• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Научно-исследовательский семинар "Социальные технологии в маркетинге"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Маркетинг)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Кто читает: Кафедра стратегического маркетинга
Когда читается: 1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Меринов Павел Павлович, Третьякова Маргарита Игоревна, Шаповалова Екатерина Викторовна
Прогр. обучения: Маркетинг
Язык: русский
Кредиты: 10
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар «Социальные технологии в маркетинге» предназначен для формирования у студентов-маркетологов метанавыков (soft skills), необходимых для успешной карьеры. Он состоит из трех тематических разделов - Эмоциональная осознанность в бизнесе, Лидерство и Дизайн-мышление. В процессе обучения студенты получат представление об эмоциональных факторах поведения индивида в профессиональной деятельности, взаимодействии в команде и организации и приобретут умения эмоционального самоанализа, а также анализа поведения группы и организации; ознакомятся с основными концепциями, теоретическими подходами, понятиями и проблемами в области лидерства в современном менеджменте и научатся развивать лидерские качества и осваивать разнообразные стили лидерства, в том числе лидерство в критических ситуациях и условиях неопределенности; освоят методологические основы и практические технологии дизайн-мышления для решения профессиональных задач.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • продемонстрировать студентам вызовы современной бизнес-среды, которые обуславливают требования к профессионалам и лидерам будущего
  • ознакомить с основными концепциями, теоретическими подходами и понятиями в области компетенций будущего (эмоциональная осознанность, лидерство и дизайн-мышление) и системным подходом к решению проблем
  • сформировать навыки эмоционального самоанализа, а также анализа поведения группы и организации
  • освоить инструменты развития лидерских качества и разных типов лидерства
  • приобрести умения разрабатывать ориентированные на клиента инновации и вовлекать в проект значимых стейкхолдеров через различные виды коммуникации
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • - знание основных концепций исследования, оценки и развития эмоциональной осознанности в бизнесе
  • • знание факторов эмоционального здоровья команды и организации
  • • умения анализировать внутренние и внешние эмоциональные факторы поведения индивида, группы и организации, как системы
  • • знание факторов эмоционального здоровья команды
  • • умение определять нерациональные факторы отклонения поведения индивида, группы от выполнения поставленной организационной задачи
  • • владение методиками индивидуальной и командной рефлексии
  • • получение представлений о роли индивида в организации
  • • знание уровней анализа и воздействия на организацию, как на эмоциональную систему
  • • знание факторов эмоционального здоровья организации
  • • умение анализировать внутренние и внешние эмоциональные факторы поведения организации, как системы
  • - знание современных подходы и трендов развития лидерства в компании
  • - знание современных теорий лидерства и моделей развития лидерства в компании.
  • - знание лучших практик подбора лидеров и развития лидеров в компаниях
  • - умение выявлять проблемы, связанные с культурой лидерства и развитием лидерства в компании, и формулировать задачи по развитию лидерства в организации
  • - знание современных теорий лидерства и инструментов развития лидеров
  • • знание основных концепций и понятий в области компетенций будущего и системного подхода к решению проблем
  • • знание основных концепций и методологических подходов к дизайн-мышлению
  • - освоение практических технологий дизайн-мышления для решения деловых и социальных задач
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • РАЗДЕЛ 1. Эмоциональная осознанность в бизнесе. Тема 1. Основы исследования и понимания эмоциональной природы человека
    Нейрофизиологические основы эмоционального и рационального принятия решений и эмпатии. Концепция эмоционального интеллекта, ключевые компоненты ЭИ (модель Саловея-Карузо). Психоаналитический подход к пониманию психической организации личности, типов личности и психологической зрелости (Н.МакВильямс). Главная тема конфликтных отношений и внутренний театр (концепция М. Кетс де Вриса). Компоненты психологической зрелости и развитие способности к рефлексии. Задание на само-исследование в тройках
  • РАЗДЕЛ 1. Эмоциональная осознанность в бизнесе. Тема 2. Эмоциональное здоровье индивида и организации, роль выгорания и стресса
    Влияние эмоций на здоровье индивида. Континуум стресса, дистресс, эустресс. Выгорание: личностные и организационные факторы риска и способы профилактики. Организационное здоровье: индивид как симптом организационного тела (концепция Р.Моргана-Джонса)
  • РАЗДЕЛ 1. Эмоциональная осознанность в бизнесе. Тема 3. Эмоциональная динамика в группах и командах
    Индивидуальная валентность: командная роль на стыке индивидуального и организационного конфликтов. Команда как рационально-эмоциональная система (В.Бион). Типы ролей в командах (Белбина, Адизеса) и влияние психологической динамики команды как системы на командные роли. Рациональные и эмоциональные факторы отбора и формирования команды
  • РАЗДЕЛ 1. Эмоциональная осознанность в бизнесе. Тема 4. Концепция организационной роли
    Системный психодинамический подход к пониманию эмоций личности и организации (Д.Миллер, А.Райс). Понятие роли в организации (С.Лонг). Способы самоанализа с помощью метода биография роли и анализа организационной роли. Демо-сессия и работа в тройках с биографией роли
  • РАЗДЕЛ 1. Эмоциональная осознанность в бизнесе. Тема 5. Организация как эмоциональная система, эмоциональная функция лидера
    Природа тревоги в организации: виды тревоги в организациях. Элементы организации как симптомы способов справляться с тревогой, корпоративна] культура как система защиты от тревоги. Управление рисками-управление тревогой (L. Hirschhorn). Клиническая парадигма управления (Мандфред Кетс де Врис). Эмоциональная нагрузка и роль лидера в организации
  • РАЗДЕЛ 2. Лидерство. Тема 1. Лидерство сегодня и в будущем
    Современные изменения: технологические, культурные, этические, геополитические и лидерство. Изменения бизнес среды и потребностей человека (теории поколений, экономика впечатлений). Вызовы современных бизнес компаний и вызовы лидера.
