• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

История и диалектология русского языка

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Князев Сергей Владимирович, Пенькова Яна Андреевна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «История и диалектология русского языка» являются: . 1) ознакомление студентов с историей русского языка; 
 . 2) усвоение студентами знаний о законах и принципах языковой эволюции (на 
материале исторической фонологии и исторической морфологии русского и других 
славянских языков); 
 . 3) развитие представлений о внешних (историко-культурных, историко- 
социологических, историко-политических) и внутренних (сугубо лингвистических) 
факторах языковых изменений (на материале русского и других славянских языков); 
 . 4) усвоение знаний о периодизации истории русского языка, о языковом и историко- 
культурном содержании этих периодов; 
 . 5) формирование умений читать и анализировать грамматический и стилистический 
строй памятников восточнославянской письменности эпохи Средневековья. 
 . 6) укрепление и углубление знаний о русской фонетике, фонологии, морфологии (в широком смысле, включая словоизменение, словообразование, акцентологию, 
морфонологию), синтаксисе, лексикологии, семантике; 
 . 7) формирование навыков лингвистического анализа древнего восточнославянского и 
диалектного текста с использованием современных ресурсов и инструментов (словари, грамматики, корпуса, экспериментальные данные). 
 Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: . • Старославянский язык 
 . • Введение в языкознание 
 . • Теория языка 
 . • Лингвистическая типология 
 . • Языковое разнообразие.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать • общую проблематику восточнославянской исторической фонологии и исторической морфологии; • основные черты и специфику языковой эволюции русского языка в сравнении с другими славянскими языками; • основные проблемы и методы диалектологии, историю и современное состояние работ в области фонетики и фонологии языка, базовые типы фонетических единиц и их интерпретацию в рамках различных теоретических моделей, основные типологические особенности фонетических систем русских диалектов; • осознавать многообразие разновидностей языка (литературной нормы, диалектов, просторечия, разговорной речи) и уметь выявлять в тексте грамматические элементы различных подсистем; • историческую основу явлений современного русского языка. Уметь • читать и понимать памятники средневековой восточнославянской письменности; • объяснять историческую природу языковой вариативности в современном русском языке; • осознавать и уметь выделять в тексте многообразие вариантов языка (в частности, элементы, находящиеся в отношениях варьирования разной степени свободы); • уметь описывать особенности русского языка на фоне других славянских, других индоевропейских языков и типологически различных языков мира в целом; • иметь навыки (приобрести опыт)
o лингвистического чтения памятников древневосточнославянской; • письменности и диалектных текстов;
o исторического анализа языковых явлений. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: 
 • Принципы подготовки научно-исследовательской работы 
 • Дисциплины специализации «Русистика» 
 • Дисциплины специализации «Компьютерная лингвистика» 
 • Квалификационные курсовые и дипломная работа; практика 
 • методы полевой работы 
 • языковые контакты 
 • вариационная социолингвистика 
 • язык и политика. 

Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные единицы диалектного членения русского языка
  • может определить тип ритмической структуры диалекта
  • знает состав гласных фонем конкретного диалекта
  • умеет определить тип безударного вокализма после твердых согласных
  • умеет определять тип безударного вокализма после мягких согласных
  • умеет описать тип противопоставления согласных по твердости/мягкости в диалектном тексте
  • знает особенности исходной фонетической системы древнерусского языка; умеет определять основные диалектные особенности, отраженные в памятниках
  • знает этапы преобразования фонетической системы древнерусского языка; умеет определять признаки фонетических изменений в памятниках древней письменности
  • знает формальные особенности раннедревнерусского словоизменения; умеет определять морфологические формы в древнерусском тексте
  • знает этапы формирования субстантивной парадигмы в единственном числе и внеродовой субстантивной парадигмы во множественном числе; особенности истории двойственного числа и формирования категории одушевленности; умеет определять признаки отражения этих изменений в памятниках древней письменности
  • знает этапы эволюции числительных, местоимений и прилагательных; умеет определять признаки отражения этих изменений в памятниках древней письменности
  • знает этапы и особенности эволюции категорий и форм глагола; умеет определять признаки отражения этих изменений в памятниках древней письменности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет истории русского языка
    Предмет истории русского языка: понятия исторической грамматики и истории литературного языка. Источники по истории русского языка. Периодизация истории русского языка. Право-сточнославянские фонетические явления.
