• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Экономическая теория

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Агамирова Мария Евгеньевна, Дичева Ольга Викторовна, Каяшева Елена Владимировна, Мейланова Джамила Шахабутдиновна, Телегин Олег Валерьевич
Язык: русский
Кредиты: 10
Контактные часы: 140

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины «Экономика» является овладение студентами основными концепциями экономической науки. Задачи курса заключаются в том, чтобы: - познакомить с основными понятиями экономической теории; - изучить теоретические и методологические принципы экономического анализа; - сформировать представление о методах и инструментах экономического анализа. В 4 модуле 2019/2020 учебного года дисциплина реализуется в онлайн формате. Запись лекций через Power Point, семинары- на платформе ZOOM.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Экономическая теория» являются: • Формирование у студентов представления о современных тенденциях развития экономики; • Получение студентами навыков макроэкономического анализа действительности на базе теоретических моделей; • Подготовка студентов к самостоятельной информационно-аналитической, науч-но-исследовательской деятельности (как индивидуальной, так и командной).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • в модели кругооборота определяет изъятия и инъекции, на основе макроэкономических тождеств исчисляет номинальные и реальные макроэкономические показатели
  • Студент знает особенности расчета ключевых макроэкономических показателей, обладает практическими навыками работы с ними. Он знаком с официальными источниками макроэкономической информации для РФ и других стран и способен самостоятельно найти, обработать и интерпретировать опубликованную
  • Студент знает ключевые термины и понимает явления, происходящие в денежно-кредитной сфере макроэкономической жизни страны. Студент знаком основными инструментами кредитно-денежной политики ЦБ и понимает механизм их работы.
  • Студент понимает аналитические возможности и ограничения модели IS-LM. В частности, он способен сравнивать эффективность воздействия на совокупный спрос методов бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политик с помощью этой модели. Студент способен использовать как аналитический аппарат, так графическую модель, понимает их взаимосвязь, способен решать задачи с использованием модели IS-LM.
  • Студент понимает аналитические возможности и ограничения модели AD-AS и кривой Филлипса. В частности, он способен оценить эффективность антиинфляционной политики с помощью этих моделей. Студент способен использовать как аналитический аппарат, так графическую модель, понимает их взаимосвязь, способен решать задачи с использованием данных моделей.
  • рассчитывает влияние валютных курсов на спрос и предложение, определяет паритет покупательной способности и паритет процентных ставок
  • анализирует влияние альтернативных затрат; строит кривую производственных возможностей
  • Обладает глубоким пониманием микроэкономической логики, стоящей за убывающим характером индивидуальной кривой спроса для большинства благ; способен объяснять потенциального причины положительного наклона индивидуальной кривой спроса; понимает логику работы рыночного механизма, основанного на взаимодействии спроса и предложения.
  • Знает содержание понятий издержек (бухгалтерских, альтернативных и экономических; переменных, постоянных и совокупных; средних, предельных и совокупных), амортизации, изокосты, краткосрочного и долгосрочного оптимумов производителя, вы-ручки и прибыли; умеет использовать графические и алгебраические средства для нахождения оптимума производителя.
  • Понимает основания для разграничения различных видов рыночных структур; осознает отличия совершенное конкурентных рынков от других типов рыночных структур; владеет базовой методологией анализа поведения совершенно конку-рентной фирмы в крат-ко- и долгосрочном периодах.
  • Способен давать характеристику монопольных рынков; умеет находить оптимум предприятия, функционирующего в условиях монополии; знает содержание понятия ценовой дифференциации и ее различные виды.
  • Понимает содержание понятия «рынок моно-политической конкуренции» и его связь с другими типами рыночных структур; способен применять методы графического и алгебраического анализа поведения фирм на рынках монополистической конкуренции.
  • Имеет представление о предмете и методе теории игр, владеет основ-ной терминологией теории игр; способен применять инструменты теории игр для анализа простых ситуаций стратегического взаимодействия в экономике; обладает знаниями о со-держании моделей Кур-но, Штакельберга и Бертрана; умеет характеризовать особенности рыночного поведения олигополистов с точки зрения теории игр и микроэкономики.
  • Знакомы со сферой формирования спроса и предложения на энергию рабочей силы.
  • Знает теорию, термины и понятия, формулы, графики, умеет корректно их использовать, умеет выводить функции, умеет решать задачи по данной теме, строить графики, понимать и объяснять изменения в результате экономических процессов. Умеет применять правильные экономические модели и рассчитывать результаты в соответствии с данными моделями.
