• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Научно-исследовательский семинар "Логика, эпистемология и методы философского исследования"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Философия)
Направление: 47.03.01. Философия
Кто читает: Школа философии
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Долгоруков Виталий Владимирович, Климова Светлана Мушаиловна, Мишура Александр Сергеевич
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар "Логика, эпистемология и методы философского исследования" посвящен развитию навыков самостоятельного философского исследования с целью обоснования собственной философской позиции. В ходе семинара студенты осваивают основные способы и приемы философского мышления, а также учатся использовать конкретные философские методы в собственных исследованиях
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью семинара является подготовка студентов к самостоятельной исследовательской деятельности и методологически корректному обоснованию собственной философской позиции.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студенты должны понять специфику изучаемого предмета, отрефлексировать цели и задачи своего вхождения в будущую профессию
  • навыки полемики и дискуссионных герменевтических исследовательских научных полей
  • у студентов должны формироваться навыки не только понимания содержания текста, но и способов его анализа - герменевтических и диалектических аспектов конструирования авторского текста
  • у студентов должны формироваться навыки не только понимания содержания текста, но и способов его анализа - герменевтических, дедуктивных, диалектических аспектов конструирования авторского текста: например, можно предложить переписать текст, опираясь на разные методики
  • у студентов должны формироваться навыки не только понимания содержания текста, но и способов его анализа - герменевтических и диалектических аспектов конструирования авторского текста. На данном этапе студенты учатся отличать разные виды текстов и аргументации
  • завершающий этап - дискуссии позволяет студентам на основе изученного провести самостоятельную аналитику темы в игровой форме разбора некоего кейса. В заключении пишется небольшая итоговая контрольная работа, позволяющая проверить усвоение базовых понятий и методов работы в курсе. В качестве кейса может быть выбрано обсуждение природы мышления, рассматриваемое с религиозных позиций (дар Бога) естественно-научных (развитие мозга), и с философских (диалектика)
  • умеет применять инструменты современной логики для анализа проблематики формальной эпистемологии
  • знает основные значения понятия "диалектика"
  • умеет выявлять в тексте структуру диалектического опровержения
  • формулирует примеры диалектического рассуждения
  • знает форму трансцендентального аргумента
  • умеет самостоятельно формулировать примеры трансцендентальных аргументов
  • знает основные стратегии критики трансцендентальных аргументов
  • знает основные задачи феноменологического метода
  • умеет применять феноменологический метод в пошаговой интерпретации Г. Шпигельберга
  • знает основные этапы становления герменевтики
  • умеет приводить примеры герменевтического круга
  • умеет применять основные понятия герменевтики Х.Г. Гадамера к анализу текстов.
  • знает основные подходы к понятию концептуального анализа в современной философии
  • знает парадокс анализа Дж. Э. Мура и оснваные стратегии его преодоления
  • знает основные задачи методы мысленных экспериментов
  • умеет формулировать мысленные эксперименты различных видов
  • знает основные ограничения и стратегии критики метода мысленных экспериментов
  • знает основные направления методологии конструирования понятий
  • знает основные задачи методологии конструирования понятий
  • умеет применять базовые техники конструирования понятий
  • знает основные стратегии критики метода конструирования понятий
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема1. Вводное занятие: Виды и специфика научно-исследовательской работы в ВУЗе, проблема изучения текстов; виды текстов; философский текст, его разновидности
    Обсуждение природы текста, герменевтические приемы анализа, определение ФТ.
  • Тема 2. Обсуждение вводной статьи М.К. Мамардашвили «Что такое философия»
    Анализ природы текста, понимание приемов конструирования текста, способов аргументации и логического анализа изложения идей
  • Тема 3. Обсуждение фрагмента статьи Э.В. Ильенкова «Учиться мыслить»
    Понимание природы мышления, отличие мышления от формальной логики, анализ связи мышления и морали
  • Тема4. Обсуждение фрагмента статьи Л. Шестова «Об источниках познания»
    Понять способ мышления и аргументации на примере русской философской традиции, попытка схватить суть религиозного способа «аргументации»
  • Тема5 Итоговая дискуссия и контрольная работа
    Развитие навыков диалогизирования и устного аудирования текстов. Итоговая контрольная. как умение письменно закрепить полученные знания и умения
  • Диалектика
    Многозначность понятия диалектики. Диалектика метод ведения беседы. Эленхос у Платона. Диалектика как онтологический и эпистемологический тезис. Диалектическое мышление.