  • Исходная фонетическая система
    Система вокализма. Система консонантизма. Ударение. Древнейшие диалектные явления.
  • История преобразования фонетической системы
    Падение редуцированных и его последствия. Переход е в о. История фонем <ô> и <ě>. Изменения в системе консонантизма. История корреляции по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости. История аканья.
  • Формальные особенности раннедревнерусского словоизменения
    Категории и формы существительных в древнерусском языке. Категория рода, числа, падежа, лица (потенциального субъекта). Типы склонений. Диалектные особенности в склонении имен существительных.
  • Формирование родовой субстантивной парадигмы в единственном числе
    Формирование внеродовой субстантивной парадигмы во множественном числе. Утрата категории двойственного числа; развитие категории одушевлённости.
  • История числительных, местоимений и прилагательных
    История числительных, формирование числительного как части речи, история формальных изменений. История местоимений (личных и неличных). История категориальных и формаль-ных изменений имени прилагательного.
  • Глагол
    История категории вида. История форм будущего времени. История форм прошедшего времени. История именных форм глагола. Формирование деепричастий.
  • Основы лингвогеографии
    Понятие национального языка. Разновидности языковых систем: литературный язык, социальные и территориальные диалекты. Понятие говора. Диалектный язык. Взаимодействие говоров и литературного языка. Русские диалекты и языковая политика. Современные говоры как источник для истории русского языка. Основные методы изучения диалектов: монографический и лингвогеографический; диалектная лексикография. Основные способы собирания диалектного материала. Лингвистическая география как раздел лингвистики, изучающий территориальное распространение языковых явлений. Способы лингвистического картографирования. Основные понятия лингвогеографии: изоглосса (пучок изоглосс) и диалектный ареал. Методы определения единиц диалектного членения языка. Основные этапы создания карты диалектного членения русского языка: «Опыт диалектоло-гической карты русского языка в Европе» Н.Н.Дурново, Н.Н.Соколова и Д.Н.Ушакова (1915 г.) и Диалектологический атлас русского языка. Диалектологическая карта русского языка 1964 года. Характеристика основных единиц диалектного членения. Севернорусское и южнорусское наречия, их основные особенности. Среднерусские говоры. Понятие «диалектной зоны». Основные особенности западной зоны говоров. Наиболее представительные группы говоров: Вологодская, Ладого-Тихвинская, Псковская, Владимирско-Поволжская, Восточная (Рязанская), Курско-Орловская, Западная (Смоленская). Место архангельских говоров в диалектном членении русского языка.
  • Исходная фонетическая система.
    Сегментная и суперсегментная фонетика. Фонетические единицы и признаки. Сегментные фонетические единицы (звук, звукотип, фонема), суперсегментные фонетические единицы (слог, фонетическое слово, синтагма) и суперсегментные признаки (ударение и интонация). Диалектные различия, связанные со структурой слога и слогоделением. Вариативность слогоделения в интервокальных группах шумных согласных в южнорусских и среднерусских говорах. Преобладание закрытых слогов в говорах северного наречия. Ударение. Единство фонетической природы ударения (качественно-количественного) в русских говорах. Следы наличия музыкального ударения в говорах с пословным тональным оформлением. Основные разновидности ритмической структуры слова: Ритмическая структура слова как основной фактор, определяющий тип безударного вока-лизма. Диалектные различия в размере синтагмы; говоры с пословным просодическим оформлением. Интонация. Семантическая и оформительская функции интонации. Понятие фразовой позиции. Сильные и слабые фразовые позиции. Различия в реализации фонем в различных фразовых позициях. Диалектные различия в темпе речи. Вопрос о связи темпа речи и наличия/отсутствия редукции безударных гласных.
