• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Теория и методология современной коммуникативистики

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Интегрированные коммуникации)
Направление: 42.04.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Интегрированные коммуникации
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс Теория и методология современной коммуникативистики нацелен на формирование у студентов базовых теоретических и методологических компетенций, необходимых для исследовательской деятельности в науке о коммуникациях. Лекционные занятия включают в себя базовые концепции и подходы науки о коммуникациях. Семинарские занятия строятся вокруг обсуждений их использования в эмпирических исследованиях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов базовых теоретических и методологических компетенций, необходимых для исследовательской деятельности в науке о коммуникациях
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Пользуется основными концептами и терминами науки о коммуникациях
  • Сопоставляет различные концепции медиа и публичной сферы, понимает ограничения каждой из них
  • Понимает специфику коммуникаций в сетевом обществе
  • Пользуется техниками семиотического анализа, дискурс-анализа и нарративного анализа коммуникационного сообщения
  • Сопоставляет концепции аудитории и факторов, обуславливающих поведение аудитории, соответствующих разным теоретическим подходам
  • Реализует рекламную кампанию с использованием инструмента “символической референтной группы”
  • Понимает основные принципы дискурс-анализа в современной коммуникативистике
  • Понимает основные принципы нарративного анализа в современной коммуникативистике
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Наука о коммуникациях: основные понятия и подходы
    Предметное поле науки о коммуникациях. Объективизм и интерпретативизм в исследованиях коммуникации. Концепция Р. Крейга: коммуникация в различных парадигмах. Уровни коммуникации.
  • Тема 2. Убеждение аудитории
    Бихевиористский подход к исследованию медиавоздействия: «стимул» -«реакция». Двухступенчатая модель коммуникации П. Лазарсфельда. Основные этапы развития теории медиаэффектов. Прямые эффекты, ограниченные эффекты, активная аудитория. Современные подходы к анализу медиаэффектов. Исследования убеждающей коммуникации. Модели дуального процесса коммуникации: модель вероятности сознательной обработки информации Р. Петти и Дж. Качиоппо (ELM) и эвристически-систематическая модель (HSM). Модель знания об убеждении (Persuasion Knowledge Model). Связь убеждения и поведения аудитории. Теория запланированного поведения. Эмоциональное убеждение. Extended Parallel Process Model. Model of Discrete Emotions. Нарративное убеждение. Теория нарративного перемещения (Narrative Transportation Theory).
  • Тема 3. Коммуникация как процесс передачи значений
    Семиотический подход к исследованию коммуникации. Теория знака Ч. С. Пирса и теория знака Ф. де Соссюра. Денотация и коннотация. Семиотические коды. Семиотический анализ медиатекстов. Cultural studies и критические медиаисследования. Модель кодирования-декодирования С. Холла. Методы анализа медиатекстов. Понятие дискурса и дискурс-анализа в различных исследовательских традициях. Трехмерная модель дискурс-анализа Н. Фэркло. Интертекстуальность и интердискурсивность.
  • Тема 4. Прагматика и коммуникации: символический интеракционизм Джоржа Мида и Герберта Блумлера
    Человек как действующий субъект, формирующего бытие в соответствии со своими целями, и общество как результат межличностной коммуникации. Роль языка и «разговор жестов» в организации взаимодействия. Общество как процесс взаимодействия. Социальная природа мышления: мышление как «внутренний диалог», социальность как «множественность перспектив». Социально-психологические идеи Мида в их интерпретации и систематизации Гербертом Блумером. Обоснованная теория: теория и практика
  • Тема 5. Фреймы: внимание, рефлексия, мотивация
    Фрейм как организация повседневного опыта и как процесс присвоения значений. Фрейм как способ смыслообразования на основе институционального языка и институциональных практик. Институциональный дискурс Метакоммуникативные сообщения и «контекст контекстов».
  • Тема 6. Публичная и контр-публичная сфера
    Публичная сфера и ее структурная трансформация. Межсубъектный подход к пониманию современности. Сила аргументированной речи и коммуникативная рациональность. Борьба дискурсов публичной и контр-публичной сферы.
  • Тема 7. Дискурс-анализ в современной коммуникативистике
    Что такое дискурс и почему его необходимо изучать? Сравнение дискурс-анализа с другими методами изучения смысла и контекста в исследованиях. Исследовательский дизайн в рамках дискурс-анализа. Этапы проведения дискурс-анализа: подходы, возможные объекты для изучения, основы метода. Дискурс как комплексная коммуникативная ситуация. Структура дискурса: текст, взаимодействие, контекст. Анализ новостного дискурса по Ван Дейку: семантические макростурктуры, топики и репрезентация. Символическое наполнение языка рекламы: текстуальный и визуальный анализ.
  • Тема 8. Нарративный анализ в современной коммуникативистике
    Определение нарратива. Нарративное конструирование реальности. Виды нарративов (Н. Фрай). Нарративный анализ как исследовательская методология. Этапы проведения нарративного анализа. Сбор данных для проведения нарративного анализа. Нарративы как способ культурного производства: продвижение необходимого образа. Нарративы как способ манипулирования аудиторией. Нарративы, создающие миф (Р. Барт). Анализ взаимодействий в рамках социальных медиа: анализ «маленьких историй». Использование нарративной теории в позициионировании бренда.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий экзаменационный тест
    Экзамен проводится в форме теста. Контрольные вопросы будут высланы в день и час проведения теста (18 июня 18 часов). Для участия в экзамене студент обязан быть на онлайн-связи согласно точному расписанию. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. После окончания времени для ответа на вопросы теста файл с ответами должен быть выслан на указанный адрес.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.6 * аудиторная работа + 0.4 * экзаменационный тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Fackler, M., & Fortner, R. S. (2014). The Handbook of Media and Mass Communication Theory. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=716712
  • Johnson, S. A., & Milani, T. M. (2010). Language Ideologies and Media Discourse : Texts, Practices, Politics. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=344278

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Jones, J. P. (2010). Entertaining Politics : Satiric Television and Political Engagement (Vol. 2nd ed). Lanham: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=413475