• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Гуманитарный аспект международных отношений

Статус: Курс по выбору (Международные отношения)
Направление: 41.03.05. Международные отношения
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Сформировать у студентов систематическое представление о специфике и роли международных гуманитарных связей в мировой политике, о роли этических принципов в международных отношениях в прошлом и настоящем, о ключевых гуманитарных проблемах современных международных отношений, об основных формах и направлениях гуманитарной политики государств и международных организаций, а также об особенностях гуманитарной политики и культурной дипломатии Российской Федерации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Довести до сведения студентов новый взгляд на субъектность международных отношений, в которых помимо государств все большую роль играют организации и личности
  • Сформировать у студентов систематических представлений о специфике и роли международных гуманитарных связей в мировой политике, о роли этических принципов в международных отношениях в прошлом и настоящем, о ключевых гуманитарных проблемах современных международных отношений, об основных формах и направлениях гуманитарной политики государств и международных организаций, а также об особенностях гуманитарной политики и культурной дипломатии Российской Федерации
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет роль гуманитарного аспекта в международных отношениях.
  • Называет взгляды школ международных отношений на роль морали в мировой политике.
  • Анализирует предпосылки актуализации гуманитарной тематики в мировой политике в постбиполярный период.
  • Определяет место и роль права в современном международном праве.
  • Определяет деятельность международных организаций в гуманитарной сфере.
  • Называет концепцию прав человека и ее основные понятия, закрепленные в международных документах.
  • Определяет понятия "гуманитарная интервенция", "гуманитарный кризис", "гуманитарная война".
  • Называет неправительственные организации, обеспечивающие жизнедеятельность мигрантов.
  • Определяет место и роль межкультурных коммуникаций в мировой политике.
  • Определяет формы и цели гуманитарного сотрудничества.
  • Интерпретирует роль образования, науки и культуры во внешней политике.
  • Определяет особенности гуманитарной политики и культурной дипломатии Российской Федерации, в частности об установлении и поддержании постоянных каналов связи между соотечественниками, находящимися за рубежом, и их исторической родиной.
  • Анализирует трансформацию международного гуманитарного права, историю и основные труды международного гуманитарного права.
  • Анализирует процесс создания международно-правовой основы трудовой миграции.
  • Определяет формы и методы культурной дипломатии.
  • Анализирует деятельность международных организаций по охране мирового культурного наследия.
  • Называет правовые основы "гуманитарной интервенции".
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Международные гуманитарные связи в системе международных отношений
    Понятие гуманитарного аспекта международных отношений. Роль гуманитарного аспекта в общей системе международных отношений. Усиление значения гуманитарного аспекта в связи со стиранием национальных границ, развитием интеграционных процессов, изменением характера и масштабов нынешних конфликтов, массовыми нарушениями прав и свобод человека, изменением структуры международных отношений в целом.
  • Этические аспекты мировой политики
    Школа политического реализма. «Мелосский диалог»: мораль в международных отношениях связана с правом сильного. Школа политического идеализма. Иммануил Кант об этических аспектах мировой политики. Универсальны ли этические нормы международных отношений? Релятивистский подход к морали в мировой политике (П. Виотти и М. Кауппи): моральные нормы существуют только в контексте определенной культуры. Либеральный подход (М. Амстуц): базовые моральные представления едины для всех народов (И. Кант). Веберовская «этика убеждений» в применении международной политики: цели и средства международной политики должны быть моральными. Веберовская «этика ответственности»: моральному критерию отвечает конечный результат международной политики. Космополитизм, коммунитаризм и скептицизм об этическом аспекте в мировой политике. Пацифизм, «милитаризм» и «срединная» теория о применимости военных действия в международных отношениях. Этические проблемы, возникающие в связи с оказанием гуманитарной помощи.
  • Актуализация гуманитарной тематики в мировой политике в постбиполярный период. Концепция безопасности личности.
