Бакалавриат
2019/2020
Репортерская ТВ хроника
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Журналистика)
Направление:
42.03.02. Журналистика
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
3-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Уварова Анна Валентиновна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Репортерская ТВ-хроника» основан на современных тенденциях в экранном творчестве и призван научить молодых специалистов профессионально использовать эмоциональные и выразительные средства видео. Репортерская ТВ-хроника – это репортажи без закадрового текста, объективные и эмоциональные, некомментируемые автором. Этот курс поможет студентам понять значение видео в экранном творчестве. Они научатся формулировать мысли с помощью интершума, лайфов и синхронов без закадрового текста, узнают ценность операторской работы, научатся управлять «видеозвуком», драматургически выстраивать видеоисторию и так компоновать материал, чтобы он был интересен и понятен аудитории.
Цель освоения дисциплины
- - формирование углубленных умений в создании информационного видеопродукта без закадрового текста;
- - развитие навыков сбора, анализа, структурирования видеоинформации для подготовки репортажных видеоматериалов без закадрового текста;
- - формирование навыков делового письма;
- - формирования навыков оформления титров разных видов;
- - формирование навыков составления перспективного и сценарного планов;
- - углубление навыков индивидуальной и групповой работы при подготовке видео продукта.
Планируемые результаты обучения
- Подает информацию без закадрового текста
- Отбирает необходимые для визуализации в некомментируемом репортаже темы
- Детализирует найденную информацию.
- Продюсирует некомментируемый сюжет на препродакшне.
- Продюсирует элементы сюжета на съемочной площадке
- Руководствуется поэтапным планом при создании сюжета
- Соблюдает правила современной деловой переписки.
- Создает деловые письма для аккредитации, получения разрешения на съемки.
- Составляет план, сценарный план
- Расшифровывает видеозаписи
- Профессионально компонует материал
- Соблюдает технологические требования
- Оформляет титры разного типа
- Оформляет тематический титр (тематическую "бегущую строку").
- Работает с исходниками, на съемках, монтаже при производстве некомментируемого материала
- Записывает на съемках эмоциональные средства восприятия материала без закадрового текста
- Применяет смысловые склейки при монтаже
- Использует правила съемки видеоматериала на съемочной площадке
- Использует драматургические приемы для создания некоментируемых репортажей
- Создает некомментируемые репортажи от разработки темы до презентации
Содержание учебной дисциплины
- Восприятие видеоматериалов и эмоциональные средства. Особенности подбора тем для некомментируемого репортажа.Хроникальный некомментируемый репортаж и современные тенденции восприятия видеоматериалов, отличия от традиционного репортажа. Подача информации: факты, эмоции, смысл, цель. Эмоциональные средства видео информации, особенности их записи в различных ситуациях. Значение перебивок, роль ракурсной съемки, статика и динамика. Роль и личность автора: средства замены стенд-апа и закадрового текста. Критерии качества видеосъемки. Особенность подбора тем для хроникального репортажа. Распределение ролей и взаимодействие внутри группы.
- Детализация информации. Продюсирование видео.Цели и задачи при продюсировании хроникального репортажа. Иерархия источников информации, сбор и обработка сообщений. Поиск деталей в информации по теме, подбор героев-спикеров, особенности интервьюирования и записи синхронов для хроникального репортажа. Выбор локаций. Этапы разработки темы. Перспективный план. Аккредитация и взаимодействие с коммерческими, общественными и государственными организациями, частными лицами.
- Деловая переписка. Теория и практика.Подача информации, компоновка электронного письма, официальный и неофициальный запросы, лексика и технология деловой переписки. «Знакомство» - как основной фактор успешного продюсирования. Основной и резервный планы журналиста в случае отказов или игнорирования просьб. Подготовка к съемкам.
- План и сценарный план, расшифровка, компоновка.Предварительный план. От предварительного плана – к сценарному. Сценарный план: виды телевизионных планов для различных задач. Многоступенчатость и мультиструктурность сценарных планов для различных программ. Создание сценарного плана под конкретные задачи. Изменения в сценарных планах. Роль расшифровки в видеоматериалах, ее применение. Расшифровка – первый помощник правильной компоновке.
