• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Стратегии в менеджменте: Модели бизнеса и методы стратегического менеджмента

Направление: 38.04.02. Менеджмент
Кто читает: Кафедра общего и стратегического менеджмента
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Стратегии развития бизнеса: управление и консалтинг
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Интеграция России в мировую экономическую систему и вхождение в Болонский процесс требуют обучения менеджеров новым профессиональным знаниям, навыкам и способностям в области стратегического управления. Наряду с развитием способностей стратегически мыслить, видеть перспективы развития и устанавливать приоритеты, требуется формирование навыков и компетенций, которые необходимы для диагностики ситуации и выявления проблем, для разработки сценариев, формирования и управления реализацией стратегических проектов, включая проекты партнерства. Современные исследования по стратегическому менеджменту свидетельствуют о качественных изменениях условий функционирования и развития компаний. В условиях «новой экономики», глобализации и изменения границ рынков, бизнес - процессы выходят за рамки компаний, а сами компании становятся элементами стратегических сетей с увеличивающимся и быстро меняющимся составом участников из разных отраслей. Критически важным условием обеспечения конкурентоспособности становится эффективный стратегический менеджмент, который носит в значительной мере междисциплинарный характер и быстро развивается, интегрируя концепции, модели и инструменты экономики и финансов, менеджмента и маркетинга, социологии и психологии. Курс ориентирован на рассмотрение в системном единстве и взаимосвязанности основных элементов: бизнес - модель, позиционирование, стратегии, создание и распределение ценностей. Модели бизнеса и методы стратегического управления, определяя соответствие между этими элементами и стратегическую архитектуру корпорации, обеспечивают целостность и результативность компании. Является обязательной профессиональной дисциплиной в программе «Стратегии развития бизнеса: управление и консалтинг» подготовки магистров, которая рассчитана на три модуля (2 семестра) 1-го года обучения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развить у студентов понимания глобальных тенденций и факторов, влияющих на конкуренцию и социально-экономическое развитие регионов, отраслей, компаний и сфер деятельности
  • Развить у студентов целостного понимания бизнеса, стратегического мышления и системного взгляда на компанию и бизнес
  • Обеспечение студентов современными знаний по классическим и современным моделям стратегического менеджмента во взаимосвязи с эволюцией теоретических концепций, тенденциями и проблемами развития и управления организациями различных отраслей и форм собственности
  • Освоение базовых моделей и методов, используемых в практике стратегического планирования и управления (стратегического анализа и выбора, трансформации стратегии в действия), включая детальное изучение типичных моделей бизнеса и стратегий компаний
  • Приобретение навыков, необходимых для формулирования проблем, интеграции различных знаний и практического решения на основе междисциплинарных подходов актуальных задач стратегического менеджмента, включая сбор и обобщение большого объема знаний, необходимых для понимания эволюции бизнес- среды, моделей бизнеса и реализации стратегий
  • Обеспечение профессионального взаимопонимания в международном контексте со специалистами, исследователями и практиками в области стратегий и моделей ведения бизнеса
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать классические и современные концепции теории стратегии, принципы построения и анализа моделей бизнеса, методы и механизмы стратегического анализа и управления организациями различных отраслей и форм собственности
  • Знать основные подходы к формированию ценности
  • Понимать содержание и характеристики глобальных трендов и факторов, определяющих конкуренцию
  • Знать основные понятия, базовые модели, методы и инструменты стратегического анализа
  • Уметь проводить комплексный сценарно-стратегический анализ с учётом изменений, обусловленных переходом к экономике знаний и «сетевой» экономике
  • Уметь эффективно находить, обобщать и анализировать разнородную информацию, необходимую для выработки и обоснования стратегических решений
  • Иметь навык в использовании техник и инструментов сценарного и стратегического анализа
  • Иметь навык работы с материалами статистической отчетности, аналитических данных и интернет - информации компаний, реализуемых моделей бизнеса
  • Знать основные понятия и концепции ресурсного подхода
  • Иметь навык работы с материалами статистической отчетности, аналитических данных и интернет - информации компаний, реализуемых моделей бизнеса, выполняемых ими стратегических планов, проектов и программ.
