании.
  • Студенты понимают суть основных проблем философии эпохи Возрождения, её отношение к средневековью и античности, знают имена главных мыслителей и понимают суть их учений.
  • Студенты знают и понимают суть учений великих немецких философов – Канта, Гегеля, Фихте, Шеллинга. Знакомы с фрагментами текстов.
  • Представление о «философии жизни» в целом (Шопенгауэр, Ницше, Шпенглер), ее бунтарство и новаторство в отношении классики. Знакомство с фрагментами текстов Ницше.
  • Студенты имеют общее представление о философии и идеологии марксизма, о судьбах марксизма в истории человечества.
  • Понимание и анализ основных стратегий в феноменологии, в том числе влияние феноменологии на психологию и психиатрию.
  • Студенты знают поле проблем структурализма и
  • Студенты знают основные проблемы и персонажей философии позитивизма и пост-позитивизма
  • Понимание студентами философского (мета-психологического) значения психоанализа и глубинной психологии в целом.
  • Знание основных представителей и проблем экзистенциальной философии (экзистенциализма)
  • Понимание специфики русской философии, её соотношение с литературой и религией. Дискуссии западников и славянофилов
  • Студенты имеют общее представление о философии и идеологии марксизма.
  • Студенты знают основных персонажей философии Нового времени и Просвещения, понимают суть проблем.
  • Студенты знают основные течения и выдающихся мыслителей средневековой философии, ее преемственность с античной и новаторство по отношению к античности, понимают ключевые проблемы логики в схоластической философии, роль христианства в её формировании
  • Студенты знают поле проблем структурализма и пост-структурализма.
  • Понимание специфики русской философии, её соотношение с литературой и религией. Дискуссии западников и словянофилов
  • Студенты знают основные проблемы и персоналии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Природа и специфика философского знания.
    Культурно-исторические условия возникновения философии. «Осевое время». Философия как мироощущение и как род деятельности. Дети и философия. Отличие философии от религии и науки. Есть ли прогресс в истории философского знания? Философия и мифология. Многовариантность понимания философии, её предмета и роли в культуре. Основные «разделы» философии: онтология, гносеология, аксиология, этика, эстетика, социальная философия. Понятие истины: истина как откровение, как соответствие знания и реальности, как условие успешной деятельности.
  • Зарождение философии в Индии и в Китае: философия, религия, закон.
    Возникновение философии в Индии. Соотношение религии (ведической религии и буддизма) и философии. Основные школы (даршаны) индийской философии. Философия древнего Китая. Философия и мифология. Социально-этическая направленность древнекитайской философии. Школы: конфуцианство, даосизм, легизм.
  • Античная философия. Основные проблемы: бытие, знание, космос, человек.
    Особенности древнегреческого мировоззрения, культуры, государственности. Основные школы натурфилософского периода: ионийская, пифагорейская, элейская. Онтологические и гносеологические проблемы. Проблема свободы и необходимости. «Антропологический поворот» в античной философии. Софисты: гносеологический и этический релятивизм. Проблемы морали в философии Сократа. Учение Платона об идеях и его роль в истории философии. Концепция идеального государства Платона. Критика Аристотелем платоновской теории идей. Социально-политические взгляды Аристотеля. Основные черты мировоззрения эллинистического периода: космополитизм, индивидуализм, религиозный синкретизм. Проблема свободы и счастья в философии эпикурейцев, киников, киренаиков. Этические, логические, психологические проблемы в философии стоиков. Неоплатонизм, его возникновение и основные черты. Учение о Едином и о божественности человеческого «Я».
  • Средневековая философия: между верой и знанием. Теология, логика, этика.
    Возникновение средневековой философии. Вера и знание, Афины и Иерусалим. Основные идеи средневековой философии: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, традиционализм. Идея линейности времени. Два периода средневековой философии: патристика и схоластика. Сущность веры – Тертуллиан, Августин. Идея личности. Идея Богочеловека. Схоластика. Полемика номиналистов и реалистов, её логический и гносеологический смысл. Иоахим Флорский как философ истории. Фома Аквинский и философия томизма. Франциск Ассизский как мистик и предтеча экофилософии.
  • Философия эпохи Возрождения: наука, гуманизм, свобода.
    Проблемы научного познания. Антропоцентрический и характер философии Возрождения. Основные направления философии эпохи Возрождения – гуманизм и натурфилософия. Смысл современного и ренессансного понятий «гуманизм». Данте Алигьери – первый представитель мысли Возрождения. Пантеизм Николая Кузанского и Джордано Бруно. «Государь» Макиавелли – вершина социальной и политической мысли Возрождения. Философская мысль Реформации: Эразм Роттердамский. Утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы.
  • Философия Нового времени: величие разума и универсальное сомнение.
