• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Научно-исследовательский семинар "Актуальные проблемы истории, теории и философии права"

Статус: Курс обязательный (История, теория и философия права)
Направление: 40.04.01. Юриспруденция
Где читается: Факультет права
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: История, теория и философия права
Язык: русский
Кредиты: 7

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар (далее – НИС) нацелен на изучение наиболее значимых в теоретико–, историко– и философско-правовом отношениях проблем развития отечественной и зарубежной государственности и права. Обучение строится на основе привлечения широкого спектра источников и научной литературы, характеризующих состояние правовой жизни России в ретроспективном срезе. Значимая роль в работе семинара отводится методологической составляющей подготовки магистров. Планируется ввести магистрантов в проблематику научной работы, привить им навыки работы с литературой и источниками по теме исследования, познакомить их с новейшими методологическими подходами и разработками в области теории права, истории права, философии права. Важной задачей семинара является научить магистрантов ориентироваться в информационном поле избранной сферы исследований, работать с богатейшими базами (Высшей школы экономики и других образовательных и научно-исследовательских учреждений) научной литературы и нормативно-правовых материалов. Предполагается, что в результате работы в рамках НИСа магистранты обучатся основам самостоятельного выявления актуальных научных и научно-практических проблем, их «диагностики», приемов поиска и определения оптимальных способов их разрешения. Планируется также осуществлять контроль за ходом подготовки магистрантами курсовых работ и диссертационных исследований, заслушивать доклады по стадиям подготовки магистерских диссертаций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у магистрантов представления о ведущих научных и методологических вопросах истории, теории и философии права.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знает российскую правовую доктрину, действующее законодательство и практику в сфере финансового, налогового и таможенного права; актуальные и ключевые проблемы в области финансового, налогового и таможенного права;
  • Умеет осуществлять работу по сбору и обобщению материалов по ключевым проблемам учебных курсов магистратуры и теме своей курсовой и магистерской работы; использовать современные методы работы с источниками и историографией по теме научного исследования;
  • Владеет овладения комплексом научных исследований по теме магистерской диссертации; приемами творческого осмысления и переосмысления существующей историографической традиции в рамках изучения проблематики вопросов НИСа;
  • Владеет современными методами научного знания, как общенаучными, так и специальными; способами реферирования научной литературы, подготовки обзоров, отчетов, научных публикаций, курсового проекта и магистерского диссертационного исследования; навыками преподавания дисциплин теоретико-, историко- и философско-правового циклов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Зарождение юридической профессии в имперской России: XVIII – начало XX вв. Рождение юридической профессии в имперской России
    Проблемное поле для обсуждения 1. Становление профессионального юридического образования в России в XVIII – первой половине XIX вв. 2. Юридическое образование и юриспруденция в России в годы великих реформ 3. Юридическое образование в период контрреформ 4. Юридическое образование и наука на рубеже веков 5. Юридическое образование и наука в дореволюционной России 6. Историческая судьба дореволюционного правоведения.
  • Становление профессионального юридического образования в России в XVIII –первой половине XIX
    Проблемное поле для обсуждения 1. Факторы становления высшего юридического образования в России: 1.1. Регулярное государство Петра I и возникновение рационально организованной правовой системы. 1.2. Влияние западноевропейского правоведения и западной традиции изучения права. 2. Появление формально-теоретического юридического образования во второй по-ловине XVIII в. 2.1. Юридический факультет Московского университета и модель преподавания права 2.2. Первые профессора права. 3. Складывание систематического высшего юридического образования в начале XIX в. 3.1. Устав Московского университета 1804 г. Структура юридического факультета и модель преподавания 4. Утилитарная модель юридического образования во второй трети XIX в.: причины, содержание, особенности. 4.1. Система Свода законов как основание образовательной модели. 4.2. Структура и модель образования по Общему уставу российских университетов 1835 г.
  • Юридическое образование и юриспруденция в России в эпоху «великих реформ» (1860-е – 1870-е гг.)
    Проблемное поле для обсуждения 1. Факторы развития высшей школы и реформирования модели юридического образо-вания в 1860-е гг. 2. Система юридического образования и изменения в ней согласно Общему уставу рос-сийских университетов 1863 г. 3. Модель преподавания у юристов. Расширение программ учебных курсов и удельного веса теоретико-исторических курсов в юридическом образовании. 4. Специальные учебные заведения по подготовке юристов во второй половине XIX в.: общая характеристика. 5. Юридические общества и их роль в развитии юридической науки и образования
  • Юридическое образование в России в конце XIX – начале XX вв.
