• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Менеджмент ИТ-продукта

Статус: Курс обязательный (Бизнес-информатика)
Направление: 38.03.05. Бизнес-информатика
Кто читает: Кафедра инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий
Когда читается: 2-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина "Менеджмент ИТ-продукта" входит в цикл обязательных дисциплин обеспечивающих базовую подготовку бакалавров по направлению 38.03.05 - "Бизнес-информатика". Наряду с базовыми знаниями в области управления продуктами и проектами курс знакомит студентов с основными концепциями менеджмента, рассматривает развитие и современное состояние управленческой науки. Курс предполагает сочетание теоретических и практических занятий. Практические занятия имеют целью освоение базовых навыков управленческого анализа, принятия и реализации управленческих решений. В процессе изучения дисциплины студенты приобретают навыки использования классических инструментов стратегического анализа на материалах российских и западных кейсов. Методика кейс-анализа предполагает освоение студентами моделей и инструментов анализа, апробированных в практике управления продуктами и проектами. В самостоятельную работу студента входит освоение классических концепций теории менеджмента по рекомендуемой учебной и научной литературе, освоение онлайн-курса на платформе Coursera, подготовка к практическим занятиям, промежуточному и итоговому контролю знаний. В 4 модуле 2019/2020 учебного года лекции будут проходить в онлайн-формате на платформах Webinar, MS Teams, либо Zoom, с использованием видео лекций доцента кафедры общего и стратегического менеджмента З.Б. Саидова. Семинары будут проходить в онлайн-формате на платформе MS Teams. Промежуточный контроль будет проходить в онлайн-формате на платформе LMS, либо MS Teams с использованием технологии прокторинга.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Менеджмент ИТ-продукта» являются формирование у студентов направления «Бизнес-информатика» системного видения организации и ее окружения, а также факторов, оказывающих воздействие на принятие управленческих решений, в том числе в области управления продуктами организации; понимания влияния исторического экономического и социального контекстов на применяемые методы и инструменты менеджмента; теоретических знаний об основах управленческой деятельности, функциях и принципах менеджмента, в том числе в сфере профессиональной деятельности, связанной с профилем подготовки; компетенций эффективного выполнения управленческих функций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент должен внятно понимать и иметь возможность представить степень прогресса теории менеджмента с 1900 гг. по настоящее время, в частности введенные новые конструкты в описании структур и процессов организации.
  • Знать функциональные процессы в организации.
  • Быть знакомы с понятиями продукт и проект.
  • Иметь представление и проводить различие между понятиями изобретение и инновации.
  • Иметь представление о важнейших навыках и компетенциях продакт- и проджект-менеджеров ; методах их формирования и развития.
  • Знать методы идентификации основных групп стейкхолдеров организации.
  • Иметь представление об основных методологиях работы с потребителями фирмы. Понимать разницу между CustDev и UX-исследованиями.
  • Иметь представления об основных метриках и целесообразности их использования продакт-менеджером.
  • Иметь представление что такое дорожная карта (план действий) процесса разработки инновационного продукта.
  • Уметь инициировать и управлять процессами создания и управления высокотехнологичным (инновационным) продуктом в организации.
  • Быть знакомым с понятием корневые компетенции
  • Знать методы идентификации корневых компетенций организации
  • Иметь представление и проводить различие между понятиями "корневые компетенции" и "ключевые факторы успеха"
  • Иметь представление об основных требованиях к организации работы проектной команды и целесообразности их использования при разработке ИТ-продукта
  • Иметь представления об основных рисках проекта и уметь их учитывать в процессе разработки ИТ-продукта
  • Иметь представление об особенностях выстраивания коммуникаций с участниками проектной команды
  • Знать, что такое потребительский и конкурентный анализ
  • Иметь представление об организации стратегия продвижения и основные ее этапы
  • Иметь представление что такое MVP и зачем он необходим в процессе разработки ИТ-продукта
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Онлайн-модуль.
    Серия занятий из базовых онлайн-курсов для знакомства с основами менеджмента и современным трендами его развития.
  • Тема 2. Введение в основы управления проектами и продуктами
    Различие между проектом и продуктом. Основные роли и компетенции продакт и проджект-менеджера. Подходы к формированию и развитию базовых компетенций. Введение в основы анализа рынков компании и подход к ценностному предложению адекватного продукта.
  • Тема 3. Методологии работы с потребителем.
    Базовая модель стейкхолдеров организации. Методологии CustDev и UX-исследований, в чем их разница. Что такое метрики, их необходимость и условия для применения.
  • Тема 4. Составление дорожной карты (плана действий).
    Составление дорожной карты (плана действий) по созданию и продвижению нового продукта. Подходы к формировнаию и управлению процесса генерирования идей по созданию продукта. Запуск процесса реализаций нововведений.
  • Тема 5. Анализ корневых компетенций. Методология разработки ИТ-продукта.