  • Уметь исследовать и обобщать результаты стратегического управления компаниями, систематизировать их и представлять в форме презентаций
  • Уметь преодолевать междисциплинарные барьеры и комбинировать разные аналитические подходы
  • Знать базовые модели, методы и инструменты стратегического выбора и трансформации стратегии в действия;
  • Иметь навык в использовании техник и инструментов сценарного и стратегического анализа, обоснования и выбора стратегий
  • Знать базовые модели, методы и инструменты стратегического выбора и трансформации стратегии в действия
  • Иметь навык в согласования стратегических решений и разработки проектов реализации стратегий
  • Знать основные подходы и методы портфельного анализа компании
  • Понимание изменчивости современного бизнес-ландшафта.
  • Знание ключевых трендов в современном бизнесе
  • Уметь формулировать рекомендации по корректировке стратегии на основе портфельных матриц
  • Уметь обобщать информацию, необходимую для формирования портфельных матриц
  • Знать структуру и основные элементы моделей бизнеса, Разбираться во взаимозависимости циклов развития отрасли и отраслевой бизнес-модели
  • Уметь выбирать шаблон бизнес-модели, наиболее подходящий для конкретной ситуации.
  • Уметь проводить анализ деятельности компании с помощью модели Сливоцки
  • Уметь проводить анализ деятельности компании с помощью модели Остервальдера
  • Уметь проводить анализ деятельности компании с помощью модели Портера
  • Понимать взаимосвязь цепочки ценности Портера с бизнес-моделями, в том числе Сливоцки и Остервальдера
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Архитектура бизнеса: анализ ключевых факторов
    Современный бизнес-ландшафт. Ключевые изменения в бизнесе и современные тенденции. Трансформация бизнес-процессов. Архитектура бизнеса. Современные проблемы поиска новых моделей бизнеса
  • Бизнес-модель: связь с архитектурой, анализ существующих подходов, эволюция модели бизнеса
    Обзор литературы по моделям бизнеса. Основные компоненты: стратегическая ориентация; экономическая модель; система защиты; скорость и масштаб. Модели коммутирующего типа. Предпринимательские модели и порождающая сеть. Жизненные циклы отрасли и эволюция отраслевой бизнес-модели.
  • Анализ бизнес-модели: подходы А.Сливоцки и А.Остервальдера
    Анализ бизнес-моделей по Сливоцки и Остервальдеру. Эффективность подхода Сливоцки для анализа эволюции отраслевой бизнес-модели. Недостатки модели Сливоцки. Особенности шаблона анализа бизнес-модели по Остервальдеру. Эффективность подхода Остервальдера для анализа биз- нес-модели конкретной компании
  • Интегрированные цепочки ценности и их связь с бизнес-моделью и архитектурой бизнеса
    Цепочка ценности М.Портера. Модификация модели портера с учетом интеграции. Модель бизнеса на основе управления цепочкой ценности. Сети и их основные характеристики. Распределение компетенций и ценности для клиента. Стратегии сетевых организаций
  • Теория стратегии: основные элементы, базовые концепции и модели
    Истоки и эволюция теоретических концепций и практического стратегического менеджмента. Эволюция понятий стратегия и стратегическое планирование. Стратегический процесс. Уровни, виды и модели стратегий организации. Базовые элементы модели стратегического управления. Плановая, инкрементальная, адаптивная и предпринимательская модели стратегических решений и действий.
  • Концепция ценностей и устойчивых конкурентных преимуществ
    Внутренняя и внешняя эффективность фирмы, ее связь с ключевыми факторами успеха и конкурентными преимуществами. Концепции менеджмента и маркетинга, ориентированные на ценность (стоимость). Критерии устойчивости конкурентного преимущества. Цепочки и сети ценностей: ценности, создаваемые компанией и ее партнерами. Модели сетей ценностей в отраслях новой экономики и в сфере услуг. Стратегические приоритеты при создании ценности для покупателей: зоны превосходства, ценностные ориентиры. Эволюция типологии конкурентных стратегий.
  • Стратегический анализ: основные концепции и модели
    Цели и задачи стратегического анализа и диагностики. Стратегические горизонты. Основные направления и этапы анализа внешней и внутренней среды компании. Качественные и количественные методы стратегического анализа. Методы анализа макроокружения и динамики его изменения –PEESTI (PESTEL) -анализ. Модели конкурентного анализа: модели расширенной конкуренции и детерминантов международной конкурентоспособности. Оценка привлекательности отрасли и рынка. Анализ стратегических групп. Концепция КФУ – факторов для развития бизнеса, будущего и успешности компании. Матрица конкурентного профиля рынка.
