Бакалавриат
2019/2020
Логистика и управление цепями поставок
Статус:
Курс по выбору (Бизнес-информатика)
Направление:
38.03.05. Бизнес-информатика
Кто читает:
Кафедра логистики
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38.03.02 Менеджмент, изучающих дисциплину «Логистика и управление цепями поставок». В ходе изучения дисциплины студенты знакомятся с основными процессами в логистике и управлении цепями поставок, а также изучают их особенности в различных сферах бизнеса. Программа разработана в соответствии с: • Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образователь- ного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», в отношении которого установлена категория «Национальный исследовательский университет», по направлению подготовки бакалавров 38.03.02 Менеджмент.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины «Логистика и управление цепями поставок» является формирование у студентов базового понимания основных понятий и закономерностей логистики, а также места и роли логистики в системе управления предприятием.
Планируемые результаты обучения
- Называет этапы развития логистики в бизнесе, формулирует методологические основы и понятийный аппарат логистики
- Обосновывает решения по выбору транспортных и складских технологий и транспортных средств
- Сравнивает особенности логистики и управления цепями поставок в различных сферах бизнеса (в частности, в ритейле, интернет-ритейле, производственных компаниях, городской логистике)
- Обосновывает эффективность применения различных инструментов в логистике
- Описывает роль функциональных областей логистики в компании и объясняет их основные задачи
Содержание учебной дисциплины
- Эволюция понимания роли логистики в деятельности компаний. Общая терминология логистики. Построение системы управления логистикой в компании.Основные периоды развития логистики. Изменение парадигм логистики. Факторы, влияющие на развитие концепций логистики и управления цепями поставок. Деятельность международных организаций в области логистики. Основные подходы к определению логистики и управления цепями поставок. Тенденции и проблемы развития логистики в России. Объект и предмет логистики. Материальные потоки: трансформация, параметры, классификация. Информационные потоки. Понятие логистической системы. Классификация логистических систем. Объектная декомпозиция логистических систем. Подсистема, звено, элемент ЛС. Логистическая сеть. Свойства логистической системы. Процессная декомпозиция логистических систем. Логистический бизнес-процесс. Логистическая функция и операция. Функциональные области логистики. Логика построения логистической системы компании. Логистическая миссия и стратегия. Разработка стратегического плана логистики. Виды логистических стратегий. Рычаги логистики. Модель стратегической при- были. Система сбалансированных показателей применительно к логистической деятельности компании. Основные атрибуты и метрики логистики. Критерии выбора целевого значения для KPI.
- Операционная логистическая деятельностьСклады на пути материального потока в ЛС. Основные задачи управления складированием. Управление логистическим процессом на складе. Взаимосвязь эффективности логистического про- цесса на складе и эффективности ЛС в целом. Основные задачи управления транспортировкой в ЛС. Виды транспорта. Способы транспор- тировки. Управление собственным парком и выбор перевозчика. Задача оптимизации параметров транспортного процесса.
- Особенности логистики в компаниях различных сфер бизнесаТенденции на рынке оффлайн и онлайн-ритейла, в производственных компаниях и социальной логистике. Особенности логистических процессов в этих сферах.
- Функциональные области логистики. Управление цепями поставок.Определение управления снабжением. Стратегические цели снабжения. Решение «делать или покупать»: группы затрат и факторы, влияющие на решение. Управление отношениями с поставщиками. Основные критерии оценки работы поставщиков. Тактические цели управления снабжением. Операционные задачи управления закупками. Определение и цели производственной логистики. Тянущие и выталкивающие системы организации производства. Эволюция производственных концепций. Логика MRP и MRP II. Концепции «точно в срок», «подтянутого производства» и «шести сигм». Определение логистики распределения. Задачи логистики распределения в коммерческой компании. Типы систем распределения. Посредники в каналах распределения. Основные проблемы распределения запасов в логистической сети. Взаимодействие отделов компании при управлении распределением. Координация маркетинга и логистики. Определение управления цепями поставок. Базовая, расширенная и максимальная модель цепи поставок. Основные и вспомогательные контрагенты цепи поставок. 4PL провайдеры: функции, роль, модели становления. Потоки и решения в цепи поставок. Основные параметры конфликта интересов и задача оптимизации на уровне цепочки. Межорганизционная логистическая координация. Изменчивость спроса в цепи поставок, эффект Форрестера. Макропроцессы в цепи поставок. Управление отношениями с клиентами. Организация процессов в соответствии со SCOR моделью.
Элементы контроля
- Активность на семинарских занятиях
- Тесты
- Экзамен в письменной формеЭкзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе Online Test Pad (https://onlinetestpad.com/). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, зайти на платформу MS Teams и выслушать краткие инструкции, зайти на платформу для написания экзамена. Во время экзамена студентам запрещено: пользоваться конспектами и подсказками. Во время экзамена студентам разрешено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать, пользоваться конспектами. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается больше 5 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.