• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Экономическая теория

Статус: Курс обязательный (Политология)
Направление: 41.03.04. Политология
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 8

Программа дисциплины

Аннотация

Программа учебной дисциплины разработана в соответствии образовательным стандартом НИУ ВШЭ, утвержденным ученым советом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» протокол от 24.06.2011 г. № 26, образовательной программой направления 41.03.04 «Политология» подготовки бакалавра, рабочим учебным планом университета по направлению подготовки направления 41.03.04 «Политология» подготовки бакалавра, утвержденным в 05.12.2016 г. В 4 модуле 2019/2020 учебного года дисциплина будет реализована онлайн на платформах ZOOM и MS Team.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Экономическая теория: часть 1 - Микроэкономика» является формирование адекватного экономического мышления, способности анализировать и выносить обоснованные суждения о значимых экономических проблемах современности в контексте экономики России и глобальных экономических процессов, глубокого понимания и способности использовать основные положения и методы экономического анализа при решении профессиональных задач в сфере политологии. В ходе изучения дисциплины происходит овладение студентами базовыми знаниями по экономической теории на уровне промежуточного и (по отдельным направлениям) продвинутого уровня; формирование навыков использования теоретических знания для решения практических задач, в том числе в профессиональной области политологии; формирование навыков адекватного интерпретирования экономической информации.
  • Целями освоения дисциплины "Экономическая теория. Часть 2 - Макроэкономика" являются: углубление и расширение знаний фундаментальных основ макроэкономики и целостного системного представления о принципах функционирования экономики; получение более детального представления о разнообразных макроэкономических процессах; овладение разносторонним аналитическим аппаратом исследования макроэкономических проблем; расширение представления о современных направлениях развития макроэкономики и новых областях ее применения; формирование экономического мышления и умения анализировать содержание макроэкономической политики правительства.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области
  • Способен формулировать микроэкономические оптимизационные задачи с ограничениями на количество используемых ресурсов (для потребителя)
  • Способен формулировать микроэкономические оптимизационные задачи с ограничениями на количество используемых ресурсов (для фирмы)
  • Способен выбирать и применять соответствующие аналитические методы для исследования конкурентного рынка
  • Способен выбирать и применять соответствующие аналитические методы для анализа монопольных эффектов в экономике
  • Способен выбирать и применять соответствующие аналитические методы для исследования концентрации на рынке
  • Способен понимать применяемые методики и микроэкономические методы, и их ограничения для анализа рынков факторов производства
  • Способен выбирать методы анализа при принятии управленческих решений в области вертикальных взаимоотношений между фирмами
  • Способен понимать применяемые методики и микроэкономические методы, и их ограничения для анализа выбора в условиях неопределенности и риска
  • Способен понимать применяемые методики и микроэкономические методы, и их ограничения для исследования рынков с информационной асимметрией
  • Способен интерпретировать данные и делать выводы из микроэкономического анализа
  • Формулирует основные тождества, характеризующие взаимосвязи в экономике. Понимает взаимосвязь внутренних секторов экономики с внешним миром.
  • Применяет методы, необходимые при изучении макроэкономических проблем. Объясняет общие принципы функционирования экономики с помощью модели кругооборота доходов и расходов
  • Применяет основы системы национальных счетов для анализа национальных и международных баз данных с целью поиска необходимой информации об экономических явлениях и процессах
  • Различает номинальный и реальный ВВП
  • Называет основные способы определения уровня цен
  • Объясняет, что такое полная занятость ресурсов и производственный потенциал экономики.
  • Анализирует факторы, оказывающие воздействие на уровень занятости и безработицы в долгосрочном периоде
  • Отличает типы и факторы экономического роста
  • Иллюстрирует влияние изменений совокупного спроса и совокупного предложения на динамику реального ВВП и уровня цен
  • Распознает причины возникновения инфляции и определяет способы измерения ее уровня.
  • Интерпретирует связь между инфляцией и покупательной способностью денег. Решает задачи на эффект Фишера.
  • Решает задачи на нахождение денежной базы, денежного мультипликатора, величины предложения денег и равновесия денежного рынка
  • Решает задачи на уравнение количественной теории денег
  • Выявляет основные факторы спроса и предложения на денежном рынке
  • Называет проблемы, которые возникают в ходе проведения фискальной политики
  • Называет различие между дискреционной и недискреционной (автоматической) фискальной политикой
  • Объясняет содержание и цели монетарной политики
  • Объясняет содержание и цели фискальной политики. Иллюстрирует суть «эффекта вытеснения частных инвестиций».
