• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Математические средства моделирования систем

Направление: 01.04.04. Прикладная математика
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Системы управления и обработки информации в инженерии
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по магистерской программе «Системы управления и обработки информации в инженерии», изучающих дисциплину «Математические средства моделирования систем». Курс включает основные сведения, необходимые для реализации полного цикла построения математических моделей, от математической постановки задачи до разработки программного обеспечения Программа разработана в соответствии с рабочим учебным планом университета по магистерской программе «Системы управления и обработки информации в инженерии». Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 01.04.04 Прикладная математика (уровень магистратуры).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представлений, получение знаний, умений и навыков по методологии и основным принципам построения математических моделей разнообразных систем и процессов различной природы и назначения.
  • Изучение основных аналитических и численных методов построения математических моделей, а также обработки и анализа результатов модельных экспериментов.
  • Реализация математических моделей с использованием современных вычислительных методов и алгоритмов.
  • Исследование характеристик поведения реальных или проектируемых систем с помощью проведения аналитических и численных экспериментов с использованием их математических моделей.
  • Выработка практических навыков анализа результатов модельных экспериментов.
  • Обучение студентов принципам построения вычислительных алгоритмов, прививание навыков выполнения вычислительных работ на ЭВМ.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Иметь представление об общих понятиях теории и практики моделирования. Знать типовые классы математических моделей.
  • Знать классификацию моделируемых систем по типу поведения. Иметь представление о задачах на собственные значения.
  • Знать основные этапы построения и планирования экспериментов с математической моделью. Уметь решать уравнения теплопроводности проекционным методом Фурье. Умень реализовать имитационную модель и проводить моделирование.
  • Знать типовые классы математических моделей. Уметь решать стационарные задачи итерационными методами. Уметь строить имитационную модель для типовых математических моделей.
  • Знать основы планирования экспериментов с математическими моделями. Уметь решать однородную систему дифференциальных уравнений первого порядка.
  • Иметь представление о математической модели, физическом и математическом моделировании. Знать аналитические и численные методы построения решений систем обыкновенных дифференциальных уравнений и уравнений в частных производных.
  • Уметь оценивать адекватность модели и анализировать результаты моделирования. Знать метод Галёркина и ортогональные разложения.
  • Знать возможности реализации типовых моделей средствами вычислительной техники. Иметь представление об основных целях и задачах проведении экспериментов с математическими моделями. Знать метод Ритца. Иметь представление о функционале Ритца.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Функциональные пространства и операторы
    Евклидовы пространства. Пространство Соболева. Оператор Штурма-Лиувилля и матричный оператор. Симметричность оператора Штурма-Лиувилля и матричного оператора в евклидовом и энергетическом пространствах. Необходимые и достаточные условия положительной определённости оператора Штурма-Лиувилля и матричного оператора. Преобразование Гаусса линейной алгебраической системы. Краевые условия и положительная определённость.
  • Задача на собственные значения
    Задача на собственные значения для оператора Штурма-Лиувилля и теорема Стеклова. Задача на собственные значения для симметричного матричного оператора. Критерий Гершгорина. Ортогональные разложения по собственным элементам. Спектральные условия положительной определённости линейного непрерывного оператора. Теоремы Гильберта.
  • Уравнения с положительно определенными операторами.
    Операторная форма дифференциальных уравнений. Существование, единственность и корректность задач с положительно определёнными операторами Решение уравнения Пуассона методом Крылова. Решение уравнения теплопроводности проекционным методом Фурье. Разностные схемы, сохраняющие положительную определённость и симметричность операторов дифференциальных уравнений и уравнений в частных производных. Схема Самарского-Тихонова. Схема Кранка-Никольсон. Дифференциально-разностные и разностные уравнения Пуассона и теплопроводности.
  • Принцип стационирования и решение стационарных операторных уравнений.
    Операторный ряд Неймана и достаточные условия его сходимости. Матричный ряд Неймана необходимые и достаточные условия его сходимости. Принцип сжимающих отображений и ряд Неймана. Принцип стационирования для задач с положительно определёнными операторами. Устойчивость по Ляпунову. Итерационные методы решения стационарных задач. Схема Ричардсона. Схема Самарского.
  • Методы расщепления.