  • РАЗДЕЛ 2. Лидерство. Тема 2. Лидерство в бизнес-организациях
    Культура лидерства в компании, лидеры – амбассадоры. Лучшие практики: корпоративные инструменты развития лидерства: стажировки, проекты практики, внешние и внутренние ресурсы привлечения лидеров. Различные бизнес-культуры: традиционные бизнес культуры и стар апы ( внешние и внутренние ). TECH лидерство. Что такое технологическая компания. Будущее лидерства в плоских организационных структурах. Программы развития лидеров – международные и локальные. Лидеры в иерархичных структурах и плоских структурах – кто они? Лидеры сообществ: кто они, как развиваются, какая среда необходима для развития лидеров сообществ в компаниях. Управление изменениями в компании: роль лидера, стратегии и тактики управления изменениями. Изменения на уровне сотрудника, команды, организации. Какими изменениями управляет лидер в компании.
  • РАЗДЕЛ 2. Лидерство. Тема 3. Саморазвитие лидера. Путь лидера
    Личностное развитие лидера: ценности, мотивы, качества и экспертность лидера. Самоидентификация лидера. Стили лидерства. Практики, инструменты развития лидера. Парадоксы развития лидера. Кризисы лидера (возрастные\профессиональные). Треки развития лидера: корпоративное развитие, предпринимательство. Инструменты самооценки\оценки лидера. Современные инструменты развития: тренинги, менторинг, наставничество, коучинг. Digital платформы. Модели компетенций и система ценностей лидера. Управление результатами через команду.
  • РАЗДЕЛ 3. Дизайн-мышление. Тема 1. Компетенции будущего. Решение комплексных проблем как одна из ключевых компетенций профессионала и лидера
    Актуальность переосмысления подхода к компетенциям профессионала и лидера будущего. Вызовы современной бизнес-среды и требование к одновременной системности и гибкости мышления. Когнитивные, эмоциональные и социальные навыки. Необходимые привычки и режимы мышления и методологические подходы. Стратегическое, критическое, инновационное мышление как необходимые компетенции для эффективного принятия решений и решения сложных проблем.
  • РАЗДЕЛ 3. Дизайн-мышление. Тема 2. Дизайн-мышление как методологическая рамка для создания и внедрения инновационных и клиентоцентричных решений. Основы и ключевые понятия.
    Язык бизнеса и дизайна: сходства и различия. Природа креативного мышления. Области применения креативного мышления. Различие между креативностью и инновацией. Процесс создания и внедрения инноваций. Дизайн-мышление как объединяющая методологическая рамка и как ценностная установка. Этапы дизайн-мышления и практики на каждом из них.
  • РАЗДЕЛ 3. Дизайн-мышление. Тема 3. Технологический процесс Дизайн-мышления
    Фазы, методы и практика применения дизайн-мышления для решения бизнес и маркетинговых задач. От понимания – к разработке идей – к прототипированию и тестированию – к коммуникации и запуску. Опыт клиента на всем жизненном цикле взаимодействия с организацией. Анализ и совершенствование customer experience с помощью дизайн-мышления как системный процесс. Дизайн-мышление как общий управленческий язык между бизнесом и маркетингом.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Текущий контроль по Разделу 1 (посещаемость и активность на семинарах)
  • неблокирующий Текущий контроль по разделу 1 (выполнение группового задания)
  • неблокирующий эссе
  • неблокирующий Текущий контроль по разделу 2 (индивидуальная и групповая активность на семинарах)
  • неблокирующий Текущий контроль по разделу 2 (индивидуальное домашнее задание)
  • неблокирующий Текущий контроль по разделу 3 (посещаемость и активность на семинарах)
  • блокирует часть оценки/расчета письменный экзамен (выполнение индивидуального проекта)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.3 * Текущий контроль по разделу 1 (выполнение группового задания) + 0.3 * Текущий контроль по Разделу 1 (посещаемость и активность на семинарах) + 0.4 * эссе
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.4 * письменный экзамен (выполнение индивидуального проекта) + 0.2 * Текущий контроль по разделу 2 (индивидуальная и групповая активность на семинарах) + 0.2 * Текущий контроль по разделу 2 (индивидуальное домашнее задание) + 0.2 * Текущий контроль по разделу 3 (посещаемость и активность на семинарах)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Pope-Ruark, R., Moses, J., Tham, J., & Conner, T. (2019). Iterating the Literature: An Early Annotated Bibliography of Design-Thinking Resources. Journal of Business & Technical Communication, 33(4), 456–465. https://doi.org/10.1177/1050651919854096
  • Pressman, A. (2019). Design Thinking : A Guide to Creative Problem Solving for Everyone. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1923524
  • Whitehead, J., Campbell, A., & Finkelstein, S. (2009). Make Better Decisions. Management Today, 44–47. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=36887125
  • Мак-вильямс, Н. (2014). 16 Элементов Психического И Эмоционального Здоровья. Аналитика Культурологии, (30). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15677091