• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Современные проблемы философии

Статус: Курс обязательный (Философская антропология)
Направление: 47.04.01. Философия
Кто читает: Школа философии
Когда читается: 1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Философская антропология
Язык: русский
Кредиты: 7

Программа дисциплины

Аннотация

Курс нацелен на знакомство с религиоведческой феноменологией (особенностями в отличие от других религиоведческих дисциплин и от богословской феноменологии, с методологиями и концепциями). Третий раздел курса «Современные проблемы философии», озаглавленный «Аналитическая философия ХХ века», нацелен на изучение тех наиболее влиятельных течений в рамках аналитической традиции, которые оказались неохваченными в курсе истории философии, читаемом студентам-философам в бакалавриате. Однако в данном случае акцент сделан на критическом анализе наиболее важных и интересных решений, разработанных аналитическими философами для таких ключевых проблем, как проблема достоверного знания, проблема чувственного восприятия (защита и опровержение теории чувственных данных), вопрос о отношении языка и мира в рамках аналитической онтологии, проблема значения, природа человеческого сознания и др. Предметом обсуждения на занятиях станут наиболее значимые философские работы таких ведущих аналитических философов ХХ века, как Дж.Э. Мур, поздний Л. Витгенштейн, Г. Райл, Дж. Л. Остин, П. Стросон, П. Грайс, У.В.О. Куайн, Д. Дэвидсон, Х. Патнэм, Д. Деннет и др
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Определение феноменологического качества религиоведческих исследований с точки зрения феноменологии Э. Гуссерля.
  • Целями раздела курса «Аналитическая философия ХХ века» являются: • углубленное изучение основных направлений аналитической философии ХХ века; • критическое осмысление и анализ ключевых идей аналитической философии ХХ века; • ознакомление со спецификой аналитической философии в сравнении с другими философскими традициями ХХ века.
  • Целью раздела курса "Современные компаративные исследования" является фундаментальная подготовка в области современных кросс-культурных исследований религии, которые входят в число магистральных направлений современной мировой философии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент определяет ключевые проблемы философии постструктурализма, критически анализирует и оценивает предлагаемые решения
  • Студент определяет ключевые проблемы феноменологической философии, критически анализирует и оценивает предлагаемые решения
  • Студент определяет ключевые проблемы аналитической философии, критически анализирует и оценивает предлагаемые решения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Проблема смысла: феноменология
    Феноменологическая философия. Эдмунд Гуссерль (1859-1938), Мартин Хайдеггер (1889-1976), Морис Мерло-Понти (1908-1961) и их основные работы. Основные идеи немецкой и французской феноменологии. Метод феноменологической философии (приостановка суждений, возведение феномена к его смысловому истоку). Основные проблемы: сознание, время, телесность, Другой. Центральная проблема – проблема смысла. Смысл в процессе становления как «глубина». Границы и перспективы феноменологической философии.
  • Проблема языка: аналитическая философия
    Аналитическая философия. Готтлоб Фреге (1848-1925), Бертран Рассел (1872-1970), Джордж Эдвард Мур (1873-1958), Людвиг Виттгенштейн (1889-1951) и их труды. Основные проблемы англо-американской аналитической философии: референция, возможность «приватного языка», языковые игры. Метод аналитической философии (смена аспекта, концептуальный анализ языка). Центральная проблема – проблема языка. «Поверхность» языка. Границы и перспективы аналитической философии.
  • Проблема символических структур: структурализм
    Философия постструктурализма. Жак Лакан (1901-1981), Жиль Делёз (1925-1995), Мишель Фуко (1926-1984), Жак Деррида (1930-2004) и их ключевые сочинения. Основные проблемы французского постструктурализма: различение, дискурс, символический порядок. Методы философии пост¬структурализма (анализ дискурсивных практик, «археология» знания, деконструкция, снятие бинарных оппозиций). Центральная проблема – проблема символических структур. «Подпочва» символического. Границы философии постструктурализма.
  • Тема 1. Религиоведческая феноменология как познание и дисциплина
  • Тема 2. Феноменология в концепции Р. Отто
  • Тема 3. Феноменология в концепции Г. ван дер Леува
