• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Научно-исследовательский семинар "Цифровые технологии поддержки стратегических решений в логистике"

Статус: Курс по выбору (Стратегическое управление логистикой)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Кто читает: Кафедра информационных систем и технологий в логистике
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Стратегическое управление логистикой
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 50

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар ориентирует учащихся на овладение методами поиска и обработки релевантной информации, выбора и применения современных информационно-аналитический технологий и инструментов для анализа и исследования сложных логистических систем и цепей поставок, поддержки принятия стратегических решений в логистике и УЦП, а также навыков формирования концепции построения информационно-аналитической поддержки и комплексной ИТ-инфраструктуры управления цепями поставок в условиях цифровых трансформаций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель научно-исследовательского семинара состоит в формировании у студентов знаний методов исследования и навыков применения современных инструментальных средств, информационно-аналитических технологий при моделировании и проектировании логистических систем, решении задач прикладного характера в сфере стратегического управления логистикой, а также знания возможностей современных информационных технологий, применяемых в цифровых цепях поставок, умения формировать требования по созданию комплексной информационной инфраструктуры управления логистикой и цепями поставок в условиях цифровых трансформаций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные технологические тенденции в области "Индустрия 4.0";
  • иметь представление о формировании единого информационного пространства в управлении цепями поставок;
  • знать основные информационные технологии, применяемые в цифровых цепях поставок;
  • знать основные формы электронного бизнеса в цифровой логистике;
  • знать понятие Архитектуры бизнес-системы и ИТ-инфраструктуры, принципы и методы формирования комплексной информационной инфраструктуры управления цепями поставок;
  • уметь формировать комплексную информационную инфраструктуру и концепцию информационной поддержки управления цепями поставок;
  • владеть методами организационного дизайна и построения комплексной ИТ-архитектуры и интегрированного информационного пространства управления цепями поставок с применением современных ИТ-технологий;
  • знать основные классы информационных систем управления процессами в цепях поставок, их назначение и функциональные возможности;
  • уметь выбирать инструментальные решения для информационной поддержки процессов управления в цепях поставок;
  • уметь выбирать и применять методики, инструменты и техники моделирования логистический процессов в цепях поставок и организационного дизайна;
  • владение техниками моделирования и оптимизации логистических процессов в цепях поставок с применением средств BPMS и e-SCOR;
  • уметь выбирать и применять инструменты дизайна и моделирования цепей поставок;
  • знать и применять в проектах реинжиниринга методы и методики моделирования (e-SCOR) , функционально-стоимостного анализа, картирования цепочки ценности и оптимизации логистических процессов в цепях поставок;
  • знать содержание концепции e-SCM, виртуального предприятия, принципы формирования единого информационного пространства SCM на основе современных информационных технологий;
  • знать методы и информационно-аналитические технологии поддержки логистического контроллинга;
  • уметь осуществлять информационно-аналитическую поддержку логистического контроллинга в цепях поставок.
  • владеть методологией BSC и информационно-аналитическими приложениями при формировании и контроле реализации логистической стратегии.
  • знать методы и технологии делового интеллекта и управления знаниями в решении стратегических задач;
  • уметь формировать логистическую стратегию и согласовывать ее с корпоративной стратегией с применением систем бизнес-аналитики и системно-динамического моделирования;
  • владеть методологией BSC и информационно-аналитическими приложениями при формировании и контроле реализации логистической стратегии;
  • развитие системного и стратегического мышления;
  • выделяет место логистики в современной парадигме цифровой экономики Индустрии 4.0; иллюстрирует понимание сути цифровой логистики и механизмы построения единой информационной среды в процессах управления цепями поставок;
  • различает процессы цифровой трансформации от процессов автоматизации (информатизации, цифровизации); аргументирует необходимость и достаточность применения конкретных сквозных технологий
  • различает основные технологические инструменты инновационного управления современной цифровой логистикой; иллюстрирует возможности и риски цифровой трансформации в мире и в РФ;
  • иллюстрирует практические примеры реализации инновационных проектов построения единой информационной среды Индустрии 4.0 в мировой практике и практике экономики РФ; аргументирует, критикует и систематизирует принципиальные особенности реальных проектов цифрового управления логистическими процессами в условиях цифровой экономики РФ ;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Цифровая логистика – новая парадигма организации стратегического управления в логистике.
    Цифровая экономика. Новые технологии развития экономических процессов в мире («Индустрия 4.0»). Состояние и тендеции. Программные документы цифровой экономики в РФ и странах-членах ЕАЭС. Основные понятия и определения. • Место логистики в цифровой экономике. Целостное рассмотрение логистических потоков, как основа формирования единого информационного пространства в цепях поставок. Цифровая логистика на транспорте и внешнеэкономической деятельности. Субъекты цифровой логистики внешней и взаимной торговли. Логистические операторы. Цифровые маркетплейсы. Операторы 5-PL.