  • Сценарный анализ и планирование
    Исследование изменений внешней среды и стратегической перспективы методами сценарного анализа. Виды сценариев. Роль и особенности прогнозных и нормативных сценариев. Вероятностные характеристики и временные горизонты сценариев. Методические подходы и типовые этапы построения сценариев. Стратегическая оценка и анализ прогнозных сценариев для будущего компании, согласование со стратегиями, приоритетами и целями. Сценарно - стратегические планы.
  • Внутрифирменный стратегический анализ
    Стратегические способности и потенциал: ресурсы, динамические способности, компетенции компании. Связь с ключевыми факторами успеха. Уникальность и ценность ресурсов и способностей. Организационная диагностика: цели, задачи и основные аспекты внутрифирменного анализа. VRIO - анализ уникальности и ценности ресурсов, способностей и компетенций, динамический SWOT- анализ положения организации. Анализ источников конкурентных преимуществ компании, внутренних элементов бизнес-моделей, стратегий, инновационных и операционных процессов.
  • Методы комплексной диагностики стратегической и конкурентной позиции компании
    Методы комплексной диагностики стратегической позиции компании и возможностей ее изменения в будущем. Анализ внешней и внутренней сбалансированности компании. Матрица стратегического отклика организации. Оценка стратегического успеха. Анализ конкурентной позиции компании. Конкурентный профиль компании: матрица и модель сравнительного анализа преимуществ конкурирующих компаний. SPACE – анализ.
  • Теоретические и методические аспекты стратегического выбора и формирования стратегий
    Виды стратегий и общие принципы их формирования. Особенности интерактивных и кооперативных стратегий. Международные стратегии. Формулирование и осуществление стратегии: процессы и решения. Критерии оценки стратегий. Модель стратегического выбора. Стратегические приоритеты и решения при выборе стратегической позиции и изменению бизнес - модели компании. Динамический SWOT – анализ стратегических альтернатив, учет сценарных факторов.
  • Методы обоснование и выбора портфельных стратегий
    Портфельные стратегии: особенности и модели. Анализ бизнес и продуктового портфеля компании. Влияние стратегических решений по бизнес-портфелю компании на ее стоимость. Сценарии развития бизнес-портфеля. Этапы портфельного анализа. Сравнительная характеристика портфельных матриц. Методы оценки привлекательности отрасли и конкурентной позиции компании в портфельных матрицах. Обоснование инвестиционных стратегий с использованием матрицы ADL. Учет влияния стадии жизненного цикла отрасли на факторы, определяющие конкурентную позицию компании на рынке. Ограничения, проблемы и способы преодоления ограничений матричного подхода. Портфельный куб и матрица стратегического отклика на внешние и внутренние факторы.
  • Согласование стратегических решений
    Принципы согласования сценариев со стратегией (по М.Портеру). Стратегический выбор с учетом сценариев и стиля руководства. Сценарно-стратегическая матрица. Взаимосвязь производственных, маркетинговых, инновационных и инвестиционных решений и их влияние на выбор конкурентной стратегии. Анализ и согласование решений при выборе маркетинговых, инвестиционных и бизнес-стратегий компании с учетом сценариев развития рыночной ситуации.