  • Тема 4. Толкование Д. Аллена как пример совершенствования религиоведческой феноменологии
  • Тема 5. Критика религиоведческой феноменологии Цви Вербловским
  • Тема 6. Попытка феноменологии: Псалом 96 (97)
  • Тема 7. Предсказание Елисея (4Ц. (2Ц.) 13:14-20)
  • Тема 8. Попытка феноменологии: Псалом13 (14)
  • Тема 9. Беракот 7а, 9б
  • Тема 10. Попытка феноменологии: Нагорная проповедь (Мф.5-7)
  • Раздел 3. Тема 1. Философия лингвистического анализа
    Временные рамки аналитической философии и основные периоды в ее развитии. Проблема определения специфики аналитической философии. Философия здравого смысла Дж.Э. Мура. Критика Муром скептицизма и идеализма. «Доказательство» Муром существования внешнего мира. Достоверность в понимании Мура. Неореализм и теория чувственных данных. Философские идеи позднего Л. Витгенштейна. Эволюция представлений Витгенштейна о природе языка. Языковые игры и процесс обучения языку. Опровержение Витгенштейном возможности индивидуального (личного, персонального) языка. Проблема следования правилу и скептический аргумент С. Крипке. Трактовка Л. Витгенштейном понятия достоверности. Понятие картины мира и логический статус ее компонентов. Философская грамматика глагола «знать». Оксфордская философия обыденного языка (Г.Райл, Дж.Остин, П.Стросон, П.Грайс). Философская психология Райла, критика им картезианского дуализма. Диспозиционная модель психического. Теория речевых актов Дж. Остина. Теория истины Дж. Остина. Критика Остином теории чувственных данных и лежащего в ее основе аргумента от иллюзии. Трактовка Остином достоверности. Теория референции П.Стросона. Критика П.Стросоном теории дескрипций Б.Рассела. Реабилитация метафизики П.Стросоном. Дескриптивная и ревизующая метафизика. Понятие базового конкретного сущего и его виды. Идентифицирующая референция, идентификационная зависимость и реиндентификация. Теория истины Стросона. Теория языка П.Грайса. Факторы, управляющие употреблением языкового выражения. Значение, конвенции и коммуникация. Теория импликатур. Тексты для обсуждения на семинарах: 1. Мур Дж.Э. Защита здравого смысла 2. Мур Дж.Э. Доказательство внешнего мира 3. Витгенштейн Л. О достоверности [фрагменты] 4. Райл Г. Понятие сознания [фрагменты] 5. Остин Дж. Смысл и сенсибилии [фрагменты] 6. Стросон П. Индивиды. Опыт дескриптивной метафизики [фрагменты]
  • Раздел 3. Тема 2. Аналитический неопрагматизм
    Неоднозначность термина «неопрагматизм». К.И. Льюис как источник аналитического неопрагматизма, его концепция прагматической априорности. Неопрагматизм и номинализм Н. Гудмена. Плюрализм «миров», его онтологические и гносеологические аспекты. Критика У.В.О.Куайном различения аналитических и синтетических истин и редукционизма как двух «догм» эмпиризма. Тезис Дюгема-Куайна. Холизм и новая концепция эмпиризма. Эмпиризм и референция в понимании Б.Рассела и У.В.О.Куайна. Язык, стимульное значение и концепция радикального перевода Куайна. Тезис неопределенности перевода. Непрозрачность референции. Онтологическая относительность в понимании Р.Карнапа и Куайна. Концепция онтологических обязательств Куайна. Натурализованная эпистемология. Критика Д.Дэвидсоном идеи концептуальной схемы как третьей «догмы» эмпиризма. Проект создания систематической теории значения Д.Дэвидсона. Истина и значение. Истинностно-условная семантика. Холизм и идея радикальной интерпретации Д.Дэвидсона. Аномальный монизм Д.Дэвидсона как вариант теории психофизического тождества. Тексты для обсуждения на семинарах: 1. Куайн У.В.О. Слово и объект [фрагменты] 2. Куайн У.В.О. Еще раз о неопределенности перевода 3. Дэвидсон Д. Об идее концептуальной схемы
  • Раздел 3. Тема 3. Современная философия сознания
    Философия сознания в аналитической философии второй половины ХХ века, ее основные направления. Бихевиоризм в психологии и философии. Бихевиоризм и физикализм логических позитивистов. «Логический бихевиоризм» Г. Райла. Аргументы за и против бихевиоризма. Современные формы бихевиоризма. Теория тождества сознания и мозга, ее основные варианты (Дж. Смарт, Д. Армстронг, Д. Льюис). Ментальные и физические состояния и свойства. Понятие тождества типов состояний и индивидуальных (token) состояний. Аргумент С. Крипке против теории тожества сознания и мозга. Множественная реализуемость ментальных состояний. Проблема психофизической каузальности. Понятие супервентности. Функционализм и его основные виды. Х. Патнэм и функционализм машины Тьюринга. Функционализм и вычислительная теория сознания. Ментальные