• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Логистическая поддержка интернет-торговли

Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 3-й курс, 4 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины «Логистическая поддержка интернет-торговли» устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики», по направлению подготовки бакалавров 38.03.02 «Менеджмент», профиль «Логистика и управление цепями поставок» (утвержден Ученым советом Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», протокол от 26.12.2014 г. № 10); направлением подготовки 38.03.02 «Менеджмент», образовательной программы «Логистика и управление цепями поставок»; рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», образовательной программы «Логистика и управление цепями поставок». Основными формами изучения данной дисциплины являются лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа студентов. Лекции составляют методическую основу преподавания дисциплины. Проблемная постановка лекционной тематики позволяет применять на лекционных занятиях элементы дискуссии и экспресс-анализа. Семинарские занятия предназначены для преломления теоретических знаний, полученных в результате изучения лекционного материала и специальной литературы, на примерах конкретных практических ситуаций из опыта работы отечественных и зарубежных организаций, а также для приобретения и закрепления навыков работы в сфере логистики интернет-торговли. Семинарские занятия могут вестись с использованием активных методов обучения (дискуссии, разбор практических ситуаций в мини-группах).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью дисциплины является формирование у студентов представления об особенностях логистической поддержки розничной интернет-торговли, знаний о типичных проблемах логистики онлайн-ритейла, возможных причинах их возникновения и способах предотвращения или разрешения.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знает понятие электронной коммерции, типы участников и основные тенденции на российском рынке розничной интернет-торговли. Понимает классификацию интернет-магазинов.
  • Понимает особенности выполнения логистических функций в розничной интернет-торговле. Может сформулировать ключевые проблемы логистики онлайн-ритейла и охарактеризовать основные причины их возникновения.
  • Понимает различия между омниканальными, мультиканальными и кроссканальными розничными сетями. Способен сформулировать требования к логистической поддержке деятельности омниканальных компаний.
  • Разбирается в типах логистических услуг, предоставляемых интернет-магазинам. Знает классификацию логистических посредников, обслуживающих онлайн-ритейл.
  • Знаком с видами складов интернет-магазинов. Способен сформулировать требования к технологическому и подъёмно-транспортному оборудованию складов интернет-магазинов. Знаком с основными способами и особенностями доставки заказов покупателей на "последней миле". Способен разработать меры по снижению объёма возврата заказанных покупателями товаров, а также сформулировать рекомендации по повышению эффективности обработки возвратных потоков.
  • Знает классификацию маркетплейсов и особенности логистической поддержки их деятельности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 6. Маркетплейсы на рынке розничной интернет-торговли
    Понятие маркетплейса. Классификация маркетплейсов. Типы маркетплейсов с позиции спектра предоставляемых логистических услуг (FBS и FBM). Преимущества и недостатки маркетплейсов. Особенности логистической поддержки деятельности электронных торговых площадок. Возможности горизонтальной кооперации интернет-магазинов на маркетплейсах.
  • Тема 5. Операционные аспекты логистики интернет-торговли: складирование и грузопереработка, доставка на «последней миле», работа с возвратными потоками
    Особенности складской сети интернет-магазина. Виды складов в интернет-ритейле. Состояние рынка складов для интернет-магазинов в РФ, основные тенденции. Оснащение складов интернет-магазинов. Особенности технологического процесса грузопереработки на складе онлайн-ритейлера. Проблемы доставки на «последней миле» и типичные причины их возникновения. Способы доставки заказов на «последней» миле. Сравнительный анализ курьерской доставки, почтоматов и пунктов выдачи заказов. Мультимодальная доставка на «последней миле». Новые способы доставки заказов покупателям. Типичные причины возникновения возвратов. Меры по снижению объёма возвратов заказанных товаров. Разработка политики возвратов. Особенности логистической сети для обслуживания возвратных потоков в интернет-ритейле. Способы повышения эффективности обработки возвратов.