  • Знает понятие и структуру совокупного спроса. Может описать эффекты, объясняющие отрицательный наклон функции AD. Умеет определять причины сдвига кривой совокупного спроса. Умеет сравнивать различные подходы к определению уровня потребления и инвестиций.
  • Различает мультипликационные эффекты налогов, трансфертов и государственных закупок. Умеет рассчитывать вели-чины инфляционного и рецессионного разрывов. Умеет строить IS через кейнсианский крест, из равенства "утечек и инъекций" и через равновесие на рынке заемных средств. Умеет выводить уравнение кривой IS.
  • Студент знает основные факторы долгосрочного экономического развития страны и способен выносить аргументированные суждения по этому вопросу.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение.
    Фундаментальные и прикладные экономические дисциплины. Экономическая теория в системе экономических наук. Экономические блага и экономические агенты. Микроэкономика: предмет и методы анализа. Понятие экономической модели. Позитивная и нормативная экономика.
  • Равновесие спроса и предложения.
    Рыночный спрос. Величина спроса. Цена спроса. Закон спроса. Неценовые детерминанты спроса. Рыночное предложение. Величина предложения. Цена предложения. Закон предложения. Неценовые детерминанты предложения. Равновесие на рынке. Выигрыш потребителей, выигрыш производителей и общественное благосостояние. Потери в общественном благосостоянии при государственном регулировании рынка: контроль над ценами, введение квоты, количественного или стоимостного налога или субсидии. Точечная и дуговая эластичность. Геометрический смысл коэффициента эластичности. Коэффициент эластичности спроса на товар по цене этого товара. Примеры: эластичность в случае линейной функции спроса; спрос с постоянной ценовой эластичностью. Факторы, влия-ющие на эластичность спроса по цене. Коэффициент эластичности спроса на товар по доходу потребителей: для инфериорных и нормальных (предметы роскоши и предметы первой необходимости) благ. Коэффициент перекрестной эластичности спроса; диапазон его значений для взаимозаменяемых и взаимодополняющих благ. Коэффициент ценовой эластичности предложения. Эластичное и неэластичное предложение. Пример: линейная функция предложения.
  • Производство и издержки, выручка, прибыль.
    Понятие фирмы в экономической теории. Постоянные и переменные факторы производства. Производственный процесс в краткосрочном периоде: производственная функция от одного переменного фактора. Общий и средний продукт переменного фактора. Факторы повышения производительности труда. Предельный продукт переменного фактора. Закон убывающей предельной производительности. Кривые общего, среднего и предельного продуктов и связь между ними. Экономический подход к определению издержек. Роль альтернативных издержек в принятии бизнес-решений. Безвозвратные издержки. Издержки в краткосрочном периоде. Постоянные, переменные и общие издержки. Квазипостоянные издержки. Средние издержки в краткосрочном периоде. Предельные издержки. Взаимосвязь между средними издержками и производительностью переменного фактора производства. Производительность труда и ее значение для конкурентоспособности фирм. Кривые краткосрочных общих, средних и предельных издержек и связь между ними. Взаимосвязь краткосрочных и долгосрочных кривых общих издержек. Взаимосвязь краткосрочных и долгосрочных кривых средних и предельных издержек. Максимизация прибыли как цель фирмы. Общая, средняя и предельная выручка фирмы. Эластичный, неэластичный спрос и выручка продавцов. Условие максимизации прибыли. Средняя и предельная прибыль.
  • Рынок совершенной конкуренции.
    Основные признаки рынка совершенной конкуренции. Необходимое и достаточное условия максимизации прибыли совершенно конкурентной фирмой. Кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде. Прекращение производства в краткосрочном и долгосрочном периодах. Краткосрочный и долгосрочный периоды с точки зрения отрасли. Кривая рыночного предложения в краткосрочном периоде. Равновесие совершенно конкурентной отрасли в долгосрочном периоде. Условие равновесия совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.
  • Монополия.
    Основные признаки рынка монополии. Барьеры для входа в отрасль. Понятие естественной монополии. Кривая спроса на продукцию монополии. Предельная выручка и ценовая эластичность спроса. Максимизация прибыли монополистом: выбор оптимального объема выпуска. Монополистическое ценообразование. Отсутствие кривой предложения у монополиста. Потери в общественном благосостоянии при существовании монополии. Налогообложение монополиста.
  • Монополистическая конкуренция.
    Основные признаки рынка монополистической конкуренции. Дифференциация продукта и ее виды. Краткосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции. Равновесие фирмы на данном рынке в долгосрочном периоде. Сравнение монополистической и совершенной конкуренции. Издержки и выгоды монополистической конкуренции для общества.