  • Показывает действие механизма денежной трансмиссии и проблемы, которые возникают в ходе проведения монетарной политики
  • Сравнивает эффективность экономической политики
  • Различает номинальный и реальный валютный курс
  • Сравнивает эффективность экономической политики в условиях фиксированного и плавающего валютного курса
  • Вычисляет обменный курс по ППС
  • Распознает функции денег (средство обмена, средство измерения стоимости, средство сбережения).
  • Описывает структуру платежного баланса и формулирует основные факторы, влияющие на платежный баланс
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • ТЕМА 1. Экономический образ мышления
    Понятие экономики и экономической теории. Виды экономического знания. Разделы экономической теории. Ключевые компоненты национальной экономики. Отраслевая и региональная структура экономики. Основные понятия экономической теории. Экономический выбор. Участники экономических процессов. Экономическая теория и экономическая политика. Поиск и хранение релевантной экономической информации. Вопросы в отношении сбора информации. Информационные источники для экономического анализа. Оптимизация поиска. Где и как хранить информацию. Как обрабатывать данные. Общая характеристика методов исследования в экономической теории. Методика, метод и методология. Классификация методов. Логика экономического исследования. Теоретическая модель. Как развить креативность в области экономики. Как читать научный текст по экономике.
  • ТЕМА 2. Потребитель в экономике
    Базовые принципы потребительского выбора. Аксиомы поведения потребителя: экономический и аналитический смысл. Характеристики предпочтений. Кривые безразличия. Характеристики оптимума потребителя. Функции Маршаллианского спроса и кривые Энгеля. Интерпретация функций спроса для разных видов предпочтений. Косвенная функция полезности и ее свойства. Использование бюджетного ограничения и оптимума потребителя для иллюстрации различных видов государственной политики по отношению к потребителю. Минимизация расходов потребителя. Функция расходов потребителя, ее экономический смысл. Выбор потребителем товарного набора с данным уровнем полезности. Вывод нового равновесия потребителя для разных видов предпочтений. Двойственная задача в теории поведения потребителя и ее использование для разработки гос. программ. Оценка изменения благосостояния потребителя. Альтернативные способы измерения благосостояния потребителя: потребительский излишек, разные виды вариаций. Достоинства и ограниченность применения каждого метода. Излишек потребителя: экономический смысл, аналитическая интерпретация как денежного выражения функции полезности. Соотношение между потребительским излишком и предельной нормой замещения. Эквивалентная и компенсирующая вариации дохода. Определение, экономический смысл. Значения вариаций для снижения и роста цены товара. Изображение вариаций в координатах товарного набора и функций спроса. Соотношение значений вариаций для Маршаллианского и Хиксианского спроса. Вывод значений вариаций для разных видов предпочтений.
  • ТЕМА 3. Фирма в экономике
    Фирма: определение, свойства. Признаки конкурентной фирмы. Бизнес-план фирмы. Цели и ограничения фирмы. Роль максимизации прибыли. Производственная функция фирмы. Изокванты и изокосты. Издержки фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Эффект масштаба. Определение допустимой области производства. Стадии производства. Вывод соотношения изменений общего, среднего и предельного продукта одного и двух факторов производства. Области действия закона убывающей отдачи и убывающей предельной нормы технологического замещения. Траектория краткосрочного и долгосрочного роста фирмы. Оптимальный путь развития фирмы. Х-эффективность и Х-неэффективность: экономический смысл, характеристика изоквант. Типы технического прогресса: нейтральный, капиталоинтенсивный, трудоинтенсивный. Влияние на предельную норму технологического замещения и форму изокванты. Последствия для фирмы и для экономики в целом. Влияние изменения цен ресурсов на совокупные, средние и предельные издержки в долгосрочном периоде. Сравнительная статика фирмы: эффект замены и эффект выпуска при изменении цены ресурса. Взаимодополняемые и взаимозаменяемые ресурсы. Некачественные ресурсы. Отсутствие "товаров Гиффена" среди факторов производства. Функция спроса на ресурс: определение, вывод, экономический смысл. Функция предложения фирмы. Функция издержек как зависимость уровня совокупных издержек от объема выпуска фирмы. Функция роста фирмы. Альтернативные цели фирмы и их влияние на поведение конкурентной фирмы. Проблема минимизации издержек. Оптимум фирмы как максимизация ее выпуска. Оптимум фирмы как максимизация ее прибыли. Изопрофитные линии. Функция предложения конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Воздействие на оптимальный выбор ресурсов цены товара; цены другого ресурса; цены данного ресурса. Влияние налогов и субсидий на выбор объема производства конкурентной фирмы. Влияние налогов и субсидий на рыночное предложение. Распределение налогового бремени между потребителем и производителем.