  • Цифровая трансформация в логистике
    Цифровая трансформация – основной инструмент преобразований цифровой экономики. Цифровая трансформация и автоматизация. Принципиальные отличия. Развитие цифровой трансформации в РФ и в мировой экономике. Подходы к цифровой трансформации в станах-членах ЕАЭС. Технологии распределенного реестра («блокчейн»), больших данных, искусственного интеллекта, «интернета вещей» в логистических процессах Технологии , глобальной навигации, телематики и интеллектуально-транспортных систем в логистике
  • Интеграция информации – основа построения механизма стратегического управления в логистике
    Практические примеры реализации проектов цифровой трансформации в процессах управления цепями поставок на транспорте и внешнеэкономической деятельности. Цифровые агрегаторы. Цифровые биржи. Цифровые платформы. Анализ реализованных и перспективных проектов. Реализация Системы коллективного пользования в управлении логистическими цепями поставок Организация взаимодействия В2В в логистике. Информационный обмен B2G. Проекты «единого окна» в мировой экономике и в России. Цифровая трансформация - новые подходы к решению проблемы. Цифровая трансформация. Безбумажный электронный документооборот или сокращение логистических издержек в цепях поставок. Новые тенденции «Индустрии 4.0»
  • Архитектура бизнес-системы и ее информационной системы
    Методы формирования ИТ-инфраструктуры управления цепями поставок. Архитектура (метамодель) предприятия. Комплексная информационная инфраструктура управления цепями поставок, основные слои: данные транзакционного уровня, оценка эффективности бизнес-процессов, отчеты операционного уровня, система мониторинга, система анализа событий и управления рисками, дизайн цепей поставок - аналитика стратегического и тактического планирования SC, система логистического контроллинга, деловой интеллект стратегического управления. ИТ-архитектура и интегрированное информационное пространство управления цепями поставок: взаимосвязь уровней.
  • Основные классы информационных систем в управлении цепями поставок
    Основные классы информационных систем SCM: системы исполнения процессов в ЦП (Supply Chain Execution); SCMo – система мониторинга SC; SCEM (SC Event Management) – управление событиями в ЦП; системы планирования ЦП (Supply Chain Planning), APS (Advanced Planning and Scheduling) – расширенное/оптимизационное планирование (синхронизация процессов на межфирменном уровне); SND (Supply Network Design) – проектирование ЦП.
  • Моделирование и оптимизация процессов в цепях поставок
    Базовые макро-процессы цепи поставок: SRM (Supplier Relationship Management) - управление взаимоотношениями с поставщиками; ISCM (Internal Supply Chain Management) - внутрифирменное управление цепями поставок; CRM (Customer Relationship Management) - управление взаимоотношениями с потребителями. Методики моделирования логистических процессов в цепях поставок на основе SCOR-рекомендаций и инструментов e-SCOR. Уровни зрелости менеджмента и проблематика реинжиниринга и оптимизации логистических процессов в цепях поставок. Методологии и средства моделирования процессов (BPMS). Методики функционально-стоимостного (АВС - Activity Based Costing) анализа бизнес-процессов и картирования цепочки добавленной стоимости, как основа зрелого реинжиниринга бизнес-процессов. Разработка методов, моделей и алгоритмов оптимизации бизнес-процессов в логистических цепях. ИТ в исполнении и мониторинге бизнес-процессов. Моделирование и реинжиниринг логистических процессов как предпроектная стадия проекта автоматизации, автоматизация и синхронизация логистических процессов в цепях поставок на основе информационных систем. Интеграция ключевых бизнес-процессов. Совершенствование процессов в масштабе всей ЦП и управление изменениями. Комплексные системные стратегии повышения эффективности процессов. Дизайн цепей поставок. Аналитика стратегического планирования и конфигурирования, технологии и инструменты ре-дизайна цепей поставок: NOM-модели (network optimization models); e-SCOR. ИC для планирования и оперативного управления на уровне ЦП. Основы разработки принципов построения и структуры системы интегрированного планирования и управления SC.