  • Тема 4. Рынок логистических услуг для интернет-торговли
    Типы логистических услуг, предоставляемых интернет-магазинам. Понятие фулфилмента. Новые виды услуг. Классификация логистических посредников. Сопутствующие услуги, необходимые онлайн-ритейлу. Тенденции на рынке логистического аутсорсинга для интернет-магазинов.
  • Тема 3. Особенности логистической поддержки омниканальных розничных сетей
    Понятие омниканальности. Отличия омниканальности от мульти- и кросс-канальности. Конвергенция «чистых» интернет-магазинов («pure players») и традиционного ритейла. Типы конфигураций логистических сетей омниканальных компаний. Требования к логистике омниканальных компаний. Информационная поддержка логистических операций в омниканальных розничных сетях.
  • Тема 2. Специфика и проблемы логистической поддержки розничной интернет-торговли
    Особенности заказов покупателей в розничной онлайн-торговле. Специфика выполнения ключевых логистических функций в онлайн-ритейле. Основные проблемы логистики интернет-магазинов и типичные причины их возникновения.
  • Тема 1. Российский рынок розничной интернет-торговли
    Понятие и составляющие электронной коммерции. История, этапы и факторы развития розничной интернет-торговли. Участники рынка онлайн-ритейла. Классификация интернет-магазинов. Состояние и основные тенденции развития мирового и российского рынка розничной интернет-торговли. Динамика трансграничной электронной коммерции. Нормативно-правовая база розничной интернет-торговли в РФ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. Активность на занятиях
  • неблокирующий Created with Sketch. Контрольная работа
  • неблокирующий Created with Sketch. Домашние задания (письменные отчёты, индивидуальные и групповые презентации)
  • блокирующий Created with Sketch. Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * Активность на занятиях + 0.25 * Домашние задания (письменные отчёты, индивидуальные и групповые презентации) + 0.1 * Контрольная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Микитани Х. — Маркетплейс 3.0. Новый взгляд на торговлю в интернете от основателя Ra kuten — одного из крупнейших интернет-магазинов в мире - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - ISBN: 978-5-91657-926-0 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/62336
  • - Сковиков А.Г. — Цифровая экономика. Электронный бизнес и электронная коммерция: учебное пособие - Издательство "Лань" - 2019 - ISBN: 978-5-8114-3703-0 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/119637
  • Fernie, J., & Sparks, L. (2019). Logistics and Retail Management : Emerging Issues and New Challenges in the Retail Supply Chain (Vol. Fifth edition). London: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1922108
  • Kusuda, Y. (2019). Buy-Online-and-Pick-up-in-Store in Omnichannel Retailing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1909.00822
  • Mason, T., & Knights, M. (2019). Omnichannel Retail : How to Build Winning Stores in a Digital World. London: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2092093
  • Rushton, A. (2017). The Handbook of Logistics and Distribution Management : Understanding the Supply Chain (Vol. 6th revised edition). [Place of publication not identified]: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1446716
  • Герами В. Д., Колик А. В.-УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМИ СИСТЕМАМИ. ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛОГИСТИКИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-438-Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-6890-3: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/upravlenie-transportnymi-sistemami-transportnoe-obespechenie-logistiki-432940
  • Дорофеев, А.Н. Электронный бизнес. : учебное пособие / Дорофеев А.Н. — Москва : КноРус, 2019. — 143 с. — (бакалавриат). — ISBN 978-5-406-07172-4. — URL: https://book.ru/book/932306 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Дыбская В. В., Сергеев В. И. ; Под общ. ред. Сергеева В.И.-ЛОГИСТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-317-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-03586-5, 978-5-534-03587-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/logistika-v-2-ch-chast-1-445029
  • Дыбская В. В., Сергеев В. И.-ЛОГИСТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-341-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-9916-7032-6, 978-5-9916-7033-3: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/logistika-v-2-ch-chast-2-434214