  • ТЕМА 4. Конкурентный рынок. Спрос и предложение.
    Спрос и его выражение. Построение рыночного спроса. Факторы, влияющие на спрос. Заменяющие и дополняющие блага. Функция спроса. Закон спроса. Шкала спроса и кривая спроса. Обратная функция спроса. Изменения величины спроса и функции спроса. Цена спроса. Социальные эффекты спроса: эффект присоединения к большинству; эффект сноба; эффект Веблена. Спекулятивный и иррациональный спрос. Эластичность спроса. Общее понятие эластичности. Точечная и дуговая эластичность. Графическая интерпретация эластичности. Определение ценовой эластичности спроса. Факторы ценовой эластичности спроса. Виды благ в зависимости от ценовой эластичности спроса. Графики абсолютно эластичного и абсолютно неэластичного спроса. График спроса с постоянной эластичностью. Эластичность линейной функции спроса. Определение параметров линейных функций спроса с использованием данных об эластичности. Выручка продавцов (расходы покупателей) и ценовая эластичность спроса. Аналитическое выражение связи выручки и ценовой эластичности. Графическое выражение связи выручки и ценовой эластичности. Определение перекрестной ценовой эластичности. Виды благ в зависимости от перекрестной ценовой эластичности. Определение эластичности спроса по доходу. Виды благ в зависимости от эластичности спроса по доходу. Соотношение между коэффициентами эластичности. Основные признаки рынка совершенной конкуренции. Особенности спроса на продукт конкурентной фирмы. Необходимое и достаточное условие максимизации прибыли фирмы, функционирующей в конкурентной отрасли. Производственный выбор и кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Точка прекращения производства. Точка безубыточности. Предложение конкурентной фирмы в долгосрочном и краткосрочном периоде. Предложение и его выражение. Факторы, влияющие на предложение. Функция предложения. Шкала предложения и кривая предложения. Обратная функция предложения. Изменения величины предложения и функции предложения. Эластичность предложения по цене. Кривые долгосрочного предложения отраслей с возрастающими, постоянными и убывающими издержками. Рынок и его микроэкономическая характеристика. Виды рынков. Типы рыночных структур. Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесное количество. Возможные состояния рынка: дефицит, избыток и равновесие. Модели достижения рыночного равновесия (подход Вальраса и Маршалла). Моментальное равновесие. Краткосрочный и долгосрочный периоды в функционировании рынков.
  • ТЕМА 5. Монопольные эффекты в экономике
    Монополия: признаки, поведение, последствия для экономики. Условия первого и второго порядка для максимизации прибыли однопродуктового монополиста. Многопродуктовый и многозаводской монополист: выбор оптимального числа заводов и продуктов при производстве взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров. Индекс Лернера для одно- и многопродуктового монополиста. Особенности поведения фирмы-монополиста на рынках товаров длительного пользования: выбор между продажей и сдачей в аренду. Анализ видов ценовой дискриминации. Двухчастный тариф. Нелинейное ценообразование. Сравнительная эффективность монопольного ценообразования и ценовой дискриминации для фирмы и для общества. Ценообразование взаимосвязанных товаров. Монополистическая конкуренция. Максимизация прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах. Условие равновесия фирмы и отрасли в долгосрочном периоде. Х-неэффективность: дискуссия. Определение оптимального числа товарных марок. Модель Чемберлина рынка дифференцированного продукта с большим числом участников. Монополия и инновации. Эффект Х-эффективности. Проблемы антимонопольной политики и политики поддержки конкуренции. Определение естественной монополии. Виды естественной монополии (глобальная и локальная монополия). Примеры отраслей естественной монополии. Поведение нерегулируемого естественного монополиста. Проблема регулирования отраслей естественной монополии. Второе наилучшее решение для естественной монополии. Ценовые методы регулирования отраслей естественной монополии. Ценообразование по пиковой нагрузке. Двухчастный тариф. Регулирование нормы доходности. Эффект Аверча-Джонсона. Неценовые методы регулирования отраслей естественной монополии. Контроль качества продукции и услуг естественного монополиста. Конкуренция Демсеца. Национализация предприятия естественной монополии. Дерегулирование и приватизация в отраслях естественной монополии.
