• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Системный анализ и проектирование сложных систем

Статус: Курс обязательный (Компьютерные системы и сети)
Направление: 09.04.01. Информатика и вычислительная техника
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Компьютерные системы и сети
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс дает понятие о системном анализе как о дисциплине изучающей методы моделирования и анализа, возникающих при проектировании сложных технических объектов, когда выбор альтернативного проектного решения требует учета большого объема разнородной информации. Изучаются технологии проектирования технических объектов в системах автоматизированного проектирования. Дается описание системного подхода к проектированию и основных принципов системного подхода при проектировании сложных систем.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цели освоения дисциплины «Системный анализ и проектирование сложных систем»: 1. Формирование у студентов представления о понимании теории и принципов системного анализа. 2. Формирование у студентов принципов проектирования сложных систем. 3. Формирование у студентов принципов построения моделей сложных систем.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Описывает принцип системного подхода и анализа системы
  • Разрабатывает модель системы
  • Применяет основные подходы к моделированию и проектированию сложной системы
  • Разрабатывает модель и выполняет моделирование системы массового обслуживания
  • Разрабатывает план эксперимента, проводит эксперимент, обрабатывает данные и строит модель
  • Выполняет оценку и решение задачи принятия решений
  • Выполняет построение системно-динамической модели
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Принципы системного подхода и анализа
    Системный подход. Определение системы. Классификация систем. Понятия, характеризующие системы. Свойства систем. Сложность систем. Функционирование системы. Связи системы. Причинно-следственные диаграммы. Основные понятия системного анализа. Принципы системного анализа. Задачи системного анализа. Задача декомпозиции. Задача анализа. Задача синтеза. Структура системного анализа.
  • Модели систем
    Моделирование. Модель. Виды моделей. Классификация видов моделирования. Принципы построения моделей. Этапы построения математической модели. Описание систем. Входные сигналы. Возмущающие воздействия. Сигналы управления. Состояния системы. Выходные сигналы. Критерий эффективности.
  • Основные подходы к моделированию и проектированию сложных систем
    Статистический подход. Структурно-функциональный подход. Ситуационное моделирование. Имитационное моделирование. Синергетический подход. Методики функционального проектирования. Методики инфологического проектирования. Методики поведенческого проектирования. Теория массового обслуживания. Сети Петри. Конечные автоматы.
  • Системы массового обслуживания
    Основные понятия задач массового обслуживания. Описание системы массового обслуживания (СМО). Виды СМО. Входящий поток требований. Выходящий поток требований. Правила обслуживания. Дисциплины постановки в очередь. Режимы работы СМО. Алгоритм работы СМО. Моделирование СМО. Основные вероятностные характеристики систем обслуживания. Моделирование потоков. Пуассоновский поток событий. Моделирование обслуживающих аппаратов. Марковский случайный процесс. Составление структуры моделирующего алгоритма.
  • Математическое моделирование систем
    Понятийные и концептуальные модели. Принципы построения понятийных и концептуальных моделей процессов и систем. Оценка точности и достоверности результатов моделирования. Основные понятия планирования эксперимента. Факторное пространство. Общая схема планирования эксперимента. Матрица планирования. Составление линейного плана. Реализация линейного плана и построение линейной модели. Интерпретация результатов. Регрессионный анализ. Дисперсионный анализ
  • Принятие решений в сложных системах
    Понятия о принятии решений. Классификация задач принятия решений. Эксперты, альтернативы. Экспертные оценки. Обработка экспертных оценок. Предпочтения, функция полезности. Попарное сравнение. Метод Саати. Модели принятия решений. Методы решения многокритериальных задач выбора. Методы поиска решений. Применение теории нечетких множеств для решения задач оптимального выбора.
  • Метод системной динамики
    Системная динамика. Принципы системной динамики. Структурные элементы моделирования. Принципы построения моделей. Математический аппарат. Системно-динамические модели. Процедура построения системно-динамической модели по Дж. Форрестеру.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание в 1 модуле
  • блокирует часть оценки/расчета экзамен1
  • неблокирующий Контрольные работы на лекциях в 1 модуле
    Каждая контрольная работа на лекциях оценивается по 10-и балльной шкале. Для определения Оконтр.лек1 сумма всех полученных за контрольные работы баллов делится на максимально возможный суммарный балл и умножается на 10.
  • блокирует часть оценки/расчета экзамен2
    Итоговый экзамен во 2-м модуле проводится в устной форме по экзаменационным билетам, которые содержат 2 вопроса. Вопросы составлены на основе рассмотренного на семинарах материала и выданных контрольных и домашних заданий. На подготовку к ответу отводится 40 минут. Во время ответа студент может пользоваться экзаменационным листом, составленным на экзамене при подготовке к ответу. Печатными и другими рукописными материалами, а также электронными устройствами при подготовке к ответу пользоваться не разрешается. После ответа преподаватель может задать дополнительные вопросы по темам билета. Оценивается ответ студента на вопросы, содержащиеся в билете, а также на дополнительные вопросы. Оценка за экзамен выставляется как средняя арифметическая оценка ответов на 2 вопроса. Оценки за экзамен выставляются по 10-балльной шкале и объявляются студентам по окончании экзамена.
  • неблокирующий Контрольные работы на практических занятиях в 1 модуле
  • неблокирующий Домашнее задание 2 модуль
  • неблокирующий Контрольные работы на лекциях в 2 модуле
    Каждая контрольная работа на лекции оценивается по 10-и балльной шкале. Для определения Оконтр.лек2 сумма всех полученных за контрольные работы баллов делится на максимально возможный суммарный балл и умножается на 10.
  • неблокирующий Контрольные работы на практических занятиях во 2 модуле
    Каждая контрольная работа на практических занятиях оценивается по 10-и балльной шкале. Для определения Оконтр.сем2 сумма всех полученных баллов за контрольные работы на практических занятиях делится на максимально возможный суммарный балл и умножается на 10.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.25 * Домашнее задание в 1 модуле + 0.1 * Контрольные работы на лекциях в 1 модуле + 0.25 * Контрольные работы на практических занятиях в 1 модуле + 0.4 * экзамен1
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Домашнее задание 2 модуль + 0.1 * Контрольные работы на лекциях в 2 модуле + 0.25 * Контрольные работы на практических занятиях во 2 модуле + 0.4 * экзамен2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Теория систем и системный анализ / Вдовин В.М., Суркова Л.Е., Валентинов В.А., - 3-е изд. - М.:Дашков и К, 2018. - 644 с.: ISBN 978-5-394-02139-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/415155

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Системный анализ, оптимизация и принятие решений : учебник для студентов высших учебных заведений / В.А. Кузнецов, А.А. Черепахин. — М. : КУРС : ИНФРА-М, 2017. — 256 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/908528
  • Тарасенко, Ф.П. Прикладной системный анализ. : учебное пособие / Тарасенко Ф.П. — Москва : КноРус, 2019. — 321 с. — ISBN 978-5-406-06563-1. — URL: https://book.ru/book/929657 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.