  • Олигополия: стратегическое поведение фирм.
    Основные признаки олигополистического рынка. Концентрация продавцов на рынке. Индекс Херфиндаля – Хиршмана и индекс концентрации CR4. Примеры олигополии в России. Многообразие форм олигополистического поведения. Кооперативное и некооперативное поведение. Явный и неявный сговор. Факторы, способствующие заключению картельных соглашений. Проблема неустойчивости картеля.
  • Рынок труда.
    Индивидуальное предложение труда. Предложение труда в отрасли. Совершенная конкуренция на рынке труда. Предложение труда с точки зрения отдельной фирмы. Предельная доходность труда в денежном выражении. Краткосрочный период: условие максимизации при-были фирмой, использующей единственный переменный фактор (труд). Предпосылки совершенно конкурентного рынка труда. Спрос фирмы на труд. Причины изменения спроса фирмы на труд. Равновесие на совершенно конкурентном рынке труда. Кривые спроса на труд совершенно конкурентной фирмы и фирмы, имеющей монопольную власть на рынке готовой продукции. Спрос на труд в отрасли. Несовершенная конкуренция на рынке труда. Монопсония. Положительный наклон кривой предельных издержек монопсониста на труд. Определение оптимального количества труда, нанимаемого монопсонией. Дискриминация по уровню заработной платы на рынке труда. Роль профсоюзов на рынке труда. Безработица.
  • Рынок капитала.
    Особенности рынка капитала. Инвестиции. Зависимость ценности денег от времени: будущая стоимость сегодняшних доходов и текущая стоимость будущих доходов. Дисконтирование. Критерий чистой приведенной стоимости. Внутренняя норма отдачи.
  • Предмет и метод макроэкономики.
    Макроэкономика как наука о национальном хозяйстве в целом. История возникновения предмета. Связь макроэкономического и микроэкономического анализа. Принципы анализа ex post и ex ante. Макроэкономические модели. Статические и динамические модели. Понятие экзогенных и эндогенных параметров. Макроэкономические агенты и рынки, их характеристики и основные связи между ними. Доходы и расходы основных экономических агентов. Кругооборот доходов и расходов: двухсекторная, трехсекторная и четырехсекторная модели кругооборота. Утечки и инъекции. Основные макроэкономические проблемы. Вопросы макроэкономической политики, связанные с бизнесом. Ключевые макроэкономические показатели. ВВП, темп прироста ВВП, среднегодовой темп роста ВВП. Темп инфляции, экономически активное население, уровень безработицы, другие индикаторы экономической активности. Источники макроэкономических данных.
  • Базовые макроэкономические понятия.
    Система национальных счетов. СНС как система показателей совокупного производства и доходов. Валовой внутренний продукт и методы его измерения. ВНД и ВВП. Чистый доход факторов производства. Конечные и промежуточные товары и услуги. Исключение двойного счета. Способы оценки ненаблюдаемой экономики. Расчет ВВП по доходам и расходам. Основные счета СНС. Соотношение показателей СНС: показатели валового и чистого национального дохода, валового и чистого внутреннего продукта, личного дохода, располагаемого личного дохода. Инфляция. Инфляция и ее измерение. Номинальные и реальные показатели. Реальная и номинальная заработная плата, процентная ставка, обменный курс. Причины инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек. Роль инфляционных ожиданий. Дефляция и дезинфляция. Стагфляция. Индексы цен. Дефлятор ВВП. Индекс потребительских цен. Отличия дефлятора ВВП и ИПЦ. Понятие покупательной способности денежной единицы. Базовые и цепные индексы цен. Занятость и безработица. Рынок труда. Экономически активное население. Причины безработицы. Виды безработицы. Понятие естественного уровня безработицы. Фрикционная, структурная и циклическая безработица. Скрытая безработица. Взаимосвязь динамики безрабо-тицы и ВВП. Закон Оукена. Платежный баланс и валютный курс. Структура платежного баланса. Понятие реального и номинального валютного курса. Зависимость реального курса от уровня инфляции в стране и за рубежом. Абсолютный и относительный ППС. Режимы валютных курсов: фиксированный и плавающий валютный курс. Понятие экономического цикла. Фазы цикла, проциклические и контрциклические показатели. Влияние циклических колебаний на положение фирмы и принимаемые ей решения.
  • Совокупный спрос и его структура.