    Проблемное поле для обсуждения 1. Контрреформы Александра III: новый вызов к высшей школе. Университетское юриди-ческое образование по Уставу 1884 г.: содержание и модель. 2. Профессионализация университетского юридического образования. Теоретические занятия. Юридическая клиника. 3. Дебаты о формах обучения юристов: новации и традиции 4. Юридическая журналистика и ее влияние на развитие правовой науки. Знакомство с проблематикой дореволюционных юридических изданий. Юридические издания: газета «Право», журналы «Вестник права» и «Юридический вестник», «Журнал гражданского и уголовного права», «Сборник правоведения и об-щественных знаний. Труды юридического общества, состоящего при Императорском Московском университете, и его статистического отделения», «Журнал Юридического общества при Императорском Санкт-Петербургском университете»). «Журнал Мини-стерства юстиции». 5. Дебаты о содержании и задачах юридического образования.
  • Юридическое мировоззрение и юридическая наука в дореволюционной России
    Проблемное поле для обсуждения 1.Развитие научной юриспруденции в России второй половины XIX – начала XX вв. 2.Наука административного (полицейского) права. И.Е. Андреевский, В.Ф. Дерюжин-ский, А.И. Елистратов. 1.2. Наука государственного права. А.Д. Градовский, И.Е. Андреевский Б.Н. Чичерин 1.3. Наука гражданского права. К.Д. Кавелин, С.А. Муромцев, К.П. Победоносцев, С.В. Пахман 1.4. Наука уголовного права. В.Д. Спасович, А.Ф. Кистяковский, Н.С. Таганцев. 1.5. Наука истории права. И.Д. Беляев, В.И. Сергеевич, В.Н. Латкин. 2. Юридическое мировоззрение и его возникновение в России.
  • Российская философия права на рубеже XIX-XX вв. Анализ идей представителей видных российских школ
    Проблемное поле для обсуждения 1. Становление и развитие социологической юриспруденции. М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, В.М. Хвостов и др. 2. Позитивистская юриспруденция в России. Г.Ф. Шершеневич. 3. Школа возрожденного естественного права. П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский 4. Психологическое направление. Л.И. Петражицкий.
  • Становление и развитие российской юридической профессии в контексте истории про-фессий. Состояние западной русистики.
    Проблемное поле для обсуждения 1. Постановка проблемы истории профессий 2. Институционализация юридической профессии 3. Адвокатура 4. Цивилистика и гражданский активизм 5. Право, гражданство, правовое государство.
  • РАЗДЕЛ 2. Проблемные вопросы теории и истории государства и права Проблемные вопросы теоретической юриспруденции (вводная лекция)
  • Теоретические проблемы правопонимания и формирования содержания права
    Проблемное поле для обсуждения 1. Типы научной рациональности и типы правопонимания. Интерпретация бытия права в классических и неклассических правовых теориях. 2. Естественно-правовые концепции правопонимания. 3. Позитивистские концепции правопонимания (нормативизм, психологическая, социологическая, историческая концепции). 4. Либертарно-юридическая концепция правопонимания. 5. Интегральное правопонимание как проблема современной теории права.
  • Право, правовые системы в условиях глобализации Проблемное поле для обсуждения
    1. Концептуальные подходы к понятию глобализации. Причины ускорения глобали-зационных процессов в различных сферах общественной жизни. Позитивные и негатив-ные последствия глобализации. 2. Зарождение и развитие правовой глобализации. Правовое отражение и опосредо-вание мировых интеграционных процессов. Проблема мирового правопорядка. Идея гло-бального права. 3. Взаимодействие национальных правовых систем в условиях глобализации. Фор-мы взаимодействия: аккультурация, рецепция. Проблема заимствования правовых инсти-тутов. Понятие «вестернизации». Теория конвергенции. 4. Перспективы развития национальных правовых систем в условиях глобализации. Понятие правовой системы переходного периода. Права человека в глобализирующемся мире. Российская правовая система в условиях глобализации.
  • Тенденции развития современной российской правовой системы
    Проблемное поле для обсуждения 1. Специфика правового развития в России. Место российской правовой системы на правовой карте мира. 2. Источники и систематизация современного российского права. 3. Тенденции развития российской правовой системы на рубеже XX – XXI вв. Про-блемы осуществления судебной реформы. 4. Совершенствование правотворческой деятельности субъектов Российской Феде-рации.