    Матричный экспоненциал и его свойства. Решение однородной системы дифференциальных уравнений первого порядка. Разностные схемы по времени как приближения матричного экспоненциала. Метод дробных шагов Яненко и Самарского Метод Марчука. Метод Писмена-Рекфорда.
  • Общие понятия физического и математического моделирования. Теория подобия и автомодельные решения.
    Понятие математической модели, физическое и математическое моделирование. Механические системы. Дифференциальные уравнения и краевые условия. Размерные и безразмерные параметры Критерии подобия. Реализация теории подобия и размерности в моделировании. Безразмерные формы дифференциальных уравнений модели, включающие параметры моделирования. Упрощение моделей, включающих большие и малые параметры моделирования. Ограничения физического и математического моделирования (сохранение параметров подобия) Автомодельные решения уравнений в частных производных. Метод Грина для решения одномерных уравнений теплопроводности.
  • Метод Галёркина.
    Метод Галёркина и ортогональные разложения Ортогональные разложения по собственным элементам операторов с симметричными составляющими. Спектральный метод.
  • Метод Ритца.
    Метод Ритца и приближенное вычисление минимума функционала в абстрактном евклидовом пространстве. Функционал Ритца и классическое решение уравнения Штурма-Лиувилля. Энергетическая форма функционала Ритца и обобщённое решение уравнения Штурма-Лиувилля. Метод конечных элементов для краевой задачи уравнения Штурма-Лиувилля.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий устный экзамен
  • неблокирующий самостоятельная работа
    1. Аналитические решения заданий самостоятельной работы обязательно должны содержать проверку. Текст самостоятельной работы должен быть набран в формате, совместимым с MS Word, с обязательной нумерацией страниц. В случае невыполнения правил оформления, работа оценивается по 10 бальной шкале с понижающим коэффициентом 0.8. 2. Печатная форма самостоятельной работы подается для проверки и используется на защите работы. Электронная форма самостоятельной работы высылается на e-mail, указанный преподавателем. Проверка печатной и электронной форм задания формирует предварительную оценку. При отсутствии электронной формы на e-mail преподавателя в период времени, указанный ниже, самостоятельная работа не засчитывается и оценивается нулём. 3. Электронная форма самостоятельной работы предоставляется не позднее начала 2-го модуля. Выполненные в этот срок задания могут быть один раз доработаны с последующей коррекцией предварительной оценки. 4. К проверке также допускаются работы, электронные формы которых представлены во 2-м модуле ранее 7 дней до его окончания. 5. Работы, поданные в первой половине 2-го модуля, предварительно оцениваются по 10 бальной шкале с понижающим коэффициентом 0.8 и не допускают доработку. В случае нарушения правил оформления 1 соответствующие понижающие коэффициенты перемножаются. 6. Работы, поданные во второй половине 2-го модуля, но ранее 7 дней до его окончания, предварительно оцениваются по 10 бальной шкале с понижающим коэффициентом 0.6 и не допускают доработку. В случае нарушения правил оформления 1 соответствующие понижающие коэффициенты перемножаются. 7. Работы, поданные позднее, чем за 7 дней до окончания 2-го модуля, не принимаются к рассмотрению и оцениваются нулём. Нулевая оценка является окончательной и не подлежит коррекции. 8. Окончательная оценка самостоятельной работы опирается на её предварительную ненулевую оценку с учётом представленных исправлений и устанавливается после её защиты студентом на соответствующем семинаре (или экзамене). Окончательная оценка не подлежит коррекции.
  • неблокирующий аудиторный опрос
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * аудиторный опрос + 0.2 * самостоятельная работа + 0.7 * устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Горлач Б.А., Шахов В.Г. - Математическое моделирование. Построение моделей и численная реализация - Издательство "Лань" - 2018 - 292с. - ISBN: 978-5-8114-2168-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/103190
  • Математическое моделирование : идеи, методы, примеры, Самарский, А. А., 2005
  • Математическое моделирование технических систем : учебник / В.П. Тарасик. — Минск : Новое знание ; Москва : ИНФРА-М, 2020. — 592 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1042658
  • Методы вычислительной математики : учеб. пособие, Марчук, Г. И., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гарькина И.А., Данилов А.М., Прошин А.П., Соколова Ю.А. - Планирование эксперимента. Обработка опытных данных - Палеотип - 2005 - 273с. - ISBN: 5-94727-117-6 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/901182