• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Методология и методы исследований в социологии: ключевые элементы количественных исследований и методология качественных исследо

Статус: Курс обязательный (Социология публичной и деловой сферы)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения: Full time
Преподаватели: Присяжнюк Дарья Игоревна (читает лекции, ведет семинары и принимает экзамены/зачеты), Эфендиев Азер Гамидович (читает лекции, ведет семинары и принимает экзамены/зачеты), Ярская-Смирнова Елена Ростиславовна (читает лекции, ведет семинары и принимает экзамены/зачеты)
Прогр. обучения: Социология публичной и деловой сферы
Язык: русский
Кредиты: 6
Программа дисциплины
Аннотация
Курс определяет систему понятий и категорий исследовательской методологии, знакомит с основными теоретическими идеями феноменологического направления социальной науки, стратегиями сбора, обработки и интерпретации данных, презентации отчетов, формирует профессиональные компетенции студентов магистратуры, специализирующихся в области социологии публичной сферы и социальных коммуникаций
Цель освоения дисциплины
  • познакомить с основными истоками, теоретическими основаниями и понятиями качественной исследовательской традиции, сфомировать представление об основах визуальных исследований, основных подходах к формированию инструментария, сбору, обработке, хранению и анализу данных, а также представлению результатов исследования
  • изучить основные теоретико-методологические направления и авторов ключевых работ в русле смежных дисциплин, развивающих качественные методы сбора и анализа данных
  • обозначить перспективу акционистских, коллаборативных и партисипаторных исследований
  • сформировать и углубить навыки построения программы социологического исследования в духе качественной методологии, фокусируясь на проблематике публичной сферы и социальных коммуникаций
Результаты освоения дисциплины
  • − критически оценивает и интерпретирует приемы подготовки и проведения эмпирического исследования и выводы коллег
  • − владеет способом составления структурированной и корректно оформленной библиографии для разработки исследовательской темы
  • − дает концептуальное определения ключевых понятий, применяемых в качественной методологии, владеет понятийным аппаратом визуальных исследований, оперирует теоретическими категориями курса, осознавая их истоки и направления развития, предмет и задачи качественных исследовани
  • − дает операциональное определение ключевых понятий собственной темы, формулирует цель и задачи исследования в русле качественной методологии
  • − дает оценку потенциалу и ограничениям качественных методов
  • − демонстрирует результаты обработки и интерпретации полученных данных с использованием презентационного оборудования
  • − демонстрирует результаты обработки и интерпретации полученных данных с использованием презентационного оборудования
  • − имеет четкое представление об основных этапах развития качественных исследований публичной сферы, основных теоретико-методологических направления и авторов ключевых работ по качественным исследованиям
  • − интерпретирует и оценивает эмпирические данные исследований в терминах современной социологической теории и научных подходов к изучению публичной сферы и социальных коммуникаций, в том числе с использованием гендерного анализа
  • − использует приемы конструктивного диалога и критической дискуссии по подходам и результатам качественных исследований в области публичной сферы и социальных коммуникаций на коллоквиумах
  • − владеет умениями в сфере качественных исследований, позволяющими продолжать обучение в значительной мере самостоятельно и автономно, с опорой на принципы социальной ответственности
  • − ориентируется в современных направлениях и предметном поле качественной социологии, самостоятельно осваивает новые подходы, соотносит тенденции развития качественных исследований с социокультурным контекстом развития науки, искусства и гражданского общества
  • − осознает прикладную значимость качественных исследований, использует материалы исследований на практике
  • − понимает особенности качественных данных и качественных исследований в сравнении с количественными
  • − применяет навыки проведения самостоятельных исследований и интерпретации их результатов
  • − применяет новейший опыт, современные информационные технологии при подготовке письменных работ и творческих проектов, научной дискуссии
  • − применяет полученные знания и навыки при написании курсовой работы или магистерской диссертации, вносит собственный ориги- нальный вклад в развитие дисциплины «Качественные исследования публичной сферы и социальных ком- муникаций», применяет творческие приемы диссеминации результатов исследования в публичной сфере
  • − применяет риторические стратегии и работает в рамках конвенций этнографического письма, проводит связи и различия жанров этнографического письма
  • − распознает этические коллизии и демонстрирует навыки самоопределения в рамках исследовательского контекста
  • − рефлексирует этические дилеммы в полевой и аналитической работе социолога
  • − руководствуется в исследовательской деятельности знаниями об этике исследователя
Содержание учебной дисциплины
  • Стратегии исследований публичной сферы и социальных коммуникаций в качественной методологии
    Континуум качественных методов. Стратегии исследования. Кейс-стади, этнографическое исследование, обоснованная теория, устная история, биографическое исследование, анализ дискурса, нарративный анализ. Полевые материалы, данные и практики полевого исследования. Цикл полевого исследования. Виды качественного интервью. Виды вопросов. Разработка гида. Основные принципы и приемы интервьюирования. Неопросные методы. Визуальные методы. Метод наблюдения. Разработка гида полуструктурированного наблюдения – темы, практики, образцы поведения. Дневник наблюдения. Виды текстов. Контекстуализация источника. Дискурс-анализ текстов печатных СМИ. Использование документальных источников. Использование личных документов. Визуальные документы. Анализ артефактов. Этнография как исследовательский подход в со- циологии. Этнография организаций, профессий и работы, образования, городской жизни, феминистская, медицинская этнография. «Журнал современной этнографии». Развитие качественных методов в современной России. Выборка в качественных исследованиях. Проблема отбора случая в кейс стади. Теоретическая выборка, конкурирующие объяснения, возможности и типы обобщений в качественном исследовании.
