• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Деловые коммуникации

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Бизнес-информатика)
Направление: 38.03.05. Бизнес-информатика
Кто читает: Кафедра инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Таратухина Юлия Валерьевна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина определяет и раскрывает информацию о различных аспектах деловой и межкультурной коммуникации. Часть курса посвящена актуальной в настоящее время тенденции повышения личной эффективности субъекта, рассматривается совокупность параметров, позволяющих достичь уровня коммуникативной компетентности. Здесь рассказывается о значении невербальных параметров в коммуникации, гендерных тенденциях в общении, приводятся сведения о психологическом типировании. Часть курса посвящена проблематике манипуляций в деловом общении и способам противостояния им. Особое место уделяется деловой коммуникации в контексте корпоративной культуры, в частности, статусу деловой этики и деловой риторики. Кроме традиционных тем, касающихся видов и форм этикета, принципов составления делового гардероба, основных постулатов деловой риторики: особенностей проведения эффективных презентаций, переговоров, собеседований, совещаний, деловой переписки и др., рассмотрены методы подготовки совещаний с многими активными субъектами (выработка приоритетов в целях, формирование бюджетов и т.п.), особенности анализа позиций субъектов и специфика процесса согласования интересов. Наибольшее внимание уделяется аспектам, касающимся межкультурной деловой коммуникации. Рассматриваются классификации культур, когнитивные константы, дискурсивные и поведенческие модели, модели работы с информацией, принятия решений и командной работы в разных культурных группах. Также присутствует информация о специфике национальных корпоративных культур, национальном гастрономическом этикете, этикете дарения и т.д., что является очень важным в процессе выстраивания эффективных деловых коммуникаций в международном контексте. Большое внимание уделяется трансформации коммуникативных моделей в информационном обществе. Сначала авторы кратко описывают основные постулаты информационного общества, продекларированные известными учеными Э. Тоффлером, Д. Бэллом, М. Кастельсом. Отмечается, что в информационном обществе, помимо возрастания роли технологий и интеллектуального знания, экспоненциального роста информации, во многом существенно меняется общий характер коммуникации. Сеть Интернет способствует появлению новых дискурсов, новых жанров и форм коммуникации и репрезентации субъектов, таких как блоги, социальные сети, мобильные приложения и т.д.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у обучающихся набора компетенций, необходимых для конструктивного делового и межкультурного общения
  • получение обучающимися знаний в рамках процесса делового и межкультурного делового общения
  • вырабатывание у обучающихся навыков и умений выработки и применения эффективных стратегий коммуникации
  • воспитательная - выработать у обучающихся умение вести себя в соответствии с правилами и стандартами международного делового этикета
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать: Теоретические основы письменной и устной деловой межцивилизационной коммуникации Уметь: Вести устные переговоры с представителями разных культур на русском и иностранных языках Вести деловую переписку с представителями разных культур Владеть: Навыками письменного и устного делового дискурса
  • Знать: Специфику групповой работы с представителями разных культур Уметь: Эффективно выстраивать коммуникацию с учетом межкультурных коммуникативных различий Владеть: навыками толерантности, межкультурной сензитивности, развитым культурным интеллектом
  • Знать: Теоретические основы использования ИТ деятельности современного менеджера Уметь: Оптимизировать коммуникация с помощью ИТ Владеть: Навыками использования ИТ
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Деловая коммуникации. Понятие и сущность. Виды и формы
    Понятие деловой коммуникации Виды коммуникативных барьеров Вербальный и невербальный аспекты делового дискурса
  • Личная эффективность как основа коммуникативной компетентности
    Эмоциональный интеллект. Особенности генезиса и развития эмоционального интеллекта Психологическое типирование личности. Теория темперамента. Соционика. Психологическое портретирование
  • Коммуникативная компетентность ее значение в деловой коммуникации
    Значение вербальных и невербальных параметров в деловой коммуникации. Гендерные тенденции в деловом общении. Манипуляции в деловой коммуникации. Их виды и формы. Манипулятивные воздействия с помощью метедологии нейро-лингвистического программирования
  • Межкультурные различия в деловой коммуникации
    Межкультурная дифференциация: когнитивные константы и культурологические модели Взаимосвязь национальной ментальности и корпоративной культуры
  • Деловая коммуникация в компьютерных сетях
    Электронная коммерция и деловая коммуникация Некоторые общие особенности деловой коммуникации в Интернете Некоторые особенности генезиса электронного делового дискурса (на примере американской и японской культур) Специфика деловой коммуникации в сетевых сообществах Особенности делового общения в профессиональных сетевые сообщества
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация
  • неблокирующий Тест
    Проводится в LMS
  • неблокирующий Деловая игра
    Проводится онлайн
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме (тест + открытые вопросы) с использованием асинхронного прокторинга. Асинхронный прокторинг означает, что за всеми действиями студента во время проведения экзамена будет “наблюдать” компьютер. Процесс проведения экзамена записывается, анализируется искусственным интеллектом и человеком (проктором). Пожалуйста, будьте внимательны и чётко следуйте инструкциям! Экзамен проводится на платформе StartExam, онлайн платформе для проведения тестовых заданий. Ссылка на прохождение экзаменационного задания будет доступна студенту в РУЗ. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://eduhseru-my.sharepoint.com/:b:/g/personal/vsukhomlinov_hse_ru/EUhZkYaRxQRLh9bSkXKptkUBjy7gGBj39W_pwqgqqNo_aA?e=fn0t9N Для участия в экзамене студент обязан: Подготовить документ, удостоверяющий личность (паспорт, разворот с именем и фотографией) для идентификации перед началом выполнения экзаменационного задания; Проверить работу видеокамеры и микрофона, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Подготовить необходимые для выполнения экзаменационных заданий инструменты: ручка, чистый лист бумаги. На компьютере необходимо выключить все приложения, вкладки браузера, кроме: вкладки с платформами StartExam, Examus. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 7 дней до даты проведения экзамена проинформировать об этом сотрудника учебного офиса для принятия решения о дальнейшем участии студента в экзаменах. Вопрос о переносе экзамена решается согласно временному положению о проведении промежуточной аттестации 2020 НИУ ВШЭ. Основные правила проведения экзамена установлены регламентом прохождения экзамена с применением технологии асинхронного прокторинга в рамках промежуточной аттестации. Дополнительно, на данном экзамене студенту разрешено: пользоваться ручкой и черновиком для формулировки мыслей при ответе на вопросы теста и открытые вопросы. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam не более 5 минут в течение экзамена. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam на более чем 5 минут в течение экзамена и является основанием для принятия решения о прекращении экзамена. В случае долговременного нарушения связи с платформой StartExam во время выполнения экзаменационного задания, студент должен зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.12 * Деловая игра + 0.24 * Презентация + 0.24 * Тест + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Таратухина Ю. В., Цыганова Л. А. - МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 199с. - ISBN: 978-5-534-08259-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mezhkulturnaya-kommunikaciya-semioticheskiy-podhod-424712

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Таратухина Ю. В. - ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ ДИДАКТИКИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 194с. - ISBN: 978-5-534-00790-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-i-praktika-kross-kulturnoy-didaktiki-434307
  • Таратухина, Ю. В. Теория и практика кросс-культурной дидактики : учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. В. Таратухина. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 194 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00790-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/399220