  • Трансцендентальные аргументы
    Понятие трансцендентального. Трансценденталии в средневековой мысли. Трансформация понятия трансцендентального после Канта. Форма трансцендентального аргумента. Понятие метафизической необходимости. Критика трансцендентальных аргументов в современной философии.
  • Феноменология
    Многообразие феноменологических подходов. Задачи феноменологии. Критика редукционизма. Феноменологический метод в пошаговой интерпретации Г. Шпигельберга.
  • Герменевтика
    Понятие герменевтики. Уровни понимания текста в античной и средневековой философии. Аллегорический метод интерпретации. Понятие герменевтического круга. Герменевтика Шлейермахера. Герменевтика как основной метод гуманитарных наук. Основные понятия герменевтики Х.Г. Гадамера
  • Концептуальный анализ
    Многообразие методов концептуального анализа. Диэреза Платона как форма концептуального анализа. Концептуальный анализ как поиск необходимых и достаточных условий применения понятия. Концептуальный анализ в философии обыденного языка. Парадокс анализа.
  • Мысленные эксперименты
    История понятия мысленных экспериментов. Задачи мысленных экспериментов. Виды мысленных экспериментов. Методология построения мысленных экспериментов. Ограничения метода мысленных экспериментов.
  • Метод конструирования понятий
    Конструирование понятий как альтернатива анализу понятий. Задачи метода конструирования понятий. Дискуссия о возможности конструирования понятий. Техники конструирования понятий.
  • Логика: дополнительные главы
    Аксиомы редукции для логики публичного обновления. Вероятностная эпистемическая логика.Событийные модели в динамической эпистемической логике. «Стрелочные» обновления. Модели социального влияния в динамической эпистемической логике.Элементы формальной эпистемологии: проблема Гетьера, парадокс Мура, парадокс Монти Холла.Теорема о полноте для аксиоматического построения некоторых модальных логик (K, S5, K.t).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Оценка за аудиторную работу в 3 и 4 модулях
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Презентация результатов самостоятельной работы на семинарах
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Презентация результатов самостоятельной работы на семинарах + 0.7 * Эссе
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Промежуточная аттестация (4 модуль) является итоговой годовой оценкой. Итоговая годовая оценка (ИТОГ) рассчитывается по следующей формуле: ИТОГ = 0.5*И12 + 0.25*И3 + 0.25*И4.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Cassam, Q. (1987). Transcendental Arguments, Transcendental Synthesis and Transcendental Idealism. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D0985114
  • Gadamer, H.-G., Marshall, D. G., & Weinsheimer, J. (2013). Truth and Method (Vol. 1st paperback ed. translation revised by Joel Weinsheimer and Donald G. Marshall). London, England: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=602562
  • Gallagher, S., & Schmicking, D. (2009). Handbook of Phenomenology and Cognitive Science. Dordrecht: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=341137
  • Jackson, F. From Metaphysics to Ethics: A Defence of Conceptual Analysis. New York: Oxford University Press, 2000.
  • Rescher, N. (2006). Philosophical Dialectics : An Essay on Metaphilosophy. Albany: State University of New York Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=158796
  • Rescher, N. (2007). Dialectics : A Classical Approach to Inquiry. Frankfurt: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=603494
  • Sergey Katrechko. (2016). On Kant’s Transcendental Argument(s). Con-Textos Kantianos: International Journal of Philosophy, (4), 98. https://doi.org/10.5281/zenodo.163992
  • Sorensen, R. A. (1998). Thought Experiments (Vol. [pbk. reprint 1998]). New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=23526
  • Введение в логику : унив. курс: учебник для вузов, Бочаров, В. А., 2008
  • Шестов Л. И. - ФИЛОСОФИЯ ТРАГЕДИИ. ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 365с. - ISBN: 978-5-534-06144-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-tragedii-izbrannye-raboty-441903
  • Шестов Л. И. ; под науч. ред. Ахутина А.В. - РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ. НА ВЕСАХ ИОВА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 464с. - ISBN: 978-5-534-01625-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-religioznaya-filosofiya-na-vesah-iova-437790

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Основы логики : учебник для вузов, Бочаров, В. А., 2009