  • ТЕМА 6: Конкуренция и концентрация на рынке
    Рынок: определение, свойства, рыночные структуры. Границы продуктового и географического рынка. Динамика рынка в долгосрочном периоде. Факторы формирования рыночной структуры. Сложности и нюансы в анализе рынка. Прогнозирование цен и объема продаж. Современный рынок как микроэкономическая категория. Модели олигополии. Конкурентные и кооперативные взаимодействия крупных фирм. Параллельные и последовательные принятия решений фирмами-олигополистами. Модель Курно, модель Бертрана, модель Форхаймера, модель Штакельберга, модель Эджуорта, модель картеля. Олигополия: подход с точки зрения теории игр. Основные понятия: стратегия игры, доминирующая стратегия, равновесие Нэша, чистые и смешанные стратегии. Основные виды игр, применяемых в экономическом анализе: "дилемма заключенного"; "стратегия курка" ("стратегия копирования"). Кооперативные и некооперативные игры. Игры на выживание. Модель рынка с доминирующей фирмой. Модель ценового лидерства. Модель доминирующей фирмы с барьерами входа. Сопоставление эффективности и потерь благосостояния рынков монополии и доминирующей фирмы. Парадокс Бертрана и его решения. Модель Эджуорта. Роль ограничений по мощности. Конкуренция объемов с различным числом участников. Модель Курно с N участниками. Факторы, облегчающие и затрудняющие формирование картельных соглашений. Динамическая ценовая конкуренция. Модель Спенса-Диксита. Роль первоначального выбора мощностей как условия последующей конкуренции олигополистов на рынке. Пределы достоверной угрозы “ценовой войны”. Уровень первоначальных капиталовложений, блокирующий вход. Регулирование поведения доминирующей фирмы на рынке. Регулирование слияний и поглощений. Выявление и регулирование деятельности фирм, ограничивающих конкуренцию на рынке. Формы и методы недобросовестной конкуренции на рынке.
  • ТЕМА 7. Рынки факторов производства
    Особенности принятия решений на рынках ресурсов. Взаимосвязь рынка ресурсов и рынка продукта. Рыночные структуры ресурсных рынков. Формирование спроса и предложения на рынках ресурсов: общие положения. Рынки ресурсов и принципы их анализа. Спрос и предложение на факторы производства. Предельный доход от фактора и предельные издержки на фактор производства. Условия максимизации прибыли. Оптимизация производственного набора. Рыночный спрос на ресурс. Предложение производственных ресурсов. Рыночное равновесие на рынке факторов производства. Экономическая рента. Рынок труда. Совершенная конкуренция на рынке труда. Индивидуальное и отраслевое предложение труда. Кривые спроса на труд совершенно конкурентной фирмы. Причины изменения спроса фирмы на труд. Спрос на труд в отраслях. Равновесие на совершенно конкурентном рынке труда. Выбор потребителя между работой и свободным временем. Формирование индивидуального предложения труда. Роль эффекта дохода и эффекта замещения на рынке труда. Выбор адекватной системы мотивации труда работников на фирме. Оптимальный объем ресурсов при разных целях фирмы. Самоуправляемая фирма. Фирма, управляемая менеджерами. Государственное предприятие. Цели акционеров и их- взаимосвязь с целями работников и директората компании. Проблемы корпоративного управления. Модель профсоюза. Цели профсоюзов и их влияние на деятельность компании. Характеристика межвременного выбора потребителя. Формирование спроса на кредитные ресурсы. Формирование предложения кредитных ресурсов. Анализ инвестиционных проектов. Роль ставки процента. Роль инфляционных ожиданий. Роль финансовых посредников в экономике. Портфельный анализ. Выбор между доходностью и риском. Принципы функционирования фондовой биржи. Методы снижения риска. Риск-менеджмент на фирме. Определение риск-профиля клиента. Межвременная аллокация исчерпаемых ресурсов. Определение оптимального срока продажи для исчерпаемых ресурсов. Особенности функционирования рынка земли. Земельная рента и цена земельного участка.