    Взрыв в конце 80 –х - 90-х годах XX в. противоречий и проблем, ранее искусственно сдерживаемых блоковой конфронтацией: этнических, конфессиональных, региональных, социальных, культурных, этических. Отдельные государства не могут гарантировать безопасность отдельной личности. Усиление потребности обеспечения гуманитарной («личностной») безопасности со стороны международных организаций. Объектом международных отношений становится сам человек, а не только межгосударственные отношения. Понятие «human security». Понятие безопасности личности как рамочная основа для принятия мер по противодействию широкомасштабным и многоплановым угрозам в государствах, не гарантирующих личности безопасность. Различие угроз безопасности личности в разных странах в разные периоды времени. Проведение международной политики в сфере безопасности личности, направленной на учет конкретных условий каждой страны и носящей превентивный характер. Концепция безопасности личности – двуединая концепция, направленная на обеспечение защиты личности, а также на расширение ее прав и возможностей.
  • Место и роль права в современной мировой политике. Развитие международного гуманитарного права.
    Право и мораль в мировой политике. Никколо Макиавелли и Иммануил Кант. Этика «ответственности» в политических концепциях Макса Вебера, Генри Моргентау, Раймона Арона. Несоответствие норм международного права XVII-XIX вв. нормам морали. XX-XXI вв. – приведение норм международного права в соответствие с нормами международной морали. Гуго Гроций: «О праве войны и мира». Международное право в большинстве его норм, которые признаны всеми государствами мира, является универсальным. Международное право, в той части, которая признается не всеми, но большинством стран мира, называется общим. Нормы международного права, установленные странами одного региона, создают региональное международное право. Нормы, установленные государствами в какой-либо области, называются отраслевыми. Нормы, устанавливающие права и обязанности между двумя государствами, содержатся в многочисленных двусторонних договорах. Международное право регулирует отношения между государствами, являющимися, наряду с международными организациями, субъектами международного права. Источники международного права: международные договоры и признанные государствами обычаи. Международное право - право между государствами, а не над ними. Группа норм в современном международном праве, объектом регулирования которых в первую очередь являются отношения между воюющим государством и гражданами другого воюющего государства, составляют международное гуманитарное право. Воюющие государства имеют взаимные обязательства относительно регулирования положения гражданских лиц в этом конфликте. Международное гуманитарное право тесно связано с правами «прав человека». Международное гуманитарное право регламентирует военные действия таким образом, чтобы смягчить их жестокость и обеспечить гуманитарные стандарты в отношении воюющих, раненых, больных, военнопленных, а также мирного гражданского населения. Центральной идеей, коренящейся в международном гуманитарном праве, является идея гуманизма, уважения достоинства человеческой личности.
  • Политика международных организаций в гуманитарной сфере
    Начало эпохи международных организаций в гуманитарной сфере — основание в 60-х годах XIX века Международного Комитета Красного Креста (МККК). Красный Крест – разработчик первых правил поведения в ходе боевых действий. Красный Крест, символ уважения права человека на жизнь, дал толчок становлению международных организаций в гуманитарной сфере. На полях сражений многочисленных войн XIX–XXI вв. Красный Крест - знак доверия организации и людям, спасающим жизни. Международные организации в гуманитарной сфере действуют оказывают гуманитарную помощь и поддерживают беженцев и пострадавших от войн и стихийных бедствий. Международные организации в гуманитарной сфере работают практически во всех горячих точках мира: предоставляют информацию мировому сообществу о положении дел в регионах гражданских конфликтов и условиях размещения беженцев, обеспечивают безопасность пострадавшего от войны населения (например, путем разминирования территорий). Международная кампания по запрещению противопехотных мин позволила спасти миллионы жизней в разных уголках планеты. Международные организации в гуманитарной сфере помогают вернуться к мирной жизни лицам, пережившим вооруженные конфликты, выступают посредниками между вчерашними противникам, проводят мониторинг выборов, способствуют формированию гражданского общества в постконфликтных регионах. Международные организации в гуманитарной сфере оказывают адресную благотворительную помощь, которая выделяется на нужды людей, испытывающих физические и эмоциональные страдания и материальные трудности: предоставляют продукты питания, предметы первой необходимости, одежду, медикаменты и жилье, необходимое для поддержания жизнедеятельности. Международные организации в гуманитарной сфере осуществляют программы по социальной адаптации и оказанию психологической помощи, особенно, инвалидам, детям, старикам и беженцам.
