• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

История культуры

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Культурология)
Направление: 51.03.01. Культурология
Когда читается: 3-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Этот курс предлагает сжатое изложение ключевых сюжетов истории европейской культуры Нового времени: аристократия и рождение современной буржуазии, возникновение идеи и практики политической революции, наделение ценностью частной жизни, становление романтизма и современной культуры чтения. Во второй части курса многие из этих сюжетов – и целый ряд других рассматриваются в иной оптике: истории гуманитарных наук 1945—1990 годов. В этот период, собственно, и сложились наиболее продуктивные для современные мысли концептуализации этих сюжетов – в работах Мишеля Фуко, Юлии Кристевой, Жиля Делёза, Феликса Гваттари и других мыслителей. Вторая часть курса «История культуры» должна познакомить студентов со спецификой религиозной культуры.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Углубление в исследовательскую проблематику исторического изучения культуры, тематизированной как история западной цивилизации, история становления и трансформации ключевых социальных типов и культурных практик.
  • Обсуждение истории проблематизации культурных практик в послевоенных гуманитарных науках и философии
  • Методологическая рефлексия ключевых сюжетов истории западноевропейской культуры Нового времени
  • Ознакомление со спецификой религиозной культуры
  • Анализ, выявляющий законы сосуществования религии как культурного явления с другими культурными и социальными феноменами.
  • Изучение процессов взаимопроникновения модерновых идей и практик в жизнь традиционных религий и процесс «заколдовывания» мира, происходящий в следствие тесного взаимодействия трансформировавшейся религии и культуры XX-XXI веков.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать об основных механизмах взаимодействия культуры как целого и религии как ее части; историю казусов взаимного влияния, конфликтов, интерпретации и интеграции религиозно-культурной форматуры.
  • Уметь с помощью анализа выявлять законы сосуществования религии как культурного явления с другими культурными и социальными феноменами; ориентироваться в типологиях форм религиозной культуры и модусах их взаимодействия; ориентироваться в динамике развития религий в контексте мировой и европейской культуры, в основных этапах этого развития, закономерностях смены эпох, о типах взаимодействия и характере системы духовных ценностей той или иной эпохи.
  • Иметь навыки (приобрести опыт) работы с различными формами взаимодействия культуры и религии, навыки работы в группе коллег с целью проведения исследования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Эмансипаторные дискурсы в послевоенной философии
    Маркс, Ницше, Фрейд: Как их стали перечитывать в 1960-е. Как контекст 1960-х задает новое направление гуманитарных наук. Лефевр, Альтюссер, Лакан, Маркузе, Раймонд Уильямс.
  • Фуко
    Ранний Фуко: концепция дискурсов, исследования психиатрии, правозащитная деятельность. Развитие ницшевской идеи генеалогии. Поздний Фуко: концепции субъекта и общества. Влияние идей Фуко на cultural studies. Работы Филипа Горски и Паоло Проди.
  • Постструктурализм
    Перечтение Бахтина в 1960-е годы. Юлия Кристева. Перечтение Хайдеггера. «Деструкция» в философии Хайдеггера и деконструкция в работах Жака Деррида. Как можно использовать идеи деконструкции в современных исследованиях культуры?
  • Новый этап в развитии герменевтики
    Герменевтика как интерпретационная практика; ее реконцептуализация в XIX веке. Поль Рикер и герменевтика. Ханс Георг Гадамер. Значение идей герменевтики для современных культурных исследований.
  • Новое понимание agency в философии и в исследованиях культуры
    Мишель де Серто и его концепция тактик. Работы Жиля Делеза и Феликса Гваттари. Миноритарное письмо. Понятие ризомы. Дилогия «Капитализм и шизофрения». Общность де Серто, Делеза и Гваттари: идея субверсии как эмансипации. Полемика Рене Жирара с Делезом и Гваттари. Риторическое использование естественных наук в работах Делеза и Гваттари.
  • Постсекулярное общество и исследования культуры
    Новое осмысление сакрального: Рене Жирар, Джорджио Агамбен, поздний Юрген Хабермас. Понятие постсекулярного общества.
  • Поздний Витгенштейн и интерпретация его идей
    Отличие позднего Витгенштейна от раннего. Нельсон Гудмен, Ричард Рорти.