  • ТЕМА 8. Вертикальные взаимодействия в экономике
    Продуктовая вертикальная цепочка. Движение товара (продукта) от первичных стадий добычи сырья через переработку к конечному потребителю. Промежуточный и конечный продукты. Роль каждой стадии производства. Формирование цен вдоль продуктовой вертикальной цепочки. Вертикальная интеграция. Стимулы и ограничения. Методы приобретения ресурсов Ресурсные стратегии компании. Права собственности и вертикальная интеграция. Собственность в теории фирмы. Институциональный подход к фирме. Роль степени специфичности активов. Модель вертикальной конкуренции в условиях различного распределения прав собственности Вертикальные ограничительные соглашения (вертикальные контракты). Мотивы вертикальных контрактов. Инструменты вертикальных контрактов. Сравнительный анализ воздействия разных видов вертикальных контрактов на общественное благосостояние. Франшиза и франчайзинг. Контроль уровня розничной цены. Исключительные территории. Последствия вертикальных контрактов. Плюсы и минусы различных способов вертикальных взаимоотношений.
  • ТЕМА 9. Выбор в условиях неопределенности и риска
    Понятие неопределенности и риска. Типы потребителей по отношению к риску. Не склонные к риску агенты (рискофобы). Склонные к риску агенты (любители риска). Нейтральные к риску агенты. Функция ожидаемой полезности. Роль безрискового эквивалента. Санкт-Петербургский парадокс Бернулли. Измерение степени несклонности людей к риску. Индекс Пратта. Оптимум потребителя в условиях неопределенности и риска. Плата за риск. Плата за отказ от риска. Поведение фирмы (производителя) в условиях риска. Выбор производственного плана, анализ инвестиционных проектов с учетом фактора неопределенности. Анализ чувствительности к риску. Методы снижения риска. Диверсификация финансовых активов. Страхование. Определение страховой премии. Распределение (объединение) риска (risk pooling). Несклонность индивида к риску и уклонение от налогов. Типология рисков и риск-менеджмент на фирме. Управление рисками со стороны государства. Особенности функционирования разных рынков в условиях неопределенности и риска. Страховой рынок. Фондовый рынок. Валютный рынок.
  • ТЕМА 10. Рынки с асимметричной информацией
    Причины информационной неполноты в экономике. Виды информационной асимметрии. Понятие отрицательной селекции (неблагоприятного отбора) (adverse selection) и морального риска (moral hazard). Неопределенность качества и модель рынка «лимонов». Асимметричная информация на рынке страхования. Асимметричная информация на рынке кредита. Роль репутации и стандартизации. Сигнализирование: рынок труда. Рынок фармацевтической продукции. Асимметрия в отношении информации о цене товара. Модель «ловушка для туриста». Роль информированных и неинформированных агентов. Проблема «заказчик-исполнитель» как форма взаимоотношений на рынках с асимметричной информацией. Виды стимулирующих контрактов. Государство как фактор снижения информационной асимметрии. Государственные стандарты. Обязательное и добровольное страхование. ИКТ экономика. Сетевые эффекты. Информационное общество и сетевая экономика. Сущность сетевой экономики. Условия для формирования и развития сетевой экономики. Сетевое благо, характеристики сетевых благ. Рынки сетевых благ. Информационные сети. Анализ состояния сетевой экономики в мире и в России. Информация как сетевое благо. Особенности информационного ресурса. Сетевые информационные продукты. Особенности развития отрасли ИКТ. Парадокс производительности. Масштабы экономической деятельности в сети Интернет. Предприятие в сетевой экономике. Информационная среда экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Основные категории услуг, предоставляемых Интернетом. Сетевая инфраструктура. Сетевые формы организаций. Сетевые коммуникации. Двухсторонние рынки и проблемы их регулирования. Электронная коммерция. Понятие и характеристики электронной коммерции. Структура электронной коммерции. Особенности сделок в различных сегментах электронной коммерции. Планирование стратегии электронного бизнеса. Оценка стоимости коммерческих сайтов.