  • Концепции прав человека. Использование тематики прав человека в современной мировой политике. Международное сотрудничество в обеспечении прав человека
    Права человека - совокупность правовых норм, закрепляющих права и свободы человека. Обязательства современных государства по практической реализации прав и свобод человека. Механизмы контроля за выполнением государствами взятых на себя международных обязательств в сфере защиты попранных прав отдельного человека. Принцип уважения прав и свобод человека в Уставе ООН и международных договорах и соглашениях по защите прав и свобод человека, разработанных в рамках ООН и ее специализированных учреждениях. Закрепление в международных договорах определений таких понятий, как геноцид, апартеид, расовая дискриминация, пытки. Максимально детальное определение прав человек во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. Тесная связь прав человека и международной политики. Использование различными государствами нарушений «прав человека» в качестве основания для введения санкций, для объявления «нарушителей» странами-изгоями, а также для усиления своих геополитических позиций. Международное сотрудничество в обеспечении прав человека выразилось в сотрудничестве по соблюдению конкретных международно-правовых норм, содержащихся в договорах и соглашениях, таких как Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г., Конвенция о политических правах женщин 1953 г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Дополнительные протоколы I и II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., но прежде всего - во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.
  • Гуманитарные интервенции: теория и практика.
    Понятие «гуманитарная интервенция», «гуманитарный кризис», «гуманитарная война»: применение военной силы против иностранного государства или каких-либо сил на его территории для предотвращения гуманитарной катастрофы или геноцида местного населения. Правовые основы «гуманитарной интервенции»: Устав ООН (1945 г.), закрепляющий за международным сообществом право на проведение военных операций, если налицо «существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии» (статья 39), а также Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), в которой зафиксировано, что государства-члены ООН «обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод». Предтечи «гуманитарных интервенций»: Ливан (1860 г.), Китай (1900 г.). Гуманитарные интервенции в XX в.: Ирак (1991 г.), Сомали (1992–1993 гг.), Босния (1995 г.), Югославия (1999 г.).
  • Гуманитарные аспекты миграционных процессов.
    Неправительственные организации, обеспечивающие жизнедеятельность мигрантов: Каре Интернешенл, Каритас Интернационалис, Врачи без границ, Международ- ный Комитет Красного Креста, Европейская консультативная служба по делам беженцев и ссыльных, Европейская юридическая система по вопросам убежища, Международный совет добровольных агентств. Создание международно-правовой основы трудовой миграции: Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах ( принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. ); Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., Итоговый документ Венской встречи представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1986 г., Конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Конвенции: «О статусе беженцев» (14.12.1951 г.); «О применении Шенгенского соглашения и о постепенной отмене контроля на общих границах» (25.03.1995 г.); Дублинская (1990 г.); «О защите прав человек и основных свобод». Обеспечение жизнедеятельности мигрантов: создание поселений и лагерей, строительство больниц и школ для лечения и обучения мигрантов, приспособление местного законодательства к традиционным нормам мигрантов. Мобилизация филантропических организаций для помощи мигрантам. Христианская церковь как мощнейший инструмент адаптации мигрантов к новой жизни.
  • Межкультурные отношения в мировой политике. Современные межкультурные коммуникации, их роль в формировании нового мирового порядка.
    Место и роль межкультурных коммуникаций в мировой политике. Воспитание терпимости к чужим культурам, уважения к чужим традициям, толерантности к непохожести, преодоление дихотомии «свой-чужой». Развитие каналов связи, изменение форм коммуникации, для которых не существует национальных границ, создает в различных странах толерантную среду, препятствующую агрессивной политике соответствующих государств.
  • Мировое гуманитарное пространство и гуманитарная политика. Формы и цели гуманитарного сотрудничества.
    Мировое гуманитарное пространство как мировая культура, включающая знания, верования, искусства, нравственность, законы, обычаи, способности и привычки людей. Культура как «мягкая сила», помощью которой различные государства проводят свою эффективную политику. Формами гуманитарного сотрудничества могут быть: контакты между научными, творческими и общественными организациями; обмен учеными, преподавателями, творческими работниками и общественными деятелями; организации международных выставок, зарубежных театральных поездок, прокатов кинокартин и т.д. Целями гуманитарного сотрудничества являются: формирование и укрепление отношений взаимопонимания и доверия с зарубежными странами, общественными организациями и людьми; развитие равноправного и взаимовыгодного партнерства между народами; наращивание участия страны в системе международного культурного сотрудничества; поддержка и популяризации в иностранных государствах языка и культуры своего народа.