  • Правовая политика как общетеоретическая и организационно-правовая проблема
    Проблемное поле для обсуждения 1. Общетеоретические проблемы правовой политики. Понятие и структура правовой политики. Развитие представлений о правовой по-литике. Формирование и методы проведения правовой политики. Правовые средства про-ведения правовой политики. Научные основы правовой политики. 2. Правовая политика в сфере взаимодействия государства и личности. Правовая политика и гражданское общество. Правовая политика как стратегия развития общества, государства и права. 3. Основные приоритеты российской правовой политики. Субъекты правовой по-литики в современной России. Условия реализации правовой политики в Российской Фе-дерации. Правовая политика и задача укрепления российской государственности. Модер-низация государства и общества и задачи правовой политики. 4. Виды осуществления правовой политики в РФ. Правотворческая политика на федеральном и региональном уровнях. Правоприменительная политика. Правовая поли-тика в сфере борьбы с коррупцией. Информационно-правовая политика. Проблемы су-дебно-правовой политики в России. Правовая политика в сфере высшего юридического образования. Международно-правовая политика. Правовая политика в области интегра-ции государств.
  • Теоретико-правовые проблемы соотношения права, государства, демократии и экономики
    Проблемное поле для обсуждения 1. Основные теоретические модели соотношения права и государства. Правогенез и политогенез: проблемы соотношения. Правовой плюрализм: социальное и государствен-но-организованное право. Основные концепции публичной власти. 2. Функции и задачи государства в экономике. Формы и методы государственно-правового регулирования экономических отношений. Государство, право и рыночная экономика. Обеспечение государством многообразия форм собственности и свободы частнопредпринимательской деятельности. Возможности и пределы государственного и правового воздействия на рыночную экономику. 3. Предпринимательские структуры и их взаимодействие с государством. Соотно-шение государственно-правового регулирования и экономического саморегулирования. 4. Роль государства в обеспечении международных условий для развития рыночной экономики. Защита национальных интересов России при вступлении в международные экономические организации (ВТО и др.).
  • Роль права в формировании инновационной экономики и общества. Правовые формы ин-теграции науки и образования
    Проблемное поле для обсуждения 1. Понятие и сущность инновационной экономики. Роль государства и обществен-ных объединений в выборе и реализации приоритетов инновационного развития эконо-мики и общества. 2. Зарубежный опыт формирования правовых основ инновационной экономики. Ос-новные проблемы инновационного развития современной России и подходы к их реше-нию. Совершенствование законодательства об инновационной деятельности. 3. Понятие «интеграция науки и образования». Виды интеграции: межотраслевые (межведомственные), отраслевые (внутриведомственные). Институциональные механиз-мы и правовые основы создания интегрированных научно-образовательных структур в современной России. Федеральный и региональный уровни правового регулирования от-ношений в области интеграции науки и образования. 4. Социально-экономические основы правовой политики в области развития науки и образования. Направления совершенствования законодательства о науке и образовании. Модернизация науки и образования как фактор инновационного развития экономики.
  • РАЗДЕЛ 3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В XX ВЕКЕ У истоков аналитической традиции в философии права (И. Бентам, Дж. Остин, Г. Кельзен)
    Проблемное поле для обсуждения Истоки формирования аналитической традиции в философии права. Учения И. Бентама и Дж. Остина о праве. Метод «парафраза» И. Бентама. Система юридических понятий в правовом позитивизме Дж. Остина. Нормативизм и учение о причинности Г. Кельзена.
  • «Лингвистический поворот» в философии права в XX в.
    Проблемное поле для обсуждения Влияние аналитической философии и ее концепций на философию права. Венский кружок (Р. Карнап, Л. Витгенштейн) и проблема поиска общего метода научного позна-ния. Оксфордская школа лингвистического анализа (Дж. Л. Остин, Г. Райл, С. Гемп-шир). Аристотелевское философское общество. Философия языка и философия действия. Концептуальный анализ намерений и действий. Особенности юридического языка. Влияние аргументации школы лингвистического анализа на философию права.
  • Интерпретация проблемы следования правилу в философии права
    Проблемное поле для обсуждения Проблема следования правилу Л. Витгенштейна и способы ее интерпретации в фи-лософии права. Лингвистические правила и юридические нормы: сходства и различия. Скептический вариант решения проблемы следования правилу (С. Крипке) и его интерпретация в правовом реализме. Другие варианты решения проблемы в философии права (Б. Бикс, Д. Паттерсон). Специфика юридического языка, поиска значений юридических терминов и опре-делений.