- Технологические требования, титры и «бегущая строка».Технологические требования к видеоматериалам. Виды титров. Значение титров. Особенности создания титров «бегущей строки». Правила показа титров различной направленности. Технология создания титров на различном программном обеспечении. Привила написания текстов для «бегущей строки». Правила титрования. Мультиэкранность.
- Съемки, монтаж, работа с исходным материаломПрименение основных правил монтажа в хроникальном репортаже. Соотношение времени «исходника» к хронометражу «мастера». Отсмотр исходников и отбор нужных кадров. «Лайфы» и синхроны: смысловые склейки, перебивки и хронометраж. Монтаж по звуку и видео: смысловые, интонационные, голосовые факторы. Правила монтажа иностранных (переводных) синхронов.
- Драматургия. Трехактная форма.Трехактная форма построения видеопроизведения. Трехактная форма в сценарном плане. Драматургия в документальном репортаже. Нарушения хронологической последовательности действия ради достижения драматургической цели.
- Рецензирование собственных сценарных планов, деловых писем, готовых материалов собственного производства. Представление и защита текущих практических работ.Просмотр и рецензирование перспективных, предварительных, сценарных планов, деловой переписки, исходников видео и «мастров», созданных студентами во время самостоятельной работы и домашних заданий. Работа над ошибками.
- Представление и защита итогового проекта.Представление и просмотр итоговых репортажей.
Элементы контроля
- Домашнее задание 1Сравнить два предложенных преподавателем некомментируемых репортажа, создать и представить презентацию (задание для подгруппы).
- Домашнее задание 2.Разработать перспективный план событий (7-10 событий на курс задание для подгруппы).
- Домашнее задание 8.Написать эссе о роли визуальных выразительных средств экрана и графической информации в производстве некомментируемых репортажей. Задание индивидуальное.
- Домашнее задание 4Спродюсировать, снять, смонтировать, создать сценарный план, презентовать в соответствии с техническими требованиями хроникальный некомментируемый репортаж №1 (задание для подгруппы) хронометражем до 2:00 мин.
- Домашнее задание 5Спродюсировать, снять, смонтировать, создать сценарный план, презентовать в соответствии с техническими требованиями хроникальный некомментируемый репортаж №2 (задание для подгруппы) хронометражем до 2:00 мин.
- Домашнее задание 6Спродюсировать, снять, смонтировать, создать сценарный план, презентовать в соответствии с техническими требованиями итоговый хроникальный некомментируемый репортаж №3 хронометражем до 2:00 мин. Задание индивидуальное.
- Домашнее задание 7Спродюсировать, снять, смонтировать, создать сценарный план, презентовать в соответствии с техническими требованиями итоговый хроникальный некомментируемый репортаж №3 хронометражем до 2:00 мин. Задание индивидуальное.
- Домашнее задание 3Смонтировать в соответствии с техническими требованиями хроникальный репортаж из готового исходного материала (задание для подгруппы).
- Посещаемость занятий
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.02 * Домашнее задание 1 + 0.03 * Домашнее задание 2. + 0.02 * Домашнее задание 3 + 0.03 * Домашнее задание 4 + 0.1 * Домашнее задание 5 + 0.1 * Домашнее задание 6 + 0.3 * Домашнее задание 7 + 0.2 * Домашнее задание 8. + 0.2 * Посещаемость занятий
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Видеосъемка одной камерой, Масбургер, Р. Б., 2006
- Методика телевизионной журналистики : учеб. пособие для вузов, Шестеркина, Л. П., 2012
- Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера : учебник для вузов, , 2003
Рекомендуемая дополнительная литература
- Монтаж звука в теле- и кинопроизводстве : знакомство с технологиями и приемами, Уайатт, Х., 2006
- Психология телевизионной коммуникации : учеб. пособие для вузов, Матвеева, Л. В., 2004