  • Стратегические планы, программы и проекты: методы формирования и реализации
    Эволюция содержания и процессов стратегического планирования компаний Стратегия «простых правил». Стратегия голубого океана. Реализация стратегии: процессы и решения. Внешние и внутриорганизационные стратегические изменения. Стратегический контроль. Стратегические программы и проекты. Программы и проекты стратегического партнерства: цели, основные задачи, критерии стратегического соответствия.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Домашнее задание 1
  • неблокирующий Домашнее задание 2
  • блокирующий Экзамен
    Форма экзамена: Экзамен проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Асинхронный прокторинг означает, что за всеми действиями студента во время проведения экзамена будет “наблюдать” компьютер. Процесс проведения экзамена записывается, анализируется искусственным интеллектом и человеком (проктором). Пожалуйста, будьте внимательны и чётко следуйте инструкциям! Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе StartExam, онлайн платформе для проведения тестовых заданий различного уровня сложности. Ссылка на прохождение экзаменационного задания будет доступна студенту в РУЗ. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://eduhseru-my.sharepoint.com/:b:/g/personal/vsukhomlinov_hse_ru/EUhZkYaRxQRLh9bSkXKptkUBjy7gGBj39W_pwqgqqNo_aA?e=fn0t9N Для участия в экзамене студент обязан: Подготовить документ, удостоверяющий личность (паспорт, разворот с именем и фотографией) для идентификации перед началом выполнения экзаменационного задания; Проверить работу видеокамеры и микрофона, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Подготовить необходимые для выполнения экзаменационных заданий инструментов (ручка, листы бумаги, калькулятор и т. д.); Отключить в диспетчере задач компьютера иные приложения, кроме браузера, в котором будет выполняться вход на платформу StartExam. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 7 дней до даты проведения экзамена проинформировать об этом преподавателя или сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзаменах. Во время экзамена студентам запрещено: Выключать видеокамеру, микрофон; Пользоваться конспектами, учебниками, прочими учебными материалами; Покидать место выполнения экзаменационного задания (выходить за угол обзора камеры); Отводить взгляд от экрана компьютера, рабочего стола; Пользоваться умными гаджетами (смартфон, планшет и др.); Привлекать посторонних лиц для помощи в проведении экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий; Вслух громко зачитывать задания. Во время экзамена студентам разрешено: Использовать бумагу, ручку для ведения записей, расчетов; Использовать калькулятор для расчетов. Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam не более 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam более 1 минуты. Долговременное нарушение связи во время экзамена является основанием для принятия решения о прекращении экзамена и выставление оценки “неудовлетворительно” (0 по десятибалльной шкале. В случае долговременного нарушения связи с платформой StartExam во время выполнения экзаменационного задания, студент должен уведомить об этом преподавателя, зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Домашнее задание 1 + 0.35 * Домашнее задание 2 + 0.15 * Тест + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Barney, J. B. (2001). Is the Resource-Based “View” a Useful Perspective for Strategic Management Research? Yes. Academy of Management Review, 26(1), 41–56. https://doi.org/10.5465/AMR.2001.4011938
  • Sminia, H. (2004). The Oxford Handbook of Strategy. Volume I: A Strategy Overview and Competitive Strategy/The Oxford Handbook of Strategy. Volume II: Corporate Strategy (Book). Management Learning, 35(1), 82–86. https://doi.org/10.1177/1350507604041166
  • Конкурентная стратегия : методика анализа отраслей и конкурентов, Портер, М., Минервина, И., 2007
  • Конкурентное преимущество : как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость, Портер, М., Калинина, Е., 2005
  • Стратегический менеджмент : концепции и ситуации для анализа, Томпсон-мл., А. А., Стрикленд III, А. Дж., 2009
  • Стратегический менеджмент, Ансофф, И., Петрова, А. Н., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Porter, M. E. (2008). The Five Competitive Forces That Shape Strategy. Harvard Business Review, 86(1), 78–93. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=28000138
  • Porter, M. E., & Kramer, M. R. (2011). Creating Shared Value. Harvard Business Review, 89(1/2), 62–77. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=56698455
  • Schoemaker, P. J. H., Heaton, S., & Teece, D. (2018). Innovation, Dynamic Capabilities, and Leadership. California Management Review, 61(1), 15–42. https://doi.org/10.1177/0008125618790246
  • Конкурентная стратегия : методика анализа отраслей и конкурентов, Портер, М., Минервина, И., 2005
  • Маркетинг, ориентированный на стоимость : маркетинговые стратегии для обеспечения роста компании и увеличения ее акционерной стоимости, Дойль, П., Жильцова, С., 2001
  • Менеджмент, ориентированный на рынок : стратегический и операционный маркетинг, Ламбен, Ж.-Ж., Колчанова, В. Б., 2010
  • Стратегическая гибкость, Хэмел, Г., 2005
  • Стратегический процесс, Минцберг, Г., Куинн, Дж. Б., 2001
  • Стратегия и структура корпорации : учеб. пособие, Гурков, И. Б., 2006