репрезентации. Аргументы против функционализма; проблема интенциональности и квалиа. Редукционизм и антиредукционизм в трактовке сознания. Элиминативизм и фольк-психология. Биологический натурализм Дж. Сёрла. Онтология сознания как онтология о первого лица. Основные свойства сознания (интенциональность, субъективнойсть, темпоральность, единство и др.). Аргумент Китайской комнаты. Философия сознания Д. Деннета. Натурализация интенциональности. Интенциональная установка. Гетерофеноменология и модель множественных набросков. «Дисквалификация» квалиа. Натуралистический дуализм Д. Чалмерса. Феноменальное и психологическое понятие ментального. Аргумент зомби против материализма. Тексты для обсуждения на семинаре: 1. Патнэм Х. Психологические предикаты 2. Патнэм Х. Философия и наша ментальная жизнь 3. Серл Дж. Мозг, сознание и программы 4. Деннет Д. Онтологическая проблема сознания 5. Чалмерс Д. Сознающий ум. В поисках фундаментальной теории [фрагменты]
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий активность на семинарских занятиях (3 модуль)
    Активность студента на семинарских занятиях оценивается преподавателем по 3-х балльной шкале ("1" - ответ на 1-2 вопроса, "2" - ответ на 4-5 вопросов, "3" - ответ более, чем на 5 вопросов) и заносится в рабочую ведомость. Для получения максимальной оценки за активность (10) на семинарах в целом студенту нужно набрать не менее 20 баллов; для получения наименьшей удовлетворительной оценки (4) нужно набрать не менее 4 баллов.
  • неблокирующий доклад (3 модуль)
    Студент должен подготовить доклад по одной из тем, указанных в примерном перечне тем докладов, который приводится в настоящей программе, или по теме, согласованной с преподавателем. Выступление с докладом должно занимать 15-20 минут.
  • неблокирующий эссе (3 модуль)
    К концу третьего модуля студент должен подготовить эссе объемом 15-20 тыс. знаков по одной из тем, указанных в примерном перечне тем эссе, который приводится в настоящей программе, или по теме, согласованной с преподавателем.
  • блокирующий письменный экзамен (3 модуль)
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться в установленное для экзамена время, высланное преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий 1 модуль. Работа в аудитории
  • неблокирующий 1 модуль. Контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Опромежут.аттест.1 = 0.5*(0.5*Оактивн.1 + 0.5*Оконтр.раб.1) + 0.5*(0.5*Оактивн.2 + 0.5*Оконтр.раб.2)
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Опромежут.аттест.2 = 0.5*Опромежут.аттест.1 + 0.5*(0.3*Описьм.экз.3 + 0.3*Оэссе3 + 0.2*Оактивн.3 + 0.2*Одоклад3)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Guggenheimer, H. W. (2000). Tractate Berakhot : Edition, Translation, and Commentary. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=627818
  • Leeuw, G. van der. (1986). Religion in Essence and Manifestation. Princeton, New Jersey: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=791288
  • Werblowsky, R. J. Z. (2016). Beyond Tradition and Modernity : Changing Religions in a Changing World. London, UK: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1341966
  • Современные философы, Пассмор Дж., Макеевой Л. Б., 2002
  • Сто лет философии, Пассмор Дж., Борисовой И. В., 1998
  • Философские работы. Ч.1: ., Витгенштейн Л., 1994

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Glock, H.-J. (2003). Quine and Davidson on Language, Thought and Reality. Cambridge, UK: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=120346
  • LePore, E., & Harman, G. (2014). A Companion to W. V. O. Quine. Hoboken, New Jersey: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=673171
  • Soames, S. (2003). Philosophical Analysis in the Twentieth Century, Volume 1 : The Dawn of Analysis. Princeton, NJ: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=295547
  • Soames, S. (2003). Philosophical Analysis in the Twentieth Century, Volume 2 : The Age of Meaning. Princeton, NJ: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=295536
  • Археология знания : L'Archéologie du savoir, Фуко, М., 2012
  • Бостонский зомби : Д. Деннет и его теория сознания, Волков, Д. Б., 2019
  • Бытие и время, Хайдеггер М., Бибихина В. В., 2013
  • Как производить действия при помощи слов; Смысл и сенсибилии, Остин Дж. Л., Руднева В. П., 1999
  • Сознающий ум : в поисках фундаментальной теории, Чалмерс Д., Васильева В. В., 2013
  • Философия философии. Тексты философии, Хайдеггер М., Никифоров А., 2012