  • Логистика складирования : учебник / В.В. Дыбская. — М. : Инфра-М, 2019. — 559 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). - www.dx.doi.org/10.12737/636. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1027997
  • Логистика складирования +CD-R. : учебник для вузов, Дыбская В. В., 2012
  • Организация работы интернет-магазина / Прохорова М.В., Коданина А.Л., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Дашков и К, 2018. - 336 с.: ISBN 978-5-394-02405-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/989625
  • Проектирование системы распределения в логистике : монография / В.В. Дыбская. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 235 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/24760. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1024005
  • Проектирование системы распределения в логистике : монография, Дыбская, В. В., 2017

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Antonio Ghezzi, Riccardo Mangiaracina, & Alessandro Perego. (2012). Shaping the E-Commerce Logistics Strategy: a Decision Framework. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FFF44C2B
  • Asdecker, B., Karl, D., & Sucky, E. (2017). Examining Drivers of Consumer Returns in E-Tailing with Real Shop Data. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F669D56B
  • Aurelia Jackson. (2014). Amazon® : How Jeff Bezos Built the World’s Largest Online Store. [N.p.]: Mason Crest. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1947586
  • Berg, N., & Knights, M. (2019). Amazon : How the World’s Most Relentless Retailer Will Continue to Revolutionize Commerce (Vol. 1 Edition). New York: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1989359
  • Blokzijl, R. (Roelof). (2017). Characteristics of Next-generation E-commerce Urban Warehouses. Saxion University of Applied Sciences. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edshbo&AN=edshbo.saxionhogeschool.44B05615.6444.46F1.A891E304E270CCBA
  • Chvaralakshmi, & N.Srivani. (2018). Role of Logistics in E-Commerce. https://doi.org/10.5281/zenodo.1154521
  • Civelek, M. E. (2019). eCommerce Textbook. Europe, Europe. https://doi.org/10.5281/zenodo.2553794
  • CLAUDIA ISAC. (2014). E-Fulfillment - a New Challenge for Electronic Business. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BDFF28ED
  • Dariusz Weiland. (2016). Omnichannel as a new challenge for logistics. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DCF12789
  • DEAGON, B. (2018, June). Alibaba Goes Back To Brick-And-Mortar For “New Retail” Strategy. Investors Business Daily, p. 1. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bwh&AN=130008209
  • Drone technology for last-mile delivery in Russia: a tool to develop local markets ; Использование дронов на последнем этапе доставки: инструмент для развития местных рынков. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D9FDB250
  • Dupljanin, D., Mirkovic, M., Dumnic, S., Culibrk, D., Milisavljevic, S., & Sarac, D. (2019). Urban Crowdsourced Last Mile Delivery: Mode of Transport Effects on Fleet Performance. International Journal of Simulation Modelling (IJSIMM), 18(3), 441–452. https://doi.org/10.2507/IJSIMM18(3)481
  • Elstrom, P., Chen, L., & Glamann, P. (2019). Reinventing Alibaba. Bloomberg Businessweek, (4629), 17–19. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=138562000
  • Gianfranco Walsh, & Michael Möhring. (2017). Effectiveness of product return-prevention instruments: Empirical evidence. Electronic Markets, (4), 341. https://doi.org/10.1007/s12525-017-0259-0
  • Hjort, K. (2013). On Aligning Returns Management with the E-commerce Strategy to Increase Effectiveness. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.UPSALLA1.oai.DiVA.org.hb-3648
  • Hubert Wojciechowski, & Lukasz Hadas. (2018). Possibilities Of Implementing Omnichannel Concept In Distribution – Opportunities And Threats. Business Logistics in Modern Management, 337. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.osi.bulimm.v18y2018p337.353
  • José L. Vilar-Zanón, Eduardo Vilar, & Antonio Heras. (2017). Online product returns risk assessment and management. TOP: An Official Journal of the Spanish Society of Statistics and Operations Research, (3), 445. https://doi.org/10.1007/s11750-016-0432-1