    Понятие совокупного спроса. Основные составляющие совокупного спроса. Эффекты, объясняющие отрицательный наклон кривой АD. Неценовые факторы, влияющие на сдвиги кривой AD. Теории потребления. Кейнсианская теория потребления. Основные предпосылки моде-ли. «Загадка Кузнеца». Модель перманентного дохода. Модель "Жизненного цикла". Теории инвестиций. Классический подход к теории инвестиций. Чистые инвестиции. Желаемый запас капитала. Инвестиции в жилищное строительство. Факторы, влияющие на инвестиционный спрос. Кейнсианский подход к теории инвестиций. Предельная эффективность капитала. Инвестиции в запасы. Эмпирический анализ инвестиционных расходов. Модель акселератора инвестиционного процесса. Q – теория Тобина. Дисконтирование и сложный процент. Методы оценки выгодности вложений: NPV и IRR. Доходы и расходы государства. Государственный бюджет. Общее понятие о государ-ственных финансах, их структура и уровни. Государственный долг. Классификация налогов. Понятие и основные элементы налоговой системы России. Структура российской налоговой системы. Внешняя торговля. Торговый баланс и его связь с обменным курсом.
  • Равновесие на товарном рынке в кейнсианской модели.
    Кейнсианский крест. Мультипликационные эффекты и их виды. Инфляционный и рецессионный разрывы. Построение кривой IS через кейнсианский крест, из равенства "утечек и инъекций" и через равновесие на рынке заемных средств. Алгебраический вид кривой IS.
  • Денежный рынок.
    Деньги и их функции. Денежные агрегаты. Процентные ставки и цены в монетарной экономике. Спрос на деньги. Денежные факторы совокупного спроса: денежная масса, скорость обращения денег. Модель Баумоля - Тобина. Трансакционный спрос на деньги. Спекулятивный спрос на деньги. Спрос на деньги по мотиву предосторожности. Предложение денег. Функции центрального банка. Инструменты монетарной политики. Операции на открытом рынке. Ставка рефинансирования. Денежная база, денежный мультипликатор и предложение денег. Отношение резервов к депозитам. Отношение наличных средств к депозитам. Регулирование предложения денег центральным банком. Баланс Центрального банка. Роль коммерческих банков в процессе «создания» денег. Банковский мультипликатор. Равновесие денежного рынка и кривая LM . Вывод кривой LM.
  • Совместное равновесие на рынке товаров и финансовом рынке. (модель IS-LM).
    Условия совместного равновесия. Единственность равновесия. Взаимодействие рынка товаров и финансовых рынков при изменении бюджетно-налоговой и монетарной политики. Последствия сдвига кривой IS. Инвестиционная и ликвидная ловушки. Сравнительная эффективность монетарной и фискальной политик. Построение функции совокупного спроса из модели IS-LM .
  • Совокупное предложение.
    Взаимосвязь совокупного предложения с теорией производства. Классическая и кейнсианская школы. Три подхода к трактовке функции совокупного предложения. Вывод совокупного предложения через рынок труда. Неценовые факторы, влияющие на сдвиги кривой совокупного предложения Равновесие совокупного спроса и предложения. Экономические последствия, вызванные шоками «совокупного спроса или предложения». Классификация видов инфляции. Динамическая функция совокупного предложения. Кривая Филлипса.
  • Экономический рост.
    Понятие и измерение экономического роста. Факторы и типы экономического роста. Модель Солоу. Влияние нормы сбережений на экономический рост. Роль технологического прогресса. Модели эндогенного экономического роста.
  • Открытая экономика.
    Понятие открытой экономики. Большая и малая открытая экономика. Макроэкономические показатели в открытой экономике. Платежный баланс и его структура. Валютные резервы. Валютный курс. Виды валютных курсов. Номинальный и реальный валютный курс. Фиксированный и плавающий валютный курс. Равновесие в открытой экономике. Модели МанделлаФлеминга и IS-LM-BP. Оценка эффективности фискальной и монетарной политик в открытой экономике. Свободная торговля и таможенная защита. Внешняя торговля России. Иностранные инвестиции в России. Россия и ВТО.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий самостоятельная работа (опрос)
    Возможно проведение с помощью электронных систем оценивания
  • неблокирующий контрольная работа № 1
  • неблокирующий контрольная работа № 2
  • неблокирующий Контрольная работа №3
  • неблокирующий Контрольная работа №4
    Возможно проведение с помощью электронных систем оценивания в случае организации дистанционного обучения
  • неблокирующий Экзамен по разделу "Макроэкономика"
    Экзамен проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе StartExam (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf. Для участия в экзамене студент обязан: включить микрофон и камеру, показать своё рабочее место и близлежащие поверхности, а также чистые листы бумаги, которые будут использованы для решения заданий; поднести к камере свой паспорт так, чтобы одновременно были видны и фотография, и ФИО студента. Во время экзамена студентам запрещено: использовать любые источники информации, кроме материалов экзамена; письменное и устное общение с другими лицами. Во время экзамена студентам разрешено: записывать решения на бумаге, использовать программу Калькулятор на компьютере (а НЕ на других устройствах), в конце экзамена однократно использовать телефон для фотографирования собственных решений и пересылки их преподавателю. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается период отключения до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается период свыше 5 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи производится с использованием видеоконференции при продолжении режима дистанционного обучения или путем очного письменного экзамена с аналогичными заданиями.