  • Религия до эпохи модерна: общий экскурс
    Роль религии до эпохи модерна. Типы религиозного мировоззрения. Космотеизм и монотеизм. Проблема восточных религий. Диалог с Востоком и гипотеза ориентализма. Общие принципы христианского богословия. Эстетика, этика и жизнь в христианском мире. Начало трансформации. Три предреформации. Лютер и теология протестантизма. Кальвин и реформированная теология. Проблема предопределения. Протестантские богословские споры. Анабаптизм и радикальная реформация. Англиканство и пуританизм. Проблема религиозного опыта. Мистическое богословие. Секуляризм как научная концепция.
  • Религия: от Средних веков к Новому времени
    Три этапа культурной реформы Европы XIV-XVI вв.: южный, трансальпийский и северный. Первые версии абсолютизма и их отношение к религиозным институтам. Гуманизм и Реформация. Эволюция отношения к античной религии в итальянском Ренессансе: гуманизация христианства, антропологизация гуманизма, демонизация антропологизма. Итальянский Ренессанс как религиозно-эстетическая форма перехода к Новому времени. Ренессансная наука: магия, алхимия, натурфилософия. Протобуржуазные формы экономики: конфессиональные аспекты. Новое понятие личности. Формирование бюргерской культуры. Реформация и ее культурное значение. Лютер и Эразм: гуманистические парадигмы эпохи. Немецкая мистика и религиозный утопизм. Борьба за религиозную толерантность. Колонизация и миссионерство. Религиозный раскол Европы. Имперский проект Карла V и его крах. Новое правосознание. Протестантизм и новая экономика. Культурные проекты Реформации и Контрреформации. Кризис гуманизма и ренессансной эстетики.
  • Религиозная культура XVII века
    Абсолютистские монархии и религия. Утопии и христианство. Английская революция как религиозно-культурный феномен. Индивидуальная ответственность и активизм как новый канон личности. Религиозные истоки науки. Конфликт науки как парадигмы знания с верой. Ослабление церковных институтов. Новые социально-религиозные программы: кальвинисты, течения в пуританизме, иезуиты, янсенисты, пиетисты. Гетеродоксальная и эзотерическая мысль. Деизм. Розенкрейцеры. Борьба за веротерпимость. Религиозная культура и «век философов». Две модели сознания: «cogito» Декарта и «бездна» Паскаля. Эстетическая реформа и церковь: рационализм классицизма и витализм барокко.
  • Религиозная культура XVIII века
    Свет и тени Просвещения. Кризис рационализма и предреволюционная эпоха. Реформа гуманитарного знания: рождение истории, социологии, культурологии, психологии, антропологии, сравнительного языкознания. История и Природа – новые мифы эпохи. Просвещенческий атеизм и либертинаж. Религиозный сентиментализм. Вольтер и Руссо: гуманистические программы века. Феномен Контрпросвещения. Сведенборг и его влияние. Церковный кризис. Борьба янсенистов и иезуитов. Масонство и оккультизм. Историческая граница между дворянской и бюргерской религиозной культурой. Квазисакральные формы революционного искусства: театр, театрализованные действа, песня, литература, публицистика, политическая риторика. Сакральная семиотика революции.
  • XIX век и процесс глобальной трансформации религии
    Колониализм и религиозная культура. Образ Другого. Трансформация восточных религий: неоиндуизм. Поиски вечного Востока в западной культуре. Буддизм как мировоззрение. Начала религиоведения – религиозный компаративизм. Попытки диалога религий. Критика христианства: Дарвин, Ренан. Атеизм как новая форма мировоззрения. Романтический сатанизм и эстетика «тёмной стороны». Секуляризация эзотеризма: спиритизм, теософия, французский оккультизм. Зарождение редукционизма: философия жизни, антропологизм, позитивизм. «Антибюргерские» настроения. Развитие либерального богословия.