  • Теория и методология качественных исследований публичной сферы и социальных коммуникаций
    Истоки качественной методологии. Романтизм, феноменология, понимающая социология, этнометодология. Методы понимания. Романтизм как отказ от овеществления. Герменев- тическая интерпретация. Идеографический vs. номотетический метод. Феноменологиче- ский метод по Гуссерлю. Структура понимания по М. Бахтину. Проблематизация, о-стран- нение. Исследование повседневности. Понятия «социальной жизни», «жизненного мира», интерсубъективности. Структура жизненного мира по Шютцу. Конечные смысловые сфе- ры. Механизмы повседневной типизации. Социальное конструирование реальности. Эт- нометодология. Понятие «теории» по Страусу и Корбин. Понятие «скрытого знания». По- нятия насыщенного описания, emic/etic, близкие-к-опыту, далекие-от-опыта понятия.
  • Интерпретация данных
    Интерпретация данных по принципу обоснованной теории по Глэзеру и Страусу, Страусу и Корбин. Анализ транскриптов интервью. Категоризация. Насыщенное описание. Кодирование. Нарративный анализ. «Жесткие» и «мягкие» данные, «насыщенное описание» по Гиртцу. Уровни интерпретации по Гиртцу. Анализ данных наблюдения. «Грамматика текста» наблюдения.
  • Этика и валидность качественного исследования
    Периодизация этических представлений о полевых исследованиях в антропологии, социологии. Этика полевого исследователя, этические принципы всех этапов и видов социологического труда. Этические дилеммы. Подходы к обоснованию качества исследования. Дискуссия об ограничениях и достоинствах качественных методов. Триангуляция. Валидность и надежность качественных исследований.
  • Этнографическое письмо. Презентации результатов исследования
    Периодизация этнографической традиции. Виды и жанры этнографического письма. Постмодернистская этнография. Основные приемы и принципы этнографического письма. Оформление результатов исследования. Жанры презентации исследований: эссе, статья, театральная постановка verbatim. Разбор теоретических эссе. Разбор примеров публикаций и отчетов. Презентации курсовых эссе.
Элементы контроля
  • Доклад (неблокирующий)
  • Защита эссе (неблокирующий)
  • Отчет об индивидуальных интервью (неблокирующий)
  • Отчет об исследовании в группе методом наблюдения (неблокирующий)
  • Финальный тест (блокирует часть оценки/расчета)
  • Эссе (неблокирующий)
Промежуточная аттестация
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
  • Биографический метод в социологии, Рождественская Е. Ю., ISBN: 978-5-7598-0960-9, 2012
  • Исследовательское интервью, Квале С., Мироновой М. Р., Леонтьева Д. А., ISBN: 5-89357-145-2, 2003
  • Качественные методы. Полевые социологические исследования, Штейнберг И. Е., Шанин Т., Ковалев Е. М., Левинсон А., Штейнберга И. Е., ISBN: 978-5-914191-85-3, 2009
  • Качественные методы: введение в гуманистическую социологию : Учеб. пособие для вузов, Семенова В. В., ISBN: 5-7913-0021-2, 1998
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко И. Ф., ISBN: 978-5-9822760-6-3, 2009
  • Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники, Страусс А., Корбин Дж., Васильевой Т. С., ISBN: 5-8360-0299-1, 2001
  • Система моды. Статьи по семиотике культуры , Барт Р., ISBN: , 2003
Рекомендуемая дополнительная литература
  • Doing visual ethnography, Pink S., ISBN: 978-1-446-21117-5, 2013
  • Making sense of qualitative data : complementary research strategies, Coffey A., Atkinson P., ISBN: 978-0-8039-7053-3, 1996
  • Qualitative data analysis : a user-friendly guide for social scientists, Dey I., ISBN: 0-415-05852-X, 2002
  • Visual methodologies : an introduction to researching with visual materials, Rose G., ISBN: 978-0-85702-888-4, 2012
  • Визуальная антропология: городские карты памяти, Ярская-Смирнова Е. Р., Романов П. В., Трубина Е., и др., Романова П. В., Ярской-Смирновой Е. Р., ISBN: 978-5-903360-23-9, 2009
  • Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность : сб. науч. ст., Ярской-Смирновой Е. Р., Романова П. В., Круткина В. Л., ISBN: 5-9758024-7-4, 2007
  • Визуальная антропология: режимы видимости при социализме, Бернстийн Ф., Боннелл В., Быкова С., и др., Ярской-Смирновой Е. Р., Романова П. В., ISBN: 978-5-903360-25-3, 2009