    Обзор классических методологий, их преимуществ и недостатков. Обзор новых методологий. Подходы к построению процессов внутри выбранной методологии.
  • Тема 6. Требования, риски, оценка и работа с командой.
    Обзор инструментов по мониторингу реализации процесса нововведения. Диаграмма Гантта. Типы требовании и предпосылки к их внедрению в процесс контроля. Методы оценивания задач. Подходы к управление рисками.
  • Тема 7. Маркетинг.
    Определение клиентов - текущая ситуация и перспектива. Конкуренты и и подходы к ведению успешной конкурентной борьбы. Стратегии позиционирования и продвижения.
  • Тема 8. MVP. Особенности работы стартапов.
    Содержание понятия MVP и необходимость его реализации. Подходы к прототипированию и тестированию на клиентах компании. Обзор особенностей создания и функционирования стартапов как инновационных ИТ-продуктов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Индивидуальное участие на семинарах (посещение и активность на занятиях)
  • неблокирующий Домашнее задание (групповые презентации по теоретическому и практическому блокам)
  • неблокирующий Оценка онлайн-курса
  • блокирующий Экзамен (письменная работа)
    Форма экзамена: Экзамен проводится в письменной форме (ответы на открытые вопросы к кейсам) с использованием асинхронного прокторинга. Асинхронный прокторинг означает, что за всеми действиями студента во время проведения экзамена будет “наблюдать” компьютер. Процесс проведения экзамена записывается, анализируется искусственным интеллектом и человеком (проктором). Пожалуйста, будьте внимательны и чётко следуйте инструкциям! Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе StartExam, онлайн платформе для проведения тестовых заданий различного уровня сложности. Ссылка на прохождение экзаменационного задания будет доступна студенту в РУЗ. Прокторинг будет проводится платформой Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://eduhseru-my.sharepoint.com/:b:/g/personal/vsukhomlinov_hse_ru/EUhZkYaRxQRLh9bSkXKptkUBjy7gGBj39W_pwqgqqNo_aA?e=fn0t9N Для участия в экзамене студент обязан: Подготовить документ, удостоверяющий личность (паспорт, разворот с именем и фотографией) для идентификации перед началом выполнения экзаменационного задания; Проверить работу видеокамеры и микрофона, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Подготовить необходимые для выполнения экзаменационных заданий инструментов (ручка, листы бумаги, калькулятор и т. д.); Отключить в диспетчере задач компьютера иные приложения, кроме браузера, в котором будет выполняться вход на платформу StartExam. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 7 дней до даты проведения экзамена проинформировать об этом преподавателя или сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзаменах. Во время экзамена студентам запрещено: Выключать видеокамеру, микрофон; Пользоваться конспектами, учебниками, прочими учебными материалами; Покидать место выполнения экзаменационного задания (выходить за угол обзора камеры); Отводить взгляд от экрана компьютера, рабочего стола; Пользоваться умными гаджетами (смартфон, планшет и др.); Привлекать посторонних лиц для помощи в проведении экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий; Вслух громко зачитывать задания. Во время экзамена студентам разрешено: Использовать бумагу, ручку для ведения записей, расчетов; Использовать калькулятор для расчетов. Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam не более 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam более 1 минуты. Долговременное нарушение связи во время экзамена является основанием для принятия решения о прекращении экзамена и выставление оценки “неудовлетворительно” (0 по десятибалльной шкале. В случае долговременного нарушения связи с платформой StartExam во время выполнения экзаменационного задания, студент должен уведомить об этом преподавателя, зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Домашнее задание (групповые презентации по теоретическому и практическому блокам) + 0.15 * Индивидуальное участие на семинарах (посещение и активность на занятиях) + 0.15 * Оценка онлайн-курса + 0.4 * Экзамен (письменная работа)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Менеджмент, Дафт, Р. Л., 2007
  • Теория организации : учебник для вузов, Дафт, Р. Л., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Buchanan, I. C. (2007). Emerging Giants: Building World-Class Companies in Developing Countries. Harvard Business Review, 85(4), 133–134. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=97080283
  • Chaffey, D. (2015). Digital Business and E-Commerce Management (Vol. Sixth edition). Harlow: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1419053
  • Mintzberg, H. (2013). Simply Managing : What Managers Do — and Can Do Better (Vol. 1st ed). San Francisco: Berrett-Koehler Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=581868
  • Классические работы по менеджменту: Учебное пособие / Друкер П., Григорян И., Медведь О., - 2-е изд. - М.:Альп. Бизнес Букс, Сколково, 2016. - 220 с.: 70x100 1/16. - (Сколково) ISBN 978-5-9614-5345-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/913971
  • Общий менеджмент: концепции и комментарии : учебник для вузов, Дятлов, А. Н., 2007
  • Управление бизнесом. Серия Harvard Business Review. Альпина Паблишер. URL: http://lib.alpinadigital.ru/ru/library/book/8923