• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Теория организации

Направление: 38.03.02. Менеджмент
Кто читает: Кафедра управления человеческими ресурсами
Когда читается: 2-й курс, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Преподаватели: Смирнов Павел Сергеевич, Тищенко Назар Юрьевич
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 20

Программа дисциплины

Аннотация

Для преподавания данной дисциплины используется Массовый онлайн курс (МОК) “Теория организации” на Национальной образовательной платформе “Открытое образование” [URL: https://openedu.ru/course/hse/ORGTH/]. Лекционный материал предоставляется слушателям в формате видео-лекций по одной лекции в неделю.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Теория организации» является подготовка выпускников к организационно-управленческой, информационно-аналитической и научно-исследовательской деятельности в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня, способных решать задачи по: - формированию организационной и управленческой структуры организаций; - разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации (предприятия); - сбору, обработке и анализу информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные компоненты внешней среды организации; уметь сегментировать внешнюю среду; иметь навыки анализа внешней среды организации
  • Формирование понятия организационной и управленческой структуры организации
  • Знать различные подходы к определению организационной структуры
  • Сбор, обработка и анализ информации о факторах внутренний среды для управленческих решений
  • Разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации (предприятия)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теория организации в системе наук
    Теория организаций как одна из базовых управленческих дисциплин. Соотношение теории организаций и теории управления в разных теоретических подходах. Разграничение предметных областей теории организаций и теории управления. Связь теории организаций со смежными научными дисциплинами, изучающими организацию: экономикой, социологией, психологией, юридической наукой.
  • Понятие и сущность организации
    Основные подходы к определению понятия организации. Организация как процесс упорядочения поведения активных социальных объектов. Организация как социальная система. Функции организации как социальной системы. Различные трактовки организации как социальной системы: модели организации как ис- кусственной и естественной системы, признаки каждой модели. Формальная и неформальная организация. Формирование социокультурных деятельностных и поведенческих стандартов. Различные подходы к формированию типологии организаций. Типология организаций Т.Парсонса. Типология Ч.Барнарда. Типология Г.Минцберга. Типология А.И.Пригожина.
  • Внутренняя среда организации. Организационная структура
    Организационная структура как важнейшая характеристика внутренней среды организации. Различные подходы к определению организационной структуры. Принципы формирования и параметры измерения организационной структуры. Степень разделения труда как параметр измерения организационной структуры. Горизонтальная и вертикальная дифференциация. Степень концентрации власти как параметр измерения организационной структуры. Проблема границ контроля. Централизация и децентрализация. Факторы, влияющие на соотношение централизации и децентрализации организационной структуры. Степень формализации отношений как параметр измерения организационной структуры. Понятие формализации. Формальные и неформальные организационные структуры. Принципы департаментализации. Основные типы организационных структур. Линейно- функциональные структуры. Дивизиональные структуры. Проектные и матричные структуры. Комплексные структуры П.Лоуренса и Дж.Лорша.
  • Внутренняя среда организации. Контекстуальный подход
    Факторы, влияющие на формирование организационной структуры. Цели организации как фактор, влияющий на выбор структуры. Стратегия организации как фактор, влияющий на выбор структуры. Концепция А.Чендлера. Модели М.Портера, Р.Майлза и Ч.Сноу. Модель структурной адаптации (SARFIT), модель стратегического выбора. Технология как фактор, влияющий на выбор структуры. Концепция Вудворт. Технология кастомизированного производства, технология сервиса. Модель Томпсона. Размер организации как фактор, влияющий на выбор структуры. Исследования Астон- ской группы. Модель стадий жизненного цикла И.Адизеса. Изменения организационной структуры на различных стадиях жизненного цикла. Тип организационной культуры как фактор, влияющий на выбор структуры. Типология организационной культуры К.С.Камерона и Р.Э.Куинна
  • Внешняя среда организации
    Понятие внешней среды организации. Основные характеристики внешней среды организации. Ключевые составляющие внешней макросреды и микросреды современной организации. Интерпретации роли внешней среды организации представителями различ-ных школ и направлений теории организации. Переоценка роли внешней среды в теории организации с конца ХХ века. Роль внешней среды в процессном, системном и ситуационном подходах в теории организации. Преимущества и ограниченность управленческих моделей, игнорирующих фактор внешней среды. Влиятельность факторов научно – технического прогресса на эффективность функционирования организации. Учет стихийных факторов социально-экономического окружения при разработке долгосрочных планов организации. Показатели стратегического планирования при оценке внешней среды организации: политические, международные, экономические, и технологические. Стратегические альтернативы развития организации У.Глюка: рост, ограниченный рост, сокращение и их комбинирование.PESТ - анализ как метод анализа среды в науке управления. Основные положения стратегии социальной сферы организации. Феномен органи-зационного развития в менеджменте и роль внешней среды в данном процессе. Проблема процесса управления изменениями в организации. Модели организационного развития Л.Грейнера и К.Левина. Культурные барьеры в процессе глобализации и интернационализации процесса управления.
  • Организационное развитие.
    Понятие организационные изменений. Различные подходы к определению источников и причин организационных изменений. Классификации организационных изменений. Инновационная (проектная) концепция развития организаций. Инновационная методология В.С.Дудченко. Процесс организационных изменений: факторы, агенты изменений, методы интервенции, модели оценки изменений. Различные подходы к понятию организационного развития. Фокусная и популяционная перспектива организационного развития. Развитие организации в неоинституциональной школе: векторы развития в зависимости от сферы деятельности, институциональный изоморфизм крупных организаций. Представление об организационном развитии в естественной модели организации: тео- рия жизненных циклов организации. Представление об организационном развитии в искусственной модели организации. Структурно-ситуационные модели. Организационное проектирование: принципы, этапы и методы. Школа социальных систем: совмещение искусственных и естественных процессов развития организации.План семинарских занятий: Семинарские занятия проходят в режиме презентации и обсуждения результатов групповой работы в форме кейс-стади. Студенты делятся на группы по 4-6 человек. Работа в режиме кейс-стади предполагает самостоятельный выбор группой организации, анализ деятельности которой будет проводиться. Для этого могут быть использованы публикации в специализированных журналах, бизнес-изданиях, материалы Интернета, а также реальная практика, если есть возможность получить и обнародовать необходимую для анализа информацию. На каждом занятии обсуждается соответствующий аспект (тема) курса на примере выбранной студентами организации. По результатам презентаций и обсуждений группа готовит аналитический отчет (с учетом замечаний и предложений по доработке), который является формой текущего( промежуточного) контроля.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Тесты
  • неблокирующий Групповое домашнее задание с учетом индивидуального участия
    Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-балльной шкале. При подсчете по формуле общей оценки текущие оценки округляются до десятичного знака. Округление общей оценки производится в соответствии с арифметическим правилом с округлением до ближайшего целого числа арифметическим способом (например, 3,4 округляется до 3, а 3,5 до 4).
  • блокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Групповое домашнее задание с учетом индивидуального участия + 0.1 * Посещаемость + 0.2 * Тесты + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Теория организаций: Учеб. пособие / Ю.Н. Лапыгин. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 311 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 5-16-002839-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/117424

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Организационное поведение : учебник для вузов, Лютенс, Ф., 1999
  • Организация и управление, Гвишиани, Д. М., 1998
  • Широкова, Г. В. Управление изменениями в российских компаниях [Электронный ресурс] : учебник. 3-е изд. / Г. В. Широкова; Высшая школа менеджмента СПбГУ. . СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2009. - 480 с. - ISBN 978-5-9924-0030-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/493501