  • Теория юридического языка Г. Харта
    Проблемное поле для обсуждения Теория юридического языка Г. Харта. Особенности определений в юридическом языке и их интерпретации. Аскриптивные правовые высказывания. Речевые акты и их правовые последствия. Отличие правовых высказываний от иных форм грамматических конструкций. Методы определения юридических понятий. Концептуальный анализ. Учение Г. Харта и Э. Оноре о причинности в праве. Эмпирические критерии анали-за причинно-следственных связей. Теории ближайшей и адекватной причины. Принцип conditio sin qua non. Теории условий наступления последствий.
  • Юридический неопозитивизм Г. Харта и современная теория естественного права. Концепции естественного права Л. Фуллера и Дж. Финниса
    Проблемное поле для обсуждения Теория юридического неопозитивизма Г. Харта. Учение о первичных и вторичных правилах. Интерпретация понятия «естественное право». Тезис о разграничении права и морали Г. Харта. Дискуссия Г. Харта и Л. Фуллера о соотношении права и морали. Тезис Л. Фуллера о «внутренней морали» права и «верно-сти праву». Эволюция теории естественного права в XX в. Теория процедурного естественного права Л. Фуллера. Теория материального естественного права и общего блага Дж. Фин-ниса.
  • Теория «конструктивной интерпретации» Р. Дворкина. Дебаты Г. Харта и Р. Двор-кина о судейском усмотрении
    Проблемное поле для обсуждения Философия права Р. Дворкина. Критика правового позитивизма Г. Харта. Теория «конструктивной интерпретации» права. Моральные основы правовой системы и консти-туционного права. Дебаты Г. Харта и Р. Дворкина о судейском усмотрении.
  • Эволюция правового реализма в философии права XX в. Скандинавский, аме-риканский и европейский правовой реализм
    Проблемное поле для обсуждения Правовой реализм в современной философии права. Этапы формирования правового реализма в философии права. Влияние философии прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс). Скандинавский, американский и европейский правовой реализм. Направления правового реализма.
  • Научные взгляды У. Куайна и концепция «натурализации юриспруденции» Б. Лей-тера
    Проблемное поле для обсуждения Идеи У. Куайна и развитие эпистемологии права. Концепция «натурализации юриспруденции» Б. Лейтера и ее критики.
  • Концептуальный анализ и методы интерпретации в праве. Концепции Н. МакКор-мика, Д. Паттерсона и К. Химмы
    Проблемное поле для обсуждения Понятие концептуального анализа и интерпретации в философии права. Концепции Н. МакКормика, Д. Паттерсона, К. Химмы.
  • Взаимодействие морали и права. Новые подходы в аналитической философии пра-ва (М. Мур, Дж. Раз, Б. Бикс)
    Проблемное поле для обсуждения Соотношение права и морали как философско-правовая проблема. Новые подходы к взаимодействию морали и права – концепции М. Мура, Дж. Раза, Б. Бикса.
  • РАЗДЕЛ 4. Презентация курсовых исследований
    Работа на научно-исследовательском семинаре в 4-м модуле первого года обуче-ния строится следующим образом. Студенты готовят курсовые работы и составля-ют электронные презентации по результатам выполнения курсовых работ. Затем они презентируют свои презентации на НИСе. В ходе НИСа организуется обсуж-дение прослушанных презентаций, тематики и содержания курсовых работ, про-исходит дискуссия между участниками НИСа по поводу содержания курсовых ис-следований.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Реферат (неблокирующий)
  • Активность на семинарах (неблокирующий)
  • Устный опрос (экзамен) (неблокирующий)
  • Домашнее задание (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.3 * Активность на семинарах + 0.2 * Реферат + 0.5 * Устный опрос (экзамен)
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Активность на семинарах + 0.5 * Устный опрос (экзамен)
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Активность на семинарах + 0.1 * Домашнее задание + 0.2 * Реферат + 0.5 * Устный опрос (экзамен)
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Активность на семинарах + 0.5 * Домашнее задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История и методология юридической науки: Университетский курс для магистрантов юридических вузов / Лазарев В.В., Липень С.В., Корнев А.В. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 496 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/982287
  • Селютина Е. Н., Холодов В. А.-ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-224-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-9916-3679-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-i-metodologiya-yuridicheskoy-nauki-433816

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История политических и правовых учений: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 800 с.: 60x90 1/16 (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-91768-725-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/543983
  • Лазарев В.В. Избранные труды. [В 4 т.]. Т. I [Электронный ресурс] / В.В. Лазарев. - Москва : Инфра-М, 2015. - 701 с. - ISBN (on-line) 978-5-16-102788-2. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/507778
  • Пробелы в праве и пути их устранения : монография / В. В. Лазарев. — Репр. изд. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2019.-184с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1010168