• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Теория и практика русского литературного языка

Статус: Курс обязательный (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными сведениями об устной и письменной формах русской речи, систематизирует знания об основных особенностях русской морфологии и синтаксиса, стилистических возможностях и ограничениях грамматических средств, тренирует умения и формирует навыки редакторской и корректорской правки, готовит к выполнению профессиональных обязанностей в сфере журналистики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • расширить теоретические представления о русской грамматике и синтаксисе, об устной и письменной формах русской речи в соответствии с профессиональными потребностями будущих журналистов
  • расширить знания о выразительных и смыслоразличительных, стилистических и коммуникативных возможностях русской грамматики
  • создать навыки идентификации и нормативного использования основных морфологических и синтаксических средств русского языка
  • создать навыки использования профессиональных справочников, грамматик русского языка; современных электронных ресурсов по русскому языку
  • развить навыки редакторской и корректорской правки
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • имеет детализированное представление об основных признаках литературного языка, о нелитературных сферах, о региональных вариантах русского языка, о видах и источниках языковых норм, типах речевой культуры, о кодификации и государственной языковой политике, о толковых словарях и языковых корпусах
  • знает основные категории и семантические типы существительных, особенности их функционирования в речи, ограничения в их использовании
  • владеет основными грамматическими нормами употребления существительных и использует их стилистические возможности
  • знает основные глагольные категории, понимает их сущность и функции, имеет представление об их стилистических возможностях и креативном потенциале, о грамматических особенностях и ограничениях в сфере глагольных форм
  • владеет основными грамматическими нормами употребления глагольных форм и использует их стилистические возможности
  • имеет понятие об основных грамматических категориях и особенностях имени прилагательного, владеет основными грамматическими нормами и стилистическими приемами употребления прилагательных
  • знает сущность, основные категории и разновидности местоимений, их грамматические возможности и ограничения, стилистические свойства
  • владеет основными грамматическими нормами употребления местоимений и умеет использовать их стилистические возможности
  • имеет представление о разновидностях наречий, о грамматических признаках, свойствах, функциях служебных частей речи, об историческом развитии наречий и служебных частей речи, нормах и ограничениях в их использовании
  • владеет основными нормами использования наречий, предлогов, союзов, частиц; правильно идентифицирует части речи, владеет основными критериями выделения частей речи
  • имеет представление об основных отличительных свойствах текста, предложения, словоформы как синтаксической единицы, о формальной и семантической основах предложения, о типах предикатов
  • идентифицирует формальную основу предложения в сложных случаях, опознает и правильно квалифицирует разные типы предикатов, употребляет их в соответствии с их семантическими и стилистическими свойствами
  • имеет представление о синтаксической синонимии, владеет синонимическими средствами выражения пропозиции, знает грамматические, семантические и стилистические особенности и ограничения, возникающие при синонимическом преобразовании простого предложения
  • владеет понятием таксиса и знает основные способы реализации таксиса в русской речи
  • знает основные типы ошибок при употреблении предикативных оборотов
  • знает критерии определения сложности текста, основные способы и ресурсы, позволяющие оценить степень сложности текста
  • имеет представление об основных типах односоставных предложений, соответствующее современному уровню научных знаний
  • знает семантические и стилистические особенности каждого типа, их связь с жанрами речи, а также с жанрами СМИ и художественной литературы, владеет нормами их употребления
  • имеет представление об основных грамматических средствах, обеспечивающих построение связного текста, знает типы логической связи слов и предложений, грамматические и лексические способы выражения каждого из типов связи
  • владеет понятием «дискурс» и «дискурсивные слова», знает классы дискурсивных слов, их основные функции и свойства, владеет грамматическими и пунктуационными нормами употребления дискурсивных слов
  • имеет представление о лексических и синтаксических способах выражения точки зрения автора и других лиц
  • владеет нормами употребления различных средств передачи чужой речи и авторской или чужой точки зрения
  • знает особенности использования и оформления прямой речи и цитат в СМИ
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Устная и письменная речь
    Специфические признаки устной речи; синтаксис устной речи. Использование элементов устной речи в письменной со специальной риторической целью. Непреднамеренная интерференция устной и письменной речи как ошибка.
  • Существительные и их особенности
    Предметные и признаковые. Поведение тех и других в речи. Ограничения в сочетаемости. Ограничения в числовых формах. Singularia и pluralia tantum.
  • Глаголы, их семантические классы
    Вид и время глагола, их семантика и выразительные возможности. Управление глаголов. Переходность. Возвратность. Инфинитив, причастие и деепричастие как формы глагола. Их разновидности.
  • Прилагательные, их классы, формы
    Употребление в речи. Особенно: степени сравнения; употребление и семантика кратких и полных форм.
  • Местоимения и их стилистические возможности
    Нестандартное употребление местоимений.
  • Наречия и наречные выражения
    Переход в другую часть речи. Служебные части речи. Распознавание частей речи.
  • Текст и его единицы
    Предложение и его единицы. Формальная и семантическая основа предложения. Предикативность. Типы предикатов.
  • Синонимия в синтаксисе
    Двусоставное предложение - причастные, деепричастные обороты – обороты с девербативом, с приложением. Уточняющие обороты. Сравнительные конструкции. Таксис и другие типы соотношения предикативных единиц. Ошибки в логике соотношения частей предложений. Сложный и простой для восприятия текст.
  • Односоставные предложения в русском языке
    Их типы и выразительные возможности. Синонимия односоставных и двусоставных предложений. Тип предложения и жанр текста.
  • Связность текста
    Дискурсивные слова русского языка, их классы, семантика, употребление и правописание. Сочинение, противопоставление и другие связи в простом предложении; сочинение, подчинение, бессоюзная связь в сложном предложении.
  • Способы выражения своей и чужой точки зрения в тексте
    Лексика, конструкции, прямая и косвенная речь, несобственно-прямая речь, цитаты.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • работа на практических занятиях (неблокирующий)
  • контрольная работа (неблокирующий)
  • контрольное домашнее задание (неблокирующий)
  • пунктуационный диктант (неблокирующий)
  • итоговый доклад (неблокирующий)
  • экзамен (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * итоговый доклад + 0.15 * контрольная работа + 0.15 * контрольное домашнее задание + 0.1 * пунктуационный диктант + 0.1 * работа на практических занятиях + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н.Современный русский язык. Лексика. Фразеология. МорфологияРахманова Л.И., Суздальцева В.Н. - Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н.Издательство "Аспект Пресс"Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. - Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н.2011Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. - ISBN: Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н.978-5-7567-0587-4Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н.https://e.lanbook.com/book/68798
  • Лекант П. А., Диброва Е. И., Касаткин Л. Л., Клобуков Е. В. ; Под ред. Леканта П.А.-СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК 5-е изд. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-493-Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-9883-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/sovremennyy-russkiy-yazyk-431977

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Русский язык и культура речи. Синтаксис: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 42.03.02 «журналистика» (бакалавриат) - Издательство "Аспект Пресс" - 2018 - ISBN: 978–5–7567–0986–5 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/115633