Бакалавриат
2019/2020





Теория и практика русского литературного языка
Статус:
Курс обязательный (Журналистика)
Направление:
42.03.02. Журналистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет коммуникаций, медиа и дизайна
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
Full time
Преподаватели:
Ахапкина Яна Эмильевна,
Буйлова Надежда Николаевна,
Кувшинская Юлия Михайловна,
Фесенко Вера Павловна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит студентов с основными сведениями об устной и письменной формах русской речи, систематизирует знания об основных особенностях русской морфологии и синтаксиса, стилистических возможностях и ограничениях грамматических средств, тренирует умения и формирует навыки редакторской и корректорской правки, готовит к выполнению профессиональных обязанностей в сфере журналистики.
Цель освоения дисциплины
- расширить теоретические представления о русской грамматике и синтаксисе, об устной и письменной формах русской речи в соответствии с профессиональными потребностями будущих журналистов
- расширить знания о выразительных и смыслоразличительных, стилистических и коммуникативных возможностях русской грамматики
- создать навыки идентификации и нормативного использования основных морфологических и синтаксических средств русского языка
- создать навыки использования профессиональных справочников, грамматик русского языка; современных электронных ресурсов по русскому языку
- развить навыки редакторской и корректорской правки
Результаты освоения дисциплины
- имеет детализированное представление об основных признаках литературного языка, о нелитературных сферах, о региональных вариантах русского языка, о видах и источниках языковых норм, типах речевой культуры, о кодификации и государственной языковой политике, о толковых словарях и языковых корпусах
- знает основные категории и семантические типы существительных, особенности их функционирования в речи, ограничения в их использовании
- владеет основными грамматическими нормами употребления существительных и использует их стилистические возможности
- знает основные глагольные категории, понимает их сущность и функции, имеет представление об их стилистических возможностях и креативном потенциале, о грамматических особенностях и ограничениях в сфере глагольных форм
- владеет основными грамматическими нормами употребления глагольных форм и использует их стилистические возможности
- имеет понятие об основных грамматических категориях и особенностях имени прилагательного, владеет основными грамматическими нормами и стилистическими приемами употребления прилагательных
- знает сущность, основные категории и разновидности местоимений, их грамматические возможности и ограничения, стилистические свойства
- владеет основными грамматическими нормами употребления местоимений и умеет использовать их стилистические возможности
- имеет представление о разновидностях наречий, о грамматических признаках, свойствах, функциях служебных частей речи, об историческом развитии наречий и служебных частей речи, нормах и ограничениях в их использовании
- владеет основными нормами использования наречий, предлогов, союзов, частиц; правильно идентифицирует части речи, владеет основными критериями выделения частей речи
- имеет представление об основных отличительных свойствах текста, предложения, словоформы как синтаксической единицы, о формальной и семантической основах предложения, о типах предикатов
- идентифицирует формальную основу предложения в сложных случаях, опознает и правильно квалифицирует разные типы предикатов, употребляет их в соответствии с их семантическими и стилистическими свойствами
- имеет представление о синтаксической синонимии, владеет синонимическими средствами выражения пропозиции, знает грамматические, семантические и стилистические особенности и ограничения, возникающие при синонимическом преобразовании простого предложения
- владеет понятием таксиса и знает основные способы реализации таксиса в русской речи
- знает основные типы ошибок при употреблении предикативных оборотов
- знает критерии определения сложности текста, основные способы и ресурсы, позволяющие оценить степень сложности текста
- имеет представление об основных типах односоставных предложений, соответствующее современному уровню научных знаний
- знает семантические и стилистические особенности каждого типа, их связь с жанрами речи, а также с жанрами СМИ и художественной литературы, владеет нормами их употребления
- имеет представление об основных грамматических средствах, обеспечивающих построение связного текста, знает типы логической связи слов и предложений, грамматические и лексические способы выражения каждого из типов связи
- владеет понятием «дискурс» и «дискурсивные слова», знает классы дискурсивных слов, их основные функции и свойства, владеет грамматическими и пунктуационными нормами употребления дискурсивных слов
- имеет представление о лексических и синтаксических способах выражения точки зрения автора и других лиц
- владеет нормами употребления различных средств передачи чужой речи и авторской или чужой точки зрения
- знает особенности использования и оформления прямой речи и цитат в СМИ
Содержание учебной дисциплины
- Устная и письменная речьСпецифические признаки устной речи; синтаксис устной речи. Использование элементов устной речи в письменной со специальной риторической целью. Непреднамеренная интерференция устной и письменной речи как ошибка.
- Существительные и их особенностиПредметные и признаковые. Поведение тех и других в речи. Ограничения в сочетаемости. Ограничения в числовых формах. Singularia и pluralia tantum.
- Глаголы, их семантические классыВид и время глагола, их семантика и выразительные возможности. Управление глаголов. Переходность. Возвратность. Инфинитив, причастие и деепричастие как формы глагола. Их разновидности.
- Прилагательные, их классы, формыУпотребление в речи. Особенно: степени сравнения; употребление и семантика кратких и полных форм.
- Местоимения и их стилистические возможностиНестандартное употребление местоимений.
- Наречия и наречные выраженияПереход в другую часть речи. Служебные части речи. Распознавание частей речи.
- Текст и его единицыПредложение и его единицы. Формальная и семантическая основа предложения. Предикативность. Типы предикатов.
- Синонимия в синтаксисеДвусоставное предложение - причастные, деепричастные обороты – обороты с девербативом, с приложением. Уточняющие обороты. Сравнительные конструкции. Таксис и другие типы соотношения предикативных единиц. Ошибки в логике соотношения частей предложений. Сложный и простой для восприятия текст.
- Односоставные предложения в русском языкеИх типы и выразительные возможности. Синонимия односоставных и двусоставных предложений. Тип предложения и жанр текста.
- Связность текстаДискурсивные слова русского языка, их классы, семантика, употребление и правописание. Сочинение, противопоставление и другие связи в простом предложении; сочинение, подчинение, бессоюзная связь в сложном предложении.
- Способы выражения своей и чужой точки зрения в текстеЛексика, конструкции, прямая и косвенная речь, несобственно-прямая речь, цитаты.
Элементы контроля
- работа на практических занятиях (неблокирующий)
- контрольная работа (неблокирующий)
- контрольное домашнее задание (неблокирующий)
- пунктуационный диктант (неблокирующий)
- итоговый доклад (неблокирующий)
- экзамен (неблокирующий)
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.1 * итоговый доклад + 0.15 * контрольная работа + 0.15 * контрольное домашнее задание + 0.1 * пунктуационный диктант + 0.1 * работа на практических занятиях + 0.4 * экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- - Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н.Современный русский язык. Лексика. Фразеология. МорфологияРахманова Л.И., Суздальцева В.Н. - Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н.Издательство "Аспект Пресс"Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. - Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н.2011Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. - ISBN: Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н.978-5-7567-0587-4Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н.https://e.lanbook.com/book/68798
- Лекант П. А., Диброва Е. И., Касаткин Л. Л., Клобуков Е. В. ; Под ред. Леканта П.А.-СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК 5-е изд. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-493-Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-9883-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/sovremennyy-russkiy-yazyk-431977
Рекомендуемая дополнительная литература
- - Русский язык и культура речи. Синтаксис: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 42.03.02 «журналистика» (бакалавриат) - Издательство "Аспект Пресс" - 2018 - ISBN: 978–5–7567–0986–5 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/115633