• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Цивилизации и культуры в Восточной Азии

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 41.04.05. Международные отношения
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Международные отношения: европейские и азиатские исследования
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Актуальность курса «Цивилизации и культуры в Восточной Азии» обусловлена углублением в условиях глобализации процессов демонтирования и разрушения традиционных культурно-цивилизационных институтов в странах Восточной Азии, необходимостью сохранения классических культурно – конфессиональных ценностей этносов и народностей данного региона. Целью освоения студентами дисциплины «Цивилизации и культуры в Восточной Азии» является формирование у студентов теоретических основ страновых моделей культурно-цивилизационных характеристик данного региона, определение общих и специфических черт их развития. В результате освоения данной дисциплины студенты должны знать: как содержание, структуру и ключевые параметры отдельных национальных моделей, так и в целом культурно-цивилизационный облик Восточной Азии, ее основные измерения, включая конфессиональные особенности, специфику современной политической культуры, характер и сценарии дальнейшей эволюции. Уметь: определять базовый тип цивилизации, оперировать конкретными культурологическими и этно-конфессиональными данными; анализировать возникающие процессы в регионе не только с точки зрения политико-экономических, но и культурно-цивилизационных закономерностей и особенностей региона. Владеть: основными навыками анализа различных традиционных цивилизационных моделей – конфуцианской, буддийской, синтоистской и других. Уметь применять полученные знания при анализе международно-политических ситуаций в регионе, формировать профессиональные, коммуникационные компетенции, то есть уметь работать в иной культурно-цивилизационной среде, с иными историческими нормами, условиями и особенностями развития.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Понимать страновые и региональные типы восточноазиатских идентичностей,влияющих на развитие международных отношений в Восточной Азии.
  • Овладеть навыками анализа природы международных отношений через понимание цивилизационной специфики регионов Восточной Азии.
  • Ознакомить студентов с особенностями и возможностями культурно-гуманитарной сферы межгосударственных отношений.
  • Дать общее понимание проблемы, отталкиваясь от которого студенты сами смогут подбирать источники в ходе подготовки презентации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Объясняет типологию (классификацию) социо-культурных идентичностей в системе «Запад – Восток», этапы развития восточноазиатских цивилизаций.
  • Объясняет понятие «Большая Восточная Азия», особенности и характеристики социо-культурных идентичностей «Большой Восточной Азии».
  • Интерпретирует социо-культурную идентичность Восточной Азии – страновые модели.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Цивилизации и культуры на Востоке
    1) Введение в проблематику курса. Типология (классификация) социо-культурных идентичностей в системе «Запад – Восток». 2) Теоретические и методологические проблемы формирования восточноазиатских иден-тичностей (культура, социальные, этические и цивилизационные аспекты) 3) Особенности политической культуры на Востоке. 4) Социо-культурная идентичность в Восточной Азии – традиции и современность. 5) Цивилизационные особенности народов региона Восточной Азии. От традиционного общества к современному. Этапы развития восточноазиатских цивилизаций.
  • Социо-культурная идентичность Восточной Азии. Региональные аспекты. История и со-временность
    1. Понятие «Большая Восточная Азия» - международно-региональные, цивилизационные и страновые рамки. 2. Социо-культурные идентичности Северо-Восточной Азии (КНР, Тайвань, государства Корейского полуострова, Япония, Монголия). 3. Социо-культурные идентичности Юго-Восточной Азии (Индонезия, Филиппины, Малайзия, Таиланд, Сингапур, Мьянма, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Бруней). 4. Социо-культурные идентичности сопредельных регионов – Тихо-океанского (Австралия, Новая Зеландия, Океания), Южной Азии (ин-дия и др.), Центральной Азии (Казахстан и др.), российского Дальнего Востока РФ. 5. Сравнительные характеристики социо-культурных идентичностей «Большой Восточной Азии». Культура, религия, этнический состав.
  • Социо-культурная идентичность Восточной Азии – страновые модели
    1. Японская модель идентичности – история, культура, политика, религия. 2. КНР – Тайвань. Сравнительный анализ социо-культурных, политических и других параметров идентичности. 3. Идентичности государств Корейского полуострова (РК и КНДР) – общее и особен-ное. Перспективы социо-культурного и политического объединения. 4. Монгольская модель – кочевая (буддийская) цивилизация в современных реалиях. 5. Индонезийская модель. Поликонфессиональный и многонациональный вариант идентичности. 6. Филиппинский вариант социо-культурной идентичности. 7. Малайзия – культура, политика, история, современность. Проблемы идентичности нации и государства. 8. Таиланд, проблемы идентичности. 9. Вьетнам – идентичность и политика. 10. Лаос, Камбоджа – проблемы идентичности. 11. Мьянма – формирование идентичности и социо-культурные реалии. 12. Бруней – модель идентичности. 13. Австралия, Новая Зеландия – «западная идентичность» в АТР. Особенности и ос-новы социо-культурных моделей.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях и качество выступлений
  • неблокирующий Презентация
    5-7 минут, слайды, научный аппарат, список литературы.
  • блокирующий Ответ на экзамене
    Экзамен проводится на платформе MS Teams. Список вопросов заранее магистрантам не дается. Разрешается пользоваться конспектами и материалами работы на семинаре. В билете два вопроса – по социо-культурным идентичностям Восточной Азии, подготовка 30 ми-нут, ответ 15 мин. Магистрант выбирает один и отвечает на него. Если на зачете студент получил меньше 4-х баллов, этот результат является блокирующим для вычисления средневзвешенной оценки, т. е. все предыдущие результаты не учитываются, и студент получает неудовлетворительную оценку.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Активность на семинарских занятиях и качество выступлений + 0.6 * Ответ на экзамене + 0.2 * Презентация
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Lam, P. E., & Lim, T.-W. (2017). Politics, Culture And Identities In East Asia: Integration And Division. Singapore: World Scientific. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1609337

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Всеобщая история. Т.2: Восток и Запад в Средние века, Васильев Л. С., 2012
  • История Востока. Т.1: ., Васильев Л. С., 2003
  • История Востока. Т.2: ., Васильев Л. С., 2003