  • неблокирующий Творческая работа (эссе)
  • неблокирующий Экзамен по разделу "Микроэкономика"
    Баллы за письменную экзаменационную работу(микроэкономика) Балл Комментарий 10 Все верно. Ответ точный, ясный, правильный. Представлены все необходимые формулы, графики, комментарии. Представлены адекватные ответы на все пункты заданий. 9 В целом все верно. Ответ точный, ясный, правильный. Имеются незначительные замечания к графикам, формулам и комментариям. 8 В целом все верно. Ответ в целом адекватный, ясный и правильный. Имеются определенные замечания к графикам (нет некоторых важных графиков), к формулам (не везде имеются адекватные формулы). Не все комментарии к вопросам заданий достаточно освещают проблему. 7 Нет ответа на некоторые (незначительное число) из вопросов. Не все ответы являются полными и глубокими. Могут отсутствовать некоторые важные графики и формулы. 6 Нет ответа на некоторые вопросы. Имеющиеся ответы не всегда точные, ясные и имеются некоторые ошибки. Могут отсутствовать некоторые важные графики и формулы. 5 Нет ответа на значительное число вопросов работы. Имеющиеся ответы неточны, неглубоки, не подкреплены адекватными аргументами. Отсутствуют важные графики и формулы 4 Имеются ответы только не небольшое число вопросов работы. Ответы поверхностные, не затрагивают суть дела. Графики либо отсутствуют, либо нарисованы с ошибками, без адекватных обозначений. Формулы либо отсутствуют, либо представлены с ошибками (ошибочные формулы), либо не представлены полностью и с необходимой степенью детализации. 3 Ответов как таковых нет. Имеются некоторые мысли по поводу представленных заданий. 2 Ответов как таковых нет. Либо ответы полностью ошибочны. Есть какие-то попытки написать что-то более-менее адекватное тематике задания. 1 Ответа нет. Балл поставлен за попытку написать что-то адекватное по тематике задания. 0 Ответа нет. Присутствовал на работе, но сдал чистый лист, либо ответы очень далеки от проблематики вопроса. Поток сознания без относительно к макроэкономике.
  • неблокирующий Активность на семинарах в 1-2 модулях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Расчет результирующей оценки по дисциплине микроэкономика осуществляется следующим образом: Онакопленная = [ Ок/р1 + Ок/р2 + Оауд] × 0,25 В данной оценке отсутствуют блокирующие элементы. Ни один из элементов не может быть пересдан. Данные оценки рассчитывается с тремя знаками после запятой О результ =Онакопленная + [ 0,25× О экз ], где О – оценка за вид работы
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Оценка по разделу Макроэкономика выставляется по следующей формуле: О = ([К 1× Ок/р 1] + [ К 2× Ок/р 2] + [ К 3× Оэссе]+ [ Кауд. × Оауд ])*0,5+0,5* О экз, где О – оценка за вид работы К1 = К2 = 0,3 К 3 = 0,2; Кауд = 0,2 Оценка итоговая по дисциплине Экономическая теория: О эк теор = [К1 × Орезульт микро] + [К2 × О результ макро], где О – оценка за вид работы К1 = К2 = 0,5
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Макроэкономика : пер. с англ., Мэнкью, Н. Г., 1994
  • Макроэкономика : учебник, Агапова, Т. А., 2001
  • Макроэкономика. Сборник задач и упражнений : практическое пособие, Аносова, А. В., 2013
  • Микроэкономика, Пиндайк, Р. С., 2001
  • Принципы микроэкономики : учебник для вузов, Мэнкью, Н. Г., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Макроэкономика-2. Вып.2: Краткосрочный аспект, Шагас, Н. Л., 1998