    Эмпирическое и рациональное в познании. Эмпиризм Ф. Бэкона – переход от ренессансного философствования к проблематике Нового времени. Пантеистическая метафизика Б. Спинозы. Понятие свободы и необходимости. Соотношение мышления и протяжённости как философская проблема Нового времени. Рационализм Р. Декарта. Дискуссии о существовании врождённых идей между Декартом и Локком. Гносеология и социальная философия Т. Гоббса и Дж. Локка. Теория «общественного договора». Феноменализм в теории познания Дж. Беркли и Д. Юма. Плюралистическая онтология Г.В. Лейбница. Основные черты философии Просвещения
  • Немецкая классическая философия: гносеология, онтология, этика, философия истории.
    Основные идеи немецкой классической философии. Гносеология И. Канта. Учение Канта о морали. В чем смысл метафоры «коперниканский переворот» Канта в философии? Метафизика «деятельности» И.Г. Фихте. Философия Г.В. Шеллинга. Диалектический метод Гегеля. Система Гегеля как завершение классической рационалистической традиции в философии.
  • «Философия жизни»: индивидуальность, нигилизм, воля. Проблемы философии культуры.
    Философия А. Шопенгауэра. Понятие «мировая воля». «Воля к власти» как центральное понятие философии Ницше. Критика христианства. Учение о сверхчеловеке. Ницше как философ и как личность. Учение А. Бергсона об интуиции т творческой эволюции. Философия истории и культуры О. Шпенглера.
  • Феноменология Э. Гуссерля: к идее «чистого субъекта».
    Феноменологический подход к проблеме сознания. Понятие феномена и интенциональности сознания. Понятие «жизненного мира».
  • Марксизм: человек, социум, история, прогресс.
    От философии Гегеля к марксизму. Философская антропология К. Маркса. Марксистская философия истории. Понятие отчуждения. Профетическая ("пророческая") роль философии в марксизме. Эсхатологический мессианизм марксистского мировоззрения. Пролетариат как мессианский класс. Марксизм как философия, идеология, политика.
  • Русская философия: между Западом и Востоком.
    Особенности культурной ситуации в России XVIII – начала ХХ вв. Западничество и славянофильство. Дискуссии о пути развития России. «Метафизика всеединства» В.С. Соловьёва. Русская религиозная философия начала ХХ века. Проблемы истины, добра и красоты. Проблема творчества и свободы у Н. Бердяева. Философия как аксиология.
  • Экзистенциальная философия: бытие и ничто, свобода и судьба, историчность бытия человека.
    Проблема человека в экзистенциальной философии. Религиозная философия С. Кьеркегора. «Фундаментальная онтология» М. Хайдеггера. Основные идеи философии Ж.-П. Сартра и А. Камю: бытие человека и бытие мира; существование человека и его сущность; человек как уникальное существо и власть усредняющего начала; бытие между жизнью и смертью. Экзистенциализм в литературе и искусстве.
  • Философское значение психоанализа, аналитической психологии и неофрейдизма.
    Проблема бессознательного психического в европейской философии и психологии. Основные понятия метапсихологии З. Фрейда. Соотношение сознания и неосознанного в психоанализе. Фрейд о возникновении морали, религии, социальных институтов. Учение К.-Г. Юнга о коллективном бессознательном. Мифология и религия в трактовке К.Г. Юнга. Неофрейдистская «ревизия» психоанализа. Природа и общество в антропологии Э. Фромма.
  • Позитивизм и постпозитивизм. Статус науки в истории человечества.
    Общая программа позитивизма как «очищения философии от метафизики». Место Л. Витгенштейна в философской мысли ХХ века. Аналитическое толкование философии в логическом позитивизме. Специфика научного знания. Проблема демаркации науки и не-научного знания: критерии верифицируемости и фальсифицируемости. Модель развития знания К. Поппера. Общие идеи «философии науки».
  • Постмодернизм: структура, интерпретация, власть.
    Структурализм и постструктурализм. Структурный психоанализ Ж. Лакана. Структурализм в психологии, этнологии и психиатрии. Модерн и «ситуация постмодерна». Понятие «эпистемы» и «власти» у М. Фуко. Эпистема европейской культуры XVII-XX веков. Постмодернизм в искусстве. Человек в «постсовременном обществе»: отказ от «больших идеологий» и «метанарративов» Прогресса, Истины, Разума. Мультикультурализм и плюрализм форм жизни и традиций.
  • Студенты знают основные течения и выдающихся мыслителей средневековой философии, ее преемственность с античной и новаторство по отношению к античности, понимают ключевые проблемы логики в схоластической философии, роль христианства в её формировании.
  • Студенты понимают суть основных проблем философии эпохи Возрождения, её отношение к средневековью и античности, знают имена главных мыслителей и понимают суть их учений.
  • Раздел 1.