  • ТЕМА 11. Государство и рынок: проблемы эффективного взаимодействия
    Общее представление о случаях неэффективности рынка. Виды экономической эффективности. Причины фиаско рынка. Общая характеристика ситуаций рыночной неэффективности. Причины вмешательства государства в деятельность рыночного механизма. Микроэкономические функции государства. Микроэкономические инструменты регулирования рынков. Эффективность совершенно конкурентного рынка. Излишек производителя и потребителя. Регулирование рынков благ (ценовые ограничения, потоварный налог, потоварная субсидия, количественные ограничения) и потери в общественном благосостоянии. Протекционизм и международная торговля. Внешние эффекты экономической деятельности. Определение и виды внешних эффектов экономической деятельности. Положительные и отрицательные внешние эффекты. Внешние эффекты в производстве и в потреблении товаров и услуг. Потери общественного благосостояния при наличии внешнего эффекта. Недопроизводство и перепроизводство товара. Внешние эффекты в моделях частичного и общего равновесия. Подходы к проблеме внешних эффектов. Модель интернализации внешнего эффекта путем интеграции предприятий в единую фирму. Налог Пигу. Принудительное ограничение производства. Роль распределения прав собственности. Теорема Коуза. Торговля правами на внешний эффект. Общественные блага. Общественные блага в экономике, их характеристики. Классификация общественных благ. Примеры общественных благ. Проблема общих ресурсов. Проблема «безбилетника» на рынках общественных благ. Модель Линдаля квазирынка общественных благ. Цены Линдаля. Теоретическое решение проблемы «безбилетника». Налог Кларка-Виккери-Гровса. Трудности в осуществлении этого решения на практике. Государственное финансирование производства общественных благ: проблемы общественного выбора. Парадокс голосования. Выбор медианного избирателя. Торговля голосами. Подкуп и рентоориентированное поведение как примеры несостоятельности государства. Государство как экономический агент, конкурирующий за ограниченные ресурсы. Особенности коллективного (общественного) выбора по сравнению с индивидуальным (частным). Процесс принятия решений правительством как объект анализа теории общественного выбора. Концепция «провалов правительства»: причины и формы проявления.
  • Введение в макроэкономику
    Предмет, цели, особенности макроэкономического анализа. Методы макроэкономического анализа. Основные макроэкономические проблемы: долгосрочный экономический рост, деловые циклы, безработица, инфляция. Значимость макроэкономической теории при выработке эффективной экономической политики. Различие критериев кратко- и долгосрочного периодов в микро- и макроэкономике. Роль ожиданий экономических агентов. Агрегирование. Модель круговых потоков как отражение взаимодействия макроэкономических субъектов на агрегированных рынках.
  • Система национальных счетов: ВВП, безработица, инфляция
    Измерение результатов экономической деятельности. ВВП и другие показатели дохода и продукта. Различные подходы к измерению ВВП. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен и инфляция. Номинальные и реальные показатели. Измерение безработицы. Понятие полной занятости ресурсов.
  • Экономика в долгосрочном периоде
    Производственная функция. Производство и экономический рост. Потребление и сбережения. Инвестиции. Население и рабочая сила, занятые и безработные. Равновесие на рынке труда. Понятие полной занятости. Естественный уровень безработицы.
  • Экономический рост
    Измерение экономического роста. Расчёт темпов экономического роста. Источники экономического роста. Производительность труда. Издержки и выгоды экономического роста. Политика стимулирования экономического роста.
  • Экономические колебания в краткосрочном периоде
    Экономический цикл и динамика основных макроэкономических показателей. Фазы экономического цикла. Причины циклических колебаний. Модель совокупного спроса и совокупного предложения. Совокупный спрос и его компоненты. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения в краткосрочном и долгосрочном периоде. Факторы совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. Изменения в равновесии, вызванные шоками совокупного спроса, шоками совокупного предложения. Инфляция и её измерение. Причины и издержки инфляции. Ожидаемая и непрогнозируемая инфляция. Инфляция и ставки процента. Эффект Фишера.
  • Денежный рынок
    Деньги и их функции денег. Структура денежной массы: основные денежные агрегаты. Центральный Банк и коммерческие банки. Предложение денег. Процесс создания денег коммерческими банками: кредитная мультипликация. Денежная база и модель денежного мультипликатора. Классическая теория спроса на деньги: уравнение количественной теории денег. Кейнсианская теория спроса на деньги. Равновесие на денежном рынке. Колебания ставки процента и денежной массы.