  • Редукции религиозного и формы реакции на них
    Кембриджская и Оксфордская школы антропологии религии. Теория морфологии религий. Э.Б. Тайлор и специфика примитивной культуры. Эволюционизм в религиоведении. Проблема минимума религии. Анимизм, манизм, тотемизм. У. Робертсон-Смит и исследование религии древних семитов. Роль ритуала в понимании религии. Дж. Фрейзер и религиоведческий детектив. Компаративная схема Фрейзера. Мифологические паттерны. Повторяемость религиозных сюжетов. Магия и религия. Спор о месте магии. Э. Дюркгейм и место общества в религиозной жизни. Истоки теории Дюркгейма. Священное и профанное. Общество как метафизическая категория. Тезис о расколдовывании общества и его значение. Харизматический лидер и институциализация харизмы. Церковь/секта/деноминация. У. Джеймс – психолог, философ, религиовед. «Многообразие религиозного опыта» и проблема религиозного чувства. Психологическое объяснение религиозного обращения. Мистицизм как категория религиоведческого исследования. Религия душевного здоровья и религия страждущих душ. З. Фрейд и невротическая природа религии. Философские и религиоведческие истоки теории Фрейда. Принципы фрейдистского анализа мифологии. Фрейд и мистический опыт. Фрейдизм как методология культурного и религиоведческого анализа. Теория коллективного бессознательного Юнга и религиоведение. Архетипический анализ. Круг Эранос и религиоведение. Э. Фромм и психологическая типология религии. Религиозное как психологическое – пути трансформации.
  • Теология на перепутье
    Деизм и либеральный протестантизм. Неоортодоксия: от Кьеркегора до Барта. Евангеликанство и фундаментализм. Богословие двух Ватиканов. Специфика экуменического богословия. Богословие после Освенцима. Теология смерти Бога. Проблема богословского персонализма. Споры об именах Божиих. Теология и постмодернизм. Трансформация религиозной эстетики. Формы диалога с миром. Экуменизм.
  • Назад к религии?
    Послевоенная Европа и ее культурные ценности. Новые феномены: культура потребления, масса и индивидуум, индустрия развлечений, средства массовой информации, транснациональный капитал, планетарная техника. Появление новых вероучений и культов. Типология и характеристика нетрадиционных культов. Понятие секты и НРД («нового религиозного движения») в религиоведении. Синкретизм и корпоративный характер «новых религий». Постмодерн и религиозные традиции. Теория десекуляризации. Проблема Нью Эйдж. Западный эзотеризм и глобализация религии. Современные дискуссии о проблеме определения «религии» («условная категория», «umbrella term», «empty signifier»). Метарелигиоведение как попытка саморефлексии. Методология современного религиоведения, принцип «toolbox». Новые горизонты психологии религии (герменевтический, феноменологический подходы, психология личности). Когнитивное религиоведение и эволюционная психология религии. Нейропсихологические и нейрофизиологические теории религии. Религия и проблема гендера. Религия и колониализм. Проблематика «lived religion». Религия в современном публичном пространстве. Квазирелигии, их роль в истории религии и современной культуре. Мистика, мистицизм, ИСС, современные теории религиозного опыта.
  • Трансформация религии: два примера
    Проблема экзорцизма и одержимости как концентраторов религиозных дискурсов. Раннехристианская история. Оформление практик и институциализация. Теологические объяснения. Реформа Тридентского собора. Массовые экзорцизмы. Рационализация практики. Секулярная критика. Экзорцизм в XX веке. «Возвращение золотого века». Загробное бытие души и трансформация отношения к жизни после смерти. Религиозные контексты. Проблематика после 1960-х. Р. Моуди и новая мифология. Дискурс посмертного опыта и его составляющие.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная работа
    Набор кейсов, проанализировать по Фуко: литературное произведение, выставка, фильм, современная культурная практика, но легко наблюдаемая, исследование медиа по сфокусированной проблеме (проблема того-то в современных российских медиа: публикации этого года на таком-то сайте). Обсуждение проблемы в публичном пространстве. Заранее можно оговорить со мной свой кейс.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Предполагает коллоквиумы, опросы, работу с кейсами, контрольные
  • неблокирующий Экзамен
    Состоит из устной и письменной частей
  • неблокирующий Письменный экзамен
  • неблокирующий Контрольные работы на лекциях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Контрольные работы на лекциях + 0.2 * Письменная работа + 0.25 * Письменный экзамен + 0.45 * Работа на семинарах
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.4 * Работа на семинарах + 0.1 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Schlieter, J. (2018). What Is It Like to Be Dead? : Near-Death Experiences, Christianity, and the Occult. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1857425

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Segal, R. A. (2006). The Blackwell Companion to the Study of Religion. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=181520