  • Образование, наука и культура как инструменты внешней политики. Формы и методы культурной дипломатии. Сохранение мирового культурного наследия и деятельность международных организаций по его охране. Международно-правовое обеспечение защиты культурных ценностей
    Использование государством для достижения политических, дипломатических и пропагандистских целей существующих или специально устанавливаемых образовательных, научных и культурных связей. Система мер, связанных с использованием образования, науки и культуры в качестве объекта и средства достижения внешнеполитических приоритетов государства путем популяризации и распространения результатов образовательной, научной и культурной деятельности за рубежом. Популяризация и защита объектов мирового культурного наследия для их сохранения. Принятие в 1972 г. Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия. «Статус объекта всемирного наследия». Ежегодные сессии Комитета всемирного наследия с присуждением «статуса объекта всемирного наследия». Критерии «статуса объекта всемирного наследия». Список «объектов всемирного наследия». Цель списка всемирного наследия: защитить уникальные культурные объекты. Подготовка ЮНЕСКО перечня объектов, представляющих мировую ценность, и включение их в предварительный список. Оценка природной и культурной значимости объекта Международным союзом по охране природы (МСОП) и Международным советом по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС). Рекомендации Международного исследовательского центра по сохранению и реставрации культурных ценностей (ИККРОМ) Комитету всемирного наследия ЮНЕСКО. Принятие Комитетом всемирного наследия ЮНЕСКО на его ежегодной сессии решения о внесении культурного объекта в список «объектов всемирного наследия». Культурные ценности защищаются следующими международно-правовыми актами: Брюссельской международная конференцией 1874 года, IV Гаагской конвенцией о законах и обычаях сухопутной войны от 18 октября 1907 года, IX Гаагской конвенцией о бомбардировании морскими силами во время войны от 18 октября 1907 года, Договором об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пактом Рериха) 1935 года, Гаагской конвенцией о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года, Вторым протоколом 1999 года к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года, Дополнительным протоколом 1977 года к Женевским конвенциям 1949 года, Декларацией ЮНЕСКО, касающейся преднамеренного разрушения культурного наследия 2003 года.
  • Особенности гуманитарной политики и культурной дипломатии Российской Федерации
    Российская диаспора – 27 млн человек, из них 17 млн – в ближайшем зарубежье. Важнейшая задача российской гуманитарной политики - сохранение гуманитарной и культурной среды соотечественников. Особенность гуманитарной политики и культурной дипломатии Российской Федерации: установление и поддержание постоянных каналов связи между соотечественниками, находящимися за рубежом, и их исторической родиной. Русскоязычные СМИ за рубежом, связи в сферах науки и образования, зарубежная сеть филиалов российских Вузов выполняют следующие задачи: расширяют изучение русского языка и культуры России в зарубежных странах; содействуют сохранению русской культуры и русского языка в странах ближнего зарубежья; поддерживают функционирование русского языка в государства – участниках СНГ и странах Балтии; обеспечивают права соотечественников, в том числе и права на получение образования на родном русском языке; восстанавливают единое культурно-информационное поле на всем постсоветском пространстве. Российско- национальные (славянские) Университеты в Армении (Ериван), в Белоруссии (Могилев), Киргизии (Бишкек), Таджикистан (Душанбе). Основная форма подготовки иностранных специалистов: обучение в российских образовательных учреждениях на территории страны. Предоставление иностранным студентам государственных стипендий. Основная цель государственной политики России в сфере подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских учебных заведениях: реализация геополитических и социально-экономических интересов России.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в семинарах
  • блокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Участие в семинарах + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мировая политика : учеб. для вузов, Лебедева М. М., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Международная и внутригосударственная защита прав человека - Общество с ограниченной ответственностью "СТАТУТ" - 2011 - ISBN: 978-5-8354-0725-5 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/61807
  • Лебедева, М. (2013). Акторы Современной Мировой Политики: Тренды Развития. ВЕСТНИК МГИМО УНИВЕРСИТЕТА, (1 (28)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14657840
  • Права человека: международная защита в условиях глобализации, Карташкин В. А., 2011