  • Стабилизационная политика: денежная и бюджетная
    Цели и инструменты кредитно-денежной политики Центрального Банка. Кредитно-денежная политика и ее влияние на экономику. Механизм денежной трансмиссии, проблемы и осложнения при проведении денежной политики. Мультипликатор денежной политики. Стимулирующий эффект денежной политики. Государственный бюджет. Состояние (сальдо) государственного бюджета и его виды. Бюджетный дефицит и бюджетный излишек. Способы финансирования бюджетного дефицита (эмиссионное и долговое) и их последствия. Эффект вытеснения. Государственный долг. Фискальная политика, ее цели и инструменты. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос. Оценка эффективности фискальной политики: эффект вытеснения. Мультипликативный эффект. Сравнительная эффективность фискальной и монетарной политики в разных экономических условиях. Инвестиционная ловушка. Денежный спрос с высокой и низкой чувствительностью к ставке процента. Ликвидная ловушка.
  • Международная макроэкономика: торговля, потоки капитала, обменные курсы
    Валютный рынок и его функции. Участники валютного рынка. Валютный курс. Номинальный и реальный валютный курс. Паритет покупательной способности и паритет процентных ставок.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Личная активность студента
  • неблокирующий Эссе
    В конце первого модуля студенты пишут эссе на тему «Ценовая политика современной компании». Эссе оценивается максимум в 10 баллов. Эти баллы входят в подсчет текущей оценки студента за курс.
  • неблокирующий Реферат
    В конце второго модуля студенты пишут реферат на тему «Микроэкономический анализ в цифровой экономике». Реферат оценивается максимум в 10 баллов. Эти баллы входят в подсчет текущей оценки студента за курс.
  • неблокирующий Письменная работа
    Экзаменационная письменная работа проводится в экзаменационную сессию в виде письменной работы в течение 80 минут.
  • неблокирующий контрольная работа №1 по макроэкономике проводится онлайн в системе LMS
  • неблокирующий аудиторная работа студентов, в том числе онлайн, используя сервисы ZOOM и MS Teams
  • неблокирующий контрольная работа № 2 по макроэкономике
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.29 * Личная активность студента + 0.41 * Письменная работа + 0.15 * Реферат + 0.15 * Эссе
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.145 * аудиторная работа студентов, в том числе онлайн, используя сервисы ZOOM и MS Teams + 0.25 * контрольная работа № 2 по макроэкономике + 0.105 * контрольная работа №1 по макроэкономике проводится онлайн в системе LMS + 0.5 * Промежуточная аттестация (2 модуль)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Макроэкономика : учебник для академического бакалавриата / С. Ф. Серегина [и др.] ; под редакцией С. Ф. Серегиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 527 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-9916-4812-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/390134
  • Макроэкономика. Сборник задач и упражнений : учебное пособие для академического бакалавриата / С. Ф. Серегина [и др.] ; под редакцией С. Ф. Серегиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 174 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-6123-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/387479
  • Под ред. Серегиной С.Ф.-МАКРОЭКОНОМИКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и специалитета-М.:Издательство Юрайт,2019-527-Бакалавр и специалист-978-5-534-00254-6: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/makroekonomika-431768
  • Под ред. Серегиной С.Ф.-МАКРОЭКОНОМИКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО-М.:Издательство Юрайт,2019-527-Профессиональное образование-978-5-534-02573-6: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/makroekonomika-433859
  • Под ред. Серегиной С.Ф.-МАКРОЭКОНОМИКА. СБОРНИК ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-184-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-00207-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/makroekonomika-sbornik-zadach-i-uprazhneniy-431987
  • Под ред. Серегиной С.Ф.-МАКРОЭКОНОМИКА. СБОРНИК ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО-М.:Издательство Юрайт,2019-184-Профессиональное образование-978-5-9916-9667-8: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/makroekonomika-sbornik-zadach-i-uprazhneniy-433860
  • Розанова Н. М.-КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИРМЫ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-343-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-05140-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/konkurentnye-strategii-sovremennoy-firmy-434039
  • Розанова Н. М.-МАКРОЭКОНОМИКА. ПРОДВИНУТЫЙ КУРС В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник для магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-382-Магистр-978-5-534-01998-8, 978-5-534-01997-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/makroekonomika-prodvinutyy-kurs-v-2-ch-chast-2-434504
  • Розанова Н. М.-МИКРОЭКОНОМИКА. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для бакалавров-М.:Издательство Юрайт,2019-690-Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-2369-8: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/mikroekonomika-praktikum-425893