    Что такое философия? Досократики. Сократ, Платон, Аристотель. Эллинизм
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольные и самостоятельные работы, доклады, презентации, эссе, рефераты
    Критерии оценивания устного ответа на занятии: Содержание ответа Оценка по 10-балльной шкале Оценка по 5-балльной шкале Знания по предмету полностью отсутствуют. 1 – неудовлетворительно Неудовлетворительно – 2 Студент не знает до конца ни одного вопроса, путается в основных базовых понятиях темы занятия, не в состоянии раскрыть содержание основных общетеоретических терминов проблемы. 2 – очень плохо Отдельные фрагментарные правильные мысли все же не позволяют поставить положительную оценку, поскольку в знаниях имеются существенные пробелы и тема в целом не усвоена. 3 – плохо Ответы на вопросы даны в целом правильно, однако неполно. Логика ответов недостаточно хорошо выстроена. Пропущен ряд важных деталей или, напротив, в ответе затрагивались посторонние вопросы. Слабое участие в дискуссии по ответам других отвечающих. Базовая терминология дисциплины в целом усвоена. 4 – удовлетворительно Удовлетворительно –3 Ответы на вопросы даны в целом правильно, однако ряд серьезных дефектов логики и содержания ответов не позволяет поставить хорошую оценку. Была попытка участвовать в дискуссии по ответам других отвечающих. Базовая терминология дисциплины усвоена хорошо. 5 – весьма удовлетворительно Вопросы раскрыты достаточно полно и правильно. Была удачная попытка дополнять и уточнять ответы других отвечающих. По знанию базовой терминологии дисциплины замечаний нет. 6 – хорошо Хорошо – 4 Вопросы раскрыты полно и правильно. Активное участие в дискуссии по другим ответам. Безупречное знание базовой терминологии дисциплины. Однако отдельные дефекты логики и содержания ответов все же не позволяют оценить его на «отлично». 7 – очень хорошо Вопросы раскрыты достаточно полно и правильно. Активное участие в дискуссии по ответам других отвечающих. Безупречное знание базовой терминологии дисциплины, умение раскрыть содержание понятий. 8 – почти отлично Отлично – 5 На все вопросы даны правильные и точные ответы. Показано знакомство с проблемами дисциплины. Сделан ряд правильных дополнений и уточнений к ответам других отвечающих. Безупречное знание базовой терминологии дисциплины, умение раскрыть и прокомментировать содержание понятий. 9 – отлично Ответ отличает четкая логика и знание материала далеко за рамками обязательного курса. Точное понимание рамок каждого вопроса. Даны ссылки на первоисточники – монографии и статьи. Обоснована собственная позиция по отдельным проблемам дисциплины. Сделаны правильные дополнения и уточнения к ответам других отвечающих. Ответ отличает безупречное знание базовой терминологии дисциплины, умение «развернуть» понятие в полноценный ответ по теме. 10 – блестяще Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Суммарная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях составляет в формуле расчета итоговой оценки 40% и обозначается как О ауд. Эта оценка не является блокирующей и не предусматривает возможность повторной сдачи.
  • неблокирующий активность на семинарских занятиях, контрольная работа, оценка за онлайн курс
  • неблокирующий эссе
  • неблокирующий реферат
  • неблокирующий Вопрос к экзамену
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Орезультирующая = 0.5*О ауд + 0,1*О онлайн +0,1*Ок/р + 0.3*О экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Философия : учеб. пособие / И.А. Карпенко. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 190 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5ad85a8cac8cb0.79718405. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1039315
  • Философия : учебник / под общ. ред. В.В. Миронова. - Москва : Норма ; ИНФРА-М, 2016. - 928 с. - ISBN 978-5-91768-691-2 (Норма) ; ISBN 978-5-16-011546-7 (ИНФРА-М, print) ; ISBN 978-5-16-103859-8 (ИНФРА-М, online).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Аристотель -. ; Пер. Кубицкий А. В. - МЕТАФИЗИКА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 241с. - ISBN: 978-5-534-07009-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metafizika-442222
  • Гомер .. ; Пер. Гнедич Н. И. - ИЛИАДА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 388с. - ISBN: 978-5-534-05837-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/iliada-441723
  • Гомер .. ; Пер. Жуковский В. А. - ОДИССЕЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 293с. - ISBN: 978-5-534-05838-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/odisseya-441722
  • Гриненко Г. В. - ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 145с. - ISBN: 978-5-534-10156-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-drevnego-mira-antichnaya-filosofiya-429449
  • Марк Аврелий -. ; пер. Роговин С. М. - РАЗМЫШЛЕНИЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 189с. - ISBN: 978-5-534-07489-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/razmyshleniya-423144
  • Платон -. ; Пер. Апт С. К., Соловьев М. С. - ПИР. АПОЛОГИЯ СОКРАТА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 89с. - ISBN: 978-5-534-06630-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pir-apologiya-sokrata-441955
  • Философия : учебник для гуманитарных и социально - экономических специальностей, Губин, В. Д., 2012