  • Комплексная информационная инфраструктура управления цепями поставок
    Информационная интеграция предприятий на базе единого информационного пространства. Технологии и возможности применения Internet в логистике и УЦП. Концепция e-SCM – электронное управление цепями поставок. e-SCM – как cреда для коммуникации партнеров ЦП. Единое информационное Интернет-пространство, как среда интегрированного планирования и управления взаимодействиями контрагентов в цепи поставок. Логистическая и информационная интеграция: базовые процессы и функции. Взаимовлияния логистической и информационной интеграции - основные составляющие: Электронная коммерция; Обмен информацией между участниками ЦП; Обмен знаниями. Стратегические преимущества для реализации концепций совместного планирования и прогнозирования. Концепция e-SCM – электронное управление цепями поставок, как среда интегрированного планирования и управления взаимодействиями контрагентов в цепи поставок; интернет-среда коммуникации контрагентов цепи поставок и их информационных систем в рыночном пространстве. Основные элементы e-SCM: e-procurement (электронное снабжение), e-manufacturing (электронное производство) и e-fullfillment (электронное распределение): основные функции и технологические тренды. Технологии совместной работы (e-collaboration). Организационные и технологические аспекты межфирменной кооперации. Интегрированное управление и кооперация в SC. Логистические технологии, основанные на сотрудничестве. Информационный обмен между участниками ЦП (QR, ECR). Cовместное прогнозирование и планирование (CPFR). Установление стратегических партнерств и доверия между участниками ЦП: управление долгосрочным развитием (Sustainable SCM). Логистические технологии, основанные на сотрудничестве (ECR, VMI, CPFR) и механизмы их реализации с помощью ИС и ИТ. Построение концепции информационной поддержки логистических технологий сотрудничества в цепях поставок. Лучшие практики. Разработка концепции информационно-аналитической поддержки SCM. Разработка системы информационной поддержки (концепции единой информационной среды кооперационных связей) SCM. Типовая ИТ-инфраструктура e-SCM. Концепция виртуального предприятия в SCM (Supply Chain and Virtual Enterprises). Комплексная информационная инфраструктура управления ЦП. Виды интеграции: функциональная (межорганизационные бизнес-процессы); организационная (участники, координация); управленческая (уровни управления).
  • Деловой интеллект стратегического управления цепями поставок и управление знаниями
    Система мониторинга ЦП. Стратегический контроллинг. Стыковка операционных показателей, функциональных результатов с бизнес-стратегией организации. Жизненный цикл процесса управления цепями поставок с позиций системного подхода. Координация процессов анализа, планирования, моделирования и отслеживания результативности цепей поставок. Межуровневая интеграция управления цепями поставок. Системы логистического контроллинга и технологическая поддержка функций контроллинга. Формирование единого взгляда на управленческую ситуацию. Аналитическая пирамида и базовые аналитические сервисы: хранилище данных, оперативная аналитическая обработка данных, средства интеллектуального анализа данных. Концепция управления эффективностью деятельности организации: базовые управленческие методики. Методология и инструменты BSC. Системы управления эффективностью деятельности организации (ВРМ). Характеристика основных процессов стратегического управления BPM-систем и архитектура BPM. Деловой интеллект стратегического управления. Анализ внешней среды и технологии обработки слабоструктурированной информации. Системно-динамические модели организаций: стратегическая архитектура и согласование корпоративной и логистической стратегии. Системы и технологии управления знаниями в цепях поставок. Интеллектуальные системы в логистике и управлении цепями поставок.
  • Практические примеры реализации в РФ проектов стратегического управления в логистике
    Информационно-логистический центр «Аэроград» в аэропорту Шереметьево 2 Таможенный информационный операторский центр - механизм удаленного безбумажного электронного таможенного оформления • Электронное предварительное информирование и мониторинг потоков на транспорте – элемент сокращения логистических издержек Организация электронного бронирования очереди на многосторонних автомобильных пограничных пунктах пропуска Цифровая платформа транспортного комплекса (ЦПТК) Министерства Транспорта РФ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий доклад
    Экзамен проводится в письменной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе MS Teams ( noreply@email.teams.microsoft.com). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MS Teams. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи
  • неблокирующий активность и участие в научных дискуссиях
    Экзамен проводится в письменной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе MS Teams ( noreply@email.teams.microsoft.com). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MS Teams. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи
  • блокирующий экзамен в письменной форме
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе MS Teams ( noreply@email.teams.microsoft.com). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MS Teams. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * активность и участие в научных дискуссиях + 0.3 * доклад + 0.6 * экзамен в письменной форме
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Sterman, J. (2012). Business dynamics : systems thinking and modeling for a complex world. Slovenia, Europe: Irwin. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6D02A33C
  • Имитационное моделирование экономических процессов : учеб. пособие для вузов, Лычкина, Н. Н., 2012
  • Имитационное моделирование экономических процессов: Учебное пособие / Н.Н. Лычкина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 254 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-004675-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/429005
  • Логистические системы мониторинга цепей поставок : учеб. пособие для вузов, Сергеев, В. И., 2003
  • Под ред. Лычкиной Н.Н. - ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОМПАНИЕЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 249с. - ISBN: 978-5-534-00764-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informacionnye-sistemy-upravleniya-proizvodstvennoy-kompaniey-433043
  • Управление цепями поставок : пер. с англ., , 2008
  • Управление цепями поставок : учебник для бакалавров и магистров, Сергеев, В. И., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Информационные аналитические системы [Электронный ресурс] : учебник / Т. В. Алексеева, Ю. В. Амириди, В. В. Дик и др.; под ред. В. В. Дика. - Москва : МФПУ Синергия, 2013. - 384 с. - (Университетская серия). - ISBN 978-5-4257-0092-6. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/451186
  • Под ред. Уринцова А.И. - УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 255с. - ISBN: 978-5-9916-9039-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-znaniyami-v-organizacii-427067