• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Стратегии в менеджменте: стратегии управления человеческими ресурсами и организационная эффективность

Статус: Курс обязательный (HR-аналитика)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Кто читает: Кафедра управления человеческими ресурсами
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: HR-аналитика
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина является базовой по направлению подготовки "Менеджмент". Дает студентам представление о системе управления человеческими ресурсами в организации, в которой стратегия УЧР является ключевым ее элементом, увязывающем со стратегией бизнеса. Обсуждаются основные понятия, подходы к интеграции стратегии УЧР со стратегией бизнеса, эволюция ролей УЧР с акцентом на роли стратегического бизнес-партнера. Рассматривается процесс стратегического планирования и этапы стратегического УЧР, а также концепции прямого и косвенного влияния практик УЧР на результаты деятельности компании на разных уровнях. Освоение дисциплины позволит студентам магистерской программы заложить фундамент для подготовки гипотез и интерпретации результатов проектов по HR-аналитике, а также участия в стратегической и операционной деятельности HR-службы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • получение представлений об эволюции парадигм управления людьми в целом и более глубокого понимания стратегического управления человеческими ресурсами (УЧР), современных ролей службы УЧР в компании и сведений о практиках формирования стратегий УЧР в российских и международных компаниях
  • • ознакомление с основными теоретическими подходами к изучению связей между СУЧР и результатами деятельности организации на разных уровнях
  • • освоение навыков применения теоретических моделей к разработке аналитического проекта в области УЧР
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • • знать основные понятия концепции, теоретические подходы и в области стратегического УЧР, современные интерпретации ролей службы УЧР
  • • знать уровни стратегического планирования в области УЧР и этапы СУЧР
  • • уметь анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации для выявления факторов, определяющих стратегию УЧР и влияющих на основные элементы системы УЧР
  • • знать методы оценки эффективности службы УЧР
  • • уметь определять показатели эффективности реализации функциональных стратегий и стратегии УЧР в целом с учетом стратегии бизнеса. воздействия УЧР на индивидуальном, групповом (команды, подразделения) и организационном уровнях;
  • • знать актуальные тенденции в развитии стратегического подхода к УЧР в российских и международных компаниях
  • • знать современные теоретические подходы и направления исследований по установлению прямых и косвенных связей между стратегиями и практиками УЧР и результатами деятельности компании на разных уровнях (индивидуальном, групповом и организационном)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Концептуальные рамки стратегического управления человеческими ресурсами. Основные роли службы управления человеческими ресурсами.
    Условия, при которых появилось стратегическое управление человеческими ресурсами (СУЧР). Концепция УЧР. Концепция стратегии. Концепция стратегического УЧР. Стратегическое соответствие. Ресурсный подход к СУЧР. Подход «лучшие практики». Подход «лучшее соответствие». Модель жизненного цикла. Роли, которые выполняет служба персонала. Модель(и) Дейва Ульриха. Конфликт ролей HR. Этика HR-специалиста. Виды и этапы развития служб УЧР. HR бизнес-партнер как стратегическая роль в организации.
  • Место и роль стратегии УЧР в системе стратегического планирования бизнес-организаций. Разработка и реализация стратегии УЧР
    Структура бизнес-планирования. Стратегия как видение будущего, философия, миссия. Виды и типы стратегий. Политики, тактические и оперативные планы. Сущность и отличительные черты стратегии УЧР. Структура стратегии УЧР. Основные подсистемы стратегии УЧР. Типы генеральных стратегий и стратегий управления персоналом. Зависимость кадровой стратегии от типа генеральной стратегии. Функциональные и ситуационные стратегии УЧР. Отличительные черты и структура функциональных стратегий. Горизонтальная и вертикальная интеграция стратегий. Основные этапы создания кадровой стратегии. Подходы к формулированию кадровой стратегии. Анализ и корректировка кадровой стратегии с учетом внешних и внутренних факторов. Инкорпорирование стратегии УЧР в стратегию бизнес-организации. Операционализация стратегии УЧР. Направления и инструменты реализации стратегии УЧР.
  • Оценка эффективности службы управления персоналом в свете стратегического УЧР.
    Основные методы оценки эффективности служб персонала. Оценка эффективности реализации функций УЧР на операционном и стратегическом уровне. HR-метрики Института Саратоги. Эволюция показателей эффективности системы УЧР. Увязка ожидаемых результатов СУЧР с интересами заинтересованных сторон.
  • Опыт компаний в формировании и реализации стратегии УЧР. Новые подходы и практики
    Основные типы стратегий, используемых российскими и международными компаниями. Актуальные проблемы и тенденции в стратегическом УЧР. Новые тенденции в походах к стратегическому УЧР. Управление на основе ценностей. Стратегии ответственного поведения и устойчивого развития компаний и роль HR. Стратегия УЧР и управление талантами в организации.
  • Теоретические подходы и исследования взаимосвязи стратегического УЧР и результатов деятельности организации на разных уровнях анализа.
    Исследования взаимосвязи между внешней средой, стратегией компании и стратегией УЧР. Исследования влияния СУЧР на результаты деятельности компании. Высокоэффективные системы и практики труда, трудовые системы высокой вовлеченности (HPWS, HPWP, HIWS). Проблема «черного ящика». Концепция сильной системы УЧР. Концепция «планируемые-реализуемые-воспринимаемые практики УЧР». Теория АМО (Ability-Motivation-Opportunity). Теория требований к работе и ресурсов (JD-R theory). Теория стейкхолдеров и многоуровневый подход к оценке эффектов УЧР. Типы показателей результатов деятельности компании.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа
    Проверка и оценка знания основных понятий учебной дисциплины осуществляется на контрольной работе, которая проводится в форме тестирования. после ознакомления студентов с темами 1-3. Контрольная работа проводится в аудитории в течение периода времени (120 минут), о котором преподаватель сообщает заранее.
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • блокирующий экзаменационная письменная работа в виде презентации Power Point
    Презентация должен продемонстрировать умение студентов применять полученные в течение курса теоретические знания и умения излагать в структурированном виде стратегии УЧР выбранной компании, используя теорминологию и основные постулаты дисциплины. При подготовке презентации приветствуется использование, помимо информационных материалов о компании, научной литературы (монографий, статей в профильных журналах, интернет-источниках) по проблематике стратегии УЧР (в частности, для отнесения анализируемой стратегии УЧР к определенному типу, описанному в научных источниках). Презентация в электронном виде направляется преподавателю не позднее, чем за 10 дней до начала экзаменационной сессии.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Активность на семинарах + 0.3 * контрольная работа + 0.4 * экзаменационная письменная работа в виде презентации Power Point
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Практика управления человеческими ресурсами : учебник, Армстронг, М., Мордовина, С. К., 2009
  • Стратегическое управление человеческими ресурсами, Армстронг, М., Гринберг, Н. В., 2002