  • Karolefski, J. (2016). Omnichannel Retailing: A Work in Progress. Progressive Grocer, 95(1), 91. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=112141089
  • Kawa, A. (2017). Fulfillment Service in E-Commerce Logistics. LogForum, 13(4), 429–438. https://doi.org/10.17270/J.LOG.2017.4.4
  • Kawa, A., & Wałęsiak, M. (2019). Marketplace as a Key Actor in E-Commerce Value Networks. LogForum, 15(4), 521–529. https://doi.org/10.17270/J.LOG.2019.351
  • Last mile delivery by drones: an estimation of viable market potential and access to citizens across European cities. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CD193577
  • Li Nan. (2017). New Retail: Clicks Plus Bricks. Beijing Review, 60(4), 34–35. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=121018040
  • Liu, S., & Avery, M. (2009). Alibaba : The Inside Story Behind Jack Ma and the Creation of the World’s Biggest Online Marketplace. Pymble, NSW: HarperCollins. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=267910
  • Michael Brusch, & Eva Stüber. (2013). Trends in logistics in the german e-commerce and the particular relevance of managing product returns. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9B077302
  • Michał Adamczak, Roman Domański, & Piotr Cyplik. (2018). Coexistence Of Traditional Sales Channel And E-Commerce From The Point Of View Of Logistics Costs - Calculation Model. Business Logistics in Modern Management, 317. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.osi.bulimm.v18y2018p317.335
  • MING ZENG. (2018). Alibaba and the Future of Business. Harvard Business Review, 96(5), 88–96. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=131356796
  • Neil Dunse, & Colin Jones. (2019). The Revolution in Warehousing: Changing Nature of Demand for and Supply of Logistics Real Estate. ERES. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.arz.wpaper.eres2019.336
  • Niels Agatz, Moritz Fleischmann, & Jo Van Nunen. (2006). E-Fulfillment and Multi-Channel Distribution – A Review. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.55505CE
  • Schrotenboer, A. H., Wruck, S., Vis, I. F. A., & Roodbergen, K. J. (2019). Integration of returns and decomposition of customer orders in e-commerce warehouses. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1909.01794
  • Seung Yoon Ko, Sung Won Cho, & Chulung Lee. (2018). Pricing and Collaboration in Last Mile Delivery Services. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5BE62908
  • Smart Retailing:Technologies and Strategies. (2019). United Kingdom, Europe: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CF59758B
  • Sonneberg, M.-O., Leyerer, M., Kleinschmidt, A., Knigge, F., & Breitner, M. H. (2019). Autonomous Unmanned Ground Vehicles for Urban Logistics: Optimization of Last Mile Delivery Operations. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.126A2718
  • SORKUN, M. F. (2019). Factors That Impact the Logistics Service Performance in Online Marketplaces. Journal of Yasar University, 14(54), 152–167. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=139069116
  • Stojanov, M., Zhelyazkova, D., & Gramatikova, E. (2018). Development of Courier Services in the Context of the Omnichannel Strategy. International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences & Arts SGEM, 5, 261–268. https://doi.org/10.5593/sgemsocial2018/1.5
  • Sutherland, A. (2016). Amazon : The Business Behind the “Everything” Store (Vol. First American edition). [N.p.]: Lerner Publications ™. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1162928
  • The influence of e-commerce on the design of warehouses : a literature review. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3F7ECCAF
  • Tompkins, J. (2015). Omnichannel logistics make happy customers. Industrial Engineer: IE, 47(10), 24. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=110379627
  • Yufeng Zhuang, Ningxi Zhang, Song Wang, & Yanzhu Hu. (2019). Optimal Logistics Control of an Omnichannel Supply Chain. Sustainability, (21), 6014. https://doi.org/10.3390/su11216014
  • Żuchowski, W. (2016). The Impact of E-Commerce on Warehouse Operations. LogForum, 12(1), 95–101. https://doi.org/10.17270/J.LOG.2016.1.9
  • АГАФОНОВА АННА НИКОЛАЕВНА. (2014). Особенности Моделей Аутсорсинга Бизнес-Процессов В Электронной Коммерции. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5501D8AF
  • Корпоративная логистика : 300 ответов на вопросы профессионалов, Сергеев В. И., Белов Л. Б., 2008