  • Розанова Н. М.-МИКРОЭКОНОМИКА. РУКОВОДСТВО ДЛЯ БУДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛОВ В 2 Т. ТОМ 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-386-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-03390-8, 978-5-534-03391-5: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/mikroekonomika-rukovodstvo-dlya-buduschih-professionalov-v-2-t-tom-1-434479
  • Розанова Н. М.-МИКРОЭКОНОМИКА. РУКОВОДСТВО ДЛЯ БУДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛОВ В 2 Т. ТОМ 2 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-414-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-03392-2, 978-5-534-03391-5: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/mikroekonomika-rukovodstvo-dlya-buduschih-professionalov-v-2-t-tom-2-434480
  • Розанова Н. М.-ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-345-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-01822-6, 978-5-534-01823-3: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/teoriya-otraslevyh-rynkov-v-2-ch-chast-1-434201
  • Розанова Н. М.-ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-314-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-01824-0, 978-5-534-01823-3: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/teoriya-otraslevyh-rynkov-v-2-ch-chast-2-434202
  • Розанова Н. М.-ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие-М.:Издательство Юрайт,2019-492-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-03899-6: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/teoriya-otraslevyh-rynkov-praktikum-432074
  • Розанова Н.М.-МИКРОЭКОНОМИКА. РУКОВОДСТВО ДЛЯ БУДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛОВ В 2 Т 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2015-800-Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-5313-8, 978-5-9916-5314-5, 978-5-9916-5315-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/mikroekonomika-rukovodstvo-dlya-buduschih-professionalov-v-2-t-385168
  • Розанова Н.М.-ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ В 2 Т 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2015-798-Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-4929-2, 978-5-9916-4930-8, 978-5-9916-4931-5: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/teoriya-otraslevyh-rynkov-v-2-t-385397

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бланшар О. - Макроэкономика - Издательский дом Высшей школы экономики - 2015 - ISBN: 978-5-7598-1242-5 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/100208
  • Макроэкономика : европейский текст: учебник для вузов, Бурда М., Виплош Ч., 1998
  • Макроэкономика : учебник, Абель Э., Бернанке Б., 2008
  • Международная экономика : теория и политика, Кругман П. Р., Обстфельд М., 2003
  • Розанова Н. М.-КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Учебник для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-339-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-02854-6: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/korporativnoe-upravlenie-433451
  • Розанова Н. М.-НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-348-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-06052-2, 978-5-534-06054-6: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/nacionalnaya-ekonomika-v-2-ch-chast-1-434517
  • Розанова Н. М.-ЭКОНОМИКА ДЛЯ МЕНЕДЖЕРОВ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-234-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-00173-0, 978-5-9916-9310-3: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/ekonomika-dlya-menedzherov-v-2-ch-chast-1-433874
  • Розанова Н. М.-ЭКОНОМИКА ДЛЯ МЕНЕДЖЕРОВ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-192-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-00174-7, 978-5-9916-9310-3: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/ekonomika-dlya-menedzherov-v-2-ch-chast-2-437715
  • Розанова Н. М.-ЭКОНОМИКА ФИРМЫ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ФИРМА КАК ОСНОВНОЙ СУБЪЕКТ ЭКОНОМИКИ. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-187-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-01742-7, 978-5-534-01743-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/ekonomika-firmy-v-2-ch-chast-1-firma-kak-osnovnoy-subekt-ekonomiki-433463
  • Розанова Н. М.-ЭКОНОМИКА ФИРМЫ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-265-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-02104-2, 978-5-534-01743-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/ekonomika-firmy-v-2-ch-chast-2-proizvodstvennyy-process-436513
  • Розанова, Н.М. Английский в сфере экономики и финансов. : учебник / Розанова Н.М. — Москва : КноРус, 2020. — 536 с. — (бакалавриат). — ISBN 978-5-406-07636-1. — URL: https://book.ru/book/934020 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Розанова, Н.М. Микроэкономика. Задачи и упражнения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Н.М. Розанова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 559 с. — (Серия «Практический курс»). - ISBN 978-5-238-01920-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028794
  • Розанова, Н.М. Научно-исследовательская работа студента : учебно-практическое пособие / Розанова Н.М. — Москва : КноРус, 2018. — 256 с. — (бакалавриат). — ISBN 978-5-406-06118-3. — URL: https://book.ru/book/917087 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Уильямсон, С. Макроэкономика / С.Д. Уильямсон ; пер. с англ. под науч. ред. К. Сосунова. — Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. — 960 с. — (Академический учебник). - ISBN 978-5-7749-1279-7. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1043188