  • Ударный вокализм в диалектах
    Диалектные различия, связанные с составом гласных фонем. Правила определения наличия или отсутствия фонем <ê> и <ô> в говоре. Зависимость реализации <ê> и <ô> (дифтонгической или монофтонгической) от типа фразовой позиции. Различия в степени мягкости согласных в положении перед <ê> и <е>. Вопрос о смыслоразличительной роли противопоставлений <ê>//<е>, <о>//<ô>, <ê> и <ô>. Диалектные различия, связанные с наличием/отсутствием перехода * ê > и и *е > о в сильной позиции; особенности дистрибуции гласных фонем Два типа слабых позиций для гласных фонем: • позиция под ударением между мягкими согласными; • безударная позиция. Параллелизм между этими позициями в говорах севернорусского наречия. Диалектные различия, связанные с наличием/отсутствием изменения * ê >[и]. Нейтрализация фонем <ê> и <и> как результат этого перехода. Диалектные различия, связанные с наличием/отсутствием изменения *а > [е]. Нейтрализация фонем <а>, <о> , <е> (<ê>) как результат этого перехода.
  • Безударный вокализм после твёрдых согласных
    Говоры с различением (полным или частичным) гласных фонем неверхнего подъема (оканье в широком смысле) и говоры с нейтрализацией всех гласных неверхнего подъема (аканье в широком смысле). Диалектные различия в качестве безударного [о] в окающих говорах. Полное (во всех безударных слогах) и неполное (только в первом предударном слоге) оканье. Зависимость типа оканья от типа ритмической структуры слова. Нейтрализация фонем <o> и <y> в непервом предударном неприкрытом слоге в говорах с неполным оканьем. Межслоговая вокальная ассимиляция в русских говорах. Сильное (недиссимилятивное) и диссимилятивное аканье. Различия в качестве гласного, в котором нейтрализуются гласные при сильном аканье. Основные разновидности диссимилятивного аканья: жиздринское и архаическое. Вопрос о прохоровском диссимилятивном аканье. Вопрос о существовании ассимилятивно-диссимилятивного аканья. Количественная природа диссимилятивного принципа вокализма.
  • Безударный вокализм после мягких согласных
    Различия в качестве гласного, в котором нейтрализуются гласные фонемы неверхнего подъема: иканье/еканье/яканье. Количество нейтрализованных фонем при иканье/еканье/яканье. Наличие/отсутствие зависимости качества безударного гласного при яканье от твердости/мягкости последующего согласного: сильное и умеренное яканье. Наличие/отсутствие зависимости качества безударного гласного при яканье от собственной длительности ударного гласного: сильное и диссимилятивное яканье. Типы диссимилятивного яканья. Качественная природа ассимиляции при ассимилятивном принципе вокализма. Ассимиляция как фонологическое правило (в говорах с ассимилятивно-диссимилятивным яканьем) и как фонетический (коартикуляционный) процесс (в других говорах). Наличие/отсутствие диссимилятивной зависимости между гласными второго и первого предударных слогов. Наличие/отсутствие диссимилятивной зависимости между начальным неприкрытым гласным в первом предударном слоге и ударным гласным. Диалектные различия в реализации гласных в заударных слогах. Ареальные характеристики явлений, определяющих тип предударного вокализма окающих говоров: [и] на месте * ê перед твердыми и перед мягкими согласными, [e] на месте *а перед твердыми и перед мягкими согласными, регулярное или нерегулярное [o] на месте *е и * ê перед твердыми согласными (ёканье). Параллелизм между этими явлениями в ударном и предударном слоге. Вопрос о природе изменения * ê > о перед твердым согласным в некоторых говорах. Гласные других безударных слогов после мягких согласных окающих говоров Гласные безударных слогов после шипящих согласных
  • Консонантизм
    Диалектные различия, связанные с особенностями артикуляционной базы говоров. Ламинальная (дорсальная) и апикальная артикуляция переднеязычных согласных. Твердые и мягкие согласные. Говоры с корреляцией по ДП палатализации/веляризации. Затрудненность палатализации при апикальной артикуляции. Палатальные согласные в соответствии с мягкими переднеязычными литературного языка. Говоры с корреляцией локального ряда  с противопоставлением переднеязычных согласных среднеязычным (палатальным). Говоры с отсутствием противопоставления согласных по твердости/мягкости. Вопрос о составе гласных фонем в этих говорах. Другие особенности, связанные с апикальной артикуляцией переднеязычных согласных: • "шепелявое" произношение [с], [з], [ц]; • невеляризованные переднеязычные [н], [т], [д], "среднее" ("европейское") [l]. Глухие и звонкие согласные. Параметрическая структура дифференциального признака. Говоры с противопоставлением согласных по ДП глухость/звонкость и напряженность/ненапряженность. Фонетические явления, свидетельствующие о наличии в говоре ДП напряженность/ненапряженность: • придыхательные согласные, • прогрессивное направление ассимиляции по голосу, • озвончение глухих в интервокальной позиции, • отсутствие конечного оглушения шумных, • произношение глухих согласных в соответствии со звонкими ЛЯ в начале слова. Заднеязычные согласные. Способ образования звонкого заднеязычного согласного: а) перед гласным, б) перед согласным и на конце слова. Диалектные различия, связанные с реализацией заднеязычных согласных в позиции после мягких согласных (прогрессивное ассимилятивное смягчение) и перед гласными переднего ряда. Вопрос о противопоставленности твердых и мягких заднеязычных перед гласными и на конце слова. Палатальные <к">, <г">, <х">, возможность их нейтрализации с <т">, <д">, <j>. Губные согласные. Диалектные различия, связанные с наличием/отсутствием фонем <ф> и <ф'>. Гиперкоррекция (произношение [ф] на месте <хв>). Губно-зубное или губно-губное образование звонкого согласного: а) перед гласным, б) перед согласным и на конце слова; наличие/отсутствие оглушения в позиции конца слова и перед глухим согласным. Боковые согласные. Реализация твердого бокового согласного перед гласным и в конце слога; наличие/отсутствие нейтрализации с фонемой <в>. Шипящие согласные. Твердое или мягкое произношение шипящих согласных. Наличие/отсутствие зависимости их твердости/мягкости от ряда последующего гласного. Диалектные различия в реализации долгих шипящих (твердость/мягкость, наличие/отсутствие смычного элемента). Аффрикаты. Диалектные различия в количестве аффрикат. Говоры с двумя аффрикатами, дифференциальные признаки аффрикат в этих говорах. Говоры с одной аффрикатой: цоканье, его разновидности. Говоры без аффрикат, вопрос о количестве согласных фонем в этих говорах. Реализация аффрикат в позиции перед согласным. Согласный <j>. Диалектные различия, связанные со способом образования <j>. Реализация <j> в позиции перед [и] при его щелевом/аппроксимантном образовании. Реализация <j> нулем звука, факторы, обусловливающие такую реализацию. Наличие/отсутствие полной ассимиляции <j> предшествующему переднеязычному согласному. Диалектные различия в реализации некоторых консонантных сочетаний: • наличие/отсутствие ассимиляции по назальности в группах дн, бм, вн; • наличие/отсутствие прогрессивной ассимиляции по мягкости в группах [л'д], [л'н], [л'т]; • наличие/отсутствие реализации нулем звука фонем <т> и <т'> в положении конца слова после [с] ([с']).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий домашние задания
  • неблокирующий экзамен 1
  • неблокирующий контрольная работа 2
  • неблокирующий аудиторная работа 2
  • неблокирующий экзамен 2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.4 * аудиторная работа + 0.2 * контрольная работа + 0.4 * экзамен 1
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.05 * аудиторная работа 2 + 0.15 * домашние задания + 0.15 * контрольная работа 2 + 0.5 * Промежуточная аттестация (1 модуль) + 0.15 * экзамен 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Будде Е.Ф. - О говорах Тульской и Орловской губерний. Материалы, исследование и словарь - Издательские архивы - 1904 - 161с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/913774

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Востоков А.Х. - Русская грамматика - Издательство "Лань" - 2013 - 432с. - ISBN: 978-5-507-27857-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/28274