• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

История образования и педагогической мысли

Статус: Курс обязательный (Педагогическое образование)
Направление: 44.04.01. Педагогическое образование
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: Blended
Прогр. обучения: Педагогическое образование
Язык: русский
Кредиты: 9

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «История образования и педагогической мысли» занимает важное место в системе подготовки будущего учителя. Освоение наследия прошлого расширяет научный кругозор, повышает педагогическую культуру учителя, содействует развитию его педагогических способностей и помогает творчески использовать накопленные знания. Одна из важнейших ее задач – обеспечить будущих специалистов знанием путей развития практики воспитания и обучения, постепенного осмысления людьми целей, содержания, методов и организации образования. Изучение истории педагогики и образования помогает будущим учителям научиться мыслить педагогическими категориями, ясно представляя себе их генезис. Предметом изучения истории образования и педагогической мысли является характер и особенности целей, принципов, содержания, методов и средств обучения и воспитания в конкретную историческую эпоху, их эволюцию, возникновение новых педагогических теорий, а также анализ причин, вызывающих отмирание и модернизацию одних и возникновение других педагогических теорий, методик, способов организации учебно-воспитательного процесса. Целью курса является: формирование историко-педагогического мировоззрения и развитие творческого педагогического мышления студентов на основе их ознакомления с ведущими педагогическими идеями и концепциями прошлого, с исторической картиной развития мирового и отечественного образования, изучения закономерностей данного процесса. Задачи курса: • познакомить студентов с историей возникновения и развития основных научно-педагогических направлений и концепций, вооружить их знаниями о лучших (мировых и отечественных) достижениях выдающихся мыслителей различных эпох и народов в области теории и практики обучения и воспитания; • сформировать и расширить представления студентов об основных педагогических понятиях и категориях (воспитание, обучение, образование, их цели, задачи, содержание, методы, формы, принципы и т.д.) на основе усвоения их историко-генетического содержания; • обеспечить формирование у студентов устойчивых представлений о роли образования в жизни общества, в процессе конкретно-исторического развития личности, о влиянии экономических, социально-политических и этнокультурных особенностей общественной жизни на создание конкретно-исторических воспитательно-образовательных идеалов педагогических систем; • способствовать воспитанию у студентов историзма педагогического мышления – формированию устойчивых и целостных представлений о постоянном и закономерном развитии педагогических явлений и процессов, о смене педагогических парадигм; формированию исторического подхода к конкретным педагогическим явлениям; подготовке студентов к диалектическому, с позиции историзма, освоению педагогической теории; • способствовать развитию у студентов умений анализировать, сравнивать, сопоставлять различные историко-педагогические факты, концепции с точки зрения их прогрессивности, оригинальности; • способствовать осознанию студентами ценности мирового историко-педагогического опыта с точки зрения его прогностической значимости, формированию и укреплению на этой основе устойчивого интереса к педагогическим теориям и практике образования и воспитания прошлых лет, пробуждение потребности в изучении историко-педагогического наследия; • способствовать воспитанию у студентов интереса и творческого отношения к педагогической профессии на основе изучения деятельности и трудов выдающихся историко-педагогических деятелей рассматриваемой эпохи, бережного отношения к традициям; • способствовать формированию у студентов целостного и обобщенного образа педагога, наполненного профессиональным и нравственно-эстетическим содержанием, воспитанию интереса, оптимистического и творческого отношения к педагогической профессии на основе изучения жизни и деятельности выдающихся историко-педагогических деятелей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование целостного представления о развитии образования и педагогической мысли в России и за рубежом от зарождения первых практик воспитания до наших дней
  • воспитание историзма педагогического мышления – формирование устойчивых и целостных представлений о постоянном и закономерном развитии педагогических явлений и процессов, о смене педагогических парадигм; формирование исторического подхода к конкретным педагогическим явлениям; подготовке студентов к диалектическому, с позиции историзма, освоению педагогической теории;
  • развивать у студентов умения анализировать, сравнивать, сопоставлять различные историко-педагогические факты, концепции по выбранным линиям сопоставления;
  • воспитание у студентов интереса и творческого отношения к педагогической профессии на основе изучения деятельности и трудов выдающихся историко-педагогических деятелей рассматриваемой эпохи, бережного отношения к традициям, достижениям науки и культуры прошлого;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студенты имеют представление о характере процессов воспитания и обучения в Древнем мире и в период Средневековья, могут называть и характеризовать специфические черты каждого из этих периодов, давать оценку трудов философов и мыслителей в контексте развития образования
  • студенты имеют представление о характере процессов воспитания и обучения в новое и новейшее, могут называть и характеризовать специфические черты каждого из этих периодов, давать оценку трудов философов и мыслителей в контексте развития образования
  • смогут называть и характеризовать основные этапы научно-педагогической мысли в новое и новейшее время
  • смогут описывать и оценивать основные этапы развития образования в нашей стране с древнейших времен до наших дней
  • воспитание у студентов познавательного интереса и творческого отношения к научным и публицистическим трудам выдающихся историко-педагогических деятелей;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения
    Цель модуля: обеспечить овладение студентами знаниями об истории педагогики как области научного знания, ее основными категориями, особенностями возникновения и начального развития воспитания, образования, педагогической мысли. Тема 1. История образования и педагогической мысли как область научного знания. Предмет, задачи и структура курса истории образования и педагогической мысли. Его связь с другими науками. Основные функции, источники историко-педагогической науки. Исторический подход в изучении педагогических явлений. Тема 2. Воспитание, образование и зарождение педагогической мысли в Древнем Мире Основные факторы, обусловившие происхождение воспитания. Становление системы общественных отношений и генезис воспитания. Основные формы воспитания в условиях первобытнообщинного строя. Отделение умственного образования от трудового и физиче-ского и возник¬новение организованных форм воспитания и обучения. Становление педагогических традиций в цивилизациях Древнего Востока. Педагогика Конфуцианства. Ведическая воспитательная система древней Индии. Развитие педагогиче-ской мысли в Ближневосточных цивилизациях. Возникновение первых школ и педагогиче-ской мысли. Тема 3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в период Средневековья. Роль Византии в развитии педагогической мысли и образовательной практики христианских цивилизаций. Основные этапы развития культуры и просвещения в Византии. Становление и сущность христианской педагогической традиции. Традиции религиозного и светского образования. Педагогическая мысль Западной Европы (Августин Аврелий, Фома Аквинский, Пьер Абеляр). Схоластика. Рыцарское воспитание. Возникновение первых университетов. Истоки гуманистических идей педагогики. Гуманистическая философско-педагогическая мысль и образовательные модели в эпоху Возрождения. Человек в системе ценностей возрож-денческого гуманизма. Педагогические воззрения М. Монтеня, Ф. Рабле, Э. Ротердамского, Т. Мора и др. Образовательные модели в эпохи. Возрождение античных традиций.
  • Развитие образования и педагогической мысли в Западной Европе XVII – начала XXI вв.
    Цель модуля: обеспечить овладение студентами знаниями об основных тенденциях развития образования и лучших достижениях выдающихся педагогических мыслителей Западной Европы XVII – начала XXI вв. Тема 4. Развитие образования и педагогической мысли в Европе в период Нового времени Особенности школьного дела и общая направленность педагогических поисков в Западной Европе XVII в. Выделение педагогики в самостоятельную отрасль знаний. Я. А. Коменский и становление педагогической науки. Педагогическая концепция Д. Локка. Цель и задачи воспитания. Содержание и методы воспитания и образования джентльмена. Проект орга¬низации школ для детей трудящихся. Д. Локк и дальнейшее развитие педагогической теории и практики. Нарастание кризиса образования в странах Западной Европе в XVIII в. Французские просветители о проблеме места и роли воспитания в становлении человека (К. А. Гельвеций, Д. Дидро). Концепция естественного общечеловеческого воспитания Ж.-Ж. Руссо. Тема 5. Развитие образования и педагогической мысли в Западной Европе конца XVIII – до 90-х гг. XIX в. Становление массовой школы в странах Запада в конце ХVIII– середины XIX вв. Педагогические идеи и деятельность И.Г.Песталоцци. Идея развивающего обучения. Теория элементарного образования. Вклад Песталоцци в разработку дидактики и методики начального обучения детей. Влияние демократических идей Песталоцци на развитие педагогической теории и школьной практики. Педагогическая теория И.Ф. Гербарта. Влияние И.Ф. Гербарта на дальнейшее развитие пе-дагогической теории и практики.
  • Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XX в.
    Цель модуля: обеспечить овладение студентами знаниями об истории возникновения и осо-бенностях развития отечественного воспитания, образования и педагогической мысли до XIX в. Тема 6. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XIХ в. Воспитание у восточных славян. Просвещение и воспитание в Киевской Руси. Влияние христианства на развитие образования в педагогической мысли. Возникновение первых школ. Система семейно-сословного воспитания и развитие образования в Русском государстве. Развитие образования в XVII в. Возникновение греко-латинских и разноязычных школ. Славя-но-греко-латинская академия и ее роль в развитии отечественного образования и педагогиче-ской мысли. Просветительные реформы начала ХVШ в. Организация государственных светских школ (школа математических и навигацких наук, цифирные школы, горнозаводские школы и т.д.). Зарождение и развитие профессионального образования в России. Создание Академии наук и учебных заведений. Частное обучение. Возникновение сословных учебных заведений. Создание Московского университета. Политика просвещенного абсолютизма в области воспитания и образования. Устав народ-ных училищ 1786г. Деятельность Ф.И.Янковича. «Руководство для учителей народных учи-лищ». Учительская семинария. Тема 7. Образование и педагогическая мысль России в XIX в. Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования, ее противоречивость. Устав учебных заведений, подведомственных университетам (1804 г.). Устав гимназий и училищ (1828 г.). Наступление периода реакции в области народного об-разования. Назревание кризиса системы школьного образования в России. Общественно-пeдагогическое движение 60-х годов XIX в., его содержание, основные формы и течения. Великий русский педагог К.Д. Ушинский. Школьные реформы 60-70 гг. Развитие начальной школы. Классические и реальные гимна-зии. Новый университетский устав (1863г.). Ведущие тенденции в образовательном процессе к концу XIX в. Земские начальные школы. Женское образование. Подготовка учителей. Демократическая педагогика и ее главные представители (В.П.Вах¬теров, П.Ф.Лесгафт, П.Ф.Каптеров).
  • Великие книги в истории педагогики
    Каждый студент выбирает из предложенного перечня 2 книги и готовит в паре с коллегой семинарское занятие по основным проблемам книги.
  • Философия образования
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Публичное выступление
  • неблокирующий Итоговый экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Итоговый экзамен + 0.3 * Публичное выступление + 0.3 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Грехнев В. С.-ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Учебник для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-311-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-00461-8: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/filosofiya-obrazovaniya-434231
  • Джуринский А. Н.-ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XIX ВЕКА 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-398-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-03516-2, 978-5-534-03517-9: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya-v-2-ch-chast-1-s-drevneyshih-vremen-do-xix-veka-434622
  • Джуринский А. Н.-ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. XX - XXI ВЕКА 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-282-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-03518-6, 978-5-534-03517-9: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya-v-2-ch-chast-2-xx-xxi-veka-434623
  • Джуринский А. Н.-ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. XX - XXI ВЕКА 3-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО-М.:Издательство Юрайт,2019-282-Профессиональное образование-978-5-534-10247-5, 978-5-534-10246-8: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya-v-2-ch-chast-2-xx-xxi-veka-442460
  • Джуринский А. Н.-ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ СОЦИУМЕ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-257-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-00645-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/polikulturnoe-obrazovanie-v-mnogonacionalnom-sociume-433041
  • Джуринский А. Н.-СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-353-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-9916-7169-9: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/sravnitelnaya-pedagogika-432106
  • История образования и педагогической мысли. Том 1. История : монография / А.Г. Чернявский, Л.Ю. Грудцына, Д.А. Пашенцев. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 264 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/24944. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/792059
  • История образования и педагогической мысли. Том 1. История : монография / А.Г. Чернявский, Л.Ю. Грудцына, Д.А. Пашенцев. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 264 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/24944. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/946203
  • История образования и педагогической мысли. Том 2. Теория : монография / А.Г. Чернявский, Л.Ю. Грудцына, Д.А. Пашенцев. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 243 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/ 10.12737/monography_5a2107923dc614.47478951. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/917624
  • Под общ. ред. Пискунова А.И.-ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-452-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-00981-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya-431920
  • Под общ. ред. Пискунова А.И.-ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО-М.:Издательство Юрайт,2019-452-Профессиональное образование-978-5-534-10201-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya-442458
  • Путилова Л. М., Бубнова М. И.-ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-234-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-03559-9: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/filosofiya-i-istoriya-obrazovaniya-434119
  • Розин В. М.-ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-434-Авторский учебник-978-5-534-06416-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/filosofiya-obrazovaniya-441385

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Батурин, В. К. Философия образования для России - 2020 [Электронный ресурс] / В. К. Батурин. - М.: Вузовский Учебник, 2013. - 212 с. - ISBN 978-5-9558-0313-5 (Вузовский Учебник), 978-5-16-006802-2 (Инфра-М). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/414839