Бакалавриат
2019/2020
Научно-исследовательский семинар (для исследовательского потока)
Статус:
Курс обязательный (Экономика)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Департамент теоретической экономики
Где читается:
Факультет экономических наук
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
72
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Научно-исследовательский семинар (для исследовательского потока)» ориентирована на студентов 2 курса бакалавриата, знакомых с ключевыми принципами экономического мышления, владеющих основными навыками формулировки и решения теоретических моделей, обладающих базовыми инструментами работы с данными. В 4 модуле 2019/2020 учебного года занятия будут проходить дистанционно через Skype, Youtube.
Цель освоения дисциплины
- Формирование и развитие критического мышления
- Раскрытие исследовательского потенциала студентов
- Развитие навыков академического письма
- Выработка навыков презентации полученных результатов и участия в дискуссии
- Помощь в выборе области исследования, научного руководителя и темы курсовой работы
- Выстраивание взаимодействия «студент–преподаватель» и создание стимулирующей исследовательской среды
Планируемые результаты обучения
- Формирование и развитие критического мышления
- Раскрытие исследовательского потенциала студентов
- Развитие навыков академического письма
- Выработка навыков презентации полученных результатов и участия в дискуссии
- Выстраивания взаимодействия «студент–преподаватель» и создание стимулирующей исследовательской среды
Содержание учебной дисциплины
- Введение: концептуальные основы академической работыОбщие навыки научно-исследовательской работы. Целевая аудитория академического текста. Правила написания научной работы и представления результатов. Выбор темы исследования, формулировка исследовательского вопроса и обоснование его актуальности. Роль академического сообщества и практика peer review. Классификация задач академической работы: практические и исследовательские задачи. Классификация исследовательских задач: фундаментальные и прикладные задачи.
- Введение: практические основы академической работыПервичные и вторичные источники информации. Релевантность источников информации. Базы научных статей, имеющиеся в свободном доступе и по подписке НИУ ВШЭ. Статистические базы данных: имеющиеся в свободном доступе, доступные по общей подписке библиотеки НИУ-ВШЭ, доступные по специальной подписке. Микро- и макроэкономические данные. Базы данных международных организаций (World Bank, IMF, OECD, ECB).
- Развитие навыков обобщения и презентации академических работЦели презентации. Структура и стиль академической презентации. Различия между устной презентацией и письменным текстом. «Короткие» (10–15 минут) vs «длинные» (60–80 минут) презентации. Мотивация и постановка исследовательского вопроса, представление основных результатов работы. Форма подачи и оформления материалов презентации (слайдов). Типичные ошибки в устной презентации. Планирование времени устной презентации. Ответы на вопросы во время и после презентации.
- Развитие навыков анализа академических текстовОсновные элементы академического текста и их роль в структуре статьи. Ключевые слова и JEL codes. Критическая оценка вклада статьи в существующую литературу по заданной теме. Принципы рецензирования научного текста и практика peer review.
- Формулирование исследовательского вопроса, целей и задач исследованияФормулирование исследовательских вопросов. Поиск исследовательских вопросов в источниках. Сужение круга исследовательских вопросов в рамках одного исследования. Основные критерии оценки качества заявленного исследовательского вопроса. Значимость и новизна исследовательских вопросов, необходимость их обоснования. Принципы подготовки research proposal и его структура (актуальность предлагаемой темы, исследовательский вопрос, краткий обзор литература, предлагаемые методы исследования).
- Развитие навыков выбора метода исследования
- Подготовка проекта исследования и составление научного текстаДля теоретических проектов: формализация исследовательского вопроса и основных предпосылок анализа; определение базовых понятий и концепций, используемых в исследовании; введение минимального набора допущений в теоретической модели; форма представления результатов теоретического исследования и их интерпретация. Для эмпирических исследований: сбор и обработка данных; выбор метода оценивания; выстраивание и обоснование идентификационной стратегии; интерпретация полученных результатов.
- Защита результатов исследования
Элементы контроля
- Работа над исследовательским вопросом
- Презентация заранее выбранной статьи и подготовка referee report по ней
- Подготовка и презентация research proposal
- Выступление в роли дискуссанта
- Работа на семинаре и посещаемость
- Презентация прогресса в курсовой работе / представление текста курсовой работы
- Подготовка трех отчетов по встречам с научным руководителем
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)Итоговая формула оценки за Модули 1–2: О(1–2) = 0.2*(Подготовка исследовательского вопроса) + 0.25*(Презентация и referee report по статье) + 0.25*(Презентация и текст research proposal) + 0.2*(Дискуссия) + 0.1*(Работа на семинаре); Итоговая формула оценки за Модуль 3: О(3) = 0.25*(Презентация статьи) + 0.05*(Дискуссия) + 0.3*(Презентация прогресса в курсовой работе) + 0.3* (Отчет по прогрессу в курсовой работе) + 0.1*(Работа на семинаре и посещаемость); Итоговая формула оценки за Модуль 4: О(4) = 0.15*(Отчеты о встречах с научным руководителем) + 0.35*(Презентация прогресса по курсовой работе) + 0.1*(Ответы на вопросы аудитории по курсовой работе) + 0.15*(Курсовая работа (текст)) + 0.15*(Работа на семинаре) + 0.1*(Посещаемость); Итоговая формула оценки за курс: О = 0.5*О(1–2) + 0.25*О(3) + 0.25*О(4); Все оценки выставляются по 10-балльной шкале; Округление осуществляется согласно стандартным арифметическим правилам.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Микроэкономика, Пиндайк, Р. С., Рубинфельд, Д. Л., 2000
- Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход : учебник для вузов, Вэриан, Х. Р., Фроловой, Н. Л., 1997
Рекомендуемая дополнительная литература
- A guide for the young economist : writing and speaking effectively about economics, Thomson, W., 2001
- Mostly harmless econometrics : an empiricist's companion, Angrist, J